Духовное развитие ребенка.

  • Лекции
  • docx
  • 04.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта статья поможет учителю в воспитании и формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Поможет приобщить детей к миру культуры, развить у них интерес к литературе, музыке, живописи и зодчеству .
Иконка файла материала духовное развитие.docx
Духовное развитие ребенка.   становления   детей.  Самым   Воспитание   ребенка  как   формирование   развитой   личности   составляет важную    задачу  современного   общества.  Многозначность    этой   проблемы касается вопросов обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего   мира,   духовного    главным компонентом духовности любого общества является культура Однако задача приобщения к культуре иногда понимается слишком узко: вложить в головы учащихся как можно больше разнообразных сведений. Но опыт показывает, что знания, не усвоенные личностью, не пережитые и не пропущенные сквозь внутренний мир ученика, часто остаются лишь грузом в его памяти, инертным следом   в   сложном   духовном   развитии   человека.   Поэтому   учитель   должен быть в поисках средств, способствующих тому, чтобы полученные культурные знания стали для ученика ценностью, стали его внутренним приобретением и ценностным смыслом, которое помогло бы ученику найти свое место в жизни. Приобщение детей к миру культуры, развитие у них интереса к литературе, музыке,   живописи   и   зодчеству   способствует   укреплению   национального сознания,   сохранению   исторических,   культурных   корней,   формированию духовно­богатой   личности   ребенка.   Формирование   духовно   развитой личности   в   процессе   исторического   развития   общества   не   совершается автоматически.   Оно   требует   усилий   со   стороны   людей,   и   эти   усилия направляются   как   на   создание   материальных   возможностей,   объективных социальных   условий,   так   и   на   реализацию   открывающихся   на   каждом историческом   этапе   новых   возможностей   для   духовно­нравственного совершенствования   человека.   В   этом   двуедином   процессе   реальная возможность   развития   человека   как   личности   обеспечивается   всей совокупностью   материальных   и   духовных   ресурсов   общества.  Обращение государства и системы образования к идее духовно­нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека   не   случайно.   Утрата   смысла   жизни   и   культ   потребления   ­это характеристика современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. С одной стороны,   духовный   кризис   –   глобальное   явление,   которое   связывают   с преобладающим   характером   цивилизационного   развития   человечества. Духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90­х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего   с   утратой   прежних   основ   и   ценностей   воспитания,   порожденной долгими   годами   идеологической   неопределенности.   Безусловно,   поиск   тех идеалов   и   ориентиров,   которые   служили   бы   основой   воспитания, осуществлялся   на   протяжении   всех   этих   лет.   Радует   то,   что   сегодня,   эта проблема   перестала   быть   делом   небольшой   группы   энтузиастов,   что формирование   духовно­нравственной   культуры   подрастающего   поколениястало   одним   из   приоритетов   государственной   образовательной   политики. Обнадеживает,   что   ее   разрешение   осуществляется   в   сотрудничестве, объединении   усилий   государства,   общественности,   системы   образования   и православной церкви. Вместе с тем, эти же позитивные обстоятельства могут породить   и   ряд   проблем.  Основное   назначение   воспитания   заключается   в формировании   духовного   стержня   человека   –   его   внутреннего,   духовного мира,   который   проявляется   в   системе   его   эмоционально­ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные   составляющие   (интеллектуальное,   эстетическое,   нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу­практику,   побудив   его   поверить   в   возможность   формирования   и развития   человека   «по   частям».   Целостность   человека   и   проявление   его человеческой   сущности   в   любых   видах   деятельности   возможны   только   на основе становления его целостного духовного мира (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или   целого   культурного   течения,   термины   "духовный"   и   "нравственный" зачастую   соединяют,   образуя   новое   слово:  духовно­нравственный.   ...  Речь идет о поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или   иное   религиозное   учение   или   Откровение.   Нравственность распространяется   на   повседневную   жизнь,   а   духовность   –   на   жизнь   в   ее высшем   качестве   –   бытии   человека.   Высшая   духовность   невозможна   без душевности   –   эмоциональной   чуткости,   отзывчивости,   способности   к эмоциональному   отклику:   жалости,   состраданию,   любви   к   ближнему. Духовно­нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт,   который   приобретается   ребенком   и   «взращивается»   педагогом   в процессе педагогического взаимодействия. Литература 1.  Каган М.С.  Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с. 2. Лихачев А. Духовно­нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20 3. Никитина Н.Н. Социально­педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности:  Методическое пособие  /  Н.Н. Никитина,  В.Г. Балашова,  Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с. 4. Соловцова   И.А. воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания.  Законы   духовной   жизни   человека   как   основа   духовного