Древнегреческие сосуды и вазы
Оценка 5

Древнегреческие сосуды и вазы

Оценка 5
docx
01.04.2020
Древнегреческие сосуды и вазы
Учебное занятие Древнегреческие сосуды.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «кВАНТОРИУМ»

 

 

 

 

Разработка учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Моделирование Sand Art»

1 год обучения (7-11 лет)

Тема: «Древнегреческие вазы»

 

 

 

 

Автор-составитель:

Гафаятова Зоя Асхатовна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Кванториум

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Комсомольск-на-Амуре

2020 г.

Цель: Познакомить учащихся с видами древнегреческих сосудов и видами орнамента.

Задачи:

Образовательные:

1.     Расширить знания о древнегреческих сосудах в целом;

2.     Познакомиться с основными древнегреческими орнаментами;

 

Развивающие:

  1. Развивать воображение и творческие способности учащихся;
  2. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  3. Совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, композиции при выполнении декоративных заданий.

4.     Реализовать полученные знания и умения в самостоятельной работе.

Воспитательные:

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, к истории культуры.

 

Оборудование:

1.     Компьютер, мультимедийное оборудование;

2.     Презентация «Древнегреческая вазопись»;

3.     Трафареты для учащихся;

4.     Песочные боксы, песок.

 

План занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

2. Актуализация знаний (5 минут)

3. Беседа «Как называется посуда, сделанная из глины? Что мы о ней знаем?» (5-7 минут)

4.Новый материал (35 минут)

5. Динамическая пауза (5 минут)

6. Практическая работа. Знакомство с заданием и его осмысление (25 минут)

7. Закрепление материала (10 минут)

8. Подведение итогов. Рефлексия (3 минуты)

 

Организационный момент:

Приветствие учащихся. Сохранность контингента.

Актуализация знаний:

Педагог: Ребята, а кто знает, что это такое? (педагог показывает на слайде изображения памятников, сосудов Древней Греции)

 Любое время, даже самое далёкое, живёт сегодня и разговаривает с нами с помощью памятников искусства. Представьте, что мы все поселились в доме, название которому «История». Чтобы жилось нам в нём уютно, тепло и счастливо, мы должны его обжить. А для этого нам необходимо знать, как из одной комнаты попасть в другую. В одну из комнат мы попробуем сегодня войти. Эта комната «Древняя Греция». Чтобы туда войти, нужно знать, где она находится.

Педагог: Афины - один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой. Здесь и Парфенон, и храм Афины Ники, и театр (слайд 3 скульптура)

Кроме того, Афины славятся произведениями скульптуры: бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы), статуя Зевса, работы Фидия.

Объяснение материала:

Педагог: Ребята, посмотрите, что изображено на слайде?

Уч-ся: вазы

- Из чего они сделаны?

Уч-ся: из глины

Педагог: Как иначе называется посуда, сделанная из глины?

Уч-ся: керамика (слайд 4)

Педагог: Сегодня нас интересует только один район города Афины – Керамик. Здесь работали особенно искусные гончары.

Педагог: Какую работу они выполняли? (ответы детей)

Их творения называли «Керамика», по названию места, где родилось это искусство.

Керамикой называют все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.

Педагог: Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже бедную хижину. В ней хранились припасы. Она была наградой победителю. Поэтому керамику старались украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции была такой же прекрасной, как архитектура и скульптура.

Педагог: Греческих сосудов очень много. Они разнообразны по форме и по назначению. Сегодня мы познакомимся с основными формами ваз и их декором.

Мы предлагаем вам совершить небольшую экскурсию по Эрмитажу (государственному музею в Санкт-Петербурге), где находиться большая коллекция ваз.

(слайд 7) Амфора – длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон для хранения вина и масла. Их дарили победителям на олимпийских играх.

(слайд 8) Кратер – сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками с двух сторон. Использовался для смешивания вина с водой.

  (слайд 9) Килик и скифос – широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина.

(слайд 10) Лекиф – сосуд с одной ручкой для хранения оливкового масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Масло использовали для получения ровного загара. Украшали их изображениями спортивных состязаний.

(слайд 11) Гидрия – сосуд с круглым туловом, длинным горлышком, на конце которого чашеобразное окончание. Использовался для переноса и хранения воды.

(слайд 12) Динас – сосуд в виде круглого кувшина без горлышка с множеством маленьких ручек и без них. Использовался для хранения сыпучих продуктов, например, зерна. Они были огромных размеров.

Педагог: Вам понравились греческие вазы?

Уч-ся: да

Педагог: Что вам особенно понравилось? (ответы учащихся)

Педагог: Посмотрите на слайд, там показаны вазы, они похожи, но чем они отличаются?

Уч-ся: на первой вазе светлый фон, темный рисунок, на второй наоборот.

Педагог: верно! Это чернофигурный и краснофигурный стили росписи ваз.

Роспись кувшина:

Педагог: На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

(слайд 19) (Меандр – состоит из ломаных линий и кривых линий с завитками).

Второй узор напоминал пальмовые листья и назывался «пальметта».

Педагог: Главную часть сосуда, тулово, занимала картина- сюжетная роспись, на которой изображались жанровые и мифологические сцены.

Жанровые, т.е. бытовые - именно по этим картинам историки смогли составить представление о том, как протекала их жизнь, чему они поклонялись, что ценили больше всего.

Мифологические сцены - это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях.

Динамическая пауза:

Настало время отдохнуть прежде чем приступить к практической работе.

- Упражнения для глаз (глазами вверх, вниз, в право, в лево – повторить 4 раза);

- Упражнения для кистей рук (руки вытянуть перед собой, согнуть пальцы в кулачки, круговыми движениями наружу, внутрь – повторить 4 раза);

- Упражнения для пальчиков (поднять руки вверх, сгибаем, разгибаем пальчики рук – повторить 4 раза).

Закрепление материала. Творческая работа:

Мы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь давайте представим себя в большой мастерской, где мы художники и нам нужно расписать вазу. Чтобы работа сладилась в Древней Греции мастера просили покровительницу гончарного дела Афину об удаче.

Педагог: Сегодня мы начинаем работу над росписью вазы.

Алгоритм выполнения задания:

1.                 Выбрать форму для будущей вазы.

2.                 Выбрать стиль росписи.

3.                 Выбрать орнамент для ножки и горлышка.

4.                 Выбрать сюжет для тулова.

5.                 Выполнить изображение своей вазы в песочном боксе в разных техниках (плоскостная и насыпная)

Рефлексия:

- Если вы на занятии не скучали, все задания выполняли, было очень интересно, познавательно, уместно, изобразить в песочном боксе солнышко.

- Если на занятии заскучали, было все неинтересно, трудно, сложно, неуместно, тогда изобразить в песочном боксе тучку с дождиком.

Занятие окончено. Всем большое спасибо. До свидания.

 

 

 

Приложение 1

Составные части древнегреческого сосуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Амфора.

Аполлон, Гермес и Сирена.

Мастер Качелей. 
Древняя Греция, Аттика. 540-530 гг. до н.э. 

 

http://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/var/albums/ceramic/greek/DN11JUXBNICTK_23SV3.jpg?m=1301584113

Кратер чернофигурный Кентавромахия.
 Аттика .Ок. 520 г. до н. э.
Высота 42 см; диаметр венчика 33 см; диаметр подставки 17,7 см.

Кентавромахия. Кратер чернофигурный. Аттика. Группа Голвол. Глина. Ок. 520 г. до н. э. Высота 42 см; диаметр венчика 33 см; диаметр подставки 17,7 см. Инв. № Б. 1526. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. 

Приложение 3

Килик

 Дионис, силены и менады

Древняя Греция, Аттика

550-540-е гг. до н.э.
Глина, чернофигурная роспись. 35.6 см

 

Килик. Сцена сражения

 

 

 

Приложение 4

 

Динас

Приложение 5

Гидрия

            Древняя Греция, Аттика.

                 530-е гг. до н.э.                                              Древняя Греция, Аттика                      

                                                                                     около 500 гг. до н.э.

http://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/var/albums/ceramic/greek/QVE9N_23XJBJYC6TIN3.jpg?m=1301598493             http://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/var/albums/ceramic/greek/RLTG7_23KAWKJZPX_40Y3.jpg?m=1301634056

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Меандр – состоит из ломаных линий и кривых линий с завитками.

Пальметта – растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цель : П ознакомить учащихся с видами древнегреческих сосудов и видами орнамента

Цель : П ознакомить учащихся с видами древнегреческих сосудов и видами орнамента

Практическая работа. Знакомство с заданием и его осмысление (25 минут) 7

Практическая работа. Знакомство с заданием и его осмысление (25 минут) 7

Педагог: Какую работу они выполняли? (ответы детей)

Педагог: Какую работу они выполняли? (ответы детей)

Гидрия – сосуд с круглым туловом, длинным горлышком, на конце которого чашеобразное окончание

Гидрия – сосуд с круглым туловом, длинным горлышком, на конце которого чашеобразное окончание

Упражнения для глаз (глазами вверх, вниз, в право, в лево – повторить 4 раза); -

Упражнения для глаз (глазами вверх, вниз, в право, в лево – повторить 4 раза); -

Приложение 1 Составные части древнегреческого сосуда

Приложение 1 Составные части древнегреческого сосуда

Приложение 2 Амфора. Аполлон,

Приложение 2 Амфора. Аполлон,

Приложение 3 Килик Дионис, силены и менады

Приложение 3 Килик Дионис, силены и менады

Приложение 4 Динас

Приложение 4 Динас

Приложение 5 Гидрия

Приложение 5 Гидрия

Приложение 6 Меандр – состоит из ломаных линий и кривых линий с завитками

Приложение 6 Меандр – состоит из ломаных линий и кривых линий с завитками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020