Выступление на заседании методического объединения педагогов естественнонаучного направления деятельности (декабрь 2017г)
Материал подготовила: педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ЦРТДЮ» Шухлина Л.А.
Духовно-нравственное воспитание
учащихся средствами экологии
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во - первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во - вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания можно сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.
В педагогической практике используются различные формы и методы проведения занятий. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, педагог в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.
Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы можно обратиться к рассказу, который позволяет представить
научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная
деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей учебного занятия. Среди нетрадиционных форм организации работы на занятии, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы - долг каждого” -вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:
1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).
2. Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).
3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая - третьей и т. д.).
4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное -- невероятное” и т.п.
Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом.
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности школьников являются игры-экскурсии. Экскурсии являются важнейшим средством формирования и развития нравственных качеств и свойств личности школьника: самостоятельности и самодеятельности, инициативы, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявлять подлинную заботу друг о друге и оказывать взаимопомощь. На экскурсии проводятся наблюдения, которые помогают присматриваться, приглядываться к окружающей природе, учат ценить ее разнообразную красоту. Наблюдения природных явлений в разные времена года, в разную погоду создают условия для единства эстетического и нравственного развития детей. Общение с природой создает у ребенка радостное настроение, что в свою очередь существенным образом влияет на его поведение в коллективе: ребенок становится добрее и отзывчивее к окружающим.
При изучении некоторых тем целесообразно применение такого приема, как изложение новой темы в форме экологической сказки. Сказка не только развлекает, знакомит ребят с явлениями окружающего мира, а так же является источником формирования элементарных экологических понятий. Цель экологической сказки – дать точную, научно – достоверную информацию. В таких сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений природных явлений, описывается национальные и культурные традиции.
Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Для создания педагогических условий нравственно-экологического воспитания школьников в процессе учебной деятельности В УДОД требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственно-экологическое воспитание в учебной деятельности.
Нравственно-экологическое воспитание школьников будет успешно осуществляться:
a) только в реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала на занятии;
б) в использовании педагогом методов, средств, способствующих формированию нравственно- экологических знаний, умений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.