"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")
Оценка 4.9

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
25.02.2019
"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")
Два мира есть у человека- Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий) Тип урока: применение знаний и умений Цели урока: - способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести. -продолжить развитие устной речи, эмоционально- образного и аналитического мышления учащихся. - формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.
Дороги.docx
Дороги, которые мы выбираем…(по произведению В.Г. Короленко  «В дурном обществе»)             Урок ­диалог Два мира есть у человека­ Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.                                            (Н. Заболоцкий) Тип урока: применение знаний и умений  Цели урока: ­ способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации  нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести.  ­продолжить развитие устной речи, эмоционально­ образного и аналитического  мышления учащихся. ­ формировать нравственные основы жизни, воспитывать  доброту, искренность, понимание.  Планируемые результаты:  Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная  ориентация и восприятие текста художественного произведения Личностные УУД: самоопределение, нравственно­этическая ориентация,  способность к самооценке своих действий, поступков;  Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и  осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и  обосновывать свою точку зрения. Методы:  проблемно­поисковые   (побуждающий   и   подводящий   к   диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). Приемы:  диалог,   комментированное   чтение,   выразительное   чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн. Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. Ход урока: Прочтите эпиграф Как вы думаете ,почему эти слова взяты эпиграфом к нашему уроку? Какие основные задачи стоят перед нами? Какие эпизоды повести вас особенно взволновали и почему? Какое настроение осталось у вас после прочтения повести? Посмотрите репродукции картин художников,написанные современниками  В.Г.Короленко. Что их сближает? Как вы думаете,если в повести светлые тона? Давайте вспомним ,что сказал Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».  ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»? (слайд) Сейчас я вам предлагаю разделиться на группы (метод «ковер идей») 1. 1. Перед каким нравственным выбором стоит Вася на протяжении всего повествования?  (Что послужило причиной возникновения этой проблемы?) На цветных листах бумаги пишут ответ на вопрос, затем вывешивают на «Ковер идей». Дополнительные вопросы: ­С кем знакомится Вася в старой часовне? ­ Какие открытия сделал Вася в этот день? ­  Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.  ­ Что переживает Вася, узнав, что его друзья ­ нищие и воры? Спросим: "Почему Валек усмехнулся, услышав вопрос Васи о покупке булок? Почему в  голосе Васи, когда он говорит о недопустимости воровства, слышится грустное раздумье?  Почему, догадавшись о бедственном положении друзей, Вася спрашивает: "А вы разве...  нищие?" ­ упавшим голосом? Вася с раннего детства впитывал всем своим существом незыблемые нравственные истины:  нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни же все оказывается сложнее: его друзья,  которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами. Важно подвести ребят к пониманию того, что этот период в формировании сознания  мальчика имеет решающее значение: осудить семью Тыбурция за постыдное воровство, которым они живут, и отойти в сторону или же найти в душе оправдание их образу жизни,  поняв, что к этому приводят их страшные условия жизни?Занимаясь иногда воровством  только потому, что нет других возможностей прокормить голодающих детей, Тыбурций, по сути, остается честным. Это хорошо понял и судья. Не случайно, желая помочь Тыбурцию,  но, боясь, что этот гордый и независимый человек откажется от помощи, отец Васи  настойчиво повторяет сыну фразу, которая в какой­то мере может смягчить горечь  протянутой милостыни: "Передай это Тыбурцию... Скажи, что я покорнейше прошу его,  понимаешь?... покорнейше прошу ­ взять эти деньги... от тебя... Ты понял?... " ­ Какую роль сыграла детская игрушка  в жизни Маруси и Васи?  ­Кто помогает разрушить стену непонимания между Васей и его отцом? ­ Чем похож Вася на отца? 2. Возможен ли был другой вариант развития событий в повести ? Ответ на ковер. Почему пан Тыбурций говорит: «Хорощо что твоя дорога пролегла через нашу»? Как вы думаете могла ли такая ситуацию произойти в современном мире? (Дж.Стенбек «Гроздья гнева», Акиньшин «Меньшее зло», прослушайте песню из кинофильма «Генералы песчаных карьеров») 3.Как вы думаете, где существуют добро и зло­ во внешнем  окружающем нас мире или в душе человека? Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой? В.Г.Короленко   до   конца   своих   дней    мечтал,   что   со   временем   насилие всякого   рода   исчезнут,   и   народы,   как   и   отдельные   люди,   станут братьями. Он  считал, что только в дурном обществе  дети и старики могут   умирать     от   голода,   люди   одной   национальности   унижаться   и даже уничтожаться людьми другой национальности. 4.Как мы с вами можем сделать этот мир лучше?  И можем ли? Теперь   подводя   итоги   сегодняшнего   урока   давайте   составим   синквейн (используя слова доброта,милосердие,сострадание,любовь) Под музыку добра Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце Домашнее   задание  :   На   выбор:   1.   Написать   мини­сочинение   "Как   оставаться человеком в трудной ситуации." 2. Переписать финал повести "Я хочу, чтобы Маруся была жива." Рефлексия: ­Сегодня на уроке я научился…. ­Своей работой на уроке я…. ­Урок заставил меня задуматься…. ­ А особенно мне удалось… ­ Мне показалось важным… ­ Мне было интересно, потому что… ­Я понял, что… ­ Для меня стало открытием, что…

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")

"Дороги,которые мы выбираем..." (по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019