Дополнительные материалы к Билету № 3
Анализ текста
1) Я живу в маленьком доме у самого моря. 2) Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. 3) Море не замёрзло. 4) Снег лежит до самой кромки воды. 5) Когда на море подымается волна, то слышен не шум воды, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. 6) Балтика зимой пустынна и угрюма. 7) по горизонту весь день лежит слоями тяжёлая мгла. 8) В ней пропадают очертания низких берегов. 9) Только кое- где в этой мгле опускаются над морем белые косматые полосы – там идёт снег. 10) Вечером кромешная темнота окружает дом, сосны придвигаются к нему вплотную, и, когда выходишь из освещенного дома наружу, тебя охватывает ощущение полного одиночества с глазу на глаз с зимой, морем и ночью. 11) Море уходит на сотни миль в чёрно- свинцовые дали. 12) На нём не видно ни одного огонька. 13) И не слышно ни единого всплеска, словно в расплывчатой туманной бездне обрывается земля. 14) К западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы есть маленький рыбачий посёлок. 15) Обык-новенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью. 16) В посёлке сотни лет живут латышские рыбаки. 17) Поколения сменяют друг друга. 18) Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжёлые платки. 19) Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами. 20) Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. 21) И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. 22) Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной, как чертов котел. 23) Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело – опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. 24) Уступать морю нельзя. 25) В море около посёлка лежит большой гранитный валун. 26) На нём еще давно рыбаки высекли надпись: «В память всех, кто погиб и погибнет в море». 27) Эту надпись видно издалека. 28) Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. 29) Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал: 30) – Наоборот. 31) Это очень мужественная надпись. 32) Она говорит, что люди никогда не сдадутся и будут делать своё дело.
План.
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
3. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
4. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
5. Определите тему текста.
6. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.
7. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
8. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
9. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
10. Выпишите из текста 3 примера художественно-выразительных средств языка.
Дополнительные материалы к Билету № 5
В. Станцев
Под Москвой в ноябре,
миномётным накрытый,
я лежал на стерне —
ни живой, ни убитый.
Колька-кореш хрипел,
мои раны бинтуя:
«Мы ещё поживём,
Мы ещё повоюем!..»
Мы обратно ползли,
огибая воронки
и друзей, на которых
пойдут похоронки.
Колька-кореш хрипел:
«Вот сто метров минуем —
и ещё поживём,
и ещё повоюем!..»
И когда заползли мы
в блиндажную слякоть,
и когда я готов был
по-детски заплакать,
вот тогда я уверовал
в правду простую:
я ещё поживу, я ещё повоюю!
План
1. Автор,
название стихотворения.
2. История создания стихотворения.
3. Тема (о чѐм стихотворение, как я его поняли, на что обратили
внимание).
4. Жанровые особенности (ода, поэма, баллада, эпиграмма, эпитафия, элегия,
сонет и т.д.).
6. Композиция
– общая структура;
– деление на части – объяснить;
– наличие повторяющихся частей, фрагментов, зачем они?
7. Герой (герои), лирический герой, авторское «Я».
8. Идея (главная мысль) стихотворения; ключевые слова.
9. Размер, рифмовка, рифма.
10.
Язык, его особенности. ( какие поэтические приѐмы
используются):
– лексические средства выразительности (тропы: эпитет, метафора, сравнение,
олицетворение и т.д.);
– синтаксические средства выразительности (фигуры речи: анафора, эпифора,
умолчание, многосоюзие, повторы и т.д.).
Дополнительные материалы к Билету № 9
Шахид
короче, я его убил.
дремало в райской неге лето.
а он бежал что было сил
меж тополей в полсотне метров.
ударился в плечо приклад.
упало в судороге тело.
его душа легко взлетела,
душе положено взлетать.
прощай, отчаянный шахид,
отныне ты – навек мой крестник.
я скоро буду… предстоит
тебе отличный шанс для мести.
ты затаишься у тропы,
протоптанной к вратам эдема,
припав к прикладу акаэма,
мгновенья будешь торопить.
расплатой радостно дыша,
нажмешь на спуск.
и я узнаю,
что помнит вечная душа,
не добежавшая до рая.
План
2. Автор,
название стихотворения.
2. История создания стихотворения.
3. Тема (о чѐм стихотворение, как я его поняли, на что обратили
внимание).
4. Жанровые особенности (ода, поэма, баллада, эпиграмма, эпитафия, элегия,
сонет и т.д.).
6. Композиция
– общая структура;
– деление на части – объяснить;
– наличие повторяющихся частей, фрагментов, зачем они?
7. Герой (герои), лирический герой, авторское «Я».
8. Идея (главная мысль) стихотворения; ключевые слова.
9. Размер, рифмовка, рифма.
Язык, его особенности. ( какие поэтические приѐмы
используются):
– лексические средства выразительности (тропы: эпитет, метафора, сравнение,
олицетворение и т.д.);
– синтаксические средства выразительности (фигуры речи: анафора, эпифора,
умолчание, многосоюзие, повторы и т.д.).
План
3. Автор,
название стихотворения.
2. История создания стихотворения.
3. Тема (о чѐм стихотворение, как я его поняли, на что обратили
внимание).
4. Жанровые особенности (ода, поэма, баллада, эпиграмма, эпитафия, элегия,
сонет и т.д.).
6. Композиция
– общая структура;
– деление на части – объяснить;
– наличие повторяющихся частей, фрагментов, зачем они?
7. Герой (герои), лирический герой, авторское «Я».
8. Идея (главная мысль) стихотворения; ключевые слова.
9. Размер, рифмовка, рифма.
Язык, его особенности. ( какие поэтические приѐмы
используются):
– лексические средства выразительности (тропы: эпитет, метафора, сравнение,
олицетворение и т.д.);
– синтаксические средства выразительности (фигуры речи: анафора, эпифора,
умолчание, многосоюзие, повторы и т.д.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.