Достижение метапредметного результата ФГОС СОО
через образовательный потенциал урока
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции
В.А. Сухомлинский
Установление ФГОС СОО новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует осуществлять новые методологические подходы к учебному процессу, в том числе ориентироваться не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий. Это и определяет задачу учителя – создание педагогических условий для достижения метапредметного результата, используя образовательный потенциал урока. Метапредметный результат – это показатель освоения образовательной программы. Образовательный потенциал – это совокупность ресурсов, которыми располагает система образования для обеспечения своих важнейших функций: обучения и воспитания детей осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональный компетентности. Образовательные ресурсы – это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Урок был и остается самой распространенной формой обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения. Сегодня урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура. Развитие урока проявляется в новом взаимодействии участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и ученика.
Новые образовательные стандарты включают три группы требований:
·требования к структуре образовательных программ
·требования к условиям реализации образовательных программ
·требования к результатам их освоения.
Требования к результатам освоения образовательных программ включают не только знания, но и умения их применять, выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой.
Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Три постулата современного урока
·Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
·Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
·Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Рассматривают следующие ресурсы современного урока
·Временные
·Информационные
·Технологические
·Мотивационные
·Инновационные
·Здоровьесберегающие
·Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
·Материально-технические
Прокомментируем некоторые из них.
Ресурс времени. Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности?
Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели.
Основные причины потери времени: обучающиеся входят в кабинет по звонку; проверка отсутствующих; выяснение причин опозданий; выяснение причин неготовности обучающихся к уроку; вызов для ответа, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить; отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма; запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Кроме того, вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное для достижения целей урока. Необходимо использовать, технологические карты уроков, содержащие графические заготовки; задания с продуманными формулировками.
Таким образом, нацеленность совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение целевых установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их реализации.
Технологический ресурс современного обучения
Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей. Владение современными образовательными технологиями позволяет учителю оптимально использовать учебное время урока, организовывать обучение в сотрудничестве и осуществлять контроль усвоения материала. В условиях реализации требований ФГОС наиболее эффективными становятся следующие технологии:
·Информационно – коммуникационная технология
·Технология развития критического мышления
·Проектная технология
·Технология развивающего обучения
·Технология проблемного обучения
·Игровые технологии
·Модульная технология
·Технология мастерских
·Кейс – технология
·Технология интегрированного обучения
·Педагогика сотрудничества.
·Технологии уровневой дифференциации
·Групповые технологии.
Мотивационные ресурсы современного урока. По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По
направленности и содержанию мотивы могут быть:
•социальные (долг, ответственность, понимание
значимости обучения для всего общества);
•познавательные
(стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным);
•профессионально-ценностные (без знаний не будет
хорошей профессии);
•эстетические (от обучения получаешь
удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты);
•коммуникативные
(возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального
уровня и новым знакомствам);
•статусно-позиционные (стремление через учение
или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т.
д.);
•традиционно-исторические (стереотипы, которые
возникли в обществе и укрепились с течением времени);
•утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место);
•учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);
•неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Перечень УУД, выполняемых учащимися на разных этапах урока (П – познавательные; Р – регулятивные; К – коммуникативные; Л – личностные)
1. Мотивация к учебной деятельности
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке.
– самоопределение (Л);
– смыслообразование (Л);
– целеполагание (Р);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
2. Актуализация (повторение) знаний
На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
3. Объяснение нового материала
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель на первых порах с помощью подводящего диалога, затем
побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух:
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);
– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– подведение под понятие (П);
– установление причинно-следственных связей (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
6. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности:
– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);
– планирование учебного сотрудничества (К);
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают им возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности на уроке, которые включают познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Стоит согласиться со словами Джона Дьюна: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.