Дополнительное математическое образование в наставничестве для
формирования финансовой грамотности
Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики,
МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
Аннотация. Статья раскрывает способы и возможности формирования функциональной грамотности на уроках математики в 8-9 классах. Развитие математической и финансовой грамотности в условиях спланированного урока формируются одновременно, с помощью решения тематических задач, в которых приведены и математические и финансовые вопросы. Приведены примеры применения некоторых задач.
Ключевые слова: технологический лицей, математика, математическая и финансовая грамотность, функционально-грамотный человек, дополнительное образование, наставническая деятельность.
Деятельность современной школы связана с формированием функционально-грамотной личности. В технологическом лицее, изучению точных наук: математики, физики; и прикладных наук: экономики, информатики, технологии предпринимательства уделяется значительное внимание. Технологическое оснащение лицея требует формирования знаний, умений, навыков и компетенций, формирующих инженерные компетенции, как рабочего будущего, так и инженера, и работника сферы информационных технологий, становление которых происходит на базе сформированных направлений функциональной грамотности.
Функциональная грамотность включает, в том числе, такие направления, как математическая и финансовая грамотность, которые формируются непосредственно на уроках математики. Поскольку многие практические аспекты финансовой грамотности возможно интегрировать в содержательную линию в такого школьного предмета как математика, то через систему контекстных задач на уроках математики и осуществляется интеграция математического и экономического знания, формируются элементы финансовой грамотности [1, c.198].
Решением задач экономического содержания формируется и математическая, и финансовая грамотность, как в основном, так и в дополнительном образовании в форме математического кружка, что позволит обучающимся оценить математику, как прикладную науку, мотивировать их на изучение математики, а получаемые в процессе изучения математики знания и компетенции рассматривать, как предмет практического применения в реалиях будущей в том числе финансовой жизни.
Математическая грамотность в сочетании с финансовой, дает возможность человеку принимать соответствующие финансовые решения в течение всей жизни в разных проявлениях финансовой жизни.
К примеру, сотрудничество граждан с банками является обширной и весьма популярной, в том числе в семьях учеников, а, значит, является интересной для учеников непосредственно. Представляемые задачи с решениями дают возможность оценки востребованности методов решения. Задача 1 по теме математики «Возведение в натуральную степень» может одновременно представить и раскрыть способы расчетов для принятия решения участия в инвестиционных программах: «Сергею поступило предложение: инвестировать в размере 30000 условных единиц (у.е.), с условием: через 10 лет инвестор сможет продать свою долю. Инвестору предложена ставка 5% годовых. Вопрос: Рассчитать, какую сумму сможет получить Сергей Иванович в конце 10-го года, при условии согласия принять именно это инвестиционное предложение с применением округления до целых. В решении задачи применена формула на вычисление сложных процентов S= P * (1 + i)n,, S = 30 000 * (1 + 0,05)10 = 48 866 (у.е.).
Ответ: полученная сумма к концу 10-го года 48 866 (у.е.).
Решение задачи нарабатывает навыки: сложение десятичных дробей, возведение в натуральную степень, умножение натурального числа на десятичную дробь; округление результата до целого.
Вторая задача на вычисление сложных процентов дает возможность принятия решения для размещения денежных средств на депозите: Сергей разместил депозит на сумму 2000 (у.е.) под 4% годовых на 2 года. По истечении двух лет, Сергей снял деньги со счета для размещения в другом банке, где ставка составляет 5% годовых, срок пользования 4 года. Вопрос, поставленный в задаче, формирует, как математические навыки, так и навыки принятия финансовых решений: рассчитать выгоду первого вклада на первом счете с определением остатка на втором счете к концу 4 года с округлением до целых. В решении задачи раскрываются темы математики:
1) 2 000 * (1 + 0,04)2 =2163,2 (у.е.) расчет общей суммы на депозите в конце второго года связан со сложением и умножением десятичных дробей.
2) 2163,2 – 2000=163,2163 (у.е.) в расчете выгоды на первом счете, в расчете применено вычитание десятичных дробей.
3) [2 000*(1 + 0,04)2]*(1+0,05)4= 2629,38312 2629 (у.е) – сумма, доступная на 2-м счете в конце 4-го года определяется сложением. Таким образом, ответ равен 2 629 (у.е.) с округление до целого.
Задача 3 раскрывает выгоду по депозиту по простой ставке. Федор положил 3000 у.е. на депозит под простую ставку процента, равную 4%. Через 4 года Федор решил совершить крупную покупку и снял деньги с депозита. Рассчитать общую сумму процентов, начисленных в течение четырех лет с определением суммы, доступной Федору по истечении указанного срока с округленным до целых. В решении применяется формула простых процентов для вычисление простых процентов по депозиту: 1) I = P*n*i = 3000*4*0,04 =480 (у.е) путем умножения десятичных дробей и сложением простых чисел рассчитана общая сумма процентов, начисленных в течение четырех лет депозита: 2) S = P + I = 3000 + 480 =3 480 (у.е.) выявлена наращенная сумма, доступная по истечении четырех лет, получен ответ, отражавший сумму процентов 480 (у.е.) и полную доступную сумму по депозиту за 4 года в размере 3 480 (у.е.)
Задача 4 отражает возможности реализации мечты за счет кредита и предоставлена условием: Григорий мечтает о приобретении прогулочной яхты для отдыха летом. Банк предлагает Григорию кредит в размере 650 000 у.е. С учетом сложной ставки 4% годовых. Григорий может погасить кредит только через 2 года, но не раньше. Рассчитать, сумму которую Григорий заплатит в конце второго года. Решение осуществляется за счет формулы сложных процентов
1) S = P * (1 + i)n = 650 000 * (1 + 0,04)2 = 703 040 (у.е.) – сумма, необходимая к погашению к концу второго года. Таким образом в ответе задачи, решенной заемщиком принимается решение и о покупке, и об использовании кредитного займа в момент, когда стоимость мечты возрастет от 650000 у.е. до 703 040 у.е.
В задаче 5 рассматривается вопрос расчета первичной суммы займа: Василина взяла кредит в банке «Z» под простую ставку 12% годовых. Через 4 года 7500 у.е. в качестве процентов за период она заплатит банку. Определить, какую сумму Василина взяла в банке «Z» с округлением до целых. Задача решается через работу с формулами и выражением одной величины через другую I = P * n * i P = I/ (n * i). Таким образом, величина P = 7 500 / (0,12 * 4) = 15 625 у.е. – сумма займа с процентами, тогда первичная сумма кредита равна 8125 у.е. решение задачи позволит ученику понять, насколько необходим кредит Василине, сопоставляя потенциальную финансовую ситуацию.
В задаче 6 раскрываются вопросы расчетов накопления Мария разместила депозит под 4% на ежеквартальной основе, поэтому она размещает 2 000 у.е. в начале каждого квартала, от срока вложения первого депозита 31 декабря и четвертого депозита первого октября. Рассчитать сумму, доступную Марии к концу года, в целых единицах.
1) 1 кв.: 2 000 * (1 + 0,04 / 4)4*1 = 2000*1,04060401= 2081,21 2081 у.е.
2) 2 кв.: 2 000 * (1 + 0,04 / 4)4* 3/4 = 2000 * 1,030301 =2060,60 2061 у.е.
3) 3 кв.: 2 000 * (1 + 0,04 / 4)4*2/4 = 2000*1,0201 = 2040,2 2040 у.е.
4) 4 кв.: 2 000 * (1 + 0,04 / 4)4*1/4= 2000* 1,01 = 2020 у.е.
5) 2 081 + 2 061 + 2 040 + 2 020 = 8 202 долл. – сумма, доступная Марии к концу года в финансовых решениях позволит определить конечный результат возможного вложения школьника [4].
Таким образом, применение финансовых задач в некоторых темах математики раскрывает ученикам практическую сторону применения математической грамотности и формирует финансовую грамотность.
В основе финансовой грамотности объединяются понимание экономической сути процессов и умение производить необходимые расчеты. Уметь рассчитать экономическую, финансовую задачу – уметь применить в нужный момент математические компетенции для овладения финансовыми компетенциями. Понимание экономической, финансовой сути происходящего включает и креативность мышления, и владение глобальными компетенциями [1, c.198].
Решение финансовых задач на уроках математики с предоставлением пояснения о полученном результате формирует и читательскую грамотность: внимательное чтение задачи, вдумчивое определение порядка решения задачи, дает обучающемуся понимание ценности читательской грамотности. ссылка на
[2, c. 336].
В технологическом лицее широко применяется система дополнительного образования обучающихся по направлению «Финансовая грамотность» с целью формирования функционально-подготовленного гражданина под руководством опытного наставника. Но непосредственно формирование финансовой грамотности возможно в том случае, если в каждом из предметов, в котором это возможно, наряду со специальными знаниями, будут формироваться знания, напрямую относимые к формированию финансовой грамотности [3, с.200].
В основном общем образовании технологического лицея финансовая грамотность формируется не только на уроках математики, в каждом предмете учителя определяют способы формирования финансовой грамотности, стабильности. Грамотный потребитель финансовых услуг меньше страдает от мошеннических действий в области финансов [5, с.3].
Основные знания, безусловно, формируются на уроках, но устойчивый интерес к предмету, в том числе для одаренного ребенка, требует особого внимания педагога, который включает одаренного ребенка в программу наставничества, занимается с ним в дополнительном образовании, повышая его мотивацию и, раскрывая интересы ребенка для углублённой работы.
Таким образом, изучение финансовой грамотности, прежде всего, в математике, с поддержкой в других предметах, объединяет знания и умения в деятельности внеурочных занятий, в дополнительном образовании – кружковой работе под руководством наставника сформированная финансовая грамотность обучающихся представляется в проектах и отражается результативным участием в олимпиадах.
Библиографический список
1. Ганжа, И. П. Формирование элементов финансовой грамотности на уроках математики в основной школе / И. П. Ганжа // Актуальные проблемы развития математического образования в школе и вузе : Материалы IX международной научно-практической конференции, Барнаул, 17–18 октября 2017 года / Под редакцией Э. К. Брейтигам, И. В. Кисельникова. – Барнаул:
Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – С. 196-200.
|
2. Зайцева, Г. В. Математика в школе как основа формирования |
|
финансовой грамотности / Г. В. Зайцева, Л. В. Мартыненко, Е. Р. Айчувакова // |
||
Интеграция методической (научно-методической) работы и системы |
||
повышения квалификации кадров : Материалы XXIII Международной научно- |
||
практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года. – Челябинск: |
||
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников |
||
образования, 2022. – С. 330-338 |
|
|
3. Зайцева Г. В. Формирование новой образовательной среды в условиях реализации ФГОС ООО за счет внедрения наставничества. Современные образовательные технологии как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагога : сборник научно-практических материалов V Международной научно-практической конференции. Г.В. Зайцева, М.Ю Пашкова Вып. 5. Т. 1 / сост. и ред. В. Р. Абрамовских, Л. Н. Чипышева, и др – Челябинск : МБУ ДПО ЦРО, 2022. – 197-201 с.
4. Задачник с ответами для учащихся школ (6-9 классы) по финансовой математике https://www.fin-olimp.ru/ URL: https://www.fin-olimp.ru/wpcontent/uploads/7.zadachn.pdf?ysclid=lf518u1hhy871574145 дата обращения 18 июня 2023 г.
5. Муравин, Г. К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 8 класса. – М. :Дрофа, 2017. – 38 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.