"Дроби"5 класс.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Дроби ,5 класс Цели урока: 1. Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби; 2. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей. Задачи: 1) обучающие - ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой - развивать творческие способности через использование загадок и занимательных задачек 2) развивающие - развивать у учащихся познавательный интерес - развивать умение работать в группах 3) воспитательные - воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы) - воспитывать у учащихся любовь к предметуДроби ,5 класс
Иконка файла материала Конспект урока.docx
Тема: Дроби ,5 класс Цели урока: 1. 2. Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби; Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей. Задачи: 1) обучающие - ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой - развивать творческие способности через использование загадок и занимательных задачек 2) развивающие - развивать у учащихся познавательный интерес - развивать умение работать в группах 3) воспитательные - воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы) - воспитывать у учащихся любовь к предмету Ход урока 1. Орг. момент 2. Мотивация. Объяснение нового материала - Учитель: Доброе утро! У вас ,у каждой пары на столе лежит апельсин. -А скажите ребята , из чего он состоит? (Из долек) - А какие дольки в апельсине? (равные) - Значит, что такое доли? (Доли – это равные части) - Молодцы! Учитель:Она бывает барабанная, бывает охотничья ,а еще есть в математике? Учащиеся: Дробь. Как вы считаете какая тема нашего урока? Доли. Дроби обыкновенные. - Открываем тетради, записываем число, тему урока: Доли. Обыкновенные дроби А чему будем учиться? Учащиеся :познакомимся с понятием доля, обыкновенные дроби , будем учиться читать и записывать обыкновенные дроби. Ну, а сейчас вы поработаете с историческим материалом и зачитаете интересные факты. Работаем по группам. 1 минуту 1 группа Дроби появились в глубокой древности, когда древний человек решил разделить добычу с себе подобным. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди столкнулись с необходимостью делить что-то на равные части, т.е. наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как половина, треть, четверть. А это ведь тоже дроби. С самого детства мы слышим такие выражения: "весит четверть килограмма", "одна вторая листа" или "три четверти часа". Во всех этих случаях мы говорим о дробях: одна четверть, две четверти, три четверти, одна вторая и треть - все это дроби.2 группа Так русское слово дробь, как и его аналоги в других языках, происходят от латинского слова фрактура, которое, в свою очередь, является переводом с арабского с тем же значением: ломать, раздроблять. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. В древности у разных народов использовались разные дроби и разные записи дробей. А что же было в Древней Руси? Там дроби называли долями или ломаными числами. На Руси применялись «треть» и «половина». Другие дроби получали из них с помощью деления пополам. Люди разных профессий используют дроби в процессе работы, даже не задумываясь об этом. Например, врач, назначая количество лекарства больному, повар, отмеряя необходимые ингредиенты, продавец, водопроводчик, слесарь и даже музыкант. Да и мы пользуемся дробями с самого детства, не подозревая об этом ("Мама, дай мне половинку яблока", "Давай разделим шоколадку поровну", "Я еще четверть часика поиграю в компьютер"). 3 группа Дроби появились в Древнем Египте для более точного счёта; слово дробь произошло от слова "дробить", "ломать", "разбивать на части"; в каждой культуре были и есть интересные задачи с дробями; дроби были важны для решения практических задач. дроби появились очень давно и на протяжения всего времени существования человека, он использовал, на ряду с целыми числами, и дроби. И раз древние египтяне, вавилоняне, римляне и др. могли использовать дроби и проводить вычисления с использованием дробей, то и современный человек, даже имея современную вычислительную технику, обязан уметь пользоваться дробями. 3. Работа в группах Карточка 2 Записи вида 5 называют 6 обыкновенными дробями. Числитель дроби - 5 Знаменатель дроби - 6 Знаменатель дроби показывает на сколько долей делят, а числитель дроби показывает –сколько таких долей взято. Числитель записывается над чертой Знаменатель записывается под чертой - Запись в тетрадь:5/6 обыкновенная дробь, Число 5 – числитель дроби. Число 6 – знаменатель дроби. Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято - Так как же образуются доли? (Когда один предмет делится на равные части) 4. А сейчас мы с вами будем решать задачи Загадка № 1 А дорога – нелегка, А корзина – тяжела, Задача №1: Как пирожок разделить между Машей и медведем поровну? Сяду на пенек Съем я пирожок. Какую долю получит каждый? - Долю в математике принято еще называть половиной - Запись в тетрадь : Учитель: Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра) 2) Загадка № 2 - половина. Три кровати и три кружки. Угадайте без подсказки, Кто герой этой сказки. (Три медведя) - Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она подарила им мёд. На сколько частей надо разделить мед? Какую долю получил каждый медведь? - Долю в математике принято называть треть - Запись в тетрадь: Задача №3: Рано утром Мальвина, Перо, Буратино и Артемон завтракали. На столе стоял кувшин с какао. Мальвина разлила каждому равное количество – это треть какао в чашку. Какую долю от всего какао получил каждый? (долю ) - Долю в математике принято называть четверть - Запись в тетрадь - Скажите когда мы говорим четверть? (учебная четверть, четверть часа) - это четверть.- Вернёмся к записям на доске и в тетрадях. Назовите дробь: половина, треть, четверть? - А сейчас поучимся читать дроби и в этом нам поможет памятка . - чтение дробей. - Все эти дроби обыкновенные 5. Первичное закрепление пройденного материала -Учитель объясняет задания: Ребята ваша задача прочитать задание, просмотреть варианты ответов и показать кружок с правильным вариантом ответа. Слайды с заданиями А) Какая часть квадрата закрашена? (1/3) Б) Какая часть круга не закрашена? (1/8) В) Какая часть треугольника закрашена? (2/3) Г) Какая часть прямоугольника? (5/6) - Прекрасно справились с заданием! -Работа с демонстрационным материалом Пирог разделили на 6 долей. Одну долю пирога съели. Какую часть от всего пирога съели? Сколько долей пирога осталось? (5) Какую часть от всего пирога они составляют? Пирог разделили на 8 долей. Одну долю пирога съели. Какую часть пирога съели? Сколько долей пирога осталось? (7) Какую часть от всего пирога они составляют? Пирог разделили на 4 доли. Одну долю пирога съели. Какую часть пирога Сколько долей пирога осталось? (3) . Какую часть от всего пирога съели? они составляют? - Объясните как вы понимаете каждую дробь? - Какие это дроби? (обыкновенные) Работа учащихся с тестом - Учитель: Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями. - Учитель: Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга -Учитель: Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания; Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания; Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания. (слайд 22) - Учитель: Поставьте оценку своему товарищу по парте. - Я зачитываю, а вы записываете в виде обыкновенной дроби: а) три шестых, б) одна треть, в) половина, г) семь десятых, д) одиннадцать сотых, е) три четверти, ж) одиннадцать сорок восьмых. - Учитель: А теперь ребята проверим. На доске даны правильные ответы и критерии оценивания. - Учитель: Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий; Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий; Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания. 6. Домашнее задание1.Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами. 2. Составить синквейн 7. Итог урока 8. Рефлексия