Тема: Дроби ,5 класс
Цели урока:
1. Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби;
2. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.
Задачи:
1) обучающие
- ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой
- развивать творческие способности через использование загадок и занимательных задачек
2) развивающие
- развивать у учащихся познавательный интерес
- развивать умение работать в группах
3) воспитательные
- воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы)
- воспитывать у учащихся любовь к предметуДроби ,5 класс
Тема: Дроби ,5 класс
Цели урока:
1.
2.
Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби;
Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.
Задачи:
1) обучающие
- ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с
числителем и знаменателем дроби, исторической справкой
- развивать творческие способности через использование загадок и
занимательных задачек
2) развивающие
- развивать у учащихся познавательный интерес
- развивать умение работать в группах
3) воспитательные
- воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности,
обобщать (делать выводы)
- воспитывать у учащихся любовь к предмету
Ход урока
1. Орг. момент
2. Мотивация. Объяснение нового материала
- Учитель: Доброе утро! У вас ,у каждой пары на столе лежит апельсин.
-А скажите ребята , из чего он состоит? (Из долек)
- А какие дольки в апельсине? (равные)
- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)
- Молодцы!
Учитель:Она бывает барабанная, бывает охотничья ,а еще есть в
математике?
Учащиеся: Дробь.
Как вы считаете какая тема нашего урока? Доли. Дроби обыкновенные.
- Открываем тетради, записываем число, тему урока: Доли. Обыкновенные
дроби
А чему будем учиться?
Учащиеся :познакомимся с понятием доля, обыкновенные дроби , будем
учиться читать и записывать обыкновенные дроби.
Ну, а сейчас вы поработаете с историческим материалом и зачитаете
интересные факты.
Работаем по группам. 1 минуту
1 группа
Дроби появились в глубокой древности, когда древний человек решил
разделить добычу с себе подобным. При разделе добычи, при измерениях
величин, да и в других похожих случаях люди столкнулись с необходимостью
делить что-то на равные части, т.е. наряду с необходимостью считать
предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину,
площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда
удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и части
употребляемой меры. Так возникли дроби. В повседневной жизни мы часто
сталкиваемся с такими понятиями, как половина, треть, четверть. А это ведь
тоже дроби. С самого детства мы слышим такие выражения: "весит четверть
килограмма", "одна вторая листа" или "три четверти часа". Во всех этих
случаях мы говорим о дробях: одна четверть, две четверти, три четверти,
одна вторая и треть - все это дроби.2 группа
Так русское слово дробь, как и его аналоги в других языках, происходят от
латинского слова фрактура, которое, в свою очередь, является переводом с
арабского с тем же значением: ломать, раздроблять. Первой дробью, с
которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть.
В древности у разных народов использовались разные дроби и разные записи
дробей.
А что же было в Древней Руси? Там дроби называли долями или ломаными
числами. На Руси применялись «треть» и «половина». Другие дроби получали
из них с помощью деления пополам. Люди разных профессий используют
дроби в процессе работы, даже не задумываясь об этом. Например, врач,
назначая количество лекарства больному, повар, отмеряя необходимые
ингредиенты, продавец, водопроводчик, слесарь и даже музыкант. Да и мы
пользуемся дробями с самого детства, не подозревая об этом ("Мама, дай мне
половинку яблока", "Давай разделим шоколадку поровну", "Я еще четверть
часика поиграю в компьютер").
3 группа
Дроби появились в Древнем Египте для более точного счёта; слово дробь
произошло от слова "дробить", "ломать", "разбивать на части"; в каждой
культуре были и есть интересные задачи с дробями; дроби были важны для
решения практических задач. дроби появились очень давно и на протяжения
всего времени существования человека, он использовал, на ряду с целыми
числами, и дроби. И раз древние египтяне, вавилоняне, римляне и др. могли
использовать дроби и проводить вычисления с использованием дробей, то и
современный человек, даже имея современную вычислительную технику,
обязан уметь пользоваться дробями.
3.
Работа в группах
Карточка 2
Записи вида 5 называют
6
обыкновенными дробями.
Числитель дроби - 5
Знаменатель дроби - 6
Знаменатель дроби показывает
на сколько
долей делят, а
числитель дроби
показывает –сколько таких долей взято.
Числитель записывается над чертой
Знаменатель записывается под чертой
- Запись в тетрадь:5/6 обыкновенная дробь,
Число 5 – числитель дроби. Число 6 – знаменатель дроби.
Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько
таких долей взято
- Так как же образуются доли? (Когда один предмет делится на равные части)
4. А сейчас мы с вами будем решать задачи
Загадка № 1
А дорога – нелегка,
А корзина – тяжела,
Задача №1: Как пирожок разделить между Машей и медведем поровну?
Сяду на пенек
Съем я пирожок.
Какую долю получит каждый?
- Долю
в математике принято еще называть половиной
- Запись в тетрадь :
Учитель: Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с
приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с
приставкой «пол» (полчаса, полкилометра)
2) Загадка № 2
- половина.
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Три медведя)
- Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она подарила им мёд. На
сколько частей надо разделить мед? Какую долю получил каждый
медведь?
- Долю
в математике принято называть треть
- Запись в тетрадь:
Задача №3: Рано утром Мальвина, Перо, Буратино и Артемон завтракали.
На столе стоял кувшин с какао. Мальвина разлила каждому равное количество
– это треть
какао в чашку. Какую долю от всего какао получил каждый? (долю
)
- Долю
в математике принято называть четверть
- Запись в тетрадь
- Скажите когда мы говорим четверть? (учебная четверть, четверть часа)
- это четверть.- Вернёмся к записям на доске и в тетрадях. Назовите дробь: половина, треть,
четверть?
- А сейчас поучимся читать дроби и в этом нам поможет памятка .
- чтение дробей.
- Все эти дроби обыкновенные
5. Первичное закрепление пройденного материала
-Учитель объясняет задания: Ребята ваша задача прочитать задание,
просмотреть варианты ответов и показать кружок с правильным вариантом
ответа.
Слайды с заданиями
А) Какая часть квадрата закрашена? (1/3)
Б) Какая часть круга не закрашена? (1/8)
В) Какая часть треугольника закрашена? (2/3)
Г) Какая часть прямоугольника? (5/6)
- Прекрасно справились с заданием!
-Работа с демонстрационным материалом
Пирог разделили на 6 долей. Одну долю пирога съели. Какую часть от всего
пирога съели?
Сколько долей пирога осталось? (5) Какую часть от всего
пирога они составляют?
Пирог разделили на 8 долей. Одну долю пирога съели. Какую часть пирога
съели?
Сколько долей пирога осталось? (7) Какую часть от всего пирога
они составляют?
Пирог разделили на 4 доли. Одну долю пирога съели. Какую часть пирога
Сколько долей пирога осталось? (3) . Какую часть от всего пирога
съели?
они составляют?
- Объясните как вы понимаете каждую дробь?
- Какие это дроби? (обыкновенные)
Работа учащихся с тестом
- Учитель: Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями.
- Учитель: Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга
-Учитель: Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания;
Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;
Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания. (слайд 22)
- Учитель: Поставьте оценку своему товарищу по парте.
- Я зачитываю, а вы записываете в виде обыкновенной дроби: а) три шестых,
б) одна треть, в) половина, г) семь десятых, д) одиннадцать сотых, е) три
четверти, ж) одиннадцать сорок восьмых.
- Учитель: А теперь ребята проверим. На доске даны правильные ответы и
критерии оценивания.
- Учитель: Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;
Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;
Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания.
6. Домашнее задание1.Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части
тремя различными способами.
2. Составить синквейн
7. Итог урока
8. Рефлексия