Достижение метапредметных результатов на уроках обществознания
Семинар для учителей обществознания, права и экономики
2018 г.
Методисты Городского методического центра
Бахарев И.В., Ефанова О.В., Кокшарова А.А., Маслов А.В., Рязанцев М.В., Сементковский А.С., Советова Н.В.
Метапредметные результаты –
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия,
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение
индивидуальной образовательной траектории.
Экономическая
Структура метапредметного урока (по А.В. Хуторскому)
Структура метапредметного урока (по А.В. Хуторскому)
Этапы урока |
Метапредметные знания |
Метапредметные умения |
Критерии оценки |
Форма оценки |
Этап целеполагания |
Понимание учеником того, что постановка цели – неотъемлемый элемент самостоятельн ого познания мира |
Умение грамотно ставить цели: на урок, на тему, на год. |
Цель, поставленная учеником, достижимая, проверяемая, конкретная |
Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели |
Навык |
Глаголы, с помощью которых можно задать цель |
Знание |
Определить, описать, назвать, маркировать, узнать, воспроизвести |
Понимание |
Обобщить, преобразовать, защищать, перефразировать, интерпретировать, дать примеры |
Применение |
Выстроить, создать, конструировать, моделировать, предсказать, приготовить |
Анализ |
Сравнить/противопоставить, разбить, выделить, разграничить |
Синтез |
Группировать, обобщить, реконструировать |
Оценка |
Оценить, критиковать, судить, оправдать, оспорить, поддержать |
1. Блум Б. «Таксономия образовательных целей: сфера познания».
2. Хуторской А.В. «Проблемы и технологии образовательного целеполагания».
Структура метапредметного урока (по А.В. Хуторскому)
Этапы урока |
Метапредметные знания |
Метапредметные умения |
Критерии оценки |
Форма оценки |
Постановки проблемы |
Вопрос – движущая сила познания. Грамотный вопрос – половина ответа. |
Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно- следственные связи, удивляться фактам |
Количество и качество заданных ребенком вопросов |
Может оцениваться оценкой или качественно – учителем |
Этапы урока |
Метапредметные знания |
Метапредметные умения |
Критерии оценки |
Форма оценки |
Этап сравнения с культурноисторическим аналогом |
Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос. |
Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование |
Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот – оригинальность, самобытность |
Самооценка |
Структура метапредметного урока (по А.В. Хуторскому)
Этапы урока |
Метапредметные знания |
Метапредметные умения |
Критерии оценки |
Форма оценки |
Этап рефлексивного осмысления результатов урока |
Понимание того, что самоанализ результатов – неотъемлемый элемент самостоятельн ого познания мира |
Умение грамотно проанализиров ать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины |
Полная развернутая личностная рефлексия |
Качественная оценка рефлексии со стороны учителя или одноклассников |
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Разработчик
– психолог Тони Бьюзен (Tony Buzan), писатель, лектор и консультант
по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
В России эту технологию разрабатывают, в частности, М.Е. Бершадский,
Е.А. Бершадская (СПб)
|
|
mindomo.com
Mindomo
– программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. mapul.com
MAPMYself – также известный как Mapul - интернет-сервис для создания красивых
диаграмм
связей. spinscape.com
Spinscape – мощное веб-приложение для создания диаграмм связей.
text2mindmap.com – преобразует текстовый
список в диаграмму связей, которую
можно сохранить как JPEG-файл.
Онлайн сервисы для построения ментальных карт Ekpenso – интернет-сервис для создания диаграмм связей, упрощающий процесс публикации.
Bubbl.us – интернет-сервис совместного создания диаграмм связей. wisemapping.com – бесплатный сервис для создания ассоциативной карты. mindmeister.com freemind.sourceforge.net http://dpo.temocenter.ru/images/metodichka/docs/2-effect-metodintellect-kart.pdf – обзор онлайн сервисов для построения ментальных карт
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.
2. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. – Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681.
3. Михеева Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). Код доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). Код доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
6. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.
7. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4.).
8. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. – №2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.
9. Хуторской А.В. Учебный метапредмет [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/metapredmet.htm
10. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.