Дополнительный материал для уроков литературы на тему : "Сергей Есенин"
Оценка 4.7
Лекции
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Дополнительные материалы50.doc
Желая видеть в современности радикальные перемены, Есенин пришел к мысли и о
Дополнительные материалы50
создании иной поэзии. Он стал вдохновителем новой школы — имажинизма. Имажинисты, прежде
всего его теоретики и практики В. Шершеневич и А. Мариенгоф увлекли Есенина пристальным
вниманием к образотворчеству. В его поэзии появились сложные, основанные на неожиданных
ассоциациях образы: «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат», «Золотою лягушкой
луна / Распласталась на тихой воде», «Взбрезжи, полночь, луны кувшин / Зачерпнуть молока берез»
и т. д. Однако идеология имажинизма была чужда Есенину. Имажинисты объявили образ
самоценным, изгнали из поэзии интуицию, подменив ее логикой, духовные и национальные начала
русской поэзии не признавались, но приоритетным был провозглашен плотский мир, что позволило
поэтам выстраивать стихотворения на физиологических, эротических, вульгарных образах.
Антиэстетизм стал в поэзии имажинистов достоинством. Талант как художественная данность
устранялся. В начале увлечения имажинизмом Есенин написал теоретическую статью «Ключи
Марии», в которой высказал свою философию искусства. Он воспринимал образ как синтез неба и
земли, мистического и прозаического, тайного и очевидного. Его отношение к слову было
исключительно метафизическим, по сути — религиозным. Он верил в силу интуиции.
II. История Есенина есть история заблуждений. Идеальной мужицкой Руси, в которую
верил он, не было. Грядущая Инония, которая должна была сойти с неба на эту Русь — не сошла и
сойти не могла. Он поверил, что большевистская революция есть путь к тому, что «больше
революции», а она оказалась путем к последней мерзости — к нэпу. Он думал, что верует во
Христа, а в действительности не веровал, но, отрекаясь от Него и кощунствуя, пережил всю муку и
боль, как если бы веровал в самом деле. Он отрекся от Бога во имя любви к человеку, а человек
только и делал, что снял крест с церкви да повесил Ленина вместо иконы и развернул Маркса, как
Библию.
И однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных паданий Есенина остается чтото, что
глубока привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблуждения проходит какаято огромная,
драгоценная правда. Что же так привлекает к Есенину и какая это правда? Думаю, ответ ясен.
Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и пред
своею совестью, что во всех доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и
то, на что соблазняли его другие, — и за все захотел расплатиться ценой страшной. Правда же его
— любовь к родине, пусть незрячая, но великая. Ее исповедовал он даже в облике хулигана:
Я люблю родину,
Я очень люблю родину!
Горе его было в том, что он не сумел назвать ее: он воспевал и бревенчатую Русь, и
мужицкую Руссию, и социалистическую Инонию, и азиатскую Рассею, пытался принять даже СССР,
— одно лишь верное имя не пришло ему на уста: Россия. В том и было его главное заблуждение, не
злая воля, а горькая ошибка. Тут и завязка, и развязка его трагедии. Февраль 1926
(В. Ходасевич. Некрополь.)
II. Анализ стихотворений
«Я последний поэт деревни» (1920)— прощальная обедня, панихида по Россиихраму,
уходящей Руси, крестьянской культуре. Тема гибели старого мира и победы новой, «железной»
культуры решена трагически. Развивается и мотив гибели лирического героя: «И луны часы
деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час». Этот параллелизм выразился в структуре первой
строфы: поэт («Я последний поэт деревни…»), родина («Скромен в песнях дощатый мост»), поэт
(«За прощальной стою обедней»), родина («Кадящих листвой берез»). Отныне деревня лишь
лирический образ.
Компромисс деревенского и пролетарского миров исключен. Символ урбанистической
культуры — «железный гость», образы крестьянского бытия — «злак овсяный, зарею пролитый»,
колосьякони, голубое поле. Их противопоставление раскрывает конфликт живого и неживого; «железный гость», его «неживые, чужие ладони» несут гибель. Ветер, выражал тему обреченности
крестьянства, справляет панихидный пляс.
Избавление от разлада, конфликтности и стремление к гармонии — эмоциональный и
философский стержень поздней лирики Есенина, к какому бы тематическому направлению она ни
относилась. Стихотворение «Неуютная жидкая лунность...» (1925) запечатлело стремление поэта
преодолеть отчаяние и найти гармонию даже в новой деревне: «Через каменное и стальное / Вижу
мощь я родной стороны». В патриархальной деревне ему вспоминается лишь «тоска бесконечных
равнин», «усохшие вербы», нищета. Картинам сиротского, убогого пейзажа противостоит мечта
лирического героя о технической оснащенности деревни. Причем индустриальная, идущая из
города культура теперь вовсе не является символом смерти полевой Руси; наоборот, она принесет
ей возрождение, поможет избавиться от нищеты: «Но и все же хочу я стальною / Видеть бедную,
нищую Русь».
Вера в «стальную» Русь — крайне редкий мотив в творчестве Есенина. В его поэзии
трагически звучала тема противостояния города и деревни. В «Сорокоусте» (1920) город — враг,
который «тянет к глоткам равнин пятерню». Стихотворение «Мир таинственный, мир мой
древний...» (1922) представляет конфликт города и деревни как метафизическую трагедию; город
не просто железный враг, он еще и дьявол: «Жилист мускул у дьявольской выи». Победа железного,
то есть неживого, как раз и ассоциировалась в сознании поэта с социализмом «без мечтаний».
Есенинский оптимизм — трагический. За искренним желанием увидеть в новой России
цивилизованное начало нельзя не заметить трагедию герояизгоя: «Я не знаю, что будет со мною...!
Может, в новую жизнь не гожусь...»
Элегия «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925) — образец исповедальной лирики.
Гармония найдена Есениным в принятии, с одной стороны, рассудком нового поколения, «чужой
юности», «сильного врага», а с другой, сердцем, — родины ковыля, полыни, журавлиного крика,
бревенчатой избы. Есенинский компромисс был выражен в последних строках: «Дайте мне на
родине любимой, / Все любя, спокойно умереть!» Философская концепция покоя, принятия мира
как данности обогащена здесь мотивом любви ко всему, и к «сильному врагу» в том числе. Есенин
возвращался к идее гармонии, целесообразности, синтезу, казалось бы, противоположных начал.
«Письмо к женщине» (1924), написанное в жанре послания, создает образ не только
прошедшей, но и негармоничной любви:
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
За драмой отношений раскрывается трагический, одинокий образ лирического героя,
подавленного «роком событий», схоронившегося от штормов в «корабельном трюме» — «русском
кабаке». Однако ему всетаки удается в роковом потоке событий различить целесообразность его
движения и, воспев хвалу рулевому корабля жизни, обрести иные ценности: «Я избежал паденья с
кручи. / Теперь в Советской стороне / Я самый яростный попутчик».
В протяженном во времени драматическом пути лирического героя, в печальном
повествовании о разрушенных любовных связях, в ощущении невозможности вернуть любовь, в
благословении любви возлюбленной и счастливого соперника узнаются мотивы стихотворения А.
Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…». Связывает стихотворения и состояние успокоенности
лирических героев после пережитых бурь.
Тема подчиненности человеческой жизни законам природы развита и в элегии
«Отговорила роща золотая...» (1924): и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о
чем», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль
«ничего в прошедшем». Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон:
«каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадет», «не
обгорят рябиновые кисти»...
Строка «Стою один среди равнины голой...» — явная и не случайная реминисценция из
стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». В обоих произведениях были выражены пути лирических героев («один») к синтезу с миром — равниной, пустыней, небом...
Всемирность, ощущение себя в контексте космоса были основными мотивами русской
философской лирики ХIХ—ХХ веков.
Одним из произведений поэта, в котором, при всем ощущении греховности, мятежности
своей жизни, лирический герой высказывает надежду на свое духовное возрождение, стало
«Письмо матери» (1924). Оно не относится к философской лирике, но в нем также выразился
свойственный Есенину философский взгляд на реальность. Все чаще в творчестве Есенина звучали
мотивы осознания виновности за комуто нанесенные обиды, скандалы и проч. «Письмо матери»
носит исповедальный, как вся лирика Есенина, и покаянный характер. Его лирический герой
мучается собственными противоречиями: в нем есть и нежность, и «мятежная тоска». Он пережил
ранние утраты и усталость. Однако звучит в стихотворении и надежда лирического героя на свое
духовное обновление, на излечение от душевных ран материнской любовью: «Ты одна мне помощь и
отряда...»
Стихотворение построено на противопоставлении тихого лада, связанного с миром матери
и родного дома, и греховной городской жизни героя. Перед нами есенинский вариант библейской
истории о блудном сыне. В стихотворении развивается и вечная тема материнства, и тема
сыновства. Образный ряд организуется по принципу чередования: мать, мир поэта, опять мать. Их
миры пересекаются, жанр послания позволяет через обращение сына к матери объединить в одно
целое и образ материутешительницы, и образ кающегося сына: «Не буди того, что от мечталось, /
Не волнуй того, что не сбылось». Способствует этому синтезу и форма видения, матери видится
кабацкая драка: «Будто ктото мне в кабацкой драке / Саданул под сердце финский нож».
Дополнительный материал для уроков литературы на тему : "Сергей Есенин"
Дополнительный материал для уроков литературы на тему : "Сергей Есенин"
Дополнительный материал для уроков литературы на тему : "Сергей Есенин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.