Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).
Оценка 4.9

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
администрации
4 кл
04.09.2019
Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).
Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД). Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.
ДОКЛАД НА СЕМИНАР.doc
Духовно­нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).            С   первого   сентября   2011   года   вступили   в   силу   стандарты   второго поколения,  в связи с этим возникает необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.     В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает   основные   правила,     но   сталкиваясь   с   реальными   жизненными ситуациями,   он   не   может   применить   эти   знания,   так   как   в   школе   он   не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна   подготовить   людей,   приспособленных   к   жизни   в   условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой,   и   поэтому   для   человека   одним   из   самых   важных   умений   будет умение   найти   её,   переработать   и   использовать   в   определенных   целях.   Но говоря об информации нельзя забывать и о духовно­нравственном развитии учащихся. Поэтому в каждой школе были разработаны программы духовно­ нравственного развития и воспитания обучающихся, для которых нормативно­ правовой   и   документальной   основой   на   ступени   начального   общего образования   являются   Закон   Российской   Федерации   «Об   образовании», Федеральный   государствееный   образовательный   стандарт,   Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).               В   Концепции   обоснован   национальный   воспитательный   идеал   и сформулирована   высшая   цель   образования   —   высоконравственный, творческий,   компетентный   гражданин   России,   принимающий   судьбу Отечества   как   свою   личную,   осознающий   ответственность   за   настоящее   и будущее   своей   страны,   укоренённый   в   духовных   и   культурных   традициях многонационального   народа   Российской   Федерации.   Программа   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   начальной   школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.              Содержанием духовно­нравственного развития и воспитания являются ценности,   хранимые   в   культурных,   этнических,   семейных   и   других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации   и   разделения   по   определённым   группам   этих   ценностей приняты   источники   нравственности   и   человечности,   т.е.   те   области общественных   отношений,   деятельности   и   сознания,   опора   на   которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.  Традиционными источниками нравственности и базовыми национальными  ценностями являются:  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение  Отечеству;  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;  справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство,  гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода  совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие,  здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших,  забота о продолжении рода;  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя  гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и  человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору; • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,  целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина  мира;  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной  жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности,  формируемые на основе межконфессионального диалога;  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека,  нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,  экологическое сознание;  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и  народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.  Обучающиеся  на ступени начального общего образования требуют особого  педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка  осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной  позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с  окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного  отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются  основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой,  общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на  формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и  свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия  жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при  формировании подходов к организации его духовно­нравственного развития и воспитания. Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и  огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и  внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.  Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих  и других источников информации нередко является доминирующим в  процессе развития и воспитания.  В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка  усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и  ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность,  культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность,  смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой  и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их  самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного  мировоззрения, потребительского отношения к жизни.  Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим  негативным тенденциям. Прежде всего, необходим переход от воспитательной работы к системному духовно­нравственному развитию и воспитанию  обучающихся, направленному на формирование морально­нравственного,  личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.         Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации  пространства духовно­нравственного развития обучающегося, его  эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной  жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности  ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно  полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на  основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм,  национальных духовных традиций народов России. Школе как социальному  субъекту — носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит  ведущая роль в осуществлении духовно­нравственного развития и воспитания  ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется  педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии  иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного  образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных  организаций). В основе духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.               Аксиологический принцип.  Ценности определяют основное содержание духовно­нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их   отбор   среди   огромного   количества   ценностей   (общечеловеческих, религиозных,   этнических,   общественных,   корпоративных)   происходит   на основе   национального   воспитательного   идеала,   который,   в   свою   очередь, раскрывается в этой системе ценностей.        Принцип   следования   нравственному   примеру.  Следование   примеру   – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами   нравственного   поведения.   Пример   как   метод   воспитания позволяет   расширить   нравственный   опыт   ребёнка,   побудить   его   к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность   выбора   при   построении   собственной   системы   ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.        Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно­ нравственном  развитии  и  воспитании  обучающегося  на ступени начального общего образования.(фото с классных часов Кулешовой )       Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо обеспечивать наполнение   всего   уклада   жизни   обучающегося   множеством   примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных   видах   искусства,   сказках,   легендах   и   мифах.     В   примерах, демонстрирующих   устремлённость   людей   к   вершинам   духа, персонифицируется,   наполняется   конкретным   жизненным   содержанием национальный   воспитательный   идеал.   Особое   значение   для   духовно­ нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. (соревнования фото) Принцип  идентификации  (персонификации). Идентификация  – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В   младшем   школьном   возрасте   преобладает   образно­эмоциональное восприятие   действительности,   развиты   механизмы   подражания,   эмпатии, способность   к   идентификации.   В   этом   возрасте   выражена   ориентация   на персонифицированные   идеалы   –   яркие,   эмоционально­привлекательные образы   людей   (а   также   природных   явлений,   живых   и   неживых   существ   в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.   Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую   роль   играет   диалогическое   общение   младшего   школьника   со сверстниками,   родителями   (законными   представителями),   учителем   и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе   делает   возможным   его   организацию   на   диалогической   основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно   выбирать   и   сознательно   присваивать   ту   ценность,   которую   он полагает   как   истинную.   Диалог   не   допускает   сведения   нравственного воспитания   к   морализаторству   и   монологической   проповеди,   но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием   этого   педагогически   организованного   общения   должно   быть совместное освоение базовых национальных ценностей.   Принцип полисубъектности воспитания.  В современных условиях младший школьник   включён   в   различные   виды   социальной,   информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко   противоречивые   ценности   и   мировоззренческие   установки.   Уклад школьной   жизни   предусматривает,   что   деятельность   различных   субъектов духовно­нравственного   развития   и   воспитания   при   ведущей   роли образовательного   учреждения   должна   быть   по   возможности   согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный   идеал   и   система   базовых   национальных   ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся. (фото9 мая и выступление детей)   Принцип   системно­деятельностной   организации   воспитания.  Воспитание, направленное   на   духовно­нравственное   развитие   обучающихся   и поддерживаемое   укладом   школьной   жизни,   включает   в   себя   организацию учебной,   внеучебной,   внешкольной,   в   том   числе   общественно   полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно­нравственного развития   и   воспитания   осуществляется   на   основе   базовых   национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос,  превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие?   закон?   честь?   и   т.д.   Понимание   –   это   ответ   на   вопрос.   Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. ( фото или клип Праздник мам) Для   решения   воспитательных   задач   обучающиеся   вместе   с   педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:  • общеобразовательных дисциплин;  • произведений искусства;  • периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;  • духовной культуры и фольклора народов России;  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;   •  жизненного   опыта   своих   родителей   (законных   представителей)   и прародителей;   •  общественно   полезной   и   личностно   значимой   деятельности   в   рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;  • других источников информации и научного знания. Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой   деятельности   интегрируется   вокруг   сформулированной   в   виде вопроса­задачи   ценности.   В   свою   очередь,   ценности   последовательно раскрываются   в   содержании   образовательного   процесса   и   всего   уклада школьной   жизни.   Базовые   национальные   ценности   не   локализованы   в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности.   Они   пронизывают   всё   учебное   содержание,   весь   уклад школьной   жизни,   всю   многоплановую   деятельность   обучающегося   как человека,   личности,   гражданина.   Система   национальных   ценностей   создаёт смысловую основу пространства духовно­нравственного развития личности. В этом   пространстве   снимаются   барьеры   между   отдельными   учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Приоритетом   современного   образования,   гарантирующим   его   высокое качество,   становится   обучение,   ориентированное   на   саморазвитие   и самореализацию личности. На смену идеологии «образование­преподавание» пришло   «образование­созидание»,   когда   личность   ученика   становится центром   внимания   педагога.   Целью   образования   сегодня   становится личностное,   познавательное   и   общекультурное   развитие   учащихся, обеспечивающее   формирование   ключевых   компетенций,   среди   которых лидирует «умение учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем»   образовательного   процесса».   Это   требует   создания   в образовательной   практике   определенных   педагогических   условий   для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.                 Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку ­ энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.           Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ   на   этот   вопрос   давно   найден   детской   психологией   и   педагогикой. Решение   это   выглядит   удивительно   просто   ­   обучение   должно   быть проблемным,   оно   должно   содержать   элементы   самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен Новым образовательным стандартом. Достижение данной цели становится возможным благодаря     формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе  формирования  умения учиться.  В   широком   значении   термин   «универсальные   учебные   действия»   означает саморазвитие   и   самосовершенствование   путем   сознательного   и   активного присвоения   нового   социального   опыта.   В   более   узком   (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить   как   совокупность   действий   учащегося,   обеспечивающих   его культурную   идентичность,   социальную   компетентность,   толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Функциями универсальных учебных действий являются: обеспечение   возможностей   учащегося   самостоятельно   осуществлять деятельность   учения,   ставить   учебные   цели,   искать   и   использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  создание   условий   для   развития   личности   и   ее   самореализации   на   основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности   в   поликультурном   обществе,   высокой   социальной   и профессиональной мобильности;  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и  формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер;  обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;  лежат   в   основе   организации   и   регуляции   любой   деятельности   учащегося независимо от ее специально­предметного содержания;  обеспечивают   этапы   усвоения   учебного   содержания   и   психологических способностей учащегося.    формирования В составе основных видов   универсальных   учебных   действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:  личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции);  познавательный; коммуникативный.   Личностные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   ценностно­ смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми   этическими   принципами,   знание   моральных   норм   и   умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и   межличностных   отношениях.   Применительно   к   учебной   деятельности следует выделить три вида действий:  личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;   действие смыслообразования. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.   действие   нравственно­этического   оценивания   усваиваемого   содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные   действия  обеспечивают   организацию   учащимися   своей учебной деятельности. К ним относятся:    целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;    планирование   –   определение   последовательности   промежуточных   целей   с учетом   конечного   результата;   составление   плана   и   последовательности действий;   прогнозирование  –   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения,   его   временных характеристик;    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;     оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.    волевая   саморегуляция   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии; способность   к   волевому   усилию     ­   к   выбору   в   ситуации   мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: общеучебные,  логические, действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия включают в себя: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;     поиск   и   выделение   необходимой   информации;   применение   методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково­символические     ­   моделирование   –   преобразование   объекта   из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта   (пространственно­графическую   или   знаково­символическую)   и преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов,   определяющих данную предметную область;   умение структурировать знания;   умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;    выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от конкретных условий;    рефлексия  способов     и условий   действия,  контроль  и  оценка   процесса  и результатов деятельности;    смысловое   чтение   как   осмысление   цели   чтения   и   выбор   вида   чтения   в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов   различных   жанров;   определение   основной   и   второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,   публицистического   и   официально­делового   стилей;   понимание   и адекватная оценка языка средств массовой информации; ­     постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание алгоритмов   деятельности   при   решении   проблем   творческого   и   поискового характера. Универсальные логические действия включают в себя: анализ   объектов   несущественных)    с   целью   выделения   признаков   (существенных, синтез   как   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;  подведение под понятия, выведение следствий;   установление причинно­следственных связей,    построение логической цепи рассуждений,   доказательство;   выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблем это:  формулирование проблемы;   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и поискового характера.   Коммуникативные   универсальные   действия  обеспечивают   социальную компетентность   и учет     позиции  других  людей,  партнера  по  общению   или деятельности,   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Виды коммуникативных действий:         планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;    постановка   вопросов   –   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации; разрешение   конфликтов   ­   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;   умение   с   достаточной     полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и     условиями   коммуникации;   владение монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Одним   из   эффективных   методов   формирования   УУД,   является проектное   обучение,  которое   предполагает   высокую   степень самостоятельности,   формирует   развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.   инициативности   учащихся,         В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель­ группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Работу в группах  в первом классе мы начали с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться: ­ полное внимание к однокласснику;  ­ серьезное отношение к мыслям, чувствам других;  ­ терпимость, дружелюбие; ­ никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.         Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе   выполнения   этого   задания,   у   учащихся   формировались универсальные учебные действия в различных сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые   вопросы   учителя),  регулятивных   (работа   по   инструкции,  которую сами выработали). В   настоящее   время   пока   еще   остается   много   вопросов,   связанных   с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но   ясно   одно   –   формирование   УУД   невозможно,   если   образовательный процесс   организован   по­старинке.   Нельзя   научить   ребенка   учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимание развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…  «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными   действиями.   Чтобы   учиться   планировать,   надо   планировать,   а чтобы   научиться   систематизировать   информацию   –   необходимо   осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Так, меняется роль учителя ­ теперь он тьютор, организатор развития ученика, который   понимает   и   знает,   как   не   только   дать   знания   ребенку,   но   и использовать   урок   для   развития   регулятивных,   коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!  Добиться   этого   можно   только   через   специальную   организацию   учебно   – воспитательного процесса:  проблемно­диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении; организация учебного сотрудничества; работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности; проектно­исследовательская деятельность; использование интерактивных возможностей ИКТ; Использование   представленных   технологий   в   системе   и   взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, школе позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.  Всем   нам   следует   перейти   «   от   стихийности   –   к   целенаправленному     и планомерному формированию  универсальных учебных действий».  В связи с этим встают вопросы: ­ Чему учить (обновление содержания)? ­ Ради чего учить (ценности образования)? ­ Как учить (обновление средств обучения)? Здесь   на   помощь   учителю   придут   новые   программы   разработанные издательством «Просвещение»,  а так же методические пособия:  «  Универсальные учебные действия» , «Планируемые результаты начального общего   образования   »,   «Оценка   достижений   планируемых   результатов», «Проектные задачи в начальной школе» под ред.  А.Г. Асмолова. Итак, что же дают универсальные учебные действия?         Они:           ­ обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность   учения,   ставить   учебные   цели,   искать   и   использовать необходимые   средства   и  способы   их   достижения,  уметь   контролировать   и оценивать учебную деятельность и ее результаты;                ­ создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать   со   взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; ­   обеспечивают   успешное   усвоение   знаний,   умений   и   навыков,   формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.                                Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения   конкретного   предмета   нет,   и   не   может   быть.   Однако,   перенос акцентов   возможен.   В   одних   темах   может   уделяться   большое   внимание формированию одних видов УУД, в других на формирование других УУД. Но в   целом,   на   современном   уроке   идёт   формирование   всех   четырех   видов универсальных учебных действий.                 С   первой   минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД)  К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи  (Каким бы вы хотели видеть наш урок?   Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.         При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения и ответить на вопрос:         Почему дождь идёт на Земле? Каждый из детей думает по разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием). Таким   образом,   дети     самостоятельно   сделали   вывод   и   сравнили   его   с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах: ­ личностные (формирование интереса) ­   регулятивные   (постановка   учебных   задач,   нахождение   пути   их   решения, самооценка) ­   познавательные   (наблюдали   и   делали   выводы,   работали   с   учебником, использование простейших предметов для проведения опыта) ­ коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других); За активную  работу  на  уроке каждая  группа  получила   в  подарок капельку дождя. Важно   отметить   такое   регулятивное   универсальное   учебное   действие   как рефлексия.   Рефлексия   учащимися   своих   действий   предполагает   осознание ими всех компонентов учебной деятельности.  ­ Возьмите  свою капельку  и поселите  её на чёрную тучку, если вам  было скучно на уроке. ­ А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.                  Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения),   при   которых   была   бы   обеспечена   активная   мыслительная деятельность всех учащихся.            Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах,   в   среднем   звене   и   старшей   школе.   Наблюдаются   значительные изменения   в   наполнении   УУД,   возрастает   уровень   сложности   действий, меняются   результаты   ранжирования   УУД   по   степени   сложности   их формирования.  Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися   универсальных   учебных   действий.   Большая   ответственность   в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует   устойчивые   представления   ребёнка   о   справедливости, человечности,   нравственности,   об   отношениях   между   людьми.   Характер отношений   между   педагогом   и   детьми   во   многом   определяет   качество духовно­нравственного развития и воспитания последних. В каждом классе реализация духовно –нравственного развития  осуществляется с учётом реальных условий, индивидуальных особенностей  обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).Некоторые приемы реализации этого направления вы сегодня сможете увидеть посетив наши уроки и внеурочные занятия. Продолжение нашего  семинара будет осуществляться в два потока: 1 поток  1 «Б»  Урок окружающего мира по теме: «Зима» Учитель Ковба Т.Г. 4 «Б»  Урок литературного чтения по теме: « 2 поток 1 «А»  внеурочная деятельность занятие «Риторика» по теме: «Как вести себя при разговоре». 2 «А»  внеурочная деятельность занятие «Мир деятельности» по теме: « 2 «Б» и  4 «А» внеклассное мероприятие: «Умейте дружбой дорожить и добро творить».

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).

Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования (формирование УУД).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2019