"Другого измеренья птица"
Оценка 4.6

"Другого измеренья птица"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
МХК +1
27.07.2023
"Другого измеренья птица"
В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать о талантливой поэтессе Нинель Александровне Мордовиной. Исследовательская работа вносит свой вклад в решение актуального вопроса изучения литературы родного края. Поэзия Нинель Мордовиной выделяется удивительной простотой, художественным своеобразием. Её творениям присущи глубина мысли, пламенность чувств и человечность. Лирика поэтессы благозвучная, неброская, утонченная, ненавязчивая, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживает сердца.
Мордовина.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                     "Основная общеобразовательная школа № 3"

 

XI открытый конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Начинай»

 

Направление «Литературоведение»

 

Тема: "Другого измеренья птица"

 

(Литературно – исследовательская работа

 по творчеству Н.А. Мордовиной)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань  2023

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..........................................3

Штрихи к портрету …………………………………………………………………………………………………….4 

Великая Отечественная война в жизни Н.А. Мордовиной ………………………………………5

Нинель Мордовина и Астрахань…………………………………………….....................................6

Литературная студия «Моряна» ……………………………………………………………………………….8

Астраханская природа и действительность в поэзии Мордовиной ………………………..8

Стихи Н.А. Мордовиной – портрет времени ………………………………………………………….10

Петровская эпоха в творчестве Н.А. Мордовиной …………………………………………………12

Миры Н.А. Мордовиной ………………………………………………………………………………………….14

Заключение ………………………………………………………………………………………………………………15

Список литературы ……………………………………………………………….....................................17

Приложения ……………………………………………………………………….......................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одни книги заставляют нас мечтать, другие –

погружают в действительность, но все они проникнуты

самым главным для автора – искренностью.

Пауло Коэльо

     Обращение к данной теме для меня не просто интерес к истории своего народа, это попытка понять творчество своих земляков через призму истории, культуры, природы. Это и интерес к жизни отдельного человека, обогатившего историю своего края.

     В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать о талантливой поэтессе Нинель Александровне Мордовиной. Исследовательская работа вносит свой вклад в решение актуального вопроса изучения литературы родного края.

     Поэзия Нинель Мордовиной выделяется удивительной простотой, художественным своеобразием. Её творениям присущи глубина мысли, пламенность чувств и человечность. Лирика поэтессы благозвучная, неброская, утонченная, ненавязчивая, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживает сердца.

Актуальность: я считаю, что сейчас особую значимость приобретает региональная литература и уверена в том, что литературный процесс, жизнь и творчество выдающихся писателей-земляков находятся в центре внимания ученых, педагогов-практиков, музейных сотрудников, краеведов.

Цель работы: исследовать творческую биографию Нинель Александровны Мордовиной, определить значение его творчества на современном этапе.

Объект исследования: жизнь и творчество Н.А.Мордовиной.

Предмет исследования: личностные качества и жизненные позиции Н. Мордовиной, особенности её поэзии, актуальность её поэтического наследия.

Задачи:

отразить основные моменты жизненного и творческого пути поэтессы;

определить основные темы творчества Н.А. Мордовиной;

подготовить материал о жизни и творчестве Н. Мордовиной для использования в учебном процессе.

Методы исследования:

Теоретические – изучение биографических сведений, анализ литературных источников; изучение и анализ особенностей творческой биографии поэта, его поэтического наследия.

Эмпирические - наблюдение, описание, сравнение.

Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе проводилось изучение и анализ литературы по теме исследования. На втором этапе - статистическая обработка, анализ результатов исследования, обобщение и формулирование выводов.

Исследовательская работа имеет практическую значимость и будет использоваться в учебном процессе при изучении темы «Поэзия родного края» на уроках литературы, истории, географии, на краеведческих и литературных праздниках.

Гипотеза:

Нинель Александровна Мордовина – великий оптимист и жизнелюб. Но тем и интересна она как личность, что для каждого - своя! Кто что сумеет открыть в её творчестве – тем и богат.

Штрихи к портрету

     Нинель Александровна Мордовина (Приложение 1) родилась 12 июля 1927 года в китайском городе Харбине (Приложение 2) . Её дед работал машинистом паровоза на Китайско-Восточной железной дороге. От бабушки, чей род уходил корнями в польское родовое дворянство, девочка узнала многое о своих предках, среди которых был древний князь Иеремия Вишневецкий, гетман Украины седьмого века нашей эры.

     Девочке не исполнилось и года, когда после закрытия КВЖД семья переехала в Читинскую область, где местом рождения Нинели записали станцию Сковородино – начало сегодняшнего БАМа. Отец и мать будущего поэта были комсомольцами, их дерзкая молодость взяла себе на плечи «груз неизбывной тяжести: других вести за собой».

    Когда отца Нинели Трофима Третьяка перевели из Владивостока, где он был первым секретарём крайкома комсомола Дальневосточного края, на Камчатку, он был в 1934 году несправедливо осуждён по печально знаменитой 58 статье, а реабилитирован посмертно лишь в 1956 году. Для того, чтобы спасти девочку от участи дочери «врага народа», мама вышла за удочерившего её Александра Игнатьевича Таяновского, человека редких душевных качеств, погибшего на фронте 1 октября 1944 года. Он оставил четверым детям не только имя, но и «бессмертное наследие солдата» — обелиск Славы и рассвет над солнечными пашнями, да ещё любовь к людям, воплотившуюся в поступках и стихах своих детей – Нинели Мордовиной и Игоря Таяновского, её брата, который также стал поэтом.

     Семья была большая: трое братьев и сестра, поэтому надо было выживать и помогать поднимать младших. В 14 лет Нинель встаёт к станку, освоив профессию токаря –универсала, а позже приходит работать на узел связи Наркомата Флота, связисткой. Быть может, подсознательное уважение к воинскому званию наложило отпечаток на её судьбу. В конце 1945 года она выходит замуж за военного лётчика Владимира Юрьевича Мордовина и уезжает с ним по месту службы. В роду Мордовиных было много военных , эта линия продолжилась и в детях – старшие сыновья Александр и Владимир , получив военное образование, стали со временем генералами. А позже и внуки пошли этой дорогой.

     «Одним светить, другим тянуться к свету, а третьим создавать его дано», — заметила она, сравнивая разные земные предназначения учёного, сеятеля и поэта, объединив своей судьбой и талантом все три.

Великая Отечественная война в жизни Н. А. Мордовиной

     И жизнь, и творчество Нинели Александровны закалены и опалены войной навсегда, стихи о войне есть в каждом из её шестнадцати сборников – ведь её характер завязывался в «суровый тот военный час», когда после ночной смены у токарного станка она, пятнадцатилетняя, рубила дрова, чтобы обогреть младших братьев. В образе тёти Маши, героини поэмы «Стужа», воплощена судьба тысяч русских женщин, которым «душу застудила молодость»:

Меня шатало после смены:

Всю ночь заказ для фронта шел…

А дома не было полена,

И ноги жег холодный пол.

     Творчеству Мордовиной свойственно отождествлять собственную судьбу с судьбой своей страны: «И качнулся шар земной подо мною ли одной?», когда «похоронки заготовил сорок третий год». Любимый лирической героини поэмы «Стужа» похоронен в могиле возле Волги, отыскать которую не смогла даже мать. В автобиографическом стихотворении «Калина», где гроздья калины на городском прилавке напомнили первую любовь, «шли письма с фронта недолго», потому что «парнишка в шинели длинной», который был самым смелым в лётной школе, погиб, рубанув крылом врага за Волгой.

     В подобном умении пропускать чужую боль через собственное сердце, растворяясь в других – одна из граней человеческого и творческого начала Мордовиной. Она всегда была готова вобрать в себя «всю боль полей горящих, всю горечь беженских судеб». Эта готовность наиболее полно воплотилась в поэме «Отчим», посвящённой Дмитрию Владимировичу Буданову, который воспитал обездоленных войной сирот не хуже родного отца. Его судьба тоже вобрала в себя миллионы судеб российских воинов, тех, кто дрался «с войной насмерть, как солдат» и оказался сильнее смерти. Поэт умышленно не называет имён всех своих героев, ибо «людские судьбы похожи – словно тропочка одна», а главным героем творчества Нинели Мордовиной была, есть и будет всегда любовь.

     Личная судьба Нинели Александровны лёгкой не была никогда. Первые строки она написала именно в военное время, пятнадцатилетней, увидев горе и отчаяние вокруг. Это было стихотворение «Извещение» о полученной с фронта похоронке, увы, оказавшееся предвидением, как и многие более поздние строки поэта. Мать со словами «Каркаешь!» очень ругала девушку, чем на долгий срок отбила желание писать, а точнее сказать, записывать то, что чувствовала ранимая и восприимчивая душа.

    Мордовина рано поняла, что стихи могут (а лучшие – непременно должны!) быть пророческими и… испугалась самоё себя, своего редкого дара предугадывать, предвещать и хорошее, и плохое. Каково же было носить в себе столько лет этот груз, не позволяя ему выплеснуться, вылиться наружу, и лишь у детских кроваток (а матерью Нинель стала в 18 лет) позволять себе петь колыбельные собственного сочинения. Вероятно, так родились строки стихов «Колыбельная 46-го года» и «В первый раз». А детских и юношеских впечатлений было столько, что восприимчивая душа просто копила долгие годы этот бесценный багаж, где «берёзовая роща на Камчатке, по камушкам реки весёлый бег», чтобы потом, годы спустя, начать писать сразу вполне профессионально.

Нинель Мордовина и Астрахань

     Эта женщина жила легендами, верила в предначертание судьбы и сама создавала легенды всей своей жизнью. Рассказывала, как однажды в юности приснился ей белый город с колокольнями, сияющий под солнцем и в обрамлении зелени. Непроизвольно устремилась в этот сон и во встреченных городах искала сходства. Однажды, когда уже не первый раз она посетила Астрахань, этот сон слился с действительностью. Впервые город открылся ей со стороны Волги, с теплохода и она узнала его!  «Это мой город! Я буду в нем жить!» – воскликнула Нинель. И с тех пор и до последних дней Астрахань стала для нее родной «пристанью радости». (Приложение 3)( https://www.chitalnya.ru/work/2964936/ ссылка на видео. В этом видео в основном. представлены стихи Н,А.Мордовиной, посвященные городу Астрахани, в котором она прожила свои последние двадцать пять лет. Город, который стал ее любовью, окрылил ее на самые яркие строчки и которому она подарила самые лучшие свои произведения.)

     Нинель Александровна появилась в нашем городе в 1976 году по приглашению астраханского отделения союза писателей, которым тогда руководил А.И.Шадрин, для работы с молодыми литераторами. За 25 лет своей жизни в Астрахани она сумела так ярко и искренне полюбить наши края, как мало кто из коренных жителей. Доказательством тому - ее стихи. Нинель Александровна была частым гостем в самых разных аудиториях: на праздничных площадках, в общежитиях и школах. Было что сказать, было кому услышать!

     Ее стихи, положенные на музыку, ее пьесы и поэмы составили драгоценный вклад в летопись нашего города.

     Нинель Александровну любили ее читатели и друзья. Сразу же после ее ухода стараниями учеников Мордовиной и прогрессивной творческой интеллигенции была создана инициативная группа, которая добилась присвоения имени поэта школе № 33, в которой в свое время Нинель Мордовина вела уроки поэзии. Там же вскоре возник уникальный в своем роде и единственный в нашем городе литературный музей, посвященный знаменитой землячке.

В 2001 году при комитете по делам молодежи по ходатайству той же инициативной группы была утверждена литературная премия им. Н.А.Мордовиной. Эта премия ежегодно присуждалась молодым талантливым литераторам, победителям конкурса. Премия по-своему уникальна и является единственной по России, которая выражена не в денежном эквиваленте. Победители получают в подарок первый небольшой тираж своего сборника произведений, изданных за счет устроителей.

     «Для меня Астрахань – город моей мечты, — признавалась Нинель Александровна. — Не люблю больших городов с их суетностью, нелюбовью к человеку как таковому. Астрахань мне приснилась давным-давно – «белый город над рекой с золотыми куполами».

     И любовь эта, несомненно, была взаимной. Нинель Мордовина стала победителем телевизионного конкурса, посвящённого 440-летию нашего города, а земляки, ценители её творчества, без устали до сих пор признаются ей в любви: «Поэзия Мордовиной – это духовное цементирующее начало нации. Отсюда и та колоссальная, истинно всенародная любовь к

Н. Мордовиной, и неуклонно возрастающий в обществе интерес к её творчеству, личности, жизни.

     И пусть Н.А. Мордовина родилась не на астраханской земле, но, прожив в нашем городе почти полжизни, она навсегда с ним сроднилась. Сегодня невозможно представить поэтическую Астрахань без Нинели Александровны, так талантливо и с такой любовью воспевавшей ее. Белый город, однажды привидевшийся ей во сне, с радостью принял ее в свои объятия и трепетно хранит память о ней, поскольку вся поэзия Мордовиной – поступок:

Астрахань, Астрахань, ныне и присно

Пристанью радости будешь мне ты.

Каждый своё получает на свете,-

Город мой солнечный, благодарю!

 

Литературная студия «Моряна»

     Моряна… Так издавна зовётся ветер с Каспийского моря, дующий вверх по долине Нижней Волги. Так называлась литературная студия, работающая с астраханской пишущей молодежью в конце 70-х – начале 80-х прошлого века под руководством Нинель Александровны Мордовиной.

     Литературная студия «Моряна» с середины 70-х годов прошедшего столетия была хорошо известна уже не только в нашем городе и области – стихи её питомцев появлялись на страницах всесоюзных журналов, звучали на радио, притом не только в России, но даже в далёкой Болгарии.

    Под руководством Н.А. Мордовиной «Моряна» день ото дня крепла, росла и молодела, её актив постоянно пополнялся юными авторами: молодыми рабочими и учащимися ПТУ, студентами вузов и школьниками.    

     Нинель Александровна, будучи сама талантливым поэтом, очень бережно относилась к творчеству начинающих авторов. Делая упор на удачные строчки, она помогала ученику самому увидеть слабости. Воспитывала вкус к слову, зачитывая прекрасные стихи известных поэтов современности и классику.

      Многие бывшие слушатели «Моряны» сегодня сами руководят литературными студиями, приобщаясь к доброму и вечному, пробуждая ростки творчества в малышах, школьниках, студентах и вполне зрелых состоявшихся людях – своих сверстниках.

    Жизнь не жестока – она равнодушна, как время, как ветер. Когда кончается чья-то жизнь, мирозданье остаётся прежним – не сотрясается земля, не разверзаются небеса… За прошедшие года  ушли из этой жизни многие моряновцы – Павел Суров, Александр Сахнов, Володя Дутляков, Закир Дакенов, Павел Морозов… Ушла из этой жизни Нинель Александровна… Но остались стихи. Но осталась память об учителе и его учениках. (Приложение 4)

 

Астраханская природа и действительность в поэзии Мордовиной

    

     Лирическое начало в творчестве Н. Мордовиной связано с волжским Понизовьем, проникновенно говоря о котором, поэтесса воссоздает его колорит: то «над Волгой иволга мелькает молнией», то «лотос – дар уходящего лета – зажигает в протоках огни» и «река блестит, как рыбья чешуя». (Приложение 5)

     Тема родного края, его природы стали центральной в творчестве Н.Мордовиной. Взгляд на природу у Н. Мордовиной не описательный, а проникновенный. Все подмечает доброе сердце: и "Как в Астрахани ночи хороши!", и Ахтубу, речку-вольницу, и как…

Скоро снова у самого устья

Волга алый накинет платок, -

Это сотни бутонов распустит

Лотос - дельты заветный цветок.

   Поэтесса, воспевая природу, красоту родного края, призывает к бережному отношению к ней:

Что с тобою, Волга, сделали?

Не рекой течешь - бедой...

Волны злой отравой налиты,

Словно душенька тоской.

Нам бы жить по-человечьему

Чтоб из Волги воду пить.

     Поэтесса живет среди нас, вроде бы ходит по тем же улицам города, но видит то, что порой не замечаешь, соотнося себя с каждой гранью этого мира.

Как в Астрахани ночи хороши!

Брожу, не уставая, до рассвета.

И воздух из цветастой кружки лета

Смывает лень и суетность с души.

Стоит вокруг такая тишина, -

Хоть режь ножом – и ломоток – на память.

Над городом, над Волгой, над веками

Переплывает через ночь луна.

(«Как в Астрахани ночи хороши!..»

Поэтесса Галина Ефремова (Приложение 6)  вспоминает о  своей подруге, Нинель Мордовиной, как об истинной жительнице Астраханского края, воспевающей его красоты: «Обе студентки инъяза, влюблённые в далёкий Париж и родную Астрахань, мы частенько забавлялись тем, что проводили полушутливые параллели: Успенский собор по красоте своей не уступает Собору Парижской Богоматери, телевизионная вышка издалека похожа на Эйфелеву башню, а Сена с её знаменитыми мостами не многим шире нашего Кутума и т.д. И только для великой Эдит Пиаф сравнения не находилось. Подобной певицы не было и не будет не только в Астрахани, но и во всём мире. Теперь я могу сказать другое: как не представляю я себе Парижа без Эдит Пиаф, я не мыслю Астрахани без Нинели Мордовиной. Именно она воспела Астрахань как никто другой. Воспела её улицы и улочки, астраханцев и астраханочек, Ахтубу и Волгу, и степь, и раскаты, и Баскунчак, и «моречко» Каспийское. Мощно и торжественно звучал её поэтический голос. Радостью и гордостью переполнялось сердце за любимый город, родимый край, его уникальную природу. Трудно сейчас себе представить, что Нинель Александровна родилась и выросла совсем в других краях. Астрахань стала её второй, настоящей родиной. Только астраханка до мозга костей могла сказать так: «Солнце сонным золотым сазаном медленно вплывает в синеву»…, «Когда нагонит воду в култуки весенняя, ознобная моряна, и в них заплещет, словно лещ икряный, луна»…,  «Недоеденная дыня – над курганами луна»… «Мне в гортанных песнях казахов слышен ветра степного лёт»…, «Река блестит, как рыбья чешуя»…, «Здесь даже звёзды кажутся сигналами ночных судов, вплывающих в затон»… или: «Астрахань…Имя – тайна, слитое не случайно из звезды и цветка»…»

  

Словно лебедь белая,

По-над Волгой синей

Выплывает Астрахань

Пристанью России.

Веют ветры с Каспия,

Со степей горячих...

Астрахань, ты, Астрахань –

Город мой рыбачий! …

(«Астрахань»)

 

Стихи Н.А.Мордовиной – портрет времени

     Любовь к родному краю нельзя отделить от знания и понимания его истории. Нинель Мордовина рассказывает о своей жизни в Астрахани, для читателей, представителей последующих поколений, эти стихи – портер времени. Поэтесса в своих стихах прогуливается по городу, рассказывая о том, как сгорел деревянный театр Аркадия, творение искуснейших мастеровых  («Незабываемое»); заказывает торт «от Шарлау» в своем «маленьком Париже» («Город и горожане»).

Очень верно оценила Нинель Мордовина  потерю уникального памятника архитектуры, деревянного театра. Уже через несколько лет после смерти поэтессы заговорили о том, чтобы восстановить строение. Главную сцену празднования 450-летия Астрахани декорировали под деревянный театр Аркадия, что многое говорит о значимости как самого театра, так и его потери.

Еще вчера ходили на поклон

К реликвии прекрасной астраханцы.

Сегодня пляшет пламя на стене,

Кровавя слезы на щеках актера.

Художники стояли в стороне –

Бессилие порой страшней позора:

Торжествовало пламя над трудом

Искуснейших мастеровых России…

(«Незабываемое»)

     С именем астраханской поэтессы всесоюзный читатель познакомился в 1973 году. В издательстве «Советская Россия» выходит поэтический сборник "Ахтуба" В него были включены лучшие стихотворения прежних лет и новые. В этом сборнике поэтесса рассказывает о своей большой дружной семье, о Волге, о женском сердце, вспоминает войну. Впервые в этой книжке появляется новая тема - историческая. Интерес к прошлому в этом сборнике только наметился. Впоследствии эта тема в творчестве Н. Мордовиной занимала центральное место.

Ряд небольших поэм Мордовиной представляет своеобразные стилизации. Такова историческая поэма о Петре I в Астрахани «Жаркое лето», поэма «Надежда» о казахской красавице Кельдихан, стилизованная под фольклор, присказка «Кое-что о старине…» о молодцах – астраханских купцах. Подкупают их лёгкий, звучный, гибкий стих, богатый пиррихиями ямб с разнообразным чередованием рифм.

Ах, какие молодцы

Астраханские купцы! –

Для красы земли родимой

Строили дома-дворцы.

Не жалели кошелька,

Чтоб осталась на века

Красота людских творений,

Без которых жизнь – тоска.

(«Кое-что о старине»)

 

 

Петровская эпоха в творчестве Н.А. Мордовиной

    Пристальное внимание истории и фольклористике уделено в поэме "Жаркое лето" (Петр Первый в Астрахани). Поэтесса серьезно работала над произведением. Интерес к петровской эпохе Н. Мордовина объясняет личностью Петра, его преобразовательной деятельностью, а также субъективными мотивами. По семейному преданию, муж поэтессы происходит из рода, чей предок во времена Петра получил от царя фамилию, образование, чин капитана, корабль под свое начало, превратившись из неграмотного мордовского паренька в сподвижника царя-реформатора. Н. Мордовина путешествовала по историческим местам, связанным с именем Петра, собирая материал для поэмы.

     Поэма "Жаркое лето" впервые издана в 1991 году в сборнике "Иволга над Волгой". Историческая основа поэмы - приезд Петра в Астрахань для подготовки персидского похода. Петр Первый с императрицей Екатериной прибыл в город Астрахань 19 июня 1722 года, сопровождала их многочисленная свита. Город встретил императора торжественно и шумно.

     Астрахань интересовала царя давно: ее выгодное географическое положение, судоходная река, имеющая выход к Каспийскому морю, дорога в Среднюю Азию. По указанию Петра в Астрахани разводятся тутовые сады, строятся шелковые фабрики, рыбная ловля передана под особое управление, налаживается производство селитры, которая шла на изготовление пороха, заводится аптекарский огород, сажаются сады и виноградники, дубовые рощи, строятся овчарные заводы, мостятся булыжником улицы. Император заботится о развитии в Астрахани промышленности и торговли, о просвещении. Были открыты цифирные (светские) школы. Изображая историческое прошлое, автор поэмы показывает не только бурную деятельность Петра, но и противоречивость его личности, его влияние на жизнь города и жителей.

     Композиционно поэма построена так, что конфликт уже намечен в первой главе.

Не тешило грядущее свидание:

- Ужо кровя повыпустит из вен...

Притихла,

Притаилась в ожидании

Не лучших и несладких перемен

Купеческая Астрахань...

     Страх жителей вполне объясним: еще свежи в памяти кровавые события восстания 1705-1706 годов, вызванных введением царских указов по преобразованию русской жизни. Город полнился слухами: "жужжал, как мухоловка, каждый двор", мнения разные, но сходится все в одном:

Ждет Астрахань царя,

Как ждут беды.

Прибывший царь знакомится с городом:

Царь дивился погоде

Отменно!

Трогал стены кремля –

Хороши!

А собор - лепота!

     Но приезд царя - не праздное времяпрепровождение, а серьезные цели:

Жадно впитывал Волгу глазами:

Порту место вольней не найти...

Что ж, с Европой тягаться дерзали

И к Востоку проложим пути...

Крепостнице быть портом и - фортом,

Чтоб соседи дурить не могли...

Чтобы мирной, торговой дорогой

Стал нам Каспий во веки.

 

 

 

 

 

 

Миры Нинель Александровны Мордовиной

В реальном мире, где так много зла,

Одна любовь душе дарует  крылья.

И белоснежный шар моей мечты –

Мой мир, моя защита и – награда:

Он создан из любви и красоты.

Прекрасный мир!

… Не для чужого взгляда.

Н. Мордовина «Белоснежный шар»

     Поэзия Н. Мордовиной – это калейдоскоп, в котором, подобно искрящимся хрусталикам, расцветают миры разных фантазий. Миры Нинель Мордовиной удивительны и неповторимы уже тем, что в каждом из них обитает душа её лирической героини. Это свободолюбивая птица, направляющая свой полёт туда, где живёт вдохновение:

Во мне не человек,

А из другого измеренья птица.

     Какие же новые измерения расстилаются перед нами?

     Мир явленный, земной, враждебен героине, чужд ей и даже опасен. Года её взросления совпали с очень смутными временами, когда холодность и отчуждённость исходят, порой, даже от самых близких и дорогих ей людей:

Росла, не поднимая к небу взор,

Не нарушая бабкиных приказов…

И почему, - не знаю до сих пор,-

Никто дитя не приласкал – ни разу?!

     Весь земной мир – это большая клетка, прутья которой сплетены из непонимания, грубости, холодности, бездушия, чёрствости. Именно в этой огромной клетке заточённой птицей бьётся душа героини Н. Мордовиной, тщетно пытаясь вырваться на волю.

    Героиня пытается отыскать среди злобы и лжи гармонию. Так что же дарует лирической героине эту гармонию? В каких мирах можно обрести душевный покой? Они известны каждому. Это –сны, мечты, творчество, вера и, конечно же, любовь…

     Сны – те сказочные сферы, куда, как известно, по ночам улетает наша душа. Именно во время сна птица – душа лирической героини разрывает бренные оболочки земного мира, скидывает тяготившие её оковы и вырывается наружу. Лёгким ветерком она врывается в чистый, полупрозрачный мир, где всё дышит любовью и свободой:

В том измереньи я была собой –

Звонкоголосой, быстролётной птицей.

     Фантазия – ещё одно измерение, в котором живёт вселенская гармония. Этот мир уникален и необычен уже тем, что у каждого из нас он свой, не похожий ни на чей другой. У  Н.А. Мордовиной  эта вселенная заключается в одном белом шаре, который легко умещается на детской ладони:

Там на ладонь садился белый шар

И раскрывался лепестками лилий;

Двенадцать фей несли мне в радость дар:

Хранительницы снов меня любили…

     Образы этого стихотворения возвращают нас к детским сказкам, где правят добрые феи и волшебники, способные творить чудеса. Это ли не райское место, полное любовью, надеждой, чистотой? Образ белого шара – это лишенная углов фигура воплощает в себе вселенскую гармонию, природное совершенство и самодостаточность, замкнутость внутреннего мира лирической героини. Белоснежный шар – стремление к вечности, бессмертию, а значит, к раю.

     Творчество – спасение для хрупкой души поэтессы. Она не стремится к вечной славе, как многие, её стихи – та мощная, созидательная энергия любви, что выплёскивается из её души. Рождённые «от сладкой неги и от горькой муки», стихи полны солнца, ветра и жизни:

Проклёвываясь, улетают дети-

Мои стихи, рождённые от света

И от желанья терпкого – любить.

Им вслед стучит набатно сердце: - выше!

Летите прямо к сердцу и не бойтесь –

Не воском, кровью я слепила крылья.

 Да, это поистине миры «не для чужого взгляда, но мы можем заглянуть в них… (Приложение 7)

 

Заключение

     Решая задачу моего исследования, я проанализировала сборники стихов поэтессы-землячки и пришла к выводу, что творчество Н.А. Мордовиной неразрывно связано с ее жизнью, она искренна, когда пишет о том, что ее волнует. Темы природы, родины, любви , музыка являются главными в ее лирике. Следовательно, творчество поэтессы способствует воспитанию чувства любви к родине. (Приложение 8)

     Ее стихи могут нравиться, могут не нравиться, но одно бесспорно – они никого не оставляют равнодушными. Ее творчество является достоянием Астраханского края. У нее есть яркие, удивительно точные образы, мотивы, указывающие на оригинальность стиля и ее талант. Красота и обаяние лирики в ее правдивости, искренности и задушевности. В проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, простая душа и глубокая любовь к малой родине. Хотелось бы в этой работе привести многие стихотворения поэтессы, после чтения которых становишься чище душой. А такие слова, как «в этом мире, где столько сомненья, человеку нельзя без любви» звучат для меня как наставление в жизнь.

     Ее творчество заставляет задуматься о предназначении человека в этом мире и о том влиянии, которое оно может оказать на формирование взглядов, особенно молодежи. Ее стихи находят своих читателей.

     Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомилась еще с одним творчеством и биографией поэтессы - землячки, о которой до этого, к сожалению, так мало знала, как и мои сверстники.

    Исследуя и систематизируя наследие поэтессы, я пришла к общему выводу:

- ее поэтическое наследие является значительным вкладом в литературу региона

- стихотворения отражают преемственность, традиционность и новизну современной поэзии;

- тематика и жанровое своеобразие стихотворений носят позитивный характер, положительно влияют на сознание и чувства читателей;

- сборник стихов обладает нравственным потенциалом, отражает общечеловеческие ценности: любовь к людям, природе, малой родине, честность и справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников

1.     Виктория Апаликова «Другого измеренья птица»   Изд-во ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2012

2.     https://archive.astrobl.ru/sites/archive.astrobl.ru/files/opisi/GAAO/r-3958-op-1.pdf-ссылка архива

3.     https://souzpisatel.ru/ninel-aleksandrovna-mordovina/- Сайт Астраханского регионального отделения Союза писателей России

4.     https://astrakult.ru/udivitelnoe-imya-ninel-mordovina/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Нинель Мордовина (1927-2001)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

Харбин – столица самой северной провинции Китая Хэйлунцзян,

основанная в конце XIX века.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Астрахань. Кремль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Астрахань ты, Астрахань - ты моё начало. Выставка книг.

Приложение 4

 

 

 

Участники литературной студии «Моряна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Волжское понизовье

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 


                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Галина Михайловна Ефремова

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

Наследие Нинель Александровны Мордовиной

 

 

 

 

Приложение 8

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 3"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 3"

Содержание Введение……………………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………………

Введение Одни книги заставляют нас мечтать, другие – погружают в действительность, но все они проникнуты самым главным для автора – искренностью

Введение Одни книги заставляют нас мечтать, другие – погружают в действительность, но все они проникнуты самым главным для автора – искренностью

Исследование осуществлялось в два этапа

Исследование осуществлялось в два этапа

Владимира Юрьевича Мордовина и уезжает с ним по месту службы

Владимира Юрьевича Мордовина и уезжает с ним по месту службы

Нинели Мордовиной была, есть и будет всегда любовь

Нинели Мордовиной была, есть и будет всегда любовь

За 25 лет своей жизни в Астрахани она сумела так ярко и искренне полюбить наши края, как мало кто из коренных жителей

За 25 лет своей жизни в Астрахани она сумела так ярко и искренне полюбить наши края, как мало кто из коренных жителей

Каждый своё получает на свете,-

Каждый своё получает на свете,-

Приложение 5) Тема родного края, его природы стали центральной в творчестве

Приложение 5) Тема родного края, его природы стали центральной в творчестве

Трудно сейчас себе представить, что

Трудно сейчас себе представить, что

Кровавя слезы на щеках актера.

Кровавя слезы на щеках актера.

Петровская эпоха в творчестве Н

Петровская эпоха в творчестве Н

Страх жителей вполне объясним: еще свежи в памяти кровавые события восстания 1705-1706 годов, вызванных введением царских указов по преобразованию русской жизни

Страх жителей вполне объясним: еще свежи в памяти кровавые события восстания 1705-1706 годов, вызванных введением царских указов по преобразованию русской жизни

Миры Нинель Александровны Мордовиной

Миры Нинель Александровны Мордовиной

В том измереньи я была собой –

В том измереньи я была собой –

Ее стихи могут нравиться, могут не нравиться, но одно бесспорно – они никого не оставляют равнодушными

Ее стихи могут нравиться, могут не нравиться, но одно бесспорно – они никого не оставляют равнодушными

Список литературы и источников 1

Список литературы и источников 1

Приложение 1 Нинель

Приложение 1 Нинель

Приложение 2 Харбин – столица самой северной провинции

Приложение 2 Харбин – столица самой северной провинции

Приложение 3 Астрахань

Приложение 3 Астрахань

Приложение 4 Участники литературной студии «Моряна»

Приложение 4 Участники литературной студии «Моряна»

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2023