Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО
Оценка 5

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Оценка 5
Образовательные программы
docx
обществознание
5 кл—8 кл
11.02.2017
Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО
Дополнительная общеразвивающая программа «Общество и мы» является программой социально-педагогической направленности. Разработана на основе пособия по курсу «Обществознание» под руководством коллектива авторов в составе Баранова П.А., Воронцова А.В., Шевченко С.В., Аст. Астрель, 2014 г. Программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273– ФЗ. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г., №1008);
ОБЩЕСТВО и МЫ.docx
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально­педагогической направленности ОБЩЕСТВО И МЫ Пояснительная записка Дополнительная   общеразвивающая   программа   «Общество   и   мы» является программой социально­педагогической направленности. Разработана на основе пособия по курсу «Обществознание» под руководством коллектива авторов   в   составе  Баранова   П.А.,   Воронцова   А.В.,   Шевченко   С.В.,  Аст. Астрель, 2014 г. Программа разработана на основе нормативных документов:  Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской  Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273– ФЗ.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).  Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   образовательным   программам   (утверждён   приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г., №1008);  Концепция   развития   дополнительного   образования   детей   (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726­р).  Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России   А.Я.   Данилюк,   В.М.   Кондаков,     В.А.   Тишков,     М.: «Просвещение», 2009.  Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; «Дать   человеку   деятельность,   которая   бы   наполнила   его   душу»   ­   о необходимости такой деятельности писал Константин Дмитриевич Ушинский, определяя   главную   цель  обучения   и  воспитания.  Такое   понимание  сущности образования   крайне   актуально   в   современных   условиях   развития дополнительного образования. Образовательная   деятельность   по   дополнительным   образовательным программам   должна   быть   направлена,   в   частности,   «на   социализацию   и адаптацию   учащихся   к   жизни   в   обществе»1.   Новая   Концепция   развития дополнительного   образования   нацеливает   учреждения   дополнительного образования   на   «превращение   жизненного   пространства   в   мотивирующее пространство»2.   В   дополнительном   образовании   детей   «познавательная активность   личности   выходит   за   рамки   собственно   образовательной   среды   в сферу самых разнообразных социальных практик»3. Согласно   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   граждан   России   в   образовательном   учреждении   «…должна   быть сосредоточена   не   только   интеллектуальная,   но   и   гражданская,   духовная   и культурная жизнь обучающегося…»4.  Муниципальное   учреждение   дополнительного   образования   «Детско­ юношеский центр «Единство» организует работу с интеллектуально одаренными детьми   города   Вологды.   В   педагогической   системе   центра   осуществляется перенесение акцента с попыток угадать и отобрать интеллектуально одаренных детей   на   создание   интегрированной   развивающей   образовательной   среды   как 1 Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с.2 2 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726-р) 3 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726-р) 4 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюк, В.М. Кондаков, В.А. Тишков, М.: «Просвещение», 2009 системы   возможностей,  отвечающих   потребностям   развития   обучающихся   «среды успеха».  Учреждение   расположено   в   здании,   которое   является   мемориальным местом и имеет особую историю  владельцами   старинного   двухэтажного   полукаменного   особняка   являлись  это дворянский дом XVI века. Основными представители известного дворянского рода Засецких, это их дворянское гнездо в сельце Ковырино с роскошным парком, прудами, садом, оранжереями. Весьма состоятельные  представители ковыринской линии дворянского рода Засецких внесли   существенный   вклад   в   развитие  религии,   образования,   искусства, промышленности,   сельского   хозяйства   Вологодчины,   преуспели   на   воинской, государственной службе, известны своей благотворительностью. В учреждении разработан и реализуется проект «Усадьба дворянского рода Засецких», что позволяет   наполнить   содержание   деятельности   Центра   духовными   и гражданскими   ценностями,   патриотическими   переживаниями,   обогатить социальный   опыт   детей   инициативами,   полезными   для   общества.   Основа   исследовательская и практическая деятельность, направленная на проекта   сохранение и восстановление Усадьбы. Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися   инновационными   преобразованиями   различных   сфер жизнедеятельности   человека,   в   том   числе   и   социальной.   Обществу   и государству   сегодня   нужны   люди,   умеющие   социализироваться   в быстроизменяющемся   социуме,   люди   творческие,   активные,   владеющие универсальными способами действий. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени являются идеи компетентностного подхода в обучении, реализованные   в   Федеральных   государственных   образовательных   стандартах второго поколения. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено   социальной   компетентности   как   готовности   и   способности   к социальному   взаимодействию   в   разных   жизненных   сферах,   как   единству социальной адаптированности и мобильности. Социальная   компетенция   –   социальные   навыки   (обязанности), позволяющие   человеку   адекватно   выполнять   нормы   и   правила   жизни   в обществе. Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах   и   способах   поведения   и   взаимодействия   в   нем.   Отдавая   должное набору   социальных   знаний,   умений   и   навыков   в   структуре   социальной компетентности,   необходимо   подчеркнуть,   что   этот   набор   сам   по   себе   не обеспечивает   социально   компетентного   поведения.   Компетентность   надо рассматривать шире набора знаний и умений как возможность устанавливать связи между знаниями и ситуацией, как способность обнаруживать процедуру, подходящую для решения проблемы5. Структура и содержание социальной компетентности Компоненты социальной компетентности Компонент,   связанный   с   целеполаганием: способность   брать   на   себя   ответственность, участвовать   в   принятии   решений,   ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать Компонент,   связанный   с   ориентацией   на Другого:   умение   понимать   и   учитывать чувства   и   потребности   других   людей, управлять своими эмоциями в общении. Компонент, мобильностью, активностью человека   связанный   с   социальной   контролировать Содержание   компонентов   социальной компетентности свою   тенденция деятельность;   поиск   и   использование обратной связи, склонность к размышлениям о   будущем:   привычка   к   абстрагированию внимание   к   проблемам,   связанным   с достижением   поставленных   целей;   умение принимать   решения   в   различных   жизненных обстоятельствах интеллектуальная   направленность   на понимание другого человека; эмоциональная отзывчивость,   способность   сопереживать; интуитивное   прогнозирование   поведения людей;   умение   вызывать   определённые эмоции у партнёра по общению готовность работать над чем­либо спорным и вызывающим   беспокойство;   исследование окружающей   среды   для   выявления   ее возможностей и ресурсов (как материальных, так   и   человеческих);   готовность   полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; готовность использовать новые идеи и инновации   для   достижения   цели;   установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; 5 Мачехина, О.Н. Социальная компетентность старших школьников. / О.Н. Мачехина // www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=569 Социальная компетентность – это:  персональная ответственность  приспособленность к жизни;  умение   адаптироваться   к   изменяющимся   условиям,   ориентироваться   в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах;   способность к осуществлению ответственного выбора.  Компоненты   социальной   компетентности:   знания   об   устройстве   и функционировании   социальных   институтов   в   обществе;   знания   ролевых требований   и   ролевых   ожиданий;   навыки   ролевого   поведения;   знания общечеловеческих норм и ценностей; знания и представления человека о себе, восприятие   себя   как   социального   субъекта;   умения   и   навыки   эффективного социального взаимодействия.  Навыки   социального   поведения:   навыки   взаимодействия;   навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях; навыки позитивного общения; навыки   самооценки   и   понимания   других;   навыки   саморегуляции   поведения;   навык   решения управления   эмоциями   и   эмоциональными   состояниями;   проблемных ситуаций;   навыки позитивного  и конструктивного отношения к собственной личности. Основу   формирования   социальной   компетентности   составляет обществоведческое мышление. Обществоведческое мышление рассматривается как   одно   из   разновидностей   предметно­специфического   мышления. Обществоведческое мышление  развивающейся   личности,   которая   порождена   процессом   социального самоопределения,  необходимостью   самоопределения,  становления   и  развития  это познавательная и социальная потребность гражданственности   в   юном   возрасте.   Обществоведческое   мышление   служит интеллектуальным   инструментом,   который   помогает   старшеклассникам определить свою жизненную позицию, свое отношение к действительности. Структурно­функциональный   состав  обществоведческого   мышления включает следующие компоненты:  фактологический   компонент,   который   характеризует   уровень   знаний   и степень их освоения;  «мыслительный»   компонент  ­   способность   мыслить   в   предмете   (решать задачи и проблемы), позволяющая видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво;  методологический   компонент  в   области   обществоведческого   мышления раскрывается   через   способность   личности   видеть   основания   построения обществознания, его общую аксиоматику и специфичность точек зрения на какие­либо социальные феномены; толерантность и гибкость при их оценке;  мировоззренческий компонент  включает ценности и идеалы, убеждения и принципы, связное, целостное, общее воззрение на мир, историю, человека. Обществоведческое  мышление  включает  операционно­деятельностную  и структурно­функциональную составляющие.  Операционально­деятельностная   составляющая   обществоведческого мышления   основывается   на   следующих   специфических   умениях   и   навыках обучающихся. а). Аналитические: распознание   социальных   проблем   и   их   самостоятельная   постановка,   видение альтернатив, разных подходов и способов их решения; выявление аспектных проблем, пронизывающих осмысление общества на всем пути   его   развития   с   акцентированием   их   наиболее   актуальных   сторон   в современных условиях; умение сравнивать социальные явления, т. е. выявлять их отличия от других, находить сходства определенного объекта с родственными; умение   применять   законы,   теории   общественного   развития   в   конкретных ситуациях; умение применять теоретические знания для анализа и оценки новых явлений в тех или иных сферах общественной жизни; способность извлекать информацию из различных по характеру и назначению   правовых, источников     публицистических, (философских,   научных, статистических и т.д.). б). Синтетические: умение составлять предметные задачи, упражнения, тесты по образцу; умение   «строить»   структурно­логические   схемы,   раскрывающие   содержание конкретной темы, раздела; умение составлять систематизирующие таблицы; умение осмысливать  явления, процессы, события социальной жизни в форме понятий и дифференцировать по степени их значимости: умение   находить   общие   основания   для   интеграции   экономических, политических,   социальных,   географических,   экологических   и   других предметных   областей   и   получать   обобщенные   представления   об   основных тенденциях мирового развития; умение выявлять временные и пространственные причинно­следственные связи между явлениями социальной реальности; умение использовать различные источники информации для решения учебной задачи. в). Творческие:  умение использовать межпредметные и внутрипредметные связи при анализе конкретного факта, события, явления социальной действительности;  умение   понять   причины   возникновения   социальных   процессов   и   явлений, предвидеть их дальнейшее развитие;  умение   самостоятельно   видеть   новые   жизненные   проблемы   и   находить нужные решения и ответы;  способность   моделировать   возможные   варианты   развития   социальной реальности;  умение   прогнозировать   вероятностный   характер   течения   процессов   и явлений в различных сферах общественного развития. Соединение   понятий   социальная   компетентность   и   обществоведческое мышление   определяет   содержание   и   цели   дополнительной   образовательной программы «Общество и мы». Цель и задачи программы Основной   целью   программы  является   развитие  обществоведческого мышления как основы социальной компетентности в процессе приобщения  к научному  познанию  общественных  процессов   и  явлений  и  обогащения   опыта коллективной творческой и социально направленной деятельности. Задачи программы: 1. Углубление,   расширение   и   систематизация   обществоведческих   знаний   как основы проектирования социально­значимых мероприятий (фактологический компонент). 2. Развитие способности мыслить в предмете («мыслительный» компонент). 3. Развитие   способности   применять   методы   научного   познания  в   процессе проектно­исследовательской деятельности (методологический компонент). 4. Расширение   мировоззрения,   закрепление   ценностей,   идеалов,   убеждений, принципов   как   основы   общественно­значимой   деятельности (мировоззренческий компонент). 5. Развитие коммуникативных навыков в процессе  коллективной творческой и социально направленной деятельности. Особенность программы Дополнительная   общеразвивающая   программа   «Общество   и   мы» разработана   для   учреждения   системы   дополнительного   образования, предназначена   для   детей   старшего   школьного   возраста.   Ее   содержание направлено на развитие обществоведческого мышления как основы социальной компетентности. Обществоведческое  мышление  ориентирует  обучающихся  на системный   подход   к   познанию   социальной   реальности,   дает   возможность выявить сложную специфику социальных явлений и процессов, на восприятие   В   процессе   формирования новых   гуманитарных   областей   знаний. обществоведческого мышления закладываются основы аксеологической оценки социальных   процессов   и   явлений   и   межличностных   отношений. Обществоведческое   мышление   составляет   основу   формирования   социально­ личностной компетентности, формирование нравственных ценностей личности, определенных   Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России,   на   развитие   образного   эмоционального восприятия   окружающего   мира,   любознательности,   мотивации   к   проектно­ исследовательской деятельности. Программа   предназначена   для   детей,   интересы   которых   в   области обществоведческих   дисциплин   выходят   за   рамки   школьной   программы. Материал в комплексе не повторяет школьную базовую программу. Программа сочетает   в   себе   два   аспекта:   изучение   материала   и   расширение   полученных знаний на основе осуществления проектно­исследовательской и общественно­ значимой деятельности. Параллельно получению и углублению знаний в рамках курса   обществоведческих   дисциплин   обучающиеся   развивают   навыки мыслительной   деятельности   (анализ,   синтез,   сравнение,   классификация, систематизация,   доказательство,   обобщение);   расширяют   мировоззрение   как   Развитие   творческого основу   социально­значимой   деятельности. самостоятельного мышления позволит легко ориентироваться в новых теориях и   Освоение   программы   позволит   обучающимся   сознательно фактах. распоряжаться знаниями и разносторонне их применять. Реализация   программы   базируется   на   коммуникативной   технологии, основанной   на   включении   учащихся   в   совместную   учебную   деятельность; элементах проблемного обучения; диалоге, полилоге, ролевых играх и учебных дискуссиях;   коллективной   рефлексии   и   самооценке;   включении   в   учебный процесс   ситуаций   свободного   выбора   учебных   заданий;   разработке специального,   индивидуально­ориентированного   дидактического   материала; использовании   нестандартных   заданий;   специально   разработанных   системах текстов, учебно­творческих задач, упражнений и тестов. Программа «Общество и мы» одногодичная. В рамках программы может быть   выстроен   индивидуальный   маршрут   (или   разработана   индивидуальная программа)   подготовки   к   участию   в   олимпиадах,   научно­практических конкурсах разных уровней.  Возраст обучающихся: 14­17 лет. Режим и формы занятий: каждая группа занимается два часа в неделю, занятия   по   45   минут.   Формы   занятий:   лекции,   семинары,   деловые   игры, дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, практические занятия по выполнению олимпиадных заданий, коллоквиумы, олимпиады, конференции. Распределение часов  по темам дано из расчета 72 тематических часа в год.  Численность   обучающихся  в   группе   –   12   ―   15   человек.   Обучение осуществляется   по   группам,   индивидуально   или   всем   составом   творческого объединения. Группы могут носить постоянный или переменный состав. Ожидаемые результаты: Компетентность   –   результат   образования,   выражающийся   в   овладении учащимся   определенным   набором  способов   деятельности  по   отношению   к определенному   предмету   воздействия. образования состоит в том, что:    Значение   данного   результата a) овладевая каким­либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения   деятельности   (говоря   о   «способе   деятельности»,   а   не   о «способности совершать действия», мы имеем в виду, что должно происходить: 1)   присвоение   цели   учащимися,   осознания   процесса   управления   своей деятельностью; 2) интеграция знаний, умений, навыков, установок, ценностей и т. п., поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно);   b) формируется персональный «ресурсный пакет», который составляет второй   после   самоуправления   «слой»,   необходимый   для   формирования компетенции;  c) компетентности ценны как результат образования сами по себе – набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям;  d) именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом   запроса   работодателей,   который   может   быть   актуален   на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально­экономической ситуации. Компетентность   предполагает   знания,   умения,   опыт,   способности   к реализации   определенного   круга   полномочий.   Понятие   «социальная» определяет   круг   полномочий,   относя   его   к   социальной   сфере,   а   именно   к обществу, поведению и взаимодействию в нем.  В результате изучения курса программы «Общество и мы» обучающиеся должны знать:   ключевые понятия и термины курса;  взаимосвязь   основных   социальных,   политических,   экономических   и культурных процессов и явлений;  разные   точки   зрения   на   те   или   иные   позиции   и   концепции,  основные тенденции   и   возможные   перспективы   развития   мирового   сообщества   в глобальном мире;  научные методы познания социальных явлений и процессов. Уметь:  самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы   контролировать   и   самостоятельно   осуществлять, деятельности; корректировать  деятельность;   использовать   все   возможные   ресурсы   для достижения   поставленных   целей   и   реализации   планов   деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;  владеть   навыками   познавательной,   исследовательской   и   проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению научных методов познания;  определять назначение и функции различных социальных институтов;  самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;  владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;  владеть     навыками   познавательной   рефлексии,   навыками   оценивания социальной   информации   как   осознания   совершаемых   действий   и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения., умений поиска   информации   в   источниках   различного   типа   для   реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Учебный план 72 часа в год, 36 недель, 2 часа в неделю № п\п 1. 2. 3. Раздел/Тема Введение Составление годового плана социальных акций, проектов, исследований. Общие приемы учебной работы. Научные методы познания Социум как особенная часть мира Участие   в   общественном   движении   «Спасем   Усадьбу Засецких!» Количество часов теори практик всего я 1 4 2 а 1 4 8 2 8 10 4. 5. 6. 7. 8. 9. Культурно­информационная среда общественной жизни:  Социологический опрос «Влияние культурной среды на  развитие личности и общества» Обществоведческая антропология Эксперимент «Влияние различных видов деятельности на  развитие личности» Политология. Участие в региональной Акции « Я —  гражданин и патриот». Экономика Разработка бизнес­проекта музея «История Усадьбы  Засецких» Основы российского законодательства Реализация проекта для школьников Интеллектуальная игра «Мои права и обязанности» Основы социологи Реализация Проекта «Мы делаем добрые дела» 3 1 3 2 4 4 10. Подведение итогов Всего 5 5 5 4 6 6 4 8 6 8 6 10 10 4 72 24 48 № п\п 1. Раздел 1. 1. 2. 3. Тематическое планирование Раздел/Тема Количество часов теори практик всего   курса.   Социализация   личности. Введение Составление  годового   плана   социальных   акций, проектов, исследований. Содержание Общественно­полезная деятельность. П\р   Коллективное   проектирование   годового   плана социальных акций, проектов, исследований. Инструктаж по ТБ Общие   приемы   учебной   работы.   Научные   методы познания Обществоведческое   мышление.   Основные   приемы логико­аналитического,   мышления:   анализ,   синтез, сравнение, систематизация, доказательство, обобщение. Латеральное мышление.  П\р. Практическая отработка приемов логического и латерального мышления. Исследование и Проектирование как вид  познавательной деятельности. П\р. исследовательской   Проектирование деятельности   (индивидуальные   или   групповые работы)  Приемы работы с литературой и Интернет­ресурсами  П/р. Отработка приемов работы с научной      классификация,   я 1 4 1 1 1 а 1 4 1 1 1 2 8 2 2 2 4. Раздел 2. 1. 2. 3. 4. Раздел 3. 1. 2. 3. 4. Раздел 4. 1. 2. 3. литературой с Интернет­ресурсами Использование компьютерных технологий при  оформлении научных работ П\р. Форматирование текста. Создание презентации. Социум как особенная часть мира Участие в общественном движении «Спасем Усадьбу Засецких!» Системное строение общества. П/р. Групповой мини­проект по теме Многовариативность общественного развития.  Типология обществ П\р Мини­круглый стол по теме  «Постиндустриальное общество: перспективы и  проблемы» Глобальные проблемы человечества: пессимистический  и оптимистический подходы Деловая игра по теме. Участие в общественном движении «Спасем Усадьбу Засецких!» Культурно­информационная   среда   общественной жизни:  Социологический опрос «Влияние культурной среды на развитие личности и общества» Культура и духовная жизнь П\р Занятие ­ встреча с деканом факультета  культурологии. Типология культур П\р. Занятие­защита: pro en contra  в пользу  выбранной формы. Роль религии в культурном развитии общества  Круглый стол «Роль религии в возрождении  культуры» Социологический   опрос   и   последующий   коллоквиум для обсуждения результатов в рамках объединения: «Влияние культурной среды на развитие личности и общества» Обществоведческая антропология Эксперимент «Влияние различных видов  деятельности на развитие личности» Человек как биосоциальное существо. Роль  деятельности в становлении и развитии человека  Социализация личности. П/р. Полилог по теме»Этапы социализации  личности» Исследовательская работа «Уровень толерантности разных возрастных групп населения» Эксперимент в рамках объединения с последующим  выступлением  на научно­практической конференции: «Влияние различных видов деятельности на развитие  1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 1 8 1 1 2 4 5 1 1 1 2 5 1 2 2 2 10 2 2 2 4 8 2 2 2 2 6 2 2 2 личности» Политология. Участие в региональной Акции « Я —  гражданин и патриот». Государство как политический институт Избирательные системы.  Дискуссионный клуб «Характер политической и  государственной власти в России» Политические партии и движения. Становление  многопартийности в России.  П/р. Встреча с представителями партийных  организаций города. Дискуссия «Я – патриот!» Гражданское общество и правовое государство.  Эссе  по теме «РФ — на пути к демократии?» Участие в региональной Акции « Я — гражданин и  патриот». Экономика Разработка бизнес­проекта музея «История Усадьбы  Засецких» Экономика: наука и хозяйство. Экономические  системы.  П/р. Подготовка и защита мини­проектов по теме. Банковская система в РФ — перспективы развития  Денежно­кредитная политика. Налоговая политика.  П/Р. Экскурсия в филиал налоговой службы П/р Проектирование бизнес­плана музея «История  Усадьбы Засецких» Основы российского законодательства Реализация проекта для школьников  Интеллектуальная игра «Мои права и обязанности» Система права в РФ.  П/р. Разработка и реализация информационного  проекта для школьников разного возраста «Система  права в РФ» Источники права в РФ.П/Р. Семинар по теме:  «Особенности англо­саксонской и романо­германской  правовой семьи». Основы конституционного строя Российской Федерации П/р. Разработка и реализация информационного  проекта для школьников разного возраста  «Конституция РФ» Правоохранительные органы в РФ.  П\р. Встреча с преподавателями Московской  Государственной юридической академии». Разработка   и   реализация   проекта   для   школьников Интеллектуальная игра «Мои права и обязанности». Основы социологи Реализация Проекта «Мы делаем добрые дела» Раздел 5. 1. 2. 3. 4. Раздел 6. 1. 2. 3. Раздел 7. 1. 2. 3. 4. 5. Раздел 8. 3 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 4 5 1 1 1 2 4 1 1 2 6 1 1 1 1 2 6 8 2 2 2 2 6 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2.   Разработка   исследовательского   проекта Социальные группы.  П\Р. «Социальные группы обучающихся» Исследовательская   работа   «Духовные   традиции дворянского рода Засецких» Социальные перемещения  П\Р. Дискуссия по теме: «Социальная мобильность: возможности, сложности и пути решения» Семья и брак как социальные институты.  П\Р. Заочная экскурсия в семьи разных культурных эпох и государств. Социальный конфликт и пути его разрешения П\р. создания и разрешения различных конфликтов. Разработка и реализация Проекта «Мы делаем добрые дела».   Организация   посещения   дома­малютки, «Подарок солдату» «Помощь ветерану» Подведение итогов  Занятие­инсценировка.   Примеры   ситуаций Итоговый контроль по освоению обучающимися  программы (олимпиада) Научно­практическая конференция (представление  исследовательских работ и проектов) Всего Содержание программы 1 1 1 1 1 1 1 1 2 4 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 24 48 72 Введение  Составление годового плана социальных акций, проектов, исследований. Содержание   курса. деятельность.   Социализация   личности.   Общественно­полезная П\р   Коллективное   проектирование   годового   плана   социальных   акций, проектов, исследований. Инструктаж по ТБ Вводная диагностика уровня знаний, умений, навыков по обществоведческим наукам. Инструктаж по ТБ. Раздел 1. Общие приемы учебной работы. Методы научного познания Обществоведческое   мышление.Основные   приемы   логического   мышления: анализ,   синтез,   сравнение,   классификация,   систематизация,   доказательство, обобщение. Основные приемы латерального (творческого) мышления.  Проектно­исследовательская   деятельность.  Исследование   как   вид познавательной   деятельности.   Структура   научно­исследовательской   работы. Виды   исследования:   исследовательский   проект,   учебно­исследовательская   научно­исследовательская   работа.   Научный   аппарат   научно­ работа, исследовательской работы: проблема, тема исследования, научная актуальность, цели   и   задачи   исследования,   объект   и   предмет   исследования,   гипотеза исследования. Проектирование. Проект. Виды и структура проекта. Этапы проектирования: концептуализация, целеполагание, планирование, деятельность, рефлексия. Приемы   работы   с   литературой   и   Интернет­ресурсами.  Работа   с   научной литературой. Виды научных работ. Литературные источники информации. Виды чтения.   Тезисы.   Ссылки.   Сноски.   Цитирование.   Библиография.   Написание литературного обзора. Интернет­ресурсы в научной деятельности. Интернет сайты. Интернет порталы. Научные библиотеки. Оформление ссылок на Интернет­ресурсы. Компьютерные технологии при оформлении научных работ Требования к оформлению научных работ. Способы форматирования. Оформление презентации в Power Point. П\р.   Практическая   отработка   приемов   логического   и   латерального мышления  П\р. Проектирование исследовательской деятельности (индивидуальные или групповые работы)  П/р.   Отработка   приемов   работы   с   научной   литературой   с   Интернет­ ресурсами  П\р. Форматирование текста. Создание презентации. Раздел 2. Социум как особенная часть мира Участие в общественном движении «Спасем Усадьбу Засецких!» Системное строение общества.  Общество и     природа.  Общество и культура. Взаимосвязь   экономической,   социальной,   политической   и   духовной   сфер  Многовариативность   общественного общества.  Социальные   институты. развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. П/р. Групповой мини­проект по теме «Системное строение общества».. П\р   Мини­круглый   стол   по   теме   «Постиндустриальное   общество: перспективы и проблемы» Деловая   игра   по   теме   «Глобальные   проблемы   человечества: пессимистический и оптимистический подходы» Участие   в   общественном   движении   «Спасем     Усадьбу   Засецких!» (коллективная разработка проектов исследований с другими творческими объединениями) Раздел 3. Культурно­информационная среда общественной жизни  Социологический опрос «Влияние культурной среды на развитие личности и общества» Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Типология культур. Диалог   культур   как   черта   современного   мира.   Роль   религии   в   культурном развитии.   Религиозные   нормы.   Мировые   религии.   Веротерпимость.   Культура Российской   Федерации.   Образование   и   наука.   Искусство.   Возрождение религиозной жизни в нашей стране. П\р Занятие ­ встреча с деканом факультета культурологии  «Культура и духовная жизнь». П\р. Занятие­защита: pro en contra  в пользу выбранной формы. Круглый стол «Роль религии в возрождении культуры» Социологический   опрос   и   последующий   коллоквиум   для   обсуждения результатов в рамках объединения: «Влияние культурной среды на развитие личности и общества» Раздел 4. Обществоведческая антропология Эксперимент   «Влияние   различных   видов   деятельности   на   развитие личности» Человек   как   результат   биологической   и   социальной   эволюции.  Деятельность человека,   ее   основные   формы.  Индивид,   индивидуальность,   личность. Социализация индивида.  Внутренний мир человека. Самопознание.  Поведение. Свобода и ответственность личности. П/р. Полилог по теме «Этапы социализации личности» Исследовательская работа «Уровень толерантности разных возрастных  групп населения» Эксперимент в рамках объединения с последующим выступлением  на  научно­практической конференции: «Влияние различных видов деятельности на развитие личности» Раздел 5. Политология  Участие в региональной Акции « Я — гражданин и патриот». Государство   как   политический   институт.  Признаки,   функции,   формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии   и   движения.  Становление   многопартийности   в   России.  Политическая  Политический   режим.   Типы   политических   режимов. идеология.  Местное самоуправление.  Политическая   культура.  Гражданское   общество.  Правовое государство.  Дискуссионный клуб «Характер политической и государственной власти в России» П/р. Встреча с представителями партийных организаций города. Дискуссия «Я – патриот!» Эссе  по теме «РФ — на пути к демократии?» Участие в региональной Акции « Я — гражданин и патриот». Раздел 6. Экономика  Проектирование бизнес­плана музея «История Усадьбы Засецких» Экономика:   наука   и   хозяйство.  Экономика   и   её   роль   в   жизни   общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Типы экономических систем.   Собственность   и   её   формы.   Рыночное   регулирование   экономики: возможности и границы. Деньги и их функции. Инфляция. Банковская система в РФ — перспективы развития. Денежно­кредитная политика. Налоги. Налоговая политика.  Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Причины безработицы.  П/р.  Подготовка   и   защита   мини­проектов   по   теме  «Экономика:   наука   и хозяйство. Экономические системы» П/Р. Экскурсия в филиал налоговой службы. П/р Проектирование бизнес­плана музея «История Усадьбы Засецких» Раздел 7. Основы российского законодательства Реализация проекта для школьников Интеллектуальная игра «Мои права и  обязанности» Право   в   системе   социальных   норм.   Система   права:   основные   отрасли, институты,   отношения.  Основные   понятия   и   нормы   государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации   Правовые   основы   брака  и  семьи.  Система  судебной   защиты  прав человека.  Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы в РФ.  П/р.  Разработка   и   реализация   информационного   проекта   для   школьников разного возраста «Система права в РФ» П/Р. Семинар по теме: «Особенности англо­саксонской и романо­германской правовой семьи». П/р.  Разработка   и   реализация   информационного   проекта   для   школьников разного возраста «Конституция РФ» П\р. Встреча с преподавателями Московской Государственной юридической академии». Разработка и реализация проекта для школьников Интеллектуальная игра «Мои права и обязанности». Раздел 8. Основы социологии  Реализация Проекта «Мы делаем добрые дела» Многообразие   социальных   общностей   и   групп   в   обществе.   Изменения социальной   структуры   общества   с   переходом   в   постиндустриальное обществоОсновные   социальные   группы   современного   российского   общества. Социальная   политика   Российского   государства.   Нации   и   межнациональные отношения.   Характеристика   межнациональных   отношений   в   современной России.  Неравенство   и   социальная   стратификация.  Социальная   мобильность. Социальные   нормы.  Отклоняющееся   поведение,   его   формы   и   проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. П\Р. Разработка исследовательского проекта «Социальные группы  обучающихся» Исследовательская работа «Духовные традиции дворянского рода  Засецких» Социальные перемещения  П\Р. Дискуссия по теме: «Социальная мобильность: возможности,  сложности и пути решения» П\Р. Заочная экскурсия в семьи разных культурных эпох и государств. П\р. Занятие­инсценировка по теме: «Социальный конфликт и пути его  разрешения» Примеры ситуаций создания и разрешения различных  конфликтов. Разработка и реализация Проекта «Мы делаем добрые дела». Организация  посещения дома­малютки, «Подарок солдату» «Помощь ветерану» Подведение итогов Итоговый контроль по освоению обучающимися программы (олимпиада) Научно­практическая конференция (представление исследовательских работ и проектов) Методическое обеспечение программы Реализация   программы   предполагает   наличие   определенной   структуры организации   деятельности.   Набор   в   группы   творческого   объединения проводится ежегодно в начале сентября. Состав группы 12 — 15 обучающихся. Занятия проходят по очной форме обучения один раз в неделю по 2 часа. На первом   занятии   учащиеся   знакомятся   с   задачами   и   содержанием   курса, включаются в коллективное проектирование общественно­значимых дел. Организационная структура творческого объединения ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МИКРОГРУППЫ ПРОЕКТНЫЕ МИКРОГРУППЫ ПРОБЛЕМНЫЕ МИКРОГРУППЫ ТВОРЧЕСКИЕ МИКРОГРУППЫ Особенностью   работы   творческого   объединения   является  тесная взаимосвязь организационного управления с содержанием образовательного процесса.   Проблемные,   творческие,   проектные,   исследовательские   группы создаются на добровольной основе, имеют переменный состав, сменного лидера. Самоуправление   строится   на   принципах  взаимопомощи   и   доверия; коллегиальности   принятия   решений;   гуманности   по   отношению   к   каждой отдельной личности Применяются различные способы образования групп: 1.   Руководитель   творческого   объединения   в   соответствии   со   своими критериями   определяет   состав   групп.   Способ   эффективен   для   решения внешних задач подготовки команды к участию в конкурсе, олимпиаде. 2.  Обучающиеся   самостоятельно   разбиваются   на  группы   по  4­6  человек   для решения какой­то группы задач или решения определенной проблемы. 3. Обучающиеся творческого объединения выбирают лидеров будущих групп, которые набирают себе в группы остальных участников. Группы заполняются постепенно и равномерно на основе взаимного самоопределения обучающихся. Выбор   того   или   иного   способа   формирования   групп   зависит   от   уровня подготовки детей. Функция   лидеров   групп:   выражают   общее   мнение,   организуют   работу, выбирают стратегию работы. Крайне   важным   в   системе   управления   является  роль   самого   ученика, который   выстраивает   и   реализует   свою  индивидуальную   образовательную траекторию,  ставя перед собой задачи по самообразования, самовоспитанию, саморазвитию,   при   этом   учится   планировать,   анализировать,   оценивать собственную деятельность, т. е. управлять своим развитием.  Основные принципы организации образовательного процесса  Создание положительного психологического климата в группе.  Работа со всем коллективом и индивидуально.  Учёт возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей.  Использование игровых технологий.  Принцип постепенного освоения материала от простого к сложному.  Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности.  Система   постоянного   обсуждения,   умение   слушать   и   анализировать, адекватно воспринимать критику, как со стороны детей, так и со стороны педагога. Программа   предусматривает   последовательное,   с   учётом   усложнения технологического   процесса   формирование   у   обучающихся   полного представления   о   предмете   и   возможностях   его   творческого   осмысления. Занятия   проходят   в   предметно­практической   форме,   развитие   творческих способностей   формируется   в   процессе   творческих   индивидуальных   и коллективных заданий в процессе проектно­исследовательской деятельности. Основной   формой   организации   работы   является   занятие,   содержание которого не ограничивается только информацией, которой владеют педагог и обучающиеся.   Оно   включает   в   себя   ещё   и   опыт,   который   приобретают участники деятельности, опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений к общественным ценностям, опыт взаимодействия и общения. Занятия   большей   частью   проходят   в   комбинированной   форме: теоретические вопросы раскрываются в цикле лекций, бесед, показа большого иллюстративного и фотоматериала; подборки информации, собранной детьми и педагогом;   практическая   часть   –   экскурсии,   викторины,   обсуждение видеофильмов,   презентаций,   создание   творческого   продукта:   разработка творческих, исследовательских проектов. Развитие   обучающихся   идёт   через   овладение   конкретными   приёмами практической   деятельности,   включает   его   в   качественно   новые   отношения   с обществом. При   изучении   курса   активно   используются   разнообразные   формы деятельности   и   социальное   партнерство   (посещение   музеев,   учреждений, встречи с людьми разных профессий, совместные дискуссии и т.п.)  1. Встречи, дискуссии. 2. Деловые, интеллектуальные игры. 3. Социологические исследования и  эксперименты. 4. Работа в рамках проекта «Усадьба Засецких». 5. Разработка бизнес­плана создания музейных экспозиций. 6. Разработка   тематических   презентаций   по   социально­значимым   темам   для аудимтории разного возраста. 7. Заочные экскурсии с показом слайдов, презентаций, видеофильмов. 8. Экскурсии в социально­значимые учреждения. 9. Проектная и исследовательская деятельность.  10.Участие в работе городских и областных конференций «Мир науки+», «Мир через культуру» и др. 11.Участие в социально­значимых городских проектах и мероприятиях: ­ ­ акция «Наша забота городу», «Дни защиты от экологической опасности»; акция  «Подарок  ветерану»;  акция «Подарок  солдату»;  Благотворительная акция «Делай добро» и др. Формы оценки полученных знаний и навыков Формой подведения итогов реализации данной программы является  1. Промежуточная и итоговая аттестация.  Их целью является выявление динамики личностного развития обучающихся. 2. Участие в конкурсах,  олимпиадах  разного уровня является проверкой не только   полученных   обществоведческих   знаний,   но   и   их   практического осмысления. 3.   Конференции   проектно­исследовательских   работ  позволяют   оценить эффективность и степень освоения материала по проектно­исследовательской деятельности.   Представление   исследовательских   работ   допускается   в   форме стендового   доклада   или   презентации.   Эта   форма   отчётности   способствует формированию у обучающихся ответственности за выполнение работы, логики мышления,   умения   говорить   перед   аудиторией,   отстаивать   своё   мнение, правильно   использовать   необходимую   научную   терминологию,   корректно   и грамотно вести дискуссию. 4.  Выставка   проектов   (индивидуальных   и   коллективных)  проводится   как итоговое мероприятие после пройденной темы, что способствует мотивации к дальнейшей творческой деятельности. 5.   Наблюдение.   Результаты   наблюдения   за   проявлением   способностей   и интересов   детей   педагог   фиксирует   по   каждому   ребенку   в   течение   всего учебного   периода:   как   осваивается   учебный   материал:   легко,   ускоренным темпом или нет, с затруднениями в исполнении заданий; проявляются ли особые склонности   и   способности   в   данном   виде   деятельности;   комфортно   ли чувствует   себя   ребенок;   как   эмоционально   откликается   ребенок   и   т.   д. заполняет  Карту   мониторинга.  Ведение   Карты   позволяет   отслеживать развитие ребенка в динамике на протяжении его обучения в объединении. 6. Участие в общественно­значимой деятельности (акции, проекты и др.)  Содержание образования в творческом объединении ­ это баланс между знаниями,   умениями,   навыками,   с   одной   стороны,   и  способами   мышления, коммуникации,   деятельности,   понимания   и   рефлексии,  с   другой   стороны. Исследовательская,   проектная,   управленческая,   социально­значимая деятельность – это реальные  процессы применения знаний. Для реализации программы   в   образовательном   процессе   используются   элементы   разных образовательных технологий, применение которых повышает интеллектуальный уровень   воспитанников,   формирует   творческое   воображение:  технологии развивающего,   проблемного   обучения,  исследовательские,   проектные технологии.  Для   подготовки   детей   к   участию   в   олимпиадах,   конкурсах   и   решения конкретных   проблем   ребенка   используются  технологии   индивидуального образовательного маршрута, педагогической поддержки. Формирование   обществоведческого   мышления   как   основы   социальной компетентности у старшеклассников будет более эффективным, если: 1. В процессе обучения происходит развитие их полифонического видения и оценок обществоведческих явлений и процессов. 2.   Основу   преподавания   составляет   коммуникативная   технология   ­ совокупность   средств   и   способов   организации   учебной   деятельности, основанная  на   диалоге,   полилоге,   учебной   дискуссии,   деловой   игре, коллективное   дело  разворачивающихся   по   поводу   решения   специальных задач, проблемм, учитывающих специфику предмета. Коммуникативная технология организации учебных занятий способствует тому, что ученики не «занимаются учебной деятельностью», не «изучают», а живут в предметной среде, созданной педагогом, активно нарабатывают опыт согласования целей совместной деятельности, распределения функций между ее участниками,   совместного   поиска   компромиссных   вариантов   в   случае рассогласования позиций. Этот принцип ­ «принцип проживания»   одним из главных способов обеспечения личностного роста учащихся.   является Диагностика   успешности   формирования   обществоведческого   мышления осуществляется на основе определения у учащихся уровня сформированности каждого   из   его   четырех   структурно­функциональных   компонентов   путем использования комплекса методик.. 1.   Фактологический   компонент:   овладение   обществоведческими   знаниями; понимание учащимся смысла основных обществоведческих понятий. 2.   Мыслительный   компонент:   сформированность   способности   мыслить   в предмете;­   дивергентность,   т.   е.   гибкость   и   многовариантность   оценки происходящего, осознание возможности многообразных мысленных «взглядов» на   одно   и   то   же   социальное   явление;   умение   анализировать,   сравнивать, классифицировать   явления   социальной,   политической обстановки   в   пределах   региона,   одной   страны,   группы   стран   или   мировой   экономической, системы и т.п. 3.   Методологический   компонент:   владение   методологией   проектно­ исследовательской   деятельности;   способность   применять   методы исторического   и   социологического   анализа   для   рассмотрения   и   объяснения фактов, явлений и процессов прошлого и современности; уровень системных представлений   о   современном   обществе   во   всем   его   многообразии, противоречивости и целостности; наличие разнообразных подходов к познанию фактов, явлений и процессов социального бытия; умение давать объективную, обоснованную, критическую оценку собственным действиям и мыслям. 4.   Мировоззренческий   компонент:   умение   воспринимать   вероятностный   и альтернативный   характер   течения   процессов   и   явлений   в   системе   человек ­общество ­ природа, т.е. оценивать ситуацию и принимать решения в условиях неопределенности;   способность   моделировать   возможные   варианты   развития социальной реальности, прогнозировать результат и определять свое отношение к ним; сформированность у учащихся многомерной социальной картины мира в ее  единстве   и  динамике,  в  существующих   и   нарождающихся   взаимосвязях   и противоречиях; умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причины), терминах сегодняшнего (событие) и терминах будущего (следствия) в противопоставлении думать «здесь и сейчас»; наличие у учащихся осознанного и целенаправленного 'интереса к окружающей действительности в разных   ее   проявлениях,   широта   и   многогранность   видения   мира,   а следовательно,   признание   равноправными   и   равноценными   различных   точек зрения, взглядов на мир; сформированное умение видеть личный смысл в любой деятельности и т.п. Для   диагностики   достижений   обучающихся   предлагался   комплекс заданий,   содержание,   объем   и   уровень   сложности   которых   отражал   бы   всю совокупность освоенного материала: а) стандартизированные тестовые задания различного характера, ориентир на оценку предметных ЗУНов на углубленном уровне; б)   специальные   контрольно­диагностические   работы   для   анализа   уровней   на   выявление   уровня сформированности   понятийного   аппарата; сформированное   информационных   умений; первоисточником; составить структурно­логическую схему по теме и т.п.;   способности   работать   с в)   творческие   сочинения   с   целью   оценивания   сформированности   ценностно­ смысловых ориентации учащихся и выявление уровня их креативности; г)   специальные   психодиагностики   для   оценки   развития   мыслительных процессов; д)   проектно­исследовательская   деятельность,   участие   в   научно­практических конференциях как способ оценки методологических знаний; е) разработка и активное участие в социально значимых акциях и проектах как способ оценки широты мировоззрения, толерантности, эмпатии. Мониторинг результативности обучения  по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  Показатели  (оцениваемые  параметры) Критерии «Общество и мы» Степень  выраженности  оцениваемого  качества Возможное количество баллов Методы  диагностики 1. Фактологический компонент 1.1. Овладение  обществоведческими  знаниями (по основным  разделам учебно­ тематического плана) Соответствие  обществоведческих знаний  программным  требованиям 1.2. Понимание смысла  основных  обществоведческих  понятий Осмысленность и  правильность  использования  специальной  терминологии 2.Мыслительный компонент 2.1.Уровень развития  мышления сформированность  способности  мыслить в  предмете;­  гибкость и  многовариантность  оценки  происходящего,  осознание  возможности  ­ минимальный уровень (объем усвоенных  знаний составляет  менее чем ½ объема  знаний  предусмотренных  программой), ­ средний уровень  (объем усвоенных  знаний составляет более ½), ­ максимальный  уровень (освоил  весь  объем знаний,  предусмотренных  программой) ­ минимальный уровень (не употребляет  специальные термины), ­ средний уровень  (использует  специальную  терминологию), ­ максимальный  уровень (осознанно  употребляет  терминологию)  низкий уровень  средний уровень  высокий уровень 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Тесты Олимпиады контрольно­ диагностические  работы психодиагностика многообразных  мысленных  «взглядов» на одно  и то же социальное  явление; умение  анализировать,  сравнивать,  классифицировать  явления  Уровень владения  методами  креативного  мышления Креативность 3. Методологический компонент 3.1.Работа с  литературными  источниками Самостоятельность в подборе и анализе литературы 3.2.Умение работать с  Интернет­ресурсами Самостоятельность в пользовании   электронных  ресурсов 3.3.   Умение   выполнять проектно­ исследовательскую работу  Самостоятельность в­проектно­ исследовательской  работе 4.  Мировоззренческий компонент 4.1. Социальная  активность Уровень  социальной  активности  (участие в  мероприятиях  социальной  направленности 4.2. Толерантность Уровень  толерантности  низкий уровень  средний уровень  высокий уровень ­ минимальный уровень умений (испытывает  серьезные затруднения  при работе с  литературой) ­ средний уровень  (работает с помощью  педагога) ­ высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не  испытывает трудностей) ­ минимальный уровень умений (испытывает  серьезные затруднения) ­ средний уровень  (работает с помощью  педагога) ­ высокий уровень (работает с  компьютером  самостоятельно, не  испытывает трудностей) ­ минимальный уровень умений   (испытывает серьезные затруднения) ­  средний   уровень (работает   с   помощью педагога) ­ высокий уровень работу (ведет самостоятельно,   не испытывает трудностей)   Низкий уровень:  принимает участие  иногда Средний уровень:  активное участие Высокий уровень:  является инициатором и активным участником  проектов и акций  низкий уровень  средний уровень 1 2 3 1 2 3 1 2 13 1 2 3 1 2 3 1 2 психодиагностика Исследовательские  работы, рефераты,  проекты Наблюдение,  компьютерные  задания, работа в  Интернете,  компьютерные  тестирования. Участие   в   научно­ практических конференциях.  Наблюдение Участие в  социальных  проектах опросник  толерантности­  высокий уровень 4.3. Эмпатия Уровень эмпатии  низкий уровень  средний уровень  высокий уровень 5.Развитие коммуникативных умений и навыков 5.1. Умение слушать и  слышать педагога,  товарища Адекватность  восприятия  информации  5.2. Умение выступать  перед аудиторией Свобода владения  и подачи  подготовленной  информации 5.3. Умение вести  полемику, участвовать в  дискуссии Самостоятельность в построении  дискуссионного  выступления ­ минимальный уровень умений восприятия  информации ­ средний уровень  умений восприятия  информации ­ высокий уровень  умений восприятия  информации ­ минимальный уровень умений владения и  подачи информации (с  листа) ­ средний уровень  умений владения и  подачи  информации (с  листа с привлечением  ТСО) ­ высокий уровень  умений владения и  подачи  информации  (свободно с  использованием ТСО) ­ минимальный уровень умений в построении  дискуссионного  выступления ­ средний уровень  умений владения в  построении  дискуссионного  выступления ­ высокий уровень  умений в построении  дискуссионного  выступления 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 интолерантности к  неопределенности  (автор Т.В.  Корнилова) Методика  диагностики  уровня  эмпатических  способностей  В.В.Бойко (тест на  эмпатию Бойко) Наблюдение Открытые занятия,  конференции,  семинары, круглые  столы, Дискуссии,  круглые столы с  подведением  итогов олимпиад Максимальное количество баллов 36 баллов. Уровень личностного развития: от 13 до 26  – низкий уровень, от 26 до 32 – средний, от 32 до  39 – высокий Градация принята условно (информация может быть представлена ученику только в  процессе строго индивидуальной работы в совокупности с картой саморазвития,  заполняемой учеником!!!) Информационные ресурсы ://   economicus  .  ru   Официальная   Россия:   сервер   органов   государственной   власти   Российской Федерации http://www.gov.ru   Президент   России   —   гражданам   школьного   возраста  http://www.uznay­ prezidenta.ru Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru Economicus.Ru:   экономический   портал.   Проект   Института   «Экономическая школа»http  50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/ Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru Интернет­сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru Информационно­аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru Книги   по   экономике, http://www.aup.ru/books/ Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru Соционет:   информационное   пространство   по   общественным   наукам http://socionet.ru СМИ.ru —  средства   массовой   информации   в   Интернете:   каталог   российских СМИ http://www.smi.ru Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru Московская школа прав человека http://www.mshr­ngo.ru Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/ Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru Открытая экономика: информационно­аналитический сервер http://www.opec.ru Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/ Права человека в России http://www.hro.org   менеджменту   и   маркетингу   финансам, Материально­техническое обеспечение программы Для   успешной   реализации   программы   необходимы:   помещение, удовлетворяющие   требования   к   образовательному   процессу   в   учреждениях дополнительного   образования,   компьютер,   принтер   и   ксерокс   для   работы педагога, Интернет, электронная почта, мультимедийная установка. Для работы обучающихся используются ноутбуки с выходом в Интернет. Кадровое обеспечение программы Программу   «Общество   и   мы»   в   системе   дополнительного   образования реализует   педагог   дополнительного   образования,   имеющий   классическое образование   –   учитель   истории   и   обществознания.   К   преподаванию привлекаются кандидаты обществоведческих наук, аспиранты. Финансовое обеспечение реализации программы Дополнительная   общеразвивающая   программа   реализуется   за   счет бюджетных   средств.   Участие   в   мероприятиях   российского   уровня финансируется в рамках городской целевой Программы «Поддержка одаренной и талантливой молодежи города Вологды», добровольных родительских взносов и спонсорской помощи. Литература для обучающихся: 1. Баранов, П.А. и др. Обществознание. Полный курс [Текст] / П. А. Баранов. – М.: Колос, 2010.­ 271 с. 2. Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах: Учебное пособие / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 190 c. 3. Ивашкевич,   Л.Д.   Шпаргалки   по   обществознанию.   10­11   классы:   Учебное пособие / Л.Д. Ивашкевич. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 94 c. 4. Кишенкова,   О.В.   ГИА   2013.   Обществознание.   Тренировочные   задания.   9 класс / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2012. – 80 c. 5. Кишенкова,   О.В.   ЕГЭ   2013.   Обществознание.   Сдаем   без   проблем!   /   О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2012. – 288 c. 6. Клименко, А.В. Обществознание: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2013. – 507 c. 7. Краюшкина, С.В. Тесты по обществознанию: 9 класс: К учебнику под ред. Л.Н.   Боголюбова,   А.И.   Матвеева   «Обществознание.   9   класс»   (М.: Просвещение) / С.В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013. – 142 c. 8. Мамина,   О.Н.   Эссе   по   обществознанию   [Текст]   /   О.   Н.   Мамина.   –   М., Просвещение, 2009. – 147 с. 9. Обществознание.   Учебно­методическое   пособие   для   поступающих   на   Базис­информатика, факультеты:   Экономика,   Мировая   экономика, Менеджмент,   Государственное   и   муниципальное   управление,   Социология. М.: 2006 г. (в помощь поступающим в ГУ­ ВШЭ).  10. Обществознание.   Учебно­методическое   пособие   для   поступающих   на факультет: Право. М.: 2006 г. (в помощь поступающим в ГУ­ВШЭ). 11.Обществознание.   Учебно­методическое   пособие.   Факультет   довузовской подготовки. Центр методики и оценки качества обучения. Программа «11 класс». Государственный Университет – Высшая школа экономики. М: 2006 г. (в помощь поступающим в ГУ­ ВШЭ).  12.Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами: реком. для учащихся, учителей и родителей/М.А. Ступницкая. – Ярославль : Академия развития, 2008. 13.Федорченко,   А.А.   Обществознание:   Учебное   пособие   для   поступающих   в юридические вузы / Б.Н. Мальков, М.Г. Марюшкин, А.А. Федорченко; Под ред. Б.Н. Мальков, Р.В. Шагиева. – М.: Норма, ИНФРА­М, 2011. – 496 c. 14.Эко   У.   Как   написать   дипломную   работу.   Гуманитарные   науки:   Учебно­ методическое   пособие   /   Пер.  с   ит.  Е.   Костюкович.  —   М.:   Книжный   дом «Университет», 2003. Литература для педагога: 1. Аверьянов,   Ю.И.   Обществознание:   Практикум.   10   класс:   Пособие   для учителей   общеобразовательных   учреждений:   Профильный   уровень   /   Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов; Под ред. Л.Н. Боголюбов. – М.: Просв., 2011. – 160 c. 2. Аласова,   С.В.   Воспитательная   работа   в   учреждении   дополнительного образования в условиях реализации профильного обучения / С.В. Аласова. // php.mitme.ru/conf/2006/01/06_01_1_6.php 3. Арбузкин, А.М. Обществознание. В 2­х т.Обществознание: Учебное пособие / А.М. Арбузкин. – М.: Зерцало­М, 2013. – 680 c. 4. Важенин,   А.Г.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей технического, естественно­научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: Учебно­методическое пособие для нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важенин. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 128 c. 5. Глазунов,   М.Н.   Обществознание:   Учебное   пособие   /   М.Н.   Глазунов,   И.А. Гобозов, Е.М. Дерябина; Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2013. – 432 c. 6. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно –  ориентированного  образования:  Методическое  пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред.   Д.   ф.   –м.   н.,   проф.   Е.   Я   Когана.   –   Самара:   Издательство   «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с. 7. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально­ экономического профиля: Практикум: Учебное пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.А. Горелов. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 240 c. 8. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально­ экономического профиля: Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования / А.А. Горелов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 336 c. 9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно­целевая основа   Зимняя компетентностного   подхода   в   образовании   /   И.Я. //http://rc.edu.ru/rc/bologna/works/zimnaya_l_sod.pdf 10.Иванова Л.Ф., Е.Л.Рутковская Проектная деятельность школьников при  изучении обществознания // ПИОШ. ­ 2014. – № 2. – С. 25­35. 7.  11.Иванова,   Л.   Проектирование   в   обучении:   дидактические   принципы   / Л.Иванова // Учитель. – 2004. ­ №6. – С. 11­15 12.Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. – М.: Дрофа, 2008. – 606 c. 13.Иванова, Л.Ф. Обществознание. Базовый уровень. 11 класс: Методические рекомендации / Л.Н. Боголюбов. – М.: Просв., 2009. – 238 c. 14.Иващененко, О.Н. Интерактивное оборудование и интернет­ресурсы в школе. Обществознание 6­11 классы: Пособие для учителей / О.Н. Иващененко. – М.: БизнесМередиан, 2012. – 232 c. 15.Ионин,   Л.Г.   Обществознание.   Человек   в   глобальном   мире.   Книга   для учителя. 10 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Г. Ионин, Л.В. Поляков. – М.: Просв., 2009. – 239 c. 16.Калинина,   Н.В.   Психологическое   сопровождение   развития   социальной компетентности   школьников:   Автореферат   дисс.   Канд.   Пед.   Наук. [Электрон.   Версия   печ.   Публикации]/   Н.В.Калинина.   –   Самара,2006   // vak.ed.gov.ru/announcements/psiholog/KalininaNV.doc 17.Касьянов, В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов / В.В. Касьянов. – Рн/Д: Феникс, 2011. – 413 c. 18.Касьянов, В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов / В.В. Касьянов. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 413 c. 19.Лавренова, Е.Б. Сборник примерных программ: обществознание, экономика, право (на основе ФГОС второго поколения): 10­11 классы / Е.Б. Лавренова. – М.: Вита­Пр., 2013. – 208 c. 20.Мачехина,   О.Н.   Социальная   компетентность   старших   школьников.   /   О.Н. Мачехина // www.it­n.ru/Attachment.aspx?Id=569 21.Мачехина,   О.Н.   Формирование   социальной   компетентности   старших О.Н. подростков Мачехина //www.archive.civitasrussia.ru/upload/publication/113319588426.doc проектной работе   /   22.Новожилова Н.В. Интернет­ресурсы в исследовательской деятельности    в     учителей и учащихся / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. ­  №4. ­ С. 148. 23.Рутковская,   Е.Л.   ЕГЭ   2013.   Обществознание:   Сборник   заданий   /   Е.Л. Рутковская, Т.Е. Лискова, О.А. Котова. – М.: Эксмо, 2012. – 224 c 24.Сычев, А.А. Обществознание: Учебное пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа­М, НИЦ ИНФРА­М, 2013. – 384 c. 25.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию / Л. А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в  школе. ­ 2006. ­ N 4. ­ С. 14­22. 26.Федоров,   В.В.   Обществознание.   Глобальный   мир   в   XXI   веке:   Книга   для учителя. 11 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов; Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просв., 2009. – 363 c. 27.Чиркова С. Исследовательские практики по обществознанию и праву / С.  Чиркова // Учитель. ­ 2006. ­ № 2. ­ С. 53­54. 28.Шевченко, Н.И.  Педагогические   технологии:  социализация  школьников  на уроках обществознания: Учебно­методические материалы / Н.И. Шевченко. – М.: Рус. Слово – учебник, 2012. – 208 c. 29.Шевченко, С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. – М.: Астрель, 2013. – 478 c.

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности ОБЩЕСТВО

Дополнительная программа социально-педагогической направленности  ОБЩЕСТВО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017