Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания в сельской школе.
Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
doc
история +2
Взрослым
16.06.2017
В работе "Духовный аспект в преподавании истории и обществознания в сельской школе" автор делится опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников. Раскрывает факторы, влияющие на мировоззрение человека. Показывает как уроки истории и обществознания могут обогатить внутренний мир ребёнка. Приводит конспект одного из уроков обществознания по теме "Ценности и идеалы"
Баяндина З.В. Духовный аспект.doc
Баяндина З.В., учитель истории
высшей категории
Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания
в сельской школе
всегда человеческое достоинство»
«Возбудите в человеке искренний интерес ко
всему полезному, высшему и нравственному,
и вы можете быть спокойны, что он сохранит
Ушинский К.Д.
Все мы хотим жить достойно и благополучно. От чего или от кого это зависит?
Будущее любого общества, в том числе, и России, зависит от того, каким будет
молодое поколение. Оно определяется уровнем воспитания, обучения, физического и
духовного развития, гражданского становления наших детей.
Современное российское общество испытывает дефицит добра и любви. Мир постоянно
изменяется и не всегда в лучшую сторону. На ребёнка средства массовой информации,
особенно телевидение, обрушивают много негатива: насилия, убийств, деструктивно
действующих на юную психику.
Как научиться жить в постоянно изменяющемся мире?
Как подготовиться к быстрой смене социальных ролей?
Как освоить искусство общения и поведения в большом и малом сообществах?
Как научить его, маленького гражданина, противостоять злу и насилию?
и готовность жить по совести и чести.
Каким же образом уроки истории и обществознания влияют на духовность ученика?
Важными составляющими, непосредственно оказывающими влияние на ученика на уроке,
являются:
личность учителя
межсубъектные отношения в учебном процессе,
содержание учебного материала,
организация учебного процесса, то есть методы, приёмы и средства подачи учебного
материала.
Главный механизм борьбы со злом – это развитие духовности человека, его желание
Поскольку, духовный мир человека – это мысли, чувства, воля, то свою задачу я
вижу в том, чтобы побудить ребёнка думать, чувствовать, творить действовать.
Осуществить это можно с помощью различных средств: содержания учебного материала,
наглядности, ТСО, учебных пособий, технологий, методических приёмов. Благоприятные
отношения учителя и учащихся, доверительность, доброжелательность, педагогический
такт, требовательность и уважение приводят к сотрудничеству, сотворчеству, а, значит, и к
успеху.
Одним из мощных факторов духовнонравственного воспитания школьников
является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А
культура это, прежде всего, наши исторические корни, уходящие вглубь веков.
Цели обучения истории направлены на
развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе
исторического знания;
формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе осмысления
идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;
развитие интереса к истории и культуре народов. Анализируя содержание урока, необходимо выделить не только главные факты,
определения, оценки, но и продумать воспитательные и развивающие возможности
каждого и всех элементов урока. Решить какие образы можно и нужно создать у
школьников, какие понятия, мировоззренческие идеи сформировать на основе изучения
теоретических сведений. Какие вызвать у учащихся эмоции и чувства, чтобы с помощью
основного содержания урока внести вклад в развитие личностных качеств учеников.
Подлинное воспитание возможно только через «проживание», «сопереживание».
Задача учителя – помочь детям почувствовать человека другой эпохи, различных
слоёв населения, оживить голоса истории, донести до потомков свои проблемы, свою боль,
заставить почувствовать чужое отчаяние, побудить сострадание. Известный писатель Белов
В.И. заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует
духовную крепость человека».
Прошлое нельзя воспринимать только в идиллическом свете. В жизни наших
предков было немало негативного. Нет понятия «добра», без понятия «зла». Одно помогает
лучше понять другое. На уроках истории и обществознания мы затрагиваем сложные
вопросы жизни нашей страны. Использование архивных документов по Пермской области,
книги «Политические репрессии в Прикамье», которые непосредственно касались бы
Оханского района, Пономарей и Дубровы, позволило детям почувствовать себя частью
той жизни, возмущаться и негодовать по поводу неблаговидных поступков одних и
восхищаться другими.
Глубокое впечатление на учеников произвёл рассказ о Луке ВойноВойцеховском – враче
и глубоко верующем человеке, при изучении темы «Политические репрессии 30х годов».
Мощнейшим потенциалом воздействия на чувства, мысли, и поступки людей
обладает искусство. Через художественные образы легче постигаются понятия «добра» и
«зла», соотношение целей и средств в политике.
Например, картина художника Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны»
раскрывает очень ёмко, ярко и образно это страшное понятие. Музыка, стихи оказывают
неизгладимое впечатление, заставляют задуматься о смысле жизни, о своём месте в нём.
Проблемные вопросы, ролевые игры: деловые и ретроспективные, не оставляют детей
равнодушными, а, значит, обогащают их внутренний духовный мир.
Эффективность урока во многом определяется тем, в какой мере сами ученики
включаются в самостоятельный поиск истины.
Хочется верить, что обращение к лучшему в человеке, поможет юному гражданину
сделать правильный выбор. Понимание ребёнком самоценности каждого человека поможет
ему справиться с соблазном «ухода» от норм морали и права, даст некоторую
нравственную точку отсчёта в оценке слов и поступков.
Урок обществознания в 6 классе
учителя истории и обществознания МОУ «Дубровская СОШ» Оханского района
Пермского края Баяндиной Зои Владимировны
Тема: Ценности и идеалы
Цели и задачи:
содействие в освоении учащимися актуального познавательного пласта информации
о политических репрессиях и противостояния им;
пробуждения у детей чувства сострадания к жертвам политических репрессий;
уважения к их жизнестойкости, вере в добро и справедливость;
на конкретных примерах показать роль ценностей в развитии человеческого
общества;
выяснить причины конфликта ценностей и определить пути решения нравственных
дилемм;
задуматься над своими нравственными ценностями.
Ожидаемые результаты:
Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе;
Работать с текстом учебника, дополнительными источниками, выделять главное,
анализировать ранее изученное, составлять схемы;
Вырабатывать навыки работы в группе.
Оборудование: учебник, дидактические материалы, АРМ, презентация, схемы,
карточки к игре «Терминологическое лото», карточки со словами для работы «вечные
ценности», цветные карточки, музыкальный диск с песней «Интернационал», картина
«Большевик».
Тип урока: урок поиска нравственных решений.
Ход урока
I Организационный момент.
Сегодня мы будем объяснять смысл понятий «нравственная дилемма», «выбор»,
«совесть». Нам предстоит вырваться за пределы юридических категорий и решать
нравственные дилеммы, научиться задавать проблемные вопросы и находить на них ответы,
вести дискуссию; работать в группе, выступать публично.
II. Словарная работа
Понятийная разминка:
Много умных слов мы знаем,
Часто их употребляем.
Знаем про это и про то,
А сейчас заполним «Лото».
Понятия: идеал, ценность, нравственная дилемма, идеалист, идеализация, мораль.
Терминологическое лото
1
2
3
4
5
6
1. Образец, нечто совершенное , высшая
2.
цель
Святыни жизни, духовная опора,
жизненная ориентация, смысл
человеческой жизни
3. Затруднительный выбор между двумя
равно неприятными возможностями
4. Бескорыстный человек, стремящийся к
возвышенным целям
5. Представление коголибо или чеголибо
лучшим, чем есть в действительности;
наделение качествами,
соответствующими идеалу.
6. Мнение общества, регулирующее
поведение людей в личной и общественной жизни
На партах учащихся карточки «Терминологического лото».
Работаем в группах. Помним правила:
Уважай мнение других, если не согласен – не критикуй, а высказывай своё мнение.
Помни! Истина рождается в споре, а не в ссоре.
Работай на группу, и группа поможет тебе!
Подведение итогов работы в группе.
Звучит песня «Интернационал» на фоне картины Кустодиева «Большевик».
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока «Ценности и идеалы». Какое отношение эта
песня имеет к теме нашего урока?
Заслушиваются ответы детей. (В этой песне говорится о построении нового мира, в
котором трудящиеся будут счастливы, то есть об идеальном обществе).
Анализ картины Кустодиева «Большевик»
Кто такой большевик?
Кто изображён на переднем плане? Что это за человек?
Какое впечатление он производит на вас?
Как вы думаете, почему художник изобразил его именно таким?
О чём мечтали большевики? Какая часть картины символизирует это?
Как вы думаете, что символизирует красный флаг?
Какая роль отведена народу в картине «Большевик»?
Определите, как, по вашему мнению, художник относится к идее большевиков.
Почему? Ответ аргументируйте.
В нашей стране пытались построить идеальное общество, в котором люди были бы
счастливы. Вам трудно представить, что когдато в нашей стране не было машин,
электричества, не проведён был газ, мало было городов. Всё это создали наши деды,
прадеды, родители. Но какой ценой?!
Мы познакомимся с тем, как всё это создавалось. Тысячи и тысячи людей
объявлялись врагами народа, вредителями, шпионами иностранных государств. Их
арестовывали, пытали, после скорого суда казнили или на долгий срок отправляли в
исправительнотрудовые лагеря. Иногда достаточно было случайного знакомства с
арестованным, чтобы самому попасть в руки следователей НКВД. А укрывательство
преступника рассматривалось как наиболее опасное преступление.
Просмотр презентации о годах «большого террора».
Вопросы для обсуждения:
Что вы почувствовали после просмотра презентации?
Заслушиваются ответы учащихся.
Проблемные задания.
Учитель: Аристотель говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая
справедливо; умеренными, поступая умеренно; смелыми, делая смелые поступки …
Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних
лет. Это очень важно, а может, самое важное».
1. Как вы поняли смысл высказывания философа?
2. Согласны ли вы с ним? Позицию обоснуйте.
3. Какое отношение имеет это высказывание к теме нашего занятия?
4. Считаете ли вы нравственные проблемы важными для рассмотрения? Важнейшая ценность для человека – это жизнь. Но порой люди ею рискуют. Прочитайте
тексты и определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью?
1. «1. Н.Я. Мандельштам выучила наизусть неопубликованные произведения своего
мужа Осипа Мандельштама.
2. В тюрьмах и ссылках завершил свою работу над монографией «Гнойная хирургия»
архиепископ и хирург Лука (ВойноЯсенецкий).
3. Заучивала стихи и поэмы А.Ахматовой её подруга Лидия Чуковская. Она же вела
дневник, записывая в нём содержание своих бесед с Ахматовой.
4. Архитектор и искусствовед П.Д. Барановский долгие годы спасал и сохранял,
реставрировал памятники древнерусского зодчества: храмы, монастыри, жилые
постройки и комплексы. В апреле 1934 года он был осуждён на 3 года лагерей за
защиту обречённого на слом собора Василия Блаженного на Красной площади.
Сосланный в г. Александров, только что, вернувшись из ГУЛАГа, нелегально
приезжает в Москву, чтобы снять размеры и зафотографировать разрушаемый собор
Казанской Божьей Матери на Красной площади.
5. Корней Чуковский предупредил писателя Леонида Пантелеева о готовящемся
против него «деле».
6. Академики В. Вернадский, Иоффе, Крылов, П.Капица выступили в защиту своих
сотрудников. Так были вызволены будущий лауреат Нобелевской премии по физике
Л. Ландау, создатель советской космонавтики С.П. Королёв».
Рассмотрим ещё одну ситуацию. «Отец и мать 14летнего Бориса – крупные учёные –
были арестованы как враги народа. В тот день, вернувшись из школы, Борис оказался
перед закрытой дверью квартиры, которая была печатана НКВД. Он догадался, что
произошло, растерялся и испугался. Взрослых знакомых у Бориса в городе не было.
Родственники жили в деревне. Чтобы попросить помощи и совета, Борис начал звонить
в одну из квартир дома, где жил 15летний Глеб, с которым они иногда вместе играли в
футбол во дворе. Глеб оказался дома один. Борис рассказал ему, что произошло, и
попросил укрыть его до утра. Глеб задумался … Оба мальчика знали законы СССР.
По закону СССР «О членах семьи изменников Родины» от 30 марта 1935 года, если
близкие родственники (жена и дети) осуждённого не отреклись от мужа или отца, они
приговариваются к 8 годам заключения и высылке в малопригодные для жизни районы
Сибири.
По указу ЦИК Верховного Совета СССР от 7 апреля 1935 года уголовная
ответственность наступала с 12 летнего возраста.
Вопросы:
1. Если бы Глеб помог Борису, то какие аргументы можно привести в пользу этого
решения Глеба? Какими могут быть последствия этого решения для Бориса? Для
Глеба? Для родителей Глеба?
2. Если же Глеб отказал Борису в помощи, то какие аргументы можно привести в
пользу этого решения Глеба? Какими могут быть последствия этого решения для
Бориса? Для Глеба? Для родителей Глеба?
3. Как должен поступить Глеб, если :
а) к подъезду подъехала машина с сотрудниками НКВД?
б) родители запрещали ему общаться с родственниками арестованных соседей?
в) он знает, что скоро домой вернутся родители?
4.
Как бы ты лично поступил на месте Глеба?
На доске: Сделайте ваш выбор, как бы вы поступили:
Отказал Борису в помощи (красная карточка)
Помог Борису (зелёная карточка) Не
знаю, как поступить (жёлтая карточка)
Учитель. Легко ли было сделать выбор? Почему?
Как называется такая ситуация? Речь идёт о нравственной дилемме. Дилеммы всегда
касаются вопросов морали. Нравственная дилемма ставит человека перед выбором
ценностей. В данном случае, каких? (Ответы учащихся). Каковы пути решения проблемы?
Составим схему.
Как вы думаете, имеет ли право человек рисковать своими близкими ради спасения жизни
другого человека?
Учитель. А.Ф.Солженицын сказал: «Каждый поступок противодействия власти
требовал мужества, несоразмерного с величиной поступка.
Безопаснее было при Александре II хранить динамит, чем при Сталине приютить сироту
«Врага народа», однако сколько же детей таких взяли, спасли … и тайная помощь семьям
была».
Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придаёт им различную
значимость. Предлагаю вам каждой группе определить свои ценности из тех слов, что
находятся у вас в файле на столах и объяснить, почему именно эти ценности вы выбрали.
Выбирать не более пяти.
Работа в группах. Обсуждение в группах. Заслушиваются ответы групп.
Каждая группа подберите афоризм, который наиболее подходит к тому, что мы
обсуждали на уроке.
1. «Ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения к нему».
2. Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы. Плавать по воде, как рыбы, нам
осталось одно – научиться жить на Земле, как люди»
Рефлексия. Предлагаю закончить урок игрой «Круг общения» Каждый продолжит фразу:
Я узнал(а)……………………..
Я понял(а)…………………………
Я хочу……………………………..
Я считаю……………………………….
Сегодня мы живём в другом государстве, в котором, как гласит статья 2 нашей
Конституции « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».
Хочется надеяться, что вы, жители современного государства, никогда не испытаете того насилия, тех ужасов, которые пришлось испытать старшему поколению. Хочется, чтобы
ценности, которые вы выбрали сегодня, были бы вашим ориентиром в жизни. Счастья вам
и благополучия!
1. Конституция РФ, М., 2009;
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: учебник для 6 класса, М., «Русское
Литература
слово», 2006;
3. Поносов Д.П., Дети – жертвы большого террора, презентация;
4. Пронькин В., Гутников А., Живое право, занимательная энциклопедия
практического права, СП., 2000:
5. Сопротивление советскому режиму, История, приложение к «Первое сентября», №
31, 2000;
6. Сорокина Е.Н., Поурочные планы по обществознанию. 6 класс, М., Глобус, 2007;
7. Фотоальбом Мемориального музея «Пермь36»;
8. Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивление
несвободе в СССР», М., Издательство «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», 2004.
Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания в сельской школе.
Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания в сельской школе.
Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания в сельской школе.
Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания в сельской школе.
Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания в сельской школе.
Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания в сельской школе.
Духовный аспект в преподавании уроков истории и обществознания в сельской школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.