Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

  • ppt
  • 08.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Духовно-нравственное воспитание на уроках.ppt

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни»  
Д. Лихачев.

Открытие Года Литературы в филиале МКОУ «Черновецкая СОШ»

Концепция духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России



Это методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»

Послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию

Концепция духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.

                      Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность             нечестность
Правдивость         лживость                                    
Искренность         неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их
значениях?

Уроки русского языка


«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Д.С. Лихачев

«Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях»

1. Никогда Россия ярма не носила.
2. Велика Россия, а отступать некуда.
3. Нигде не дышится так легко, как на Родине.
4. На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.
5. Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно.
6. Смелый человек нигде не пропадет.

Русская литература – основа воспитания

В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Носова и Еськова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.

Разработала Шахова М.А.,
учитель русского языка и литературы
филиала МКОУ «Черновецкая СОШ»

Стихи русских поэтов
о Великой Отечественной войне

 





Воробьев Константин Дмитриевич  

Писатели-куряне, участники Великой Отечественной войны

Алехин Василий Семенович

Носов Евгений Иванович

Корнеев Николай Юрьевич

Корнеев Николай Юрьевич

Катюша

Нет, не докопаться: кто впервые,
Удивив находкою свой взвод,
В те денечки злые, штурмовые,
Так назвал гвардейский миномет.
Нет, не сохранилось точной даты,
Неизвестны месяц и число,
Только имя — помните, солдаты? -
Сразу к миномету приросло.
И повсюду утвердилось сразу,
Словно все мы думали одно.
От лесов карельских до Кавказа
Нами узаконено оно.
Ласковое: мы не озверели
И не растеряли доброты.
Мирное: не мы ведь захотели,
Чтоб росли у холмиков кресты.
Сколько человечности и веры
В имени роднейшем из родных!
Шли на нас и «тигры», и «пантеры»,
Мы с «катюшей» нашей шли на них.
Чтоб не ошибиться, кто впервые
Так назвал гвардейский миномет,
Надо прямо говорить:
Россия!
Надо прямо говорить:
народ!



КУРСКАЯ ЗЕМЛЯ

В пожарах кочующих выгорев,
Траву расстилала, как шелк,
Родная земля, где за Игорем
В бессмертие полк его шел.
Земля, где поля береженые
Топтала в налетах орда.
Земля, где, Батыем сожженные,
На пепле росли города.
Судьба ей особая выдалась,
Когда через восемь веков
Дугой наша сила тут выгнулась,
Как лук-сагайдак, на врагов.
Лежать ли земле этой замерзши?
Развеялась горькая мгла.
И снова на спекшихся залежах
Пшеница, как солнце, взошла.
Земля знаменитая курская,
Где княжит весной соловей.
Слияние Сейма и Тускари,
Сияние вод и полей.

Уроки литературы

«Любовь одного человека может
вызвать к жизни
талант в другом
человеке или, по
крайней мере,
пробудить его
к действию.
Это чудо мне известно…»
А. Платонов

Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!