ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗОК КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

  • docx
  • 06.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.docx

ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗОК КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире. В настоящее время практически все педагоги и психологи пытаются направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка. И это не случайно, поскольку федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен, помимо прочих, и на решение следующей задачи: «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п.1.6 ФГОС ДО от 17 октября 2013 года № 115). С развитием творческой личности детей связываются возможности обновления педагогической практики. Педагоги, уже давно ищут эффективные пути и средства развития творческого потенциала ребенка в различных видах детской деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой, познавательной, коммуникативной и т.д. и пришли ко мнению, что творческая личность активно формируется средствами специфических «дошкольных» видов деятельности, одним из которых является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранным событиям. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Один из способов организации театрализованной деятельности - это драматизация сказок. Ни для кого не секрет, что там, где есть дети-дошкольники, там есть и сказки. И дети их очень любят. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал ребенка. Сказка открывает простор для детского творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты сказки через ее драматизацию, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев. Они формируют определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах. Драматизация сказки является одной из сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, испытывает чувство гордости от того, что он что-то создает. Цель - создание условий для развития творческих способностей и социальнокоммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через приобщение детей к театрализованной деятельности на основе сказок. Для достижения цели были определены следующие задачи: 1. Развивать творческие способности и творческую самостоятельность дошкольника. 2. Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре. 3. Развивать диалогическую речь в процессе театрализованной деятельности, научить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы диалога. 4. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через театрализованную деятельность. 5. Воспитать интерес к театрализованной деятельности через драматизацию сказок. Ожидаемые результаты: 1. Наблюдается положительная динамика развития творческих способностей дошкольников. 2.Используются разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре. 3.Развивается диалогическая речь дошкольников, выполняются основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы диалога. 4.Формируются нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения. 3. Сформирован интерес к театрализованной деятельности посредством драматизации сказок. Работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности через драматизацию сказки организована планомерно, последовательно, систематично, поэтапно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вся деятельность планируется от простого к сложному. Опираясь на полученные результаты, был разработан алгоритм подготовки и осуществлению драматизации на материале сказки. 1. Подбор литературы (сказок). 2. Оснащение литературного уголка в группе. 3. Знакомство детей со сказкой. 4. Эмоциональное восприятие сказки детьми (пересказ, магнитный театр, игры, в том числе подвижные). 5. Художественная деятельность по сказкам. 6. Разыгрывание сюжетов из сказок - драматизация сказок. На основе данного алгоритма мною была разработана технология по приобщению детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности посредством драматизации сказок. При разработке технологии учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, в дошкольном возрасте это игровая деятельность. В содержании технологии шесть этапов, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определенному этапу восприятия сказки: 1 этап. Подбор литературы (сказок). При выборе литературы учитывались возрастные особенности детей, их интересы, уровень сложности выбранного произведения. Подбирались сказки, не вошедшие в список рекомендуемых для детей в ОПДО ДОУ, для того чтобы расширить круг чтения детей. Также подбирались авторские и народные сказки, отечественные и зарубежные. Подборка: К.И. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Г.Х. Андерсен «Снежная королева»; А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино». 2 этап. Оснащение литературного уголка в группе. В группе организован книжный уголок в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста. «Книжный уголок» - Волшебное слово / В. Осеева. - Волшебник Изумрудного города / А. Волков. - Где это видано, где это слыхано / В. Драгунский. - Жили-были. - Серебряное копытце / П. Бажов. - Сказки русских писателей. - Сказки о животных / В. Бианки. - Сказки Пушкина / А. С. Пушкин. - Фантазеры / Николай Носов - Филипок: рассказы, сказки, басни / Л.Н. Толстой Книжкина больница - Сказки / К.И. Чуковский. - Снежная королева / Г.Х. Андерсен. - Золотой ключик, или приключение Буратино / А. Н. Толстой. - Набор «Магнитный театр» - Картотека «Портреты детских писателей» 3 этап. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Методика. Одно из главных условий ознакомления со сказкой - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения. 1 восприятие – непосредственное знакомство ребенка с книгой: проведение беседы, которая подготовит ко встрече с книгой; сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения (в необходимом объеме); напоминание аналогичного сюжета; показ иллюстраций, обложки, картинки. Первичное знакомство с произведением в процессе выразительного целостного чтения текста воспитателем. 2 восприятие – беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста; объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений. Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого. 4 этап. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, магнитный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки. 5 этап. Художественная деятельность по содержанию сказки заключается в передаче отношения к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Это позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развиваются навыки сопереживания, сочувствия к поступкам героев сказки. 6 этап. Разыгрывание сюжетов из сказок, драматизация сказок - творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Особенностью данной технологии является сочетание различных форм, приемов работы. При представлении сказки используются различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, магнитный. Дети рисуют сказку, делают аппликации. Использование данной технологии дает детям возможность дошкольного возраста без труда запомнить текст сказки, стать участником театрализованной деятельности. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений у ребенка по смысловой нагрузке сказки. Предложенная технология работы позволяет обогатить словарный запас, художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию личности (коммуникативному, компетентному, любознательному, творческому). Таким образом, приобщение старшего дошкольника к театрализованной деятельности на основе драматизации сказок соответствует особенностям личностно - ориентированной модели воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, где на равноправных условиях взрослый и ребенок проживает сказку, передавая свое собственное отношение к миру через сказочные образы. Список источников 1. Приказ Минобнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении …Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» 2. Акулова О. Театрализированные игры. //Дошкольное воспитание. -2005.-№4. 3. Алексеенкова Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольн