Опыт работы воспитателя речевой группы «Моя педагогическая позиция»
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников с ОНР средствами художественной литературы
Актуальность. Огромная роль в формировании духовно – нравственного воспитания принадлежит художественной литературе. Л. Выготский говорил о том, насколько важно «открыть перед ребёнком мир словесного искусства». В наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Слушать и слышать простую речь для дошкольников стало все трудней. Поэтому, сейчас так много детей имеющих проблемы с речью. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат - чтению художественной литературы не уделяется должного внимания. У большинства дошкольников хорошо развиты зрительное восприятие и память и очень часто нарушен фонематический слух, это влечет за собой проблемы с речью. Вследствие чего, у школьников речевые нарушения проявляются в чтении и письме.
Одновременно происходит оскудение нравственных ценностей. Дети не умеют общаться, договариваться, получают готовые штампы поведения, не осознавая где зло, а где добро. Слушая сказку или рассказ, дети учатся сопереживать герою, стараются выяснить кто хороший, а кто плохой, а когда размыты грани норм поведения, ребенку трудно определиться, как поступить, кому подражать. А подражать ребенок все равно будет и от нас зависит, кто будет его героем. Художественное слово является не только средством развития речи, ее образности и выразительности, что особенно важно для детей с общим нарушением речи (ОНР), но и учит применять полученные знания в жизни, воспитывает нравственный потенциал дошкольника.
Поэтому, проблема духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы никогда не была такой острой, актуальной и значимой как сегодня.
Инновационная и практическая значимость. Инновационность в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе заключается в оригинальном построении содержания образовательной и совместной деятельности, основанные на игровой мотивации, удачно подобранных основных и необычных интерактивных приёмов и методов. Практическая значимость опыта заключается в том, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, свободно рассуждают, сами находя свои ошибки, и испытывают радость от собственных открытий.
Технологичность. В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы дошкольников была поставлена цель - помочь детям понять общечеловеческие ценности, обогатить их личный опыт, уметь оценивать события, находить выход из трудных ситуаций и самое важное активизировать речевую активность детей.
Для достижения поставленной цели обозначила следующие задачи:
Ø способствовать формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через художественное слово: давать оценку действиям и поступкам героя, сопоставлять со своими поступками и поступками товарищей;
Ø познакомить детей с писателями, художниками-иллюстраторами, с историей создания книг;
Ø совершенствовать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, решать спорные вопросы и улаживать конфликты средствами речи: убеждать, доказывать, объяснять;
Ø формировать у детей интерес к рассматриванию книг, к использованию книги как источника новой и полезной информации;
Ø развивать все компоненты устной речи детей, навыки свободного общения с взрослыми и детьми;
Ø активизировать родителей к совместной деятельности по приобщению детей к книге как средству воспитания дошкольника.
В работе над темой мною были использованы следующие методы и приемы:
Ø Словесный: чтение художественной литературы, пересказ, беседа, заучивание наизусть;
Ø Наглядный: рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, тематических альбомов; оформление выставок, элементы инсценировки;
Ø Практический: дидактические и словесно-речевые игры и упражнения, игровая деятельность.
Так же в своей работе использовала нетрадиционные методы работы с художественной литературой. Все эти методы развивающего обучения, способствуют развитию нравственных качеств личности дошкольника. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.
Метод проблемных ситуаций: дети учатся представлять ситуацию и ищут способы ее разрешения.
Метод разрешения противоречий: педагог учит детей выявлять противоречивые свойства явлений предметов, а также разрешать эти противоречия.
Метод проектов - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Метод эмпатии: с помощью него дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ литературного героя.
Интерактивные методы: работа в подгруппах, парах.
Игровые: дидактические, словесно-речевые игр, игровые упражнения и тренинги;
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника использовала следующие принципы:
Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
Принцип дифференциации, т.е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний в разных видах деятельности.
Принцип интегративности. В соответствие с этим принципом, добиваюсь эмоционального благополучия ребенка в детском саду, так как это является важнейшим условием его ценностного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.
Принцип системности. Подразумевает четко спланированную систему: занятий, игр, индивидуальную работу объединенных общей целью, проблемой.
Принцип поэтапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.
Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме.
Работать по данной теме начала со средней речевой группы. В начале учебного года провела диагностику детей по всем образовательным областям, особое внимание уделяла разделам «Речевое развитие» и «Художественная литература».
На родительском собрании анкетировала родителей по теме «Чтение художественной литературы», из которого было выявлено, что 80% детей любят, когда им читают, но только 20% родителей делают это каждый день. В семейной библиотеке детских книг всего 2-5. В большинстве анкет просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т.п.
Исходя из этого, я наметила план работы, изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу. Формы работы выстраивала целесообразно поставленным целям, с учетом содержания и реализации образовательной программы «Растим личность». Подобрала примерный перечень художественной литературы для чтения детям среднего и старшего дошкольного возраста (рассказы, стихи, занимательная литература) Разработала тематическое планирование по формированию духовно-нравственных качеств личности через ознакомление с художественной литературой детей среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для реализации поставленных задач я, в первую очередь, с помощью родителей
пополнили книжный уголок необходимой литературой. Это позволило каждому
ребёнку находить себе книгу по интересам, устраивать выставки книг в
соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с
сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном
уголке дети имеют возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и
спокойно рассмотреть ее, вспомнить содержание, многократно вернуться к
интереснейшим его эпизодам. В группе
имеются: настольные и дидактические игры по знакомым
произведениям. Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение
месяца. Портреты писателей. Издания тех произведений, с которыми я
знакомлю детей на занятиях. Юмористические книги с иллюстрациями
(Н.Носов, С.Маршак, и др.) Книги, которые дети приносят из дома.
Справочная и познавательная литература, ориентирующая на изучение
окружающего мира. Такие книги, что бы привлечь внимание детей,
расположены в специальном ярком лоточке. «Толстые» книги, которые я читаю
в течение длительного времени. Энциклопедии. Здесь же
организовывала сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин».
Также мною была собрана картотека литературных, дидактических и словесно-речевых
игр и упражнений.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них
через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и
восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое
отношение к близким. Чтение этих книг сопровождалось беседами, рассматриванием
иллюстраций, пересказами, рассказыванием по ролям (где осуществлялся
конкретный диалог между героями, который можно проигрывать как все
произведение, так и отдельные фрагменты). Была использована интересная форма
работы: рассказ от лица героя, где ставилась задача рассказать о
происходящем в произведении от лица, выбранного героя. Это развивает
коммуникативные качества, творческие способности, формирует образ Я,
самооценку. Также использовала такой прием, как чтение с остановками. Выбирая для чтения литературное произведение, я размечаю
его на отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом
давал простор для воображения: «А что же будет дальше?» При чтении, во время
каждой запланированной остановки спрашиваю у детей: «Как вы думаете, что будет
дальше? Почему вы так думаете?» Дочитав произведение, мы обсуждаем сходства и
различия версий детей с версией автора. Все это учит детей оценивать
поступки персонажей, их мотивы, помогает детям осмыслить отношение к героям.
При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать
нравственным поступкам героев.
Мною была создана картотека произведений для чтения и рассказывания детям. Создавая её, я учитывала следующие критерии:
Ø идейная направленность книги;
Ø высокое художественное мастерство, литературная ценность;
Ø доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей;
Ø сюжетная занимательность, простота и ясность композити;,
Ø конкретные педагогические задачи.
Также в своей работе использовала такой вид детельности как проектная. Мною был разработан и реализован проект «Дружим с книгой: узнаем, создаем, выполняем». Продуктами проекта являются: альбом «Детям о детях» (подборка биографий писателей, фотографий, прочитанных произведений, иллюстраций к ним), «Волшебная книга спорных вопросов» (подобраны стихи о друзьях и дружбе, отношений между детьми), картотека игр по духовно-нравственному воспитанию.
Работа по духовно-нравственному развитию дошкольников с ОНР средствами художественной литературы осуществлялась во всех видах деятельности: ООД, совместная деятельность воспитателя и детей, работа с родителями; самостоятельная деятельность; индивидуальная работа. Она имела интегрированный характер.
На занятии по познавательной деятельности «Как создавалась книга» для решения поставленных задач использовала опытно-экспериментальных формы работы, а именно: детям предлагалось на глиняных табличках палочкой нанести рисунок. Писали на листе палочкой, используя копировальную бумагу, с помощью штампов имитировали печатание текста, писали пером на плотной бумаге. Это повысило у детей интерес к книге, к труду всех людей, кто создает книги, повысилась ценность самой книги.
На таких занятиях, как чтение художественной литературы, например
В. Катаев «Цветик-семицветик» детям задавались вопросы проблемного содержания: «А на что бы вы потратили последний лепесток волшебного цветка?» В итоге сделали вывод, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика, и что делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.
При восприятии произведений художественной литературы предлагала вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев. Выслушивая мнения детей, обращала их внимание на то, что отвечать на вопрос нужно красивым и полным предложением и конечно, высказывая свою точку зрения, необходимо объяснить, почему он думает именно так.
Художественное слово помогает в игровой форме навести порядок в игровом уголке, воспитать положительное отношение к труду. Во время одевания на прогулку помогает в воспитании аккуратности, собранности, поторопит медлительных ребят.
Игровую деятельность на прогулке сопровождала художественным словом (считалки, мирилки и т.д). Удачно применяла художественное слово во время проведения подвижных игр, игр-развлечений, игр с природным материалом. Эффективно использовала его проводя индивидуальную работу с детьми. При организации трудовой деятельности детей на прогулке использовала предлагаемые произведения, воспитывающие положительное отношение к труду. Задуматься о его пользе и назначении дошкольникам старшего возраста помогут пословицы и поговорки. Гимнастика пробуждения тоже проводится в стихотворной форме.
Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. В своей работе я использую следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Ø информация для родителей «Копилка семейных советов»;
Ø мастер-класс для родителей «Как заинтересовать ребенка чтением»;
Ø консультация «Учите вместе с нами», Буклеты «Чтение-дело семейное» «7 секретов воспитания интереса к чтению».
Обращала внимание родителей на то, что на любой вопрос, проблему есть своя книга, рассказ, стихотворение например: девчонки поссорились, прочитайте стихотворение А. Кузнецова «Подружки». Выберите из предложенного списка нужные вам темы и проработайте их: С.Маршак
« Друзья-товарищи», А.Барто «Мой друг», «Есть такие мальчики». О.Бундур «Без меня», Е.Благинина «Подарок». Н.Саконская «Разговор о маме», «О семье», «Завистливая Катя», «Ябеда». И. Романов «Добрые слова». А. Раннева «Как прогонять капризы»
Общение с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, развивает мышление и речь. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начили замечать настроение близких и окружающих людей.
Результативность. Об итогах работы с детьми говорят следующие результаты:
Ø у детей развиты представления об основных нравственных категориях (честность, щедрость, смелость);
Ø дети имеют навык обоснования выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать;
Ø возросло количество детей, способных управлять своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных предложений;
Ø у детей сформировалось ценностное отношение к книге, приобретены навыки бережного обращения с книгой, по уходу и ремонту книг.
Ø были расширены представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Семьи воспитанников стали более сплоченными, родители активнее принимают участие в жизни детского сада и группы. Семьи стали уделять больше внимания чтению литературы дома. Родители компетентны в вопросах работы с книгой. Такая работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.
Перспективность. Продолжать обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии. Пополнить библиотеку группы книгами, сделанными руками детей, где дети выступят не только иллюстраторами, но и попробуют себя в роли авторов. Продолжать знакомить с другими детскими поэтами и писателями, а также художниками иллюстраторами.
Литература
1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 19 октября 2021 г № 128-НП
3. Донбасс – мой край родной: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.