"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
1 кл
08.05.2017
Программа коррекции разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта начального общего образования детей с ОВЗ.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Дорожная карта.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №8
__________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ (ДОРОЖНАЯ КАРТА)
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 В КЛАССА МБОУ СОШ №8
Ф.И.О. обучающегося
срок реализации: 1 год
20162017 учебный год
Составитель:
педагогпсихолог
Смыкова Елена Сергеевна Пояснительная записка.
Программа коррекции разработана в соответствии с требованиями Федерального
Государственного Стандарта начального общего образования детей с ОВЗ.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям
этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. К
числу общих недостатков развития, характерных для всех категорий детей с ограниченными
возможностями,
относятся:
замедленное и ограниченное восприятие;
недостатки развития моторики;
недостатки речевого развития;
недостатки развития мыслительной деятельности;
недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от
окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная самооценка,
неумение управлять своим поведением).
Поэтому у детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в школу
проявляетсянедостаточный уровень социальной и психологопедагогической готовности к школе:
нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;
недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться и
адекватно вести себя;
низкая познавательная активность;
ограниченный кругозор;
низкий уровень развития речи;
несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной
деятельности;
несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;
недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;
недостаточное развитие мелкой моторики руки;
несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рукаглаз»;
низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в
речевом потоке, выделять звуки из слогов).
Программа сопровождения обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в
их физическом и психическом развитии;
осуществляет индивидуально ориентированную медико психолого педагогическую помощь
детям с ОВЗ с учётом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей
детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Базовыми документами для создания программы являются: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 10.07.1992 N 32661ред. от
27.12.2009);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Цель программы: обеспечение оптимального развития обучающихся с ОВЗ и их успешная
интеграция в социум.
Задачи
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры) учащихся,
родителей, педагогов;
подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения всеми специалистами для
каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния
индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом
возможностей своего здоровья;
умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как
социокультурного феномена;
умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по
здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации
программы коррекционной работы:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и
укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми;
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для
достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного
здоровья. Схема индивидуального сопровождения обучающегося
Психолог
Социальный педагог
Педагоги
Диагностический этап
Познавательное
развитие,
эмоционально
волевая сфера,
мотивация к учению
Социальный статус
обучающегося, семьи
Степень потенциальных возможностей ребенка:
зрительное восприятие;
пространственная ориентировка, осязание и др.;
уровень предметных знаний
ПМП консилиум (согласование позиций по сопровождению обучающегося)
Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
Реализация ИОМ осуществляется комплексно с привлечением родителей
Комплексное сопровождение
Обучающегося
1. Создание
организационных
обучения.
2. Сопровождение
специалистами
специальных
условий
ребенка
3. При
необходимости
разработка: индивидуального
учебного
плана,
адаптированной
образовательной программы
1. Согласование действий
сопровождению
по
ребенка.
2. Помощь в проведение
адаптационных и иных
мероприятий
по
социализации ребенка.
3. По желанию оказание
психологической
помощи
Семьи
Педагогов
1. Обучение
приемам
индивидуальной работы с
учетом особенностей
ребенка.
2. Психологическая помощь
Промежуточная диагностика
Рекомендации на 20172018 учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
«РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО
КЛАССА»
Используемый УМК №
п/п
1.
2.
Авторы, пособия
Серии «Рабочая тетрадь» (память и внимание; развиваем
графические навыки; прописи в клеточку; логика: найди
отличия.)
Издательство
М.: «Стрекоза», 2013
Рабочая тетрадь: «Ориентировка в пространстве» ЧП
Бурдина С.В.
ВеснаДизайн, 2005 №
п/п
Наименование
раздела, темы
занятия
Диагностика 2 часа
Обследование
когнитивной и
моторной сферы
Обследование
когнитивной и
моторной сферы
Сенсорное развитие 3 часа
Элементы
содержания
занятия
Основные виды
коррекционной
работы
Планируемые
результаты
Примечания/
Коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях
Дата
Выполнение
учеником заданий в
соответствии с
протоколом
обследования.
Выполнение
учеником заданий в
соответствии с
протоколом
обследования.
диагностический
диагностический
Выявление
особенностей
психических процессов
и школьнозначимых
ЗУН.
Выявление
особенностей
психических процессов
и школьнозначимых
ЗУН.
Развитие сенсорных
эталонов основных
цветов и их оттенков
Работа с цветными
полосками. Различие
их по цвету.
Сенсомоторное
развитие
Формирование
представление о
ритмическом зри
тельном ряде
Воспроизведение
различных сочетаний
из цветных полосок.
Сенсомоторное
развитие
Дифференцировать
основные цвета и
оттенки и называть их.
Продолжать заданный
ритмический ряд на
основе чередования его
элементов.
Развитие
тактильного
восприятия.
Определение на
ощупь поверхности
предметов.
Сенсомоторное
развитие
Определять на ощупь
поверхность предметов,
оречевлять свои
1
2
3
4
5 ощущения.
Обводить по пунктиру,
по опорным точкам или
писать линии по образцу
Сенсомоторное
развитие
Сенсомоторное
развитие
Обводить, штриховать и
раскрашивать фигуру в
трафарете.
Развитие графомоторных навыков 2 часа
Совершенствование
графических
навыков.
Совершенствование
графомоторных
навыков
Обводка линий
(дорожек,
заборчиков) разной
конфигурации по
показу/по опорным
точкам с
использованием
образца.
Рисование,
штриховка
(различная) и
обводка по
трафарету
(внутреннему или
внешнему).
Развитие зрительномоторной координации и мелкой моторики (совершенствование движений) 1 час
Совершенствование
зрительномоторной
координации рук.
Воспроизведение
ритмического
рисунка (цветового
ритма,
геометрического
ритма) на мозаики,
тетради и т.д
Сенсомоторное
развитие
Продолжать заданный
ритмический ряд на
основе чередования его
элементов.
Формирование пространственных представлений 2 часа
6
7
8 Формирование
пространственных
отношений,
выраженными с
помощью предлога
«на»
Формирование
пространственных
отношений,
выраженными с
помощью предлога
«под»
Моделирование
пространственных
отношений в
пространстве, на
плоскости по
плоскостному и
объемному образцам
и по словесной
инструкции
Моделирование
пространственных
отношений в
пространстве, на
плоскости по
плоскостному и
объемному образцам
и по словесной
инструкции
Понимать значение
предлога «на»,
использовать его в своей
речи по образцу
Пространственные
представления
Понимать значение
предлога «под»,
использовать его в своей
речи по образцу
Пространственные
представления
Развитие зрительномоторной координации и мелкой моторики (совершенствование движений) 2 часа
Развитие зрительно
моторной
координации.
Разложение целого
на составные части.
Составление целого
из отдельных частей.
Сенсомоторное
развитие
Развитие зрительно
моторной
координации рук.
Конструирование из
цветных палочек,
геометрических
Сенсомоторное
развитие
Понимать что предмет
может состоять из
отдельных частей.
Видеть и раскладывать
на отдельные части
предмет, составлять из
частей целое.
Осознание возможности
творить.
Конструировать
9
10
11
12 Сенсорное развитие 1 час
Развитие зрительного
восприятия.
фигур и полосок
бумаги.
Поиск фигур в
наложенных
контурах, их
обводка и
раскрашивание
Сенсомоторное
развитие
некоторые объекты из
предложенных
материалов.
Тренировка визуальной
концентрации, развитие
зрительного восприятия,
устойчивости
произвольного
внимания.
Коррекция психической деятельности (памяти, внимания, мышления) 4 часа
Развитие слухового
внимания и памяти
Развитие
непосредственной
вербальной памяти.
Развитие умения
анализировать и
сравнивать образец.
Различение
различных звуков без
зрительной опоры,
игры на слуховую
память.
Поиграем в
«индейцев»;
Угадай, кто говорит;
У кого ряд длиннее?
Найди одинаковые
Где ошибся
Буратино?
Одинаковые ли
бусы?
Коррекция
психических
процессов
Коррекция
психических
процессов
Коррекция
психических
процессов
Тренировка слухового
внимания, памяти,
устойчивости внимания
и самоконтроля.
Тренировка слуховой
памяти, устойчивости
внимания и
самоконтроля.
Анализировать и
сравнивать образец по
заданию учителя,
находить или искать
сходства и различия.
13
14
15
16 Найди образец
Развитие зрительной
памяти.
Нарисуй по памяти;
Выполни правильно;
Коррекция
психических
процессов
Формирование пространственных представлений 2 часа
17
18
19
Формирование
пространственных
отношений,
выраженными с
помощью предлога
«в»
Формирование
пространственных
отношений,
выраженными с
помощью слов
«вверх», «вниз»
Моделирование
пространственных
отношений в
пространстве, на
плоскости по
плоскостному и
объемному образцам
и по словесной
инструкции
Моделирование
пространственных
отношений в
пространстве, на
плоскости по
плоскостному и
объемному образцам
и по словесной
инструкции
Сенсорное развитие 3 часа
Тренировка зрительной
памяти, устойчивости
внимания и
самоконтроля.
Понимать значение
предлога «в»,
использовать его в своей
речи по образцу
Пространственные
представления
Понимать значение слов
«вверх/вниз»,
использовать их в своей
речи по образцу
Пространственные
представления 20
21
22
23
Дифференциация
представлений о
круге и квадрате.
Дифференциация
представлений о
треугольнике, круге,
квадрате.
Формирование
представлений о
геометрической
фигуре:
прямоугольник.
Обследование круга
и квадрата с
помощью зрительной
и осязательной
систем. Сравнение.
Обводка,
раскрашивание.
Обследование
треугольника, круга
и квадрата с
помощью зрительной
и осязательной
систем. Сравнение.
Рисование по
опорным точкам.
Обследование
прямоугольника с
помощью зрительной
и осязательной
систем. Рисование по
клеточкам,
раскрашивание.
Сенсомоторное
развитие
Узнавать и называть
фигуру круг, квадрат.
Знать отличия.
Сенсомоторное
развитие
Узнавать и называть
фигуру треугольник,
круг, квадрат. Знать
отличия.
Сенсомоторное
развитие
Узнавать и называть
фигуру прямоугольник.
Рисовать по опорным
точкам.
Коррекция психической деятельности (памяти, внимания, мышления) 3 часа
Развитие
понятийного
мышления
Называние
предметов одним
обобщающим
словом, нахождение
лишнего понятия
Коррекция
психических
процессов
Расширение пассивного
и активного словаря;
умения подбирать
обобщающее слово 24
25
26
27
Развитие мышления
Развитие мышления,
навыка группировки
среди других.
Раскладывание серии
картинок в
правильной
последовательности,
составление по ним
рассказа
Группировка
предметов по
основным признакам
(цвету, форме,
величине и др.)
Развитие графомоторных навыков 2 часа
Развитие
произвольного
управления
графическими
движениями
Развитие
графического
навыка, рисование
объектов с натуры.
Обводка с помощью
трафарета по показу
предметов из
«геометрических
фигур»: елки, дома,
солнца, мяча и т.д.),
а их раскраска без
трафарета
Рисование «дорожки,
заборчиков»,
геометрических
фигур
предварительно
построенных
ребенком из палочек,
Коррекция
психических
процессов
Устанавливать или
понимать простейшие
причинноследственные
связи
Коррекция
психических
процессов
Группировать предметы
по основным признакам
(цвету, форме, величине
и др.)
Сенсомоторное
развитие
Использовать трафарет
для рисования
предметов, состоящих
из геометрических
фигур в трафарете
Сенсомоторное
развитие
Развитие зрительно
пространственного
опыта ребенка,
совершенствование
графического навыка.
Умение
срисовывать/переносить кирпичиков разного
цвета по образцу
объемные предметы на
плоскость листа.
Коррекция психической деятельности (памяти, внимания, мышления) 2 часа
Развитие мышления:
процессов анализа
Найди отличия
Дорисуй
недостающие детали
Коррекция
психических
процессов
Развитие мышления:
процессов анализа и
синтеза
Разложение
предмета на
составные части и
составление его из
отдельных частей.
Коррекция
психических
процессов
Формирование пространственных представлений 2 часа
Находить отличия.
Актуализация
мыслительной
деятельности ребенка,
развитие произвольного
внимания.
Собирать и
раскладывать на части
целые предметы.
Вычленять детали.
Пространственные
представления
Ориентироваться на
листе бумаги (вверху,
внизу, центр, справа,
слева, др)
Ориентировка на
листе бумаги
Моделирование
пространственных
отношений на
плоскости по
плоскостному и
объемному образцам
и по словесной
инструкции (вверху,
внизу, центр, справа,
слева, др)
28
29
30 31
32
33
Ориентировка
листе
диагональная линия
на
бумаги:
Пространственные
представления
Графический
диктант
с
использованием всех
направлений
диагональных линий.
Ориентироваться на
листе бумаги (вверх,
вниз, вправовлево, по
диагональным
сторонам)
Диагностика 2 часа
Обследование
когнитивной
моторной сферы
Обследование
когнитивной
моторной сферы
и
и
Выполнение
учеником заданий в
соответствии
с
протоколом
обследования.
Выполнение
учеником заданий в
соответствии
с
протоколом
обследования.
диагностический
диагностический
Выявление динамики
развития психических
процессов и школьно
значимых ЗУН.
Выявление динамики
развития психических
процессов и школьно
значимых ЗУН.
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.