Достижение метапредметных результатов на уроках обществознания

  • pdf
  • 26.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Достижение_метапредметных_результатов_на_уроках_обществознания.pdf


Достижение метапредметных результатов на уроках обществознания

Семинар для учителей обществознания, права и экономики

2018 г.

Методисты  Городского методического центра

Бахарев И.В., Ефанова О.В., Кокшарова А.А., Маслов А.В., Рязанцев М.В., Сементковский А.С., Советова Н.В.


Метапредметные результаты – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Экономическая


Структура метапредметного урока (по А.В. Хуторскому)

Структура метапредметного урока (по А.В. Хуторскому)

Этапы урока

Метапредметные знания

Метапредметные умения

Критерии оценки

Форма оценки

Этап целеполагания

Понимание учеником того, что постановка цели – неотъемлемый элемент самостоятельн

ого познания мира

Умение грамотно ставить цели: на урок, на тему, на год.

Цель, поставленная учеником, достижимая, проверяемая, конкретная

Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели

Алгоритм процесса целеполагания

Основные категории учебных целей

Навык

Глаголы, с помощью которых можно задать цель

Знание

Определить,  описать,   назвать,    маркировать, узнать, воспроизвести

Понимание

Обобщить,     преобразовать,    защищать,      перефразировать, интерпретировать, дать примеры

Применение

Выстроить, создать, конструировать, моделировать, предсказать, приготовить

Анализ

Сравнить/противопоставить, разбить, выделить, разграничить

Синтез

Группировать, обобщить, реконструировать

Оценка

Оценить, критиковать, судить, оправдать, оспорить, поддержать

Целеполагание

1.        Блум    Б. «Таксономия    образовательных целей:  сфера познания».

2.        Хуторской А.В. «Проблемы и технологии образовательного целеполагания».

Структура метапредметного урока (по А.В. Хуторскому)

Этапы урока

Метапредметные знания

Метапредметные умения

Критерии оценки

Форма оценки

Постановки проблемы

Вопрос – движущая сила познания. Грамотный вопрос – половина ответа.

Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно- следственные связи, удивляться фактам

Количество и качество заданных ребенком вопросов

Может оцениваться оценкой или качественно – учителем




 

Этапы урока

Метапредметные знания

Метапредметные умения

Критерии оценки

Форма оценки

Этап сравнения с культурноисторическим аналогом

Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос.

Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование

Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот – оригинальность, самобытность

Самооценка

Структура метапредметного урока (по А.В. Хуторскому)

Этапы урока

Метапредметные знания

Метапредметные умения

Критерии оценки

Форма оценки

Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Понимание того, что самоанализ результатов – неотъемлемый элемент самостоятельн

ого познания мира

Умение грамотно проанализиров ать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины

Полная развернутая личностная рефлексия

Качественная оценка рефлексии со стороны учителя или одноклассников


                            ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР                                        mosmetod.ru

Технология «Интеллект-карты»

Разработчик – психолог Тони Бьюзен (Tony     Buzan),     писатель, лектор     и консультант по вопросам интеллекта, психологии  обучения и    проблем мышления.

В   России     эту технологию разрабатывают, в частности, М.Е. Бершадский,

Е.А. Бершадская (СПб)

Достоинства ментальных карт

Алгоритм действий при построении ментальных карт

Алгоритм действий при построении ментальных карт

Алгоритм действий при построении ментальных карт

Алгоритм действий при построении ментальных карт

Алгоритм действий при построении ментальных карт

 

 

1.

В центре – объект изучения.

2.

Ветвление (более значимые идеи – толстые ветви, ближе к центру, менее важные – тонкие, на периферии).

3.

Цветовое выделение.

4.

Группировка ассоциаций (не более 6-7 главных ветвей).

5.

Использование и выделение ключевых слов.

6.

Использование        ассоциаций, образов-символов.

7.

Многомерность.

8.

Связи разных ветвей обозначаются пунктиром.

9.

Визуализация.

Онлайн сервисы для построения ментальных карт

mindomo.com

Mindomo – программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. mapul.com

MAPMYself – также известный как Mapul - интернет-сервис для создания красивых

диаграмм связей. spinscape.com

Spinscape – мощное веб-приложение для создания диаграмм связей.

 text2mindmap.com – преобразует текстовый список в диаграмму связей, которую

можно сохранить как JPEG-файл.

Онлайн сервисы для построения ментальных карт Ekpenso –   интернет-сервис для создания   диаграмм связей, упрощающий процесс публикации.

Bubbl.us – интернет-сервис совместного создания диаграмм связей. wisemapping.com – бесплатный сервис для создания ассоциативной карты. mindmeister.com freemind.sourceforge.net http://dpo.temocenter.ru/images/metodichka/docs/2-effect-metodintellect-kart.pdf обзор онлайн сервисов для построения ментальных карт

Список литературы

1.                Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.

2.                Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. – Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681.

3.                Михеева Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260.

4.                Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). Код доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/

5.                Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). Код доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

6.                Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.

7.                Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4.).

8.                Хуторской         А.В.  Что   такое         современный    урок //       Интернет-журнал     «Эйдос».  –       2012.         –       №2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.

9.                Хуторской А.В. Учебный метапредмет [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/metapredmet.htm

10.          Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.



                      ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР                                     mosmetod.ru

Посмотрите также