Мною разработана дополнительная предпрофессиональная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Живопись"по учебному предмету "Цветоведение". В ней последовательно, системно и планомерно изложены знания и развития умений обучающихся. Она включает в себя теоретические и практические знания, направленные на формирование у обучающихся основных понятий по цветоведению.
Согласовано: Утверждаю:
на методическом совете Директор МБО ДО « ДШИ» МР
Уфимский район
Колосков А.М. ___________
«____» «_______» 2018 «____» «_______» 2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область ПО.01. Художественное творчество
Программа по учебному предмету
В.02.Цветоведение
Муниципальной бюджетной организации
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
муниципального района
Уфимский район
Составитель:
Мерзлякова Юлия Викторовна
д. Николаевка1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
• Срок реализации учебного предмета;
• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
• Форма проведения учебных аудиторных занятий;
• Цель и задачи учебного предмета;
• Обоснование структуры программы учебного предмета;
• Методы обучения;
• Описание материальнотехнических условий реализации учебного предмета;
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Учебнотематический план;
• Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.
• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
• Критерии оценки;
5.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
• Методические рекомендации преподавателям;
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
• Список методической литературы.
• Список учебной литературы.
• Средства обучения.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Цветоведение» разработана на основе и
с учетом федеральных государственных требований к дополнительнойпредпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Цветоведение» это последовательное, системное,
планомерное изложение знаний и развитие умений и навыков.
Программа по «Цветоведению» включает ряд теоретических и
практических знаний, направлена на формирование у учащихся понятия
цветовых гармоний, закрепление понятия о колорите, для осознанного
представления общей композиционно – колористической задачи своих
творческих работ, четкого понимания какой эмоциональный отклик на твою
работу должен возникнуть у зрителя.
В процессе обучения учащиеся повторяют и закрепляют знания о цвете, его
физических свойствах, психологические характеристики, изучают
классификации цвета, законы цветового круга, изучают теорию гармоничных
цветовых сочетаний и влияние цвета на человека
Программа развивает умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно
эстетического вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность,
терпение, усидчивость, дает возможность для дальнейшего творческого роста
личности.
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных
и государственных требованиях.
Темы заданий программы «Цветоведение» продуманы с учетом возрастных
особенностей детей и соответствуют минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Цветоведение» один год в рамках
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Живопись» с 5 летним сроком обучения. Период обучения – 1 класс.
Возраст учащихся: 1 класс 1012 лет. Продолжительность занятий составляет
40 минут.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предметаОбщий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного
предмета «Цветоведение» составляет 66 часов, в том числе аудиторные
занятия 33 час, самостоятельная работа 33часа.
Сведения о затратах учебного
времени и графике промежуточной
аттестации
Учебный предмет «Цветоведение» со сроком обучения 1 год
(программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)
Вид учебной
работы
Годы обучения
1 класс
Всего часов
1 полугодие
1 полугодие
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка
Вид промежуточной
аттестации
16
16
32
33
33
66
17
17
34
просмотр
Форма проведения учебных занятийУчебные занятия по учебному предмету «Цветоведение» проводятся в
форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы.
Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых
занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: Обучение колористическому мышлению в области создания
художественного образа. Социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается посредством следующих задач:
Обучающие
изучение основных характеристик цвета (в том числе и температурных
и весовых);
учить решать композиционно – колористические задачи в своих
творческих произведениях;
познакомиться с различными теориями гармоничных сочетаний
цветов, созданными Б.В.Освальдом, В.Козловым;
познакомиться с цветовой системой М.Матюшина;
освоение практических приёмов;
В числе развивающих задач на уроках цветоведения можно назвать
следующие:
развитие зрительной памяти и образного мышления;
воспитание художественного вкуса, наблюдательности;
развитие творческих способностей;
развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.
Воспитательные
Воспитать этические нормы поведения, способность работать в
коллективе и подчиняться общим требованиям и правилам, принятым в школе
искусств; Воспитать умение тактично и уважительно относиться к работам
своих товарищей.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
•
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
•
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
требования к уровню подготовки обучающихся;
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
•
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных
целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях изобразительного творчества.Описанный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные методики.
Описание материальнотехнических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного
материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по
изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская
должна быть оснащена мольбертами,
подиумами, софитами,
компьютером, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Цветоведение» составлена с учетом принципов
наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета
построено с учетом возрастных особенностей детей.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения.
Предлагаемые темы заданий по предмету носят рекомендательный характер, преподаватель
может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность
творчески применять на занятиях авторские методики. Программа помогает
подготовить учащихся к изучению предмета «Живопись» и «Станковая композиция».
Задания знакомят учащихся с основными и дополнительными цветами, со
свойством живописных материалов, приемами работы акварелью и гуашью, дети
изучают тональные и цветовые контрасты, цветовые гармонии.№ Наименование раздела,
темы
Вид
занятия
Учебнотематический план
Содержание
Общий объем времени (в
часах)
Самосто
ятельная
работа
Аудитор
ные
занятия
Макси
мальная
учебная
нагрузка
I полугодие
Раздел 1.
Хроматические и
ахроматические
цвета
Вводная беседа о
цвете, особенностях
цветового
восприятия
1.1.
5.09
1.2
12.09
Значение
цвета в жизни
человека.
урок Бесседа о цвете, о восприятии
цвета человеком.свойства цвета.
Физика цвета.
Самостоятельная работа:
найти информацию об опыте
Ньютона с трехгранной призмой.
урок Цвет в окружающем мире. Беседа о
значении цвета в жизни человека.
Самостоятельная работа:
подготовить видеоряд цвет в жизни
человека.
Основные цвета.
урок
1.3
19.09
26.09
3.10
10.10
Знакомство с основными цветами.
Знакомство с материалами и
инструментами,
свойствами
художественных материалов.
Творческое задание: выполнить
орнамент
с
использованием основных цветов.
Самостоятельная работа:
выполнить
«Листопад».
квадрате
работы
в
эскиз
2
2
8
1
1
4
1
1
4Составные цвета
урок
1.4
17.10
24.10
7.11
14.11
1.5.
21.11
28.11
6.12
13.12
«Цветовой круг».
Основные
характеристики
цвета.
урок
1.6
20.12
27.12
Насыщенные и
малонасыщенные
цвета
урок
Знакомство с понятием «Составные
Способы получения
цвета».
составных цветов.
Изучение
возможностей составных цветов.
Выполнение работы «Листопад».
Самостоятельная работа:
Закрепление пройденного
материала, выполнить упражнение
на получение цветовой растяжки
разных составных цветов.
Знакомство с понятием «Цветовой
круг», последовательностью
спектрального расположения
цветов. Выполнение работы
«Цветовой круг».
Самостоятельная работа:
Выполнить орнамент с
дополнительными цветами.
Знакомство с понятием
«насыщенные и малонасыщенные
цвета», цветовая палитра
насыщенных цветов. Получение
малонасыщенных цветов с
использованием черной и белой
краски.
Выполнение цветовой шкалы
малонасыщенных цветов с
использованием белой краски.
Самостоятельная работа:
Выполнение цветовой шкалы
малонасыщенных цветов с
использованием черной краски.
8
4
4
8
4
4
4
2
2
32
16
16Ахроматические цвета.
1.7.
16.01
23.01
Раздел 2. Цветовые
гармонии.
2.1.
30.01
6.02
13.02
Однотоновые цветовые
гармонии. Теория
гармоничных сочетаний.
Родственные гармонии.
Родственно – контрастные
цветовые гармонии
2.2.
20.02
27.02
6.03
13.03
3.3.
20.03
3.04
10.04
17.04
4
2
2
6
3
3
II полугодие
урок Белый и черный цвет.
Определение оттенков
хроматических цветов .
«Световая шкала».
Выполнение растяжек
разного тона.
Самостоятельная работа:
Подобрать работы
художников , выполненных
преимущественно белой и
черной краской.
Урок Познакомить с понятием
«Цветовые гармонии»,
виды «цветовых гармоний».
Однотоновая гармония,
способы получения
гармонии из одного цвета ,
черной и белой краской.
Выполнить творческую
работу «Натюрморт».
Самостоятельная работа:
Выполнить композицию
«Бабушкины клубки».
Урок Понятие «Родственные
8
4
4
урок Понятие «Родственно –
8
4
4
гармонии», где в цветовом
круге найти гармонии ,
которые относятся к
родственным.
Выполнение творческой
работы «Птица счастья».
Самостоятельная работа:
Подготовить эскиз
натюрморта с букетом
цветов.
контрастные цветовые
гармонии», где в цветовом
круге найти гармоничные
сочетания цветов.
Выполнить натюрморт в
одной из выбранных
гармоний.
Самостоятельная работа:
Подготовить эскиз к теме
«В мастерской портного».Контрастные цветовые
гармонии.
3.4.
24.04
8.05
15.05
Просмотр
урок Понятие «Контрастные
цветовые гармонии», где в
цветовом круге находятся
контрастные цвета.
Выполнить творческую
работу «В мастерской
портного» в любой
цветовой гармонии.
Самостоятельная работа:
Выполнить абстрактную
композицию из геометри
ческих фигур в контраст
ной цветовой гармонии.
7
4
3
1
66
33
1
33
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
В результате реализации программы учащиеся приобретают следующие знания ,
умения и навыки:
теоретические основы цветоведения;
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
понятие о свойствах цвета, основные закономерности создания цветового строя;
классификацию цветов;
названия основных и составных цветов;
законы цветового круга;
теоретические сведения о физике цвета, открытые И.Ньютоном;
основные приёмы грамотного смешения цветов
иметь представление о теориях гармоничных сочетаний цветов, созданными
Б.В.Освальдом, В.Козловым;
иметь представление о цветовой системе М.Матюшина.
применять основы цветоведения на практике;
смешивать краски и находить оттенки в ограниченной палитре из 2 – 3 цветов;
владеть приёмами сочетания ахроматических и хроматических цветов.4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную,
воспитательную и корректирующую функцию.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной
работы обучающихся, обсуждения работ, выставления оценок и т.д.
Программа «Цветоведение» предусматривает промежуточный контроль успеваемости
учащихся в форме зачета (творческого просмотра), который проводится в счет
аудиторного времени, по окончании 2 полугодия.
промежуточные просмотры по разделам программы.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
знание понятий «цветовой круг», «нюанс, «цветовая гармония»,
знание основных и составных цветов; знание холодных и теплых цветов; умение
получать оттенки цвета путем смешения;
умение самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки в
практической деятельности.
знание различных технических приемов, применяемых при работе с разными
материалами;
знание понятий «тональный контраст» и «цветовой контраст»;
умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;
действительности,
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» (отлично) учащийся способен самостоятельно применять полученные знания,
умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи;
«4» (хорошо) имеются незначительные ошибки;
«3» учащийся допускает грубые ошибки, плохо осваивает материал.
наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Занятия цветоведением являются не только источником развития творческих
способностей, но и приносят много положительных эмоций, радостных открытий и
помогают ребенку сделать первые шаги в творческой деятельности.
Именно на уроках «Цветоведения» ребенок получает начальные знания о живописи,
учится познавать окружающую действительность через чувственноэмоциональный
опыт и получает начальные знания по изобразительной грамоте.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится
на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятиях способствует появлению и
укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С
этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных
мастеров с шедеврами живописи и графики. Важной составляющей творческой
заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно выставочной
деятельности (посещение художественных выставок, участие в творческих
конкурсах).
Предложенные в настоящей программе темы заданий следует рассматривать как
рекомендательные. Обучение построено, в основном, на выполнении упражнений и
творческих заданий.
Работа ведется акварельными и гуашевыми красками. Техника исполнения и
формат работы определяется преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя: посещение выставок в ДХШ,
картинной галерее; поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; чтение
дополнительной литературы; выполнение творческих заданий в домашних условиях;
выполнение аудиторных заданий по памяти.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядноплоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд
работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные
модели, натюрмортный фонд;
Электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;
Аудиовизуальные: слайдфильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алексеев С.О. О колорите. – М.,1974
2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –
М.,1985г.
3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания. – М.,1987г.
6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве. – М.,1983г.
8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
10.Программно – методические материалы. Изобразительное
искусство.Сост. В.С.Кузин.
11.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
12.Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
13.Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
14.Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
15.Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
16.Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. –
М..1988г.
17.Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.