Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ
Номогоева Е.В., МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ Республика Бурятия
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Сегодня нужны образовательные программы, отражающие онтологическую структуру духа России: его божественный, мировой, многонациональный и национальный принципы. В соответствии с ними необходимо изучать историю и культуру народов России. При этом учащиеся будут усваивать национальный дух народов, из которых состоит Россия.
Выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин писал: «России нужен не шум, а ответственная идея... Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная.
... Что же это за идея? Это есть идея воспитания национального духовного характера в народе. Это главное».
Для национального возрождения необходимо обращение к национальным педагогическим традициям. Развитие идеи формирования в России национальной системы воспитания было разработано и во многом реализовано великим отечественным педагогом, философом и гуманистом К.Д. Ушинским. Он впервые в русской педагогике обратил внимание на то, что у каждого народа своя особенная система воспитания, требующая глубокого изучения. Нет этой системы - нет народа, есть население. Национальные особенности он рассматривает через принцип народности воспитания, занимающей центральное место в его педагогической системе.
Концепции теоретика чужда национальная ограниченность в любом из педагогических вопросов, которые он поднимал, тем более великодержавный шовинизм. Всякая живая историческая народность воспринималась им как «самое прекрасное создание божие на земле» (т.1, 121), а все они вкупе как «семья народов».
Образование должно учитывать феномен ментальности и как «наличный» фундамент становления духовного мира индивида, и как ту реальность бытия нации, в которую образование через влияние на индивидуальную культуру носителей ее ментальности может «внести» духовно-нравственные изменения, способствующие совершенствованию национального развития.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.
Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулям имеющим ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям (например, в рамках модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).
На уроках ОРКСЭ необходимо проводить целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшим развитием. Ведь именно моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе. Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала.
Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ (например, в рамках урока «Образцы нравственности в культуре Отечества»). Итогом стало исследование, проведенное учащимися 2 «А» класса СОШ №32, результатом работы стало построение генеалогических древ семей учащихся данного класса. Данная работа прошла экспертную оценку в международном конкурсе «Семейные истории» и была отмечена дипломом победителя II степени. (Академия развития творчества «Арт-талант» г. Санкт-Петербург, 2016 г). Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Поэтому использование различных приемов и методов учебной деятельности: чтение и анализ притч, басен, этические беседы, разъяснения, диспуты, игровые формы, презентации, ИКТ, творческая мастерская (составление рассказов и притч, советов, стихов; интервью со сверстниками), урок-экскурсия, викторины и конкурсные мероприятия, проектная деятельность. Думаю, что такие методы и приемы помогут «раскрыться» моральным мотивам. К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, встреч с интересными людьми, выпуски стенгазет, конкурс плакатов и др.
Таким образом, данный курс поможет учащимся продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Список литературы:
1. Абаева Л.Л., Абаев В.В. Особенности этноэкологических традиций народов региона Байкал // Стратегия устойчивого развития Байкальского региона. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1998. – 301с.
2. Возрождение традиционных культур народов Бурятии. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. – 180 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
4. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – М.: Жизнь и мысль, 2001. – 512 с.
5. Ушинский К.Д. Собрание соч. Т. 1-11., М.-Л., 1948-1952. – Т.3. – С.363.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.