Духовно-нравственные ориентиры человека.
Духовность.
В современном кризисном состоянии общества и личности в мире единственным условием, которое стабилизирует и гарантирует позитивное развитие человечества, является обретение и постоянное осмысление состояния духовности. Понятие духовности предполагает две трактовки: светскую и религиозную. С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала. С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека. При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).
Нравственность.
Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения. Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой - либо вред. Для него священна жизнь как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка, не раздавит ни одно насекомое. Когда летом он работает ночью при лампе, то предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не увидеть ни одной бабочки, упавшей с обожженными крыльями на его стол [2, 218 с.].
Значение духовно-нравственных ориентиров.
На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, чувство долга, стремление к истине, жажда справедливости, стремление к идеалу, гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость, веру в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу. Обычно нравственные ориентиры облекаются в совершенно осязаемые свойства: патриотизм и гражданственность; трудолюбие и профессиональную честность; скромность и ответственное исполнение обязанностей; великодушие и др. Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.
Духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания. Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры. А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.
Золотое правило нравственности.
Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета. Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами». Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.
Духовно-нравственное воспитание.
Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).
О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов. Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Но, если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.
Благородные чувства прививаются человеку и в результате приобщения к литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями. Через книгу человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла. Хорошая, тем более потрясшая человека книга — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.
Я считаю, что в нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Человек должен работать над собой. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. Антон Павлович Чехов подчёркивал определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» [1, с. 123]. Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.
Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Именно эти учебные дисциплины привлекают внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях. Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима.
На уроках истории я применяю самые различные формы работы с детьми. Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Я, как учитель истории, постоянно заостряю внимание обучающихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учу анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Рассказывая о событиях российской истории, выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться простыми фактами из биографии, а можно привлечь воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения обучающихся, исторические источники, видео и мультимедийные ресурсы. И работая над этим материалом о жизни деятелей эпохи, их деяниями, учащиеся учатся понимать какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.
Одной из форм формирования нравственности является изучение исторических документов, их подробный анализ, который позволяет ребятам высказать своё собственное мнение по проблеме.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока: «Парижская коммуна: бунт или подвиг?», «Петр I: кто он - злой гений или отец нации?». Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, сопереживать и сострадать – то, что необходимо на уроке.
Для сегодняшних школьников Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – далёкое прошлое. К сожалению, сегодня со страниц учебников исчезли имена героев, совершивших беспримерные подвиги и ребята мало, что знают о них, а также о Днях воинской славы; городах-героях; городах воинской славы России. Таким образом, возникла идея работы над проектом «Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Результаты работы учащихся оформлены в виде презентаций, страниц альбома, сценариев мероприятий, справочника, календаря событий, иллюстрированной книжки, сообщения.
Таким образом, на уроках истории я делаю всё возможное, чтобы обучающиеся нашей школы стали достойными гражданами своего Отечества, духовно-развитыми личностями. Русский философ И.А. Ильин сказал: «Мы должны передать нашим детям живую уверенность в том, что эти тропинки и эти дороги действительно ведут к великим свершениям и чудесным, еще невиданным возможностям; что быть русским — это дар и счастье, призвание и обетования; что в этом есть Божия благодать, зовущая к служению и подвигам. И затем мы должны указать нашему молодому поколению пути, ведущие к этому дару, и трудные задания, ожидающие его на этом пути»[3].
Я постаралась дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в духовно – нравственном воспитании. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.
Литература:
1.Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз - Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194
2.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.
3. http://legitimist.ru/lib/philosophy/i_ilin_tri_rechi_o_rossii.pdf - И.А. Ильин. О России. Три речи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.