"Духовная и светскаяч музыка И.С. Баха
Оценка 4.9

"Духовная и светскаяч музыка И.С. Баха

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
02.11.2023
"Духовная и светскаяч музыка И.С. Баха
Творчество И.С. Баха
технологическая карта И.С. Бах.docx

МОУ « Кораблинская СШ им. Героя РФ И.В. Сарычева»

 

Технологическая карта

Урока музыки в 6 классе

                                                           Учитель музыки

Бородина Лилия владимировна

 

Тема урока: «Духовная и светская музыка  И.-С. Баха»

 

 

 

 

Тип урока

открытия нового знания

Авторы УМК

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева

Цель урока

Сформировать представление о личности  И. С. Баха  и  его музыке.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

·         развивать умения построения монологического высказывания по теме с последующей аргументацией своего мнения;

·         анализировать этапы творчества И.-С. Баха и его в клад в мировую культуру;

·         понимать и анализировать полифоническую форму на примере фуги.

Личностные:

·         воспитывать уважительного отношения к искусству;

·         формировать мотивацию к учебной деятельности;

 

Метапредметные:

·         научиться понимать особенности выражения музыкального образа в  произведениях;

·         классифицировать полученную информацию.

 

Познавательные УУД:

·         формировать логическое и образное мышление;

·         находить необходимую информацию в тексте;

·         развивать умения анализировать полученную информацию.

 

Регулятивные УУД:

·         развивать умения ставить учебную задачу, искать способы ее решения, контролировать и оценивать полученные результаты;

·         развивать умение учащихся выделять то, что ими уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

·         развивать умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели, функции и задачи участников, а также способы их взаимодействия.

оборудование

Компьютер, проектор, колонки.

Образовательные ресурсы

Презентация; видео, аудио материал; раздаточный материал, словарь эстетических эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы организации учебной деятельности/ время

 

 

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

 

1.

Приветствие

Создание положительного эмоционального настроя

Музыкальное приветствие

 

У. Здравствуйте, уважаемые гости, добрый день ребята.

Мы продолжаем  изучать музыкальное искусство. И сегодня наш урок будет посвящён творчеству великого  ,немецкого композитора .Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке.

 

 

                                       

 

 

Дети поют музыкальное приветствие

 

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

 

 

 

 

 

Дети повторяют фразы

2. Постановка учебных задач.

Создание проблемной ситуации.

 

Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

У. Сейчас я предлагаю вам   послушать музыкальное произведение. ( звучит  фуга соль -минор И.С. Баха )

-Что это за музыка? Кто её автор?

 

-Как вы определили, что это музыка Баха?   

 У. Скажите, музыку, которую  вы сейчас услышали, старинная  или  современная,

где можно услышать?

.

- О чём думает человек, когда приходит в храм?

- О Вере в Бога ,о душе, молитве.

- Как называется музыка, которую мы слышим в храме?

У. Музыка Баха –это разговор с Богом.  Играешь Баха – словно творишь молитву. Настоящее искусство всегда божественно и бесконечно.  А вы знаете, что Бах потерял малолетнюю дочь, а потом трёх сыновей, а потом и жену Марию?

Потом они со второй женой, Анной, потеряли еще четырех дочек и трех сыновей. Одиннадцать любимых детей.. Многие исследователи задавались вопросом: как Бах сумел пережить эти утраты? Почему не перестал дышать, почему его сердце не остановилось? А главное — как он смог и дальше писать музыку? Самую прекрасную музыку, какую доводилось слышать миру. Знаешь, как он смог? Я вам скажу. 

Благодаря Богу. 

Музыка Баха несёт в себе Небесное и Земное ,   Духовное и Светское ,Бога и Человека и его внутренний мир .  И сейчас . я предлагаю попробовать  сформулировать тему нашего урока. Как Вы думаете, о чем сегодня предстоит нам узнать, что будет являться целью нашего урока?

У. В чём сила музыки Баха.?

У. Хорошо.

. У. Что же для этого нам необходимо?.

. У.  Какие задачи  нам  нужно рассмотреть. Какой путь мы найдём к  цели?

  У. Узнать о биографии и творчестве композитора. Познакомиться с творчеством композитора.

 

  У  Внимание на экран. Сейчас мы свами отправимся в гости к композитору.

Предлагаю вам посмотреть презентацию о жизни  И.С. Баха.

 

Решают задачу известным способом.

Слушают музыку. Фиксируют проблему.

Осознанно строят речевые высказывания, аргументируют свои ответы.

 Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Выстраивают алгоритм выхода из затруднений.

 

.

 

 

 

 

 

Слушают учителя. Слушают музыку. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

3. Актуализация знаний.

 Фиксация затруднений для решения учебной задачи.

Поиск решения учебной задачи.

 

Системность проектирования деятельности учащихся по освоению темы

У. Иоганн Себастьян Бах родился в Эйзенахе.  21 марта 1685 года в  маленьком  немецком городке.  В Германии.

В семье И.С. Баха есть один феномен :  его семья является  одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается более  50 музыкантов и композиторов. Первые навыки игры на скрипке получил от отца-городского музыканта. 17-18 век – век париков. Причудливых нарядов, галантных кавалеров и прекрасных дам. Времена Барокко . Это направление в искусстве. В этом направление было важно показать внешний мир, оболочку. . И в этот период появляется не только церковная музыка, но и сочинения светские, то есть для исполнения в «свете»-, в «миру на праздниках или балах.

Во времена Баха церковь была могущественным органом власти в стране.. Композитор работал кантором в церкви Св. Фомы в городе Лейпциге . В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем  в церковной школе. С него требовали очень многое, а платили почти  копейки. Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате.  Кантата  это вокально –инструментальное произведение для хора.  от итальянского слова   cantata -петь. Композитор стремился приблизить простой народ  к  церковной музыки .Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные  власти  не разрешали внедрять новое , заставляли  его  писать  музыку по религиозным правилам, отвечающую канонам средневековья.

 

Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора  «Цель музыки – трогать сердца»

Как вы понимаете эти слова?

Д. Каждое произведение должно трогать наши души.
У.. Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни. Равных ему не было.

Внимание на экран !

 У. Что вы видите на экране.

Д. Мы видим изображение органа. Это очень большой, старинный музыкальный инструмент, украшеный красивыми орнаментами, устремлённые вверх.

У. К какой группе инструментов он относится?

Д. К клавишно-духовым.

У. почему его называют королем инструментов?

Ответы детей

У. Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов. Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью. Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см. 

У.Лучшие органисты мира включают в свои концертные выступления известное произведение И.- С. Баха Токкату и фугу ре минор. Слушая орган, мы можем пережить всё то, что чувствовал сам композитор, создавая эту музыку.  Начнем мы слушание с токкаты.  

У.Слово токката, в переводе с итальянского, означает прикосновение, удар. Токкатой называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера.(запись в тетрадь)

У. С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникали у вас при слушании этого произведения? (в тетрадь)

Ответы учащихся

 

 

 

У.А сейчас мы послушаем Фугу ре минор.

 Фуга, в переводе с латинского и итальянского, означает  «бег», «движение». Движение голосов. (запись в тетрадь)  ( нотный текст на экране)

У Фуга — музыкальная пьеса, построенная на проведении одной музыкальной темы (или нескольких) последовательно во всех голосах, из которых эта пьеса состоит. Сам факт, что в фуге непременно должно быть несколько голосов, указывает на то, что фуга — это полифоническое произведение. Такой тип музыки называется полифонией.

Таким образом, полифония – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. (запись в тетрадь)

У. Отличается ли Фуга от Токкаты?

Уч.  В эпоху барокко, когда И.С.Бах писал  музыку, она разделялась на светскую и духовную. Скажите, к какой музыке можно отнести произведение,  которое вы сейчас услышали?

У. Предлагаю провести анализ фуги .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение вслух.

 

 

 

 

- Для творчества И.- С. Баха особое значение имели музыкальные традиции семьи и религиозные традиции Родины – Германии, приёмы построения музыки. Отдельная часть любого его произведения посвящена развитию одной идеи, одной темы – жизни или смерти, дня или ночи, горя или радости. - «Что за гений этот Бах! – писал русский композитор XIX века А. Серов. – Возьмёт одну мысль и ведёт её всё глубже и глубже, вживается в неё и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души!.. Понятно, что для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём».   

Слушание (2.30)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание.(5. 32)

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Композитор, наверное, переживал бурные эмоции – возмущение, недовольство чем-то, перемены настроения.

(ответы детей)

4. Конструирование нового способа действия

 

 

 

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

 

 

У. наигрывает тему .(Фуга №2 до минор) 

Эта тема повторяется несколько раз.

Она может повторяться в разных регистрах, разных тональностях.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Уметь анализировать прослушанное произведение

 

 

 

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Повышают культуру слушания и слышания музыкальных произведений.

Обобщают, делают выводы, оценивают действенность используемого алгоритма.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы в соответствии с этими критериями.

5 Применение нового знания

 

 

 

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Сейчас я попрошу вас  вслушаться в звучание фуги. Каждый раз, когда вы будете слышать тему, поднимите, пожалуйста, руку. Поставьте для себя задачу: услышать определенное количество тем.

музыка – слушание  ( 2 мин)

У кого получилось услышать столько тем, сколько задумано? Поднимите руку. Ответьте.

Уч. Скажите, теперь, когда мы с вами проанализировали  фугу . можем ли мы ответить на вопрос духовная или светская тема присутствует в этом произведении?

Когда Бах писал фугу, каждая тема соответствовала определенной молитве, которую знали все прихожане. И теперь мы совершенно точно можем сказать, что это произведение духовное и звучит, как обращение к Богу ! Здесь словно идёт разговор с Богом!

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Предполагаемый ответ: одна идея, тема. Возможно повторение. Целенаправленное, осознаннее, активное и творческое восприятие музыки.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

Учащиеся знакомятся с предложенным материалом. Определяют цели, функции и задачи участников, а также способы взаимодействия.

6.

Поиск решения, (открытия нового знания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся.

Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человекуБах словно жил в двух мирах. С одной стороны это жизнь простого человека, у которого много детей и их всех нужно было воспитывать и при таком количестве детей  нельзя было быть только серьёзным  композитором и писать только серьёзную музыку. В его сердце жила и весёлая, лёгкая  музыка.

У. Предлагаю прослушать ещё одно известное произведение И.С. Баха «Шутка» ( звучит фрагмент произведения «Шутка» ,видеофрагмент на экране)

Поделитесь своими впечатлениями об этом произведении?

 

Каков характер этого  произведения? Как вы думаете, о духовном  или  светском рассказало это произведение?

Какие чувства вызывает музыка этого произведения?

Д. К светской, потому что выражает человеческие чувства.

 

 

У. Всё верно.  Спасибо за ответы.

У. Предлагаю вам провести музыкальную викторину. Проверить  наши знания в музыкальном искусстве Перед вами рабочий лист . Вам нужно ознакомиться с ним.   Подумайте  какое из произведений мы отнесём к духовной музыке.(2 мин.)

Организует учебное взаимодействие учеников (в парах, в рабочих листах).

Сопоставьте свои ответы с ответами в таблице на экране и поднимите руку, у кого все совпало.

Анализируют, систематизируют, классифицируют. Доказывают свою точку зрения.

Воспринимают  ответы одноклассников.

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

7.Этап закрепления знаний (этап фиксации)

 

Способствовать актуализации ведущих способов аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся

Организует закрепление изученного на уроке материла.

- Сегодня мы еще раз прикоснулись к музыке великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.

А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.

У. Почему?

 

Д. Музыка Баха звучит и в наше время. Она и сейчас современна. Звучит  на концертах, в современной интерпретации.

У Всё верно. Прослушаем произведение токката и фуга ре –минор в современной обработке , исполняет скрипачка Ванесса Мей. ( звучит видеофрагмент на экране)

У Что нового вы услышали в исполнении  Ванессы  Мэй.

 

Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Владеть устной речью. строить правильное высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы детей)

8.Вокальная работа

 

 

Согласованность действий учителя и учащихся

 

 

И в заключении урока мы закончим песней  « За рекою старый дом» Которая написана на музыку И.С. Баха.

 

 

Что мы должны вложить в песню, которую  будем исполнять?

( характер исполнения, передать настроение)

Исполнение песни.

 

Раскрывают художественный образ песни для более глубокого и осмысленного восприятия.

Осуществляют работу по формированию основных музыкально-хоровых навыков: звукообразование, дикция, чистый  унисон, нюансировка.

Вырабатывают умение исполнения произведения в ансамбле.

Вырабатывают стремление стремления к действительно выразительному пению.

9.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

.

.Самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш урок подошел к концу и я хотела бы вас спросить

- Понравился ли вам урок?

 -О чём ты думал?

- Какие эмоции  вызвала у тебя музыка И.С. Баха?

 

Спасибо за работу! Урок окончен!

Коментирование достижений и затруднений учащихся.

Оценка и

самооценка.

Синквейн

 


 

МОУ « Кораблинская СШ им. Героя

МОУ « Кораблинская СШ им. Героя

МОУ « Кораблинская СШ им. Героя

МОУ « Кораблинская СШ им. Героя

Основные этапы организации учебной деятельности/ время

Основные этапы организации учебной деятельности/ время

Как называется музыка, которую мы слышим в храме?

Как называется музыка, которую мы слышим в храме?

У Внимание на экран. Сейчас мы свами отправимся в гости к композитору

У Внимание на экран. Сейчас мы свами отправимся в гости к композитору

У.. Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни

У.. Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни

У.А сейчас мы послушаем Фуг у ре минор

У.А сейчас мы послушаем Фуг у ре минор

Конструирование нового способа действия

Конструирование нового способа действия

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся

Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся

Вокальная работа Согласованность действий учителя и учащихся

Вокальная работа Согласованность действий учителя и учащихся

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023