Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников с ОНР средствами художественной литературы
Оценка 4.7

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников с ОНР средствами художественной литературы

Оценка 4.7
docx
26.02.2023
Духовно-нравственное воспитание  старших дошкольников с ОНР средствами художественной литературы
опыт работы.docx

Опыт работы  воспитателя речевой группы «Моя педагогическая позиция»

Духовно-нравственное воспитание  старших дошкольников с ОНР средствами художественной литературы

 

        Актуальность.   Огромная роль в формировании духовно – нравственного воспитания принадлежит художественной литературе. Л. Выготский говорил о том, насколько важно «открыть перед ребёнком мир словесного искусства». В наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Слушать и слышать простую речь для дошкольников стало все трудней. Поэтому, сейчас так много детей имеющих проблемы с речью. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат - чтению художественной литературы не уделяется должного внимания. У большинства дошкольников хорошо развиты зрительное восприятие и память и очень часто нарушен фонематический слух, это влечет за собой проблемы с речью. Вследствие чего, у школьников речевые нарушения проявляются в чтении и письме.

       Одновременно происходит оскудение нравственных ценностей. Дети не умеют общаться, договариваться, получают готовые штампы поведения, не осознавая где зло, а где добро.  Слушая сказку или рассказ, дети учатся   сопереживать герою,  стараются выяснить кто хороший, а кто плохой, а когда размыты грани  норм поведения, ребенку трудно определиться,  как поступить, кому подражать. А подражать ребенок все равно будет и от нас зависит, кто будет его героем. Художественное слово является не только средством развития речи, ее образности и выразительности, что особенно важно для детей  с общим нарушением речи (ОНР), но и  учит применять полученные знания в жизни, воспитывает нравственный  потенциал дошкольника.

       Поэтому, проблема духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы никогда не была такой острой, актуальной и значимой как сегодня.

 Инновационная и практическая значимость. Инновационность в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе заключается в оригинальном построении содержания  образовательной и совместной деятельности, основанные на игровой мотивации, удачно подобранных основных и необычных интерактивных приёмов и методов. Практическая значимость опыта заключается в том, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, свободно рассуждают, сами находя свои ошибки, и испытывают радость от собственных открытий.

 

Технологичность. В процессе работы над проблемой  духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы дошкольников была поставлена цель - помочь детям понять общечеловеческие ценности, обогатить их личный опыт, уметь оценивать события, находить выход из трудных ситуаций и самое важное активизировать речевую активность детей.

Для достижения поставленной цели обозначила следующие задачи:

Ø способствовать формированию духовно-нравственных качеств дошкольников  через художественное слово: давать оценку действиям и поступкам героя,  сопоставлять со своими поступками и поступками товарищей;

Ø познакомить детей с писателями, художниками-иллюстраторами, с историей создания книг;

Ø совершенствовать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку  зрения,       решать  спорные  вопросы  и  улаживать  конфликты  средствами  речи: убеждать, доказывать, объяснять;

Ø формировать у детей интерес к рассматриванию книг, к использованию книги как источника новой и полезной информации;

Ø развивать все компоненты устной речи детей,  навыки свободного  общения  с  взрослыми  и  детьми;

Ø активизировать родителей к совместной деятельности по приобщению детей к книге как средству воспитания дошкольника.

 В работе над темой мною были использованы следующие методы и  приемы:

Ø Словесный: чтение художественной литературы, пересказ, беседа, заучивание наизусть;

Ø Наглядный:  рассматривание  иллюстраций, картин, игрушек, тематических альбомов;  оформление выставок, элементы инсценировки; 

Ø Практический:   дидактические и словесно-речевые игры и упражнения, игровая деятельность.

        Так же в своей работе использовала нетрадиционные методы работы  с художественной литературой. Все эти методы развивающего обучения, способствуют развитию  нравственных качеств личности дошкольника. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.

Метод проблемных ситуаций: дети учатся представлять ситуацию и ищут способы ее разрешения.

Метод разрешения противоречий: педагог учит детей выявлять противоречивые свойства явлений предметов, а также разрешать эти противоречия.

Метод проектов - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Метод эмпатии: с помощью него дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ литературного героя.

Интерактивные методы: работа в подгруппах, парах.

Игровые: дидактические, словесно-речевые   игр, игровые упражнения и тренинги;

      Для формирования нравственных качеств личности дошкольника использовала  следующие принципы: 

*    Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.

*    Принцип дифференциации, т.е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний в разных видах деятельности.

*    Принцип интегративности. В соответствие с этим принципом, добиваюсь эмоционального благополучия ребенка в детском саду, так как это является важнейшим условием его ценностного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

*    Принцип системности. Подразумевает четко спланированную систему: занятий, игр, индивидуальную работу объединенных общей целью, проблемой.

*    Принцип поэтапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.

*    Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме.

      Работать  по данной теме начала со средней  речевой группы. В начале учебного года  провела  диагностику детей по всем образовательным областям, особое внимание уделяла разделам «Речевое развитие» и «Художественная литература».    

      На родительском собрании анкетировала родителей  по теме «Чтение художественной литературы», из которого было выявлено, что 80% детей любят, когда им читают, но только 20% родителей делают это каждый день. В семейной библиотеке детских книг всего 2-5.  В большинстве анкет просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т.п.

      Исходя из этого, я наметила план работы, изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.    Формы работы выстраивала целесообразно поставленным целям, с учетом содержания и реализации образовательной программы «Растим личность». Подобрала примерный перечень художественной литературы для чтения детям среднего  и  старшего дошкольного возраста (рассказы, стихи, занимательная литература)  Разработала тематическое планирование  по формированию духовно-нравственных качеств личности через ознакомление с художественной литературой детей среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР. 

       Для реализации поставленных задач я, в первую очередь,  с помощью родителей пополнили книжный уголок необходимой литературой.  Это позволило  каждому ребёнку находить себе книгу по интересам, устраивать выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном уголке  дети имеют возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее, вспомнить содержание, многократно вернуться к интереснейшим его эпизодам. В группе имеются: настольные и дидактические игры по знакомым произведениям. Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца.  Портреты писателей. Издания тех произведений, с которыми я знакомлю детей на занятиях.  Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С.Маршак, и др.) Книги, которые дети приносят из дома.  Справочная и познавательная литература, ориентирующая на изучение  окружающего мира. Такие книги, что бы привлечь внимание детей,
расположены в специальном ярком лоточке.  «Толстые» книги, которые я читаю в течение длительного времени. Энциклопедии. 
Здесь же  организовывала сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин».   Также мною была собрана картотека литературных, дидактических и словесно-речевых игр и упражнений.

            Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них
через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и
восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое
отношение к близким. Чтение этих книг сопровождалось беседами, рассматриванием иллюстраций, пересказами, рассказыванием по ролям (где осуществлялся  конкретный диалог между героями, который можно проигрывать как все произведение, так и отдельные фрагменты). Была использована интересная форма работы:  рассказ от лица героя, где ставилась задача   рассказать о происходящем в произведении от лица, выбранного героя. Это развивает коммуникативные качества, творческие способности, формирует образ Я, самооценку.  Также  использовала такой прием,  как  чтение с остановками. Выбирая для чтения литературное произведение, я размечаю его на отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: «А что же будет дальше?»  При чтении, во время каждой запланированной остановки спрашиваю у детей: «Как вы думаете, что будет дальше? Почему вы так думаете?»  Дочитав произведение, мы обсуждаем сходства и различия версий детей с версией автора.  Все это учит детей оценивать поступки персонажей, их мотивы, помогает детям осмыслить отношение к героям. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

       Мною была создана картотека произведений для чтения и рассказывания детям. Создавая её, я учитывала следующие критерии:

Ø идейная направленность книги;

Ø высокое художественное мастерство, литературная ценность;

Ø доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей;

Ø сюжетная занимательность, простота и ясность композити;,

Ø конкретные педагогические задачи.

       Также в своей работе  использовала такой вид детельности как проектная. Мною был разработан и реализован проект «Дружим с книгой: узнаем, создаем, выполняем». Продуктами проекта являются: альбом «Детям о детях» (подборка биографий писателей, фотографий, прочитанных произведений, иллюстраций к ним), «Волшебная книга спорных вопросов» (подобраны стихи о друзьях и дружбе, отношений между детьми), картотека игр по духовно-нравственному воспитанию.

        Работа по духовно-нравственному развитию дошкольников с ОНР средствами художественной литературы осуществлялась во всех видах деятельности: ООД, совместная деятельность воспитателя и детей, работа с родителями; самостоятельная деятельность; индивидуальная работа. Она имела интегрированный  характер.

      На занятии по познавательной деятельности «Как создавалась книга»  для решения поставленных задач  использовала   опытно-экспериментальных формы работы, а именно:   детям  предлагалось  на глиняных табличках палочкой нанести рисунок. Писали на листе палочкой, используя копировальную бумагу, с помощью штампов   имитировали печатание текста, писали пером на плотной бумаге. Это повысило у детей интерес к книге, к труду всех людей, кто создает книги, повысилась ценность самой книги.

           На таких занятиях,  как чтение художественной литературы, например

В. Катаев «Цветик-семицветик» детям задавались вопросы проблемного содержания: «А на что бы вы потратили последний лепесток волшебного цветка?»  В итоге сделали вывод, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика, и что делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.

            При восприятии произведений художественной литературы предлагала вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев. Выслушивая мнения детей, обращала их внимание на то, что отвечать на вопрос нужно красивым и полным предложением и конечно, высказывая свою точку зрения, необходимо объяснить, почему он думает именно так.

          Художественное слово помогает в игровой форме навести порядок в игровом уголке, воспитать положительное отношение к труду. Во время одевания на прогулку помогает в воспитании аккуратности, собранности, поторопит медлительных ребят.

          Игровую деятельность на прогулке сопровождала  художественным словом (считалки, мирилки и т.д). Удачно применяла художественное слово во время проведения подвижных игр, игр-развлечений, игр с природным материалом. Эффективно использовала его проводя индивидуальную работу с детьми. При организации трудовой деятельности детей на прогулке использовала предлагаемые произведения, воспитывающие положительное отношение к труду. Задуматься о его пользе и назначении дошкольникам старшего возраста помогут пословицы и поговорки.   Гимнастика пробуждения тоже проводится   в стихотворной форме.

          Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой.   В своей работе я использую следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

Ø информация для родителей «Копилка семейных советов»;

Ø мастер-класс для родителей «Как заинтересовать ребенка чтением»;

Ø консультация «Учите вместе с нами», Буклеты «Чтение-дело семейное» «7 секретов воспитания интереса к чтению».

            Обращала  внимание родителей на то, что на любой вопрос, проблему есть своя книга, рассказ, стихотворение например: девчонки поссорились, прочитайте стихотворение А. Кузнецова «Подружки». Выберите из предложенного списка нужные вам темы и проработайте их: С.Маршак      

« Друзья-товарищи», А.Барто «Мой друг», «Есть такие мальчики».  О.Бундур «Без меня», Е.Благинина «Подарок». Н.Саконская «Разговор о маме», «О семье», «Завистливая Катя», «Ябеда».  И. Романов «Добрые слова». А. Раннева «Как прогонять капризы»

          Общение с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, развивает мышление и речь.  Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начили замечать настроение близких и окружающих людей.

 Результативность. Об итогах работы с детьми говорят следующие результаты:

Ø у детей развиты представления об основных нравственных категориях (честность, щедрость, смелость);

Ø  дети имеют навык обоснования выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать;

Ø возросло количество детей, способных управлять своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных предложений;

Ø у детей сформировалось ценностное отношение к книге, приобретены навыки бережного обращения с книгой, по уходу и ремонту книг.

Ø были расширены представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

   Семьи воспитанников стали более сплоченными, родители активнее принимают участие в жизни детского сада и группы. Семьи  стали уделять больше внимания чтению литературы дома. Родители компетентны в вопросах работы с книгой. Такая работа  помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

 Перспективность. Продолжать обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров   литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии. Пополнить библиотеку группы  книгами, сделанными руками детей, где дети выступят не только иллюстраторами, но и попробуют себя в роли авторов. Продолжать знакомить с другими детскими поэтами и писателями, а также художниками иллюстраторами.

Литература

1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 19 октября  2021 г № 128-НП

3. Донбасс – мой край родной: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.


 

Опыт работы воспитателя речевой группы «Моя педагогическая позиция»

Опыт работы воспитателя речевой группы «Моя педагогическая позиция»

Технологичность. В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы дошкольников была поставлена цель - помочь детям понять общечеловеческие ценности, обогатить их личный опыт,…

Технологичность. В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы дошкольников была поставлена цель - помочь детям понять общечеловеческие ценности, обогатить их личный опыт,…

Метод проблемных ситуаций: дети учатся представлять ситуацию и ищут способы ее разрешения

Метод проблемных ситуаций: дети учатся представлять ситуацию и ищут способы ее разрешения

Речевое развитие» и «Художественная литература»

Речевое развитие» и «Художественная литература»

Библиотека» , «Книжный магазин»

Библиотека» , «Книжный магазин»

Работа по духовно-нравственному развитию дошкольников с

Работа по духовно-нравственному развитию дошкольников с

Задуматься о его пользе и назначении дошкольникам старшего возраста помогут пословицы и поговорки

Задуматься о его пользе и назначении дошкольникам старшего возраста помогут пословицы и поговорки

Семьи воспитанников стали более сплоченными, родители активнее принимают участие в жизни детского сада и группы

Семьи воспитанников стали более сплоченными, родители активнее принимают участие в жизни детского сада и группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2023