МОУ « Кораблинская СШ им. Героя РФ И.В. Сарычева»
Технологическая карта
Урока музыки в 6 классе
Учитель музыки
Бородина Лилия владимировна
Тема урока: «Духовная и светская музыка И.-С. Баха»
Тип урока |
открытия нового знания |
Авторы УМК |
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева |
Цель урока |
Сформировать представление о личности И. С. Баха и его музыке.
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: · развивать умения построения монологического высказывания по теме с последующей аргументацией своего мнения; · анализировать этапы творчества И.-С. Баха и его в клад в мировую культуру; · понимать и анализировать полифоническую форму на примере фуги. Личностные: · воспитывать уважительного отношения к искусству; · формировать мотивацию к учебной деятельности;
Метапредметные: · научиться понимать особенности выражения музыкального образа в произведениях; · классифицировать полученную информацию.
|
Познавательные УУД: · формировать логическое и образное мышление; · находить необходимую информацию в тексте; · развивать умения анализировать полученную информацию.
Регулятивные УУД: · развивать умения ставить учебную задачу, искать способы ее решения, контролировать и оценивать полученные результаты; · развивать умение учащихся выделять то, что ими уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные УУД: · развивать умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели, функции и задачи участников, а также способы их взаимодействия. |
|
оборудование |
Компьютер, проектор, колонки. |
Образовательные ресурсы |
Презентация; видео, аудио материал; раздаточный материал, словарь эстетических эмоций. |
Основные этапы организации учебной деятельности/ время |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
||
1. Приветствие |
Создание положительного эмоционального настроя |
Музыкальное приветствие
У. Здравствуйте, уважаемые гости, добрый день ребята. Мы продолжаем изучать музыкальное искусство. И сегодня наш урок будет посвящён творчеству великого ,немецкого композитора .Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке.
|
Дети поют музыкальное приветствие
Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
Дети повторяют фразы |
2. Постановка учебных задач. |
Создание проблемной ситуации.
Фиксация новой учебной задачи |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. У. Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. ( звучит фуга соль -минор И.С. Баха ) -Что это за музыка? Кто её автор?
-Как вы определили, что это музыка Баха? У. Скажите, музыку, которую вы сейчас услышали, старинная или современная, где можно услышать? . - О чём думает человек, когда приходит в храм? - О Вере в Бога ,о душе, молитве. - Как называется музыка, которую мы слышим в храме? У. Музыка Баха –это разговор с Богом. Играешь Баха – словно творишь молитву. Настоящее искусство всегда божественно и бесконечно. А вы знаете, что Бах потерял малолетнюю дочь, а потом трёх сыновей, а потом и жену Марию? Потом они со второй женой, Анной, потеряли еще четырех дочек и трех сыновей. Одиннадцать любимых детей.. Многие исследователи задавались вопросом: как Бах сумел пережить эти утраты? Почему не перестал дышать, почему его сердце не остановилось? А главное — как он смог и дальше писать музыку? Самую прекрасную музыку, какую доводилось слышать миру. Знаешь, как он смог? Я вам скажу. Благодаря Богу. Музыка Баха несёт в себе Небесное и Земное , Духовное и Светское ,Бога и Человека и его внутренний мир . И сейчас . я предлагаю попробовать сформулировать тему нашего урока. Как Вы думаете, о чем сегодня предстоит нам узнать, что будет являться целью нашего урока? У. В чём сила музыки Баха.? У. Хорошо. . У. Что же для этого нам необходимо?. . У. Какие задачи нам нужно рассмотреть. Какой путь мы найдём к цели? У. Узнать о биографии и творчестве композитора. Познакомиться с творчеством композитора.
У Внимание на экран. Сейчас мы свами отправимся в гости к композитору. Предлагаю вам посмотреть презентацию о жизни И.С. Баха. |
Решают задачу известным способом. Слушают музыку. Фиксируют проблему. Осознанно строят речевые высказывания, аргументируют свои ответы. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Выстраивают алгоритм выхода из затруднений.
.
Слушают учителя. Слушают музыку. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
3. Актуализация знаний. Фиксация затруднений для решения учебной задачи. |
Поиск решения учебной задачи.
Системность проектирования деятельности учащихся по освоению темы |
У. Иоганн Себастьян Бах родился в Эйзенахе. 21 марта 1685 года в маленьком немецком городке. В Германии. В семье И.С. Баха есть один феномен : его семья является одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается более 50 музыкантов и композиторов. Первые навыки игры на скрипке получил от отца-городского музыканта. 17-18 век – век париков. Причудливых нарядов, галантных кавалеров и прекрасных дам. Времена Барокко . Это направление в искусстве. В этом направление было важно показать внешний мир, оболочку. . И в этот период появляется не только церковная музыка, но и сочинения светские, то есть для исполнения в «свете»-, в «миру на праздниках или балах. Во времена Баха церковь была могущественным органом власти в стране.. Композитор работал кантором в церкви Св. Фомы в городе Лейпциге . В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в церковной школе. С него требовали очень многое, а платили почти копейки. Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате. Кантата это вокально –инструментальное произведение для хора. от итальянского слова cantata -петь. Композитор стремился приблизить простой народ к церковной музыки .Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные власти не разрешали внедрять новое , заставляли его писать музыку по религиозным правилам, отвечающую канонам средневековья.
Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки – трогать сердца» Как вы понимаете эти слова? Д. Каждое
произведение должно трогать наши души. Внимание на экран ! У. Что вы видите на экране. Д. Мы видим изображение органа. Это очень большой, старинный музыкальный инструмент, украшеный красивыми орнаментами, устремлённые вверх. У. К какой группе инструментов он относится? Д. К клавишно-духовым. У. почему его называют королем инструментов? Ответы детей У. Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов. Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью. Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см. У.Лучшие органисты мира включают в свои концертные выступления известное произведение И.- С. Баха Токкату и фугу ре минор. Слушая орган, мы можем пережить всё то, что чувствовал сам композитор, создавая эту музыку. Начнем мы слушание с токкаты. У.Слово токката, в переводе с итальянского, означает прикосновение, удар. Токкатой называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера.(запись в тетрадь) У. С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникали у вас при слушании этого произведения? (в тетрадь) Ответы учащихся
У.А сейчас мы послушаем Фугу ре минор. Фуга, в переводе с латинского и итальянского, означает «бег», «движение». Движение голосов. (запись в тетрадь) ( нотный текст на экране) У Фуга — музыкальная пьеса, построенная на проведении одной музыкальной темы (или нескольких) последовательно во всех голосах, из которых эта пьеса состоит. Сам факт, что в фуге непременно должно быть несколько голосов, указывает на то, что фуга — это полифоническое произведение. Такой тип музыки называется полифонией. Таким образом, полифония – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. (запись в тетрадь) У. Отличается ли Фуга от Токкаты? Уч. В эпоху барокко, когда И.С.Бах писал музыку, она разделялась на светскую и духовную. Скажите, к какой музыке можно отнести произведение, которое вы сейчас услышали? У. Предлагаю провести анализ фуги .
|
Чтение вслух.
- Для творчества И.- С. Баха особое значение имели музыкальные традиции семьи и религиозные традиции Родины – Германии, приёмы построения музыки. Отдельная часть любого его произведения посвящена развитию одной идеи, одной темы – жизни или смерти, дня или ночи, горя или радости. - «Что за гений этот Бах! – писал русский композитор XIX века А. Серов. – Возьмёт одну мысль и ведёт её всё глубже и глубже, вживается в неё и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души!.. Понятно, что для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём». Слушание (2.30)
Слушание.(5. 32)
Предполагаемые ответы детей
- Композитор, наверное, переживал бурные эмоции – возмущение, недовольство чем-то, перемены настроения. (ответы детей) |
4. Конструирование нового способа действия
|
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
|
У. наигрывает тему .(Фуга №2 до минор) Эта тема повторяется несколько раз. Она может повторяться в разных регистрах, разных тональностях. |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Уметь анализировать прослушанное произведение
Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Повышают культуру слушания и слышания музыкальных произведений. Обобщают, делают выводы, оценивают действенность используемого алгоритма. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы в соответствии с этими критериями. |
5 Применение нового знания
|
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Сейчас я попрошу вас вслушаться в звучание фуги. Каждый раз, когда вы будете слышать тему, поднимите, пожалуйста, руку. Поставьте для себя задачу: услышать определенное количество тем. музыка – слушание ( 2 мин) У кого получилось услышать столько тем, сколько задумано? Поднимите руку. Ответьте. Уч. Скажите, теперь, когда мы с вами проанализировали фугу . можем ли мы ответить на вопрос духовная или светская тема присутствует в этом произведении? Когда Бах писал фугу, каждая тема соответствовала определенной молитве, которую знали все прихожане. И теперь мы совершенно точно можем сказать, что это произведение духовное и звучит, как обращение к Богу ! Здесь словно идёт разговор с Богом! |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Предполагаемый ответ: одна идея, тема. Возможно повторение. Целенаправленное, осознаннее, активное и творческое восприятие музыки. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль Учащиеся знакомятся с предложенным материалом. Определяют цели, функции и задачи участников, а также способы взаимодействия. |
6. Поиск решения, (открытия нового знания)
|
Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся. |
Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку. Бах словно жил в двух мирах. С одной стороны это жизнь простого человека, у которого много детей и их всех нужно было воспитывать и при таком количестве детей нельзя было быть только серьёзным композитором и писать только серьёзную музыку. В его сердце жила и весёлая, лёгкая музыка. У. Предлагаю прослушать ещё одно известное произведение И.С. Баха «Шутка» ( звучит фрагмент произведения «Шутка» ,видеофрагмент на экране) Поделитесь своими впечатлениями об этом произведении?
Каков характер этого произведения? Как вы думаете, о духовном или светском рассказало это произведение? Какие чувства вызывает музыка этого произведения? Д. К светской, потому что выражает человеческие чувства.
У. Всё верно. Спасибо за ответы. У. Предлагаю вам провести музыкальную викторину. Проверить наши знания в музыкальном искусстве Перед вами рабочий лист . Вам нужно ознакомиться с ним. Подумайте какое из произведений мы отнесём к духовной музыке.(2 мин.) Организует учебное взаимодействие учеников (в парах, в рабочих листах). Сопоставьте свои ответы с ответами в таблице на экране и поднимите руку, у кого все совпало. |
Анализируют, систематизируют, классифицируют. Доказывают свою точку зрения. Воспринимают ответы одноклассников. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
7.Этап закрепления знаний (этап фиксации)
|
Способствовать актуализации ведущих способов аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся |
Организует закрепление изученного на уроке материла. - Сегодня мы еще раз прикоснулись к музыке великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены. А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни. У. Почему?
Д. Музыка Баха звучит и в наше время. Она и сейчас современна. Звучит на концертах, в современной интерпретации. У Всё верно. Прослушаем произведение токката и фуга ре –минор в современной обработке , исполняет скрипачка Ванесса Мей. ( звучит видеофрагмент на экране) У Что нового вы услышали в исполнении Ванессы Мэй. |
Делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Владеть устной речью. строить правильное высказывание
(ответы детей) |
8.Вокальная работа
|
Согласованность действий учителя и учащихся
|
И в заключении урока мы закончим песней « За рекою старый дом» Которая написана на музыку И.С. Баха.
Что мы должны вложить в песню, которую будем исполнять? ( характер исполнения, передать настроение) Исполнение песни.
|
Раскрывают художественный образ песни для более глубокого и осмысленного восприятия. Осуществляют работу по формированию основных музыкально-хоровых навыков: звукообразование, дикция, чистый унисон, нюансировка. Вырабатывают умение исполнения произведения в ансамбле. Вырабатывают стремление стремления к действительно выразительному пению. |
9.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. |
. .Самооценка результатов деятельности своей и всего класса
|
Наш урок подошел к концу и я хотела бы вас спросить - Понравился ли вам урок? -О чём ты думал? - Какие эмоции вызвала у тебя музыка И.С. Баха?
Спасибо за работу! Урок окончен! |
Коментирование достижений и затруднений учащихся. Оценка и самооценка. Синквейн |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.