«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни»
Д. Лихачев.
Концепция духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Это методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»
Послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию
Концепция духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность нечестность
Правдивость лживость
Искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их
значениях?
Уроки русского языка
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Д.С. Лихачев
«Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях»
1. Никогда Россия ярма не носила.
2. Велика Россия, а отступать некуда.
3. Нигде не дышится так легко, как на Родине.
4. На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.
5. Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно.
6. Смелый человек нигде не пропадет.
Русская литература – основа воспитания
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Носова и Еськова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.
Разработала Шахова М.А.,
учитель русского языка и литературы
филиала МКОУ «Черновецкая СОШ»
Стихи русских поэтов
о Великой Отечественной войне
Воробьев Константин Дмитриевич
Писатели-куряне, участники Великой Отечественной войны
Алехин Василий Семенович
Носов Евгений Иванович
Корнеев Николай Юрьевич
Корнеев Николай Юрьевич
Катюша
Нет, не докопаться: кто впервые,
Удивив находкою свой взвод,
В те денечки злые, штурмовые,
Так назвал гвардейский миномет.
Нет, не сохранилось точной даты,
Неизвестны месяц и число,
Только имя — помните, солдаты? -
Сразу к миномету приросло.
И повсюду утвердилось сразу,
Словно все мы думали одно.
От лесов карельских до Кавказа
Нами узаконено оно.
Ласковое: мы не озверели
И не растеряли доброты.
Мирное: не мы ведь захотели,
Чтоб росли у холмиков кресты.
Сколько человечности и веры
В имени роднейшем из родных!
Шли на нас и «тигры», и «пантеры»,
Мы с «катюшей» нашей шли на них.
Чтоб не ошибиться, кто впервые
Так назвал гвардейский миномет,
Надо прямо говорить:
Россия!
Надо прямо говорить:
народ!
КУРСКАЯ ЗЕМЛЯ
В пожарах кочующих выгорев,
Траву расстилала, как шелк,
Родная земля, где за Игорем
В бессмертие полк его шел.
Земля, где поля береженые
Топтала в налетах орда.
Земля, где, Батыем сожженные,
На пепле росли города.
Судьба ей особая выдалась,
Когда через восемь веков
Дугой наша сила тут выгнулась,
Как лук-сагайдак, на врагов.
Лежать ли земле этой замерзши?
Развеялась горькая мгла.
И снова на спекшихся залежах
Пшеница, как солнце, взошла.
Земля знаменитая курская,
Где княжит весной соловей.
Слияние Сейма и Тускари,
Сияние вод и полей.
Уроки литературы
«Любовь одного человека может
вызвать к жизни
талант в другом
человеке или, по
крайней мере,
пробудить его
к действию.
Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.