КУРСОВАЯ РАБОТА
Характеристика специальных координационных способностей футболистов
Д.С.Егоров
Чебоксары 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1.Теоретические основы развития координационных способностей4
1.1. Характеристика двигательных способностей человека…………………6
1.3. Классификация координационных способностей……………………..19
1.5. Методы, используемые для развития координационных способностей в учебно-тренировочных процессах футболистов..……………………………25
ВЫВОДЫ... 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 43
ВВЕДЕНИЕ
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Координация– это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач и возможность управлять своими движениями.
Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в теории и методике физической культуры в настоящее время для их обозначения используют термин «координационные способности».
Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику.
Футбол – один из тех видов спорта, который требует координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Известно, что число различных движений у футболистов велико. Речь идет о сложных структурах и их творческих комбинациях с исключительно большой вариативностью. Этим объясняется необходимость развития координационных способностей, в более юном возрасте, как одному из важнейших аспектов физической подготовки.
Поэтому очень важно у футболистов 11-12 лет «заложить фундамент» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период наиболее подходит для развития координационных способностей.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась СОШ № 59 г. Чебоксары.
Объект исследования: учебный процесс.
Предмет исследования: проблемы развития координационных способностей у школьников11-12 лет.
Цель исследования: изучение уровня развития координационных способностей.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить наиболее эффективные методы развития координационных способностей у футболистов 11-12 лет.
Работа написана на 48 страницах машинописного текста, содержит введение, две главы, выводы и список литературы. Список литературы включает 46 литературных источников.
В научно-методической литературе существует множество вариантов определений понятий «координация движений», «координационные способности», но единого мнения по этому вопросу не существует.
Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Чем выше уровень согласованности движений, а следовательно, и более развитые координационные способности.
Согласно определению Н. А. Бернштейна [23], координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему.
А. А. Ухтомский [216] также придерживается данной терминологии.
По мнению Ю. В. Верхошанского[45], координация – это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека.
G. Schnabel[254], В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик[76] определяют координацию – как способность реализовать движения в соответствии с его замыслом.
В.П. Назаров [177] считает, что координация движений - это согласование их во времени, пространстве и по усилиям, как результат приспособления организма к окружающей среде.
Следует отметить, что в теории и практике физического воспитания многими авторами термины «координация движений» и «координационные способности» употребляются, как тождественные [98, 144, 167 и др.].
И.А. Аршавский [8] предлагает рассматривать координационные способности как способность согласовывать двигательные действия, обеспечивающие высокую эффективность управления движениями в соответствии с поставленной целью и взаимодействием с другими уровнями координации в деятельности человека.
В.И. Лях в своей работе «Координационные способности школьников: Основы теории и методики» (2000) выделяет следующие виды: специальные, специфические и общие.
Специальные координационные способности - это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
В футболе, как и в других игровых видах спорта, к ним относятся:
- нападающие, защитно-технические и технико-тактические действия,
К специфическим координационным способностям относят способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений в равновесиях, ритме, быстроте реагирования, быстрой перестройки двигательной деятельности.
Обобщение ряда специальных и специфических координационных способностей составляет понятие «общие координационные способности».
Координационные способности в спортивной деятельности выступают как предпосылки формирования и функционирования двигательных навыков выполнения соревновательных упражнений, они обеспечивают согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое согласно поставленной цели[28, 210]. Они лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий, поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов [26, 27, 28, 57, 171, 172, 192 и др.].
Координационная способность выступает как один из главных факторов достижения высших результатов.
Она обеспечивают не только качество управления движениями и двигательными действиями, но создаёт благоприятные предпосылки для максимальной реализации физических качеств: силы, гибкости, быстроты, выносливости [62, 117, 146, 147 и др.].
В связи с этим В.И. Лях [153] считает, что координационные способности можно, с одной стороны, рассматривать как проявление психомоторики человека и говорить о них как о психомоторных способностях, с другой – рассматривать их как двигательные способности.
Ряд исследователей [30, 49, 90, 107, 108, 109 и др.] предлагают рассматривать координационные способности как вид физических способностей, базирующихся на психофизических и морфологических особенностях организма и содействующих сложному выполнению двигательных действий.
Совершенствование технического мастерства игроков - есть процесс, движущими силами которого являются противоречия между его составляющими.
В основу изучения этого процесса положен системно-структурный подход (П.К.Анохин, 1978; В.Г.Афанасьев, 1981 и др.), в соответствии с которым структура движения, изучаемая биомеханикой, является лишь следствием и внешним выражением центрально-нервных процессов, организующих и использующих механические свойства, физические возможности двигательного аппарата игрока (H.A. Бернштейн, 1966; Ю.В.Верхошанский, 1985; Е.Б. Сологуб, 1978; A.C. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001 и др.).
Обучение юных игроков в футболе начинается с освоения техники движения с мячом. Формирование двигательного навыка технического приёма с мячом происходит посредством установления временных связей в коре головного мозга по механизму условного рефлекса, имеющего вероятностную основу (Е.Б. Сологуб, 1978).
В результате повторения одного и того же движения вырабатывается стереотип, в котором афферентный синтез (нерв, проводящий импульсы от периферии к мозгу) становится постоянным, внутренним процессом самого мозга, который заводится от внешнего сигнала.
По мнению ряда исследователей, формирование двигательных навыков в футболе должно идти по пути разучивания наиболее простых, надежных вариантов техники выполнения движений с учётом развития физических качеств игроков (Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 1988; И.А. Кошбахтиев, 1975 и др.). Такой подход позволит за счет незначительных потерь в эффективности техники существенно повысить надежность выполнения командных действий в целом (Н.П.Симонян, 1997).
Рассматривая соотношение понятий «ловкость» и «координационные способности» В.Я. Меньшиков [166], Н.А. Бернштейн [24], Л.П. Матвеев [164] рассматривают ловкость как одно из проявлений координационных способностей при выполнении действия в неожиданных (непредвиденных) условиях.
Для того чтобы соответствовать минимальным требованием технического мастерства игроков, необходимо работать над развитием координационных способностей. Координационные способности – это психомоторные свойства (особенности) человека, которые определяют готовность к управлению и регуляции двигательных действий.
Необходимо различать понятия «координация движений» и «координационные способности».
Координация движений или ловкости – это организация управляемости движений. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой физиолого-психический потенциал (способность к восприятию и скорости обработки информации нейронов). Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения.
Координационные способности – это свойства, необходимые для оптимального протекания этого процесса (физиологическое строение опорно-двигательного аппарата).
К числу основных физических качеств относят ловкость и гибкость.
Ловкость достаточно хорошо развивается в процессе индивидуальной жизни человека, в том числе в процессе спортивной тренировки.
Ловкость - это комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач, требующих, в свою очередь, высокого уровня психической и физической готовности.
Гибкость определяется, как способность совершать движения в суставах с большой амплитудой, то есть характеризуется такой физиологической способностью, как суставная подвижность.
Гибкость зависит от способности к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональными способностями (вязкости мышц, эластичности связочного аппарата, состояния межпозвоночных дисков). В противоположность этому, гибкость находится под значительным генетическим контролем и требуется тщательный отбор и раннее ее развитие онтогенезе (Е.Б.Сологуб, В.А.Таймазов, 2000).
Качество ловкости представляет собой сложный комплекс способностей.
Ловкостью считают:
- способность создавать новые двигательные акты и двигательные навыки;
- быстро переключаться с одного движения на другое при изменении ситуации;
- выполнять сложные координационные движения.
Таким образом, под ловкостью, с одной стороны, понимают определенные творческие способности человека незамедлительно формировать двигательное поведение в новых, необычных условиях, а с другой - координационные его возможности.
Критериями ловкости принято считать координационную сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей лежат явления экстраполяции, хорошая ориентация в вероятностной среде, предвидение возможной будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, высокий уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами (Ю.В.Верхошанский, 1988).
Таким образом, в процессе тренировки в футболе для развития ловкости, требуется варьирование различных условий выполнения одного и того же двигательного действия, использование дополнительной срочной информации о результате движений, формирование навыка быстрого принятия решений в отсутствие значительного количества времени.
Развитию ловкости у игроков следует уделять повышенное внимание постоянно. Ловкость выступает как интегральное проявление разновидностей координации.
Различие между координацией и ловкостью в том, что координация проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением, согласованностью и соразмерностью движений, а ловкость – в тех, которым присуща не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, что требует находчивости.
«Координационные способности» – это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции [33]. Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма: свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.
Поэтому задачи развития координационных способностей в тренировочных занятиях у начинающих футболистов сводятся к созданию новых двигательных умений и навыков; развитию специфических координационных способностей; формированию интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представлению движений.
Решать указанные задачи необходимо с учетом возрастных способностей. В младшем школьном возрасте процесс развития координационных способностей должен идти наряду с развитием, прежде всего скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости [33].
В.И. Лях [149] под координационными способностями понимает возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия, поэтому В.И. Лях [145, 149] указывает на четыре свойства координационных способностей: правильность, быстрота, рациональность и находчивость.
Л.П. Матвеев [163, 164, 165], О.А. Двейрина[78], Ю.Ф. Курамшин[137] подразумевают под координационными способностями:
1) способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;
2) способность перестраивать координацию движений, при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключить на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.
Поэтому, при тренировке реакции на движущийся объект (мяч) - основное заключается в выработке умения фиксировать глазами движущийся предмет, который передвигается с большой скоростью. Для ее тренировки используют упражнения с реакцией на движущийся объект, постепенно повышая скорость, внезапность появления объекта, сокращая дистанцию.
Полезны соответствующие упражнения по предугадыванию направления и скорости движения объекта. Точность реакции на движущийся объект совершенствуют одновременно с развитием ее быстроты. Реакция выбора тренируется путем постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, вначале обучают принимать защиту на заранее обусловленный проход нападающего вправо; затем - о необходимости быстрого и точного реагирования на один из двух вариантов прохода (удара и т.п.), потом трех и т.д.
Специфически проявляющиеся координационные способности, значимые для спортивных достижений в футболе:
-способность к дифференцированию, перестроению, реакции и предвидению Г.М.Гагаева (1969) М.С.Бриль (1980)
-способность к ориентированию, перестроению, дифференцированию и реакции К.Циммерманн (1982)
-способность к дифференцированию (чувство мяча), к ориентированию, реакции, связи, перестроению Х.В.Майер (1983).
Координационные способности, как и любые способности, не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, выработанным у человека, а предусматривают обусловленность их проявления и развития влиянием генетических факторов.
Виды координационных способностей отличаются различной зависимостью от генотипа и неодинаковой изменчивостью под воздействием обучения и тренировки. Доля влияния генетических факторов и среды на конкретные появления координационных способностей с возрастом изменяются [17, 114, 159, 160 и др.].
Природной основой координационных способностей являются анатомо-физиологические задатки, а именно:
· уровень развития и соотношения сигнальных систем;
· природные свойства сенсомоторных систем (тонкие зрительные, слуховые, мышечно-двигательные ощущения);
· свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность);
· развитие отдельных уровней центральной нервной системы (уровни построения движений по Н.А.Бернштейну), которые обусловливают проявление координационных способностей при решении разных двигательных задач.
Решающее значение в развитии координационных способностей специалисты отводят социальным факторам: условиям жизни и деятельности человека.
Е.П. Ильин [101, 102, 103, 107, 108, 109] выделяет личностно-деятельностный и функционально-генетический подходы к исследованию проблемы развития способностей. В соответствии с этими подходами способности возникают и развиваются в процессе конкретной деятельности человека.
В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, быстроту результата, рациональность движений и действий и двигательную находчивость.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а к количественным – точность, скорость, экономичность и стабильность движений.
В целом же, координационные способности проявляются в правильности, быстроте, рациональности и находчивости выполняемых движений и действий. Развитие и проявления координационных способностей непосредственно связаны с содержанием осуществляемой спортсменом деятельности, а уровень их развития - влиянием генетических факторов. При этом сила влияния генетических и средовых факторов на конкретные появления координационных способностей с возрастом изменяются.
Координационные способности можно дифференцировать на отдельные виды по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, их обуславливающим.
В частности, D. В1umе [242], Р. Нirtz[250],J. Wellnitz[256, 257] выделяют следующие виды координационных способностей:
· способности к точной дифференцировке различных параметров движений (пространственных, временных и силовых);
· способности к выработке правильного ритма выполнения двигательного действия;
· способности к быстрому реагированию на внезапно изменяющиеся условия внешней среды;
· способности к быстрому решению двигательных задач на очень малой опорной площади или в положении неустойчивого равновесия;
· способности к определению и направленному изменению положения тела в пространстве в определенной двигательной деятельности.
Опираясь на данные литературы (Лях В.И., 1990; и др.) и учитывая специфический характер проявления координационной способности в футболе, можно выделить следующие, наиболее значимые, характеристики:
1.Способность к перестроению и приспособлению двигательных действий. Целенаправленное двигательное действие осуществляется на основе предварительной программы его выполнения в соответствии с индивидуальным опытом игрока.
Процесс намеренного движения нередко нарушается из-за изменения условий выполнения (например, при атаке защитника) или из-за собственных ошибок. Это вынуждает футболиста вносить изменения в выполняемые действия (например, выбрать другое направление ведения мяча) или осуществить совершенно новое движение (например, выполнить обманное движение с мячом или передачу мяча партнеру).
Быстрота и качество внесения поправок, а также переход к новым двигательным действиям зависят от способности к перестроению и изменению двигательных действий. В данном случае, координационная способность определяется как способность к быстрому перестроению освоенных форм движений, или переход от одних двигательных действий к другим в соответствии с изменяющимися условиями. Чем большим двигательным опытом располагает игрок, тем легче выбирает он соответствующий способ действия.
Во время игры в футбол данная координационная способность проявляется в следующих ситуациях:
• использование способа ведения, остановки и удара по мячу, обманного действия, отбора мяча и т.п.;
• импровизация при выполнении обманных действий в игре;
• игра против разных соперников (играющих правой ногой, или левой ногой, физически сильных, низких, высоких, быстрых, медленных, высокотехничных, слабых в техническом оснащении и др.);
• быстрое приспособление к взаимодействию с новыми партнерами;
• игра на различных позициях (в защите, полузащите, в атаке);
• игра при различных тактических построениях и системах;
• игра на различных полях и площадках и т.д.
2. Способность к дифференцированию движений создает высокую точность и экономичность выполнения движений. Такая координационная способность основывается на соответствующей информации:
• об угловых позициях в суставах или положениях частей тела относительно друг друга (пространственные параметры);
• о степени напряжения "работающих" мышц (силовые параметры движений);
• о скорости движений (временные параметры).
Благодаря правильной оценке этих параметров, спортсмен может выполнить движение в определенной позиции тела с необходимой силой и в соответствующем моменте игры.
В футболе данная способность проявляется как "чувство мяча", например, при точных передачах, ударах по воротам, при "мягкой" остановке быстро летящего мяча.
3. Способность к ритму. С биомеханической стороны каждое движение (например, "финт") можно разделить на несколько фаз. Временные соотношения между очередными фазами движения определяют его ритм.
Способность к ритму проявляется в точности воспроизведения заданного ритма двигательного действия или в адекватном изменении данного ритма в связи с возникающими условиями. Примеры использования данной способности в футболе:
- изменение ритма ведения мяча (быстрее - медленнее) при атаке со стороны соперника;
- адекватное выполнение разбега перед ударом ногой по мячу;
- подбегание при приеме (остановке) летящего мяча в соответствии с расстоянием и скоростью его полета;
- приспособление ритма собственного бега к передвижению соперника в целях отбора или выбивания мяча; изменение ритма при выполнении обманных движений в ситуации с защитником.
В практике встречаются случаи, когда нападающий (благодаря постоянному изменению ритма освоенных движений) может многократно переиграть своего "опекуна" даже при выполнении тех же самых финтов.
4. Способность к соединению (согласованию) движений. Данная координационная способность проявляется в соединении отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации. В футболе такая координационная способность имеет место при организации и выполнении таких технических элементов, как ведение, удар, прием мяча ногами, туловищем, головой на месте и в движении, при выпрыгиваниях в различных позициях, обманных движениях с мячом и без мяча, при отборе мяча с помощью подката.
Во всех этих случаях важно гармоничное соединение движений, выполняемых одновременно и последовательно различными частями тела с движением мяча, а также соединение разных двигательных действий в соответствующие комбинации (например, прием и остановка мяча - ведение - удар по воротам; отбор мяча - финт - передача и т.п.).
5. Способность к ориентации в пространстве - это способность точного определения положения тела и его изменения в соответствии с точкой отнесения (в футболе такие точки - место на поле, ворота, перемещающийся мяч, расположение партнеров, соперников), а также способность к выполнению движения в соответствующем направлении (например, ведение мяча в свободное пространство между обороняющимися соперниками). Итак, способность к пространственной ориентировке включает в себя два связанных компонента: восприятие (точное и быстрое восприятие ситуации на поле) и выполнение двигательного действия в нужном направлении.
Во время игры в футбол спортсмен проявляет координационную способность при:
• выполнении элемента ведения мяча, обманном движении с мячом в свободное пространство между защитниками;
• ведении, приеме мяча с одновременным наблюдением за действиями партнеров и соперников;
• передаче мяча "открывшемуся" партнеру;
• ориентации, в каком положении находится игрок, и в соответствии с этим, передаче мяча (в зависимости от нахождения вратаря, защитников) при ударах по воротам, совершаемых ногами, головой;
• определении положения тела при приеме мяча (на месте, в движении), посылаемого по воздуху с различных сторон относительно игрока, расположенного спереди, сбоку, сзади;
• одновременном выходе на "свободное" место поля после приема мяча и т.д.
Таким образом, высокий уровень способности к пространственной ориентации позволяет адекватно оценивать ситуацию на поле, является основой правильного тактического поведения при игре в защите (организация игры при искусственном положении "вне игры" и игры "в линию", выбор момента уменьшения и сужения поля игры, соответствующее расположение и игра в защите против игрока с мячом и без мяча, подстраховка партнеров и т.п.) и в нападении (освобождение от опеки соперника без владения мячом, перенос центра тяжести игры и т.д.).
6. Способность к быстрому реагированию - это возможность быстрого выполнения целостного краткого по времени движения в ответ на известный или неизвестный ранее сигнал (зрительный, слуховой, тактильный, чувства движения) всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем). При этом, когда говорят о реагировании как о координационной способности, то оно должно иметь место только для выполнения необходимого действия (например, реакция на обманное движение соперника).
Об уровне способности к реагированию свидетельствует время от поступления сигнала до окончания строго определенного двигательного действия.
Быстрота реакции определяется, как сумма времени реагирования (сенсорный компонент) и времени выполнения действия посредством необходимых для этого групп мышц (моторный компонент).
Таким образом, способность к быстрому реагированию - это более широкое понятие, чем собственно время реакции на сигнал.
Выделяется несколько типов координационных способностей.
Реагирование заданным способом на один заранее определенный сигнал относится к типу простой реакции.
Если среди многих сигналов спортсмен должен выбрать только один из них и в соответствии с ним выполнить необходимое движение - это пример сложной реакции выбора.
Пример еще более сложного типа реагирования - дифференциальная реакция, когда спортсмен в условиях большого числа различных сигналов на каждый из них отвечает по-разному.
Проведённые экспериментальные исследования показывают: между простыми и сложными реакциями существующие взаимосвязи незначительные.
В футболе же, чаще всего работают сложные реакции, потому что футболист вынужден реагировать на многие сигналы разными способами. Такими сигналами для него могут стать движения партнеров и противников, расстояние до футбольных ворот, нахождение мяча на поле и т.д.
Ситуации, в которых от футболиста требуется проявление высокого уровня способности к быстроте реагирования:
• моментальный удар по воротам при отскоке мяча от штанги, защитника или при выпуске мяча из рук вратарем;
• передача мяча партнеру, выбегающему на свободное пространство поля;
• ускорение к мячу после передачи партнера;
• незамедлительный переход к защитным действиям (при отборе мяча и его выбиванию ногой) в ответ на обманное действие соперника;
• быстрое обманное действие в поле штрафной площади и удар по воротам в момент при ошибке защитника (принял неправильное положение);
• последовательные реакции вратаря на удары по воротам, совершаемые нападающими и т.д.
7. Способность к равновесию - удержание определенного статического положения тела (статическое равновесие), а также способность сохранения определенного положения во время выполнения разнообразных двигательных действий и после их окончания (динамическое равновесие). Например, способность удержания равновесия во время ведения мяча в беге в условиях активного противодействия защитников, при единоборстве за мяч в воздухе при игре головой или ногой, ударах и приеме мяча с воздуха одной ногой, стоя на поле на другой, во время выполнения обманных движений и т.д.
Для футболистов наибольшее значение имеет динамическое равновесие.
1.3 Классификация координационных способностей.
До настоящего времени отсутствует единая классификация координационных способностей, которая была бы общепризнанной в теории и практике физической культуры.
Выделяются нервный, мышечный и двигательный уровни координации движений [82, 131, 217, 222, 250 и др.].
Под нервной координацией понимается рациональное взаимодействия афферентных систем организма и программирования движения;
Под мышечной координацией - согласованное напряжение и расслабление мышц, в результате чего становится возможным движение;
Под двигательной координацией - согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче, текущей ситуации и функциональному состоянию организма [22, 82, 224]. При этом нервная координация обусловливает мышечную, а мышечная – двигательную.
А.А. Гужаловский[71-74] предлагает различать общие координационные способности и специфические, проявляемые в определенных двигательных упражнениях.
По мнению ряда авторов, координационные способности, применительно к условиям спортивной деятельности целесообразно подразделять на:
1) простые – связанные с умением конструировать специфические комплексы систем движений при решении задач различной сложности и адекватные арсеналу средств ведения борьбы в данном виде спорта.
2) сложные – связанные с достижением заданных свойств, процессуальной точности движений, адекватных параметрам двигательной деятельности при взаимодействиях с партнерами, включая опосредованные взаимодействия со спортивным снарядом.
3) сверхсложные (синтетические или гибридные) – связанные с процессуальной и финальной точностью в специфических движениях в условиях пространственно-временных ограничений [27, 28].
В.И. Лях [148, 149], опираясь на учение Н.А. Бернштейна о многоуровневой иерархической системе управления движением, выделяет специальные, специфические и общие координационные способности.
Специальные координационные способности относятся к целостным целенаправленным гомогенным группам двигательных действий, упорядоченным по возрастающей сложности. В соответствии с двумя классами координационных способностей – «телесной» и «предметной» ловкости (по Н.А. Бернштейну) автор выделяет вертикальную классификацию координационных способностей - 16 специальных координационных способностей, которые находятся друг с другом в определенных взаимоотношениях.
К специфическим координационным способностям (горизонтальная классификация координационных способностей) он относит способности к:
· равновесию;
· ориентированию в пространстве;
· ритму;
· дифференцированию и воспроизведению пространственных, силовых и временных параметров движений;
· способности к реакциям, быстроте перестроения двигательной деятельности;
· статокинетическую устойчивость;
· способность к произвольному мышечному расслаблению.
Под общими координационными способностями следует понимать потенциальные реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями [44, 71, 72].
D. Blume[242, 244] выделил следующие семь видов координационных способностей:
1) ориентационная способность, под которой понимается способность к определению и изменению положения тела в пространстве и времени с учетом изменяющейся ситуации и движущегося объекта. По мнению P. Hirtz[248], для ориентации важны зрительное восприятие, острота зрения, чувство величин;
2) способность к сочленению движений отдельных частей тела между собой, выражающуюся во взаимодействии пространственных и силовых параметров движения;
3) дифференцировочная способность – способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движений, а также движения в целом;
4) способность к статическому (удержание тела в состоянии равновесия) и динамическому (сохранение устойчивости позы в тех или иных положениях тела по ходу выполнения движений)равновесию;
5) реагирующая способность – способность к быстрому началу целенаправленного двигательного акта соответственно определенному сигналу (слухового, зрительного, тактильного раздражителя);
6) способность к переключению – двигательная способность человека к проектированию оптимальной программы действий, контролю, корректировке и перестройке ее двигательной реакции в соответствии с актуальной и предполагаемой ситуацией;
7) ритмическая способность, которая определяет и реализует характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. В ее основе лежит переработка слуховой, зрительной и кинестетической информации.
P. Hirtz[247, 248] выделил пять фундаментальных координационных способностей: способность к пространственной ориентации, к кинестетическому дифференцированию, к ритму, к равновесию и к реакции.
P. Hirtz, G. Ludwwig, I.Wellnits[249], D.D. Blume[243] выделяются следующие координационные способности: пространственные, временные, силовые, сохранение равновесия, ориентирование, ритмичность, реагирование, перестроение движений.
Футбол – это вид спорта с повышенными требованиями к игрокам по координации и физическим качествам к выполнению сложных технических действий в постоянно меняющихся ситуациях. Ни в одном виде спорта не используется такой широкий спектр движений. И от того, как точно игрок выполняет технические приёмы, зависит успех команды.
Игрок может стать профессионалом только в том случае, если будет обладать такими качествами, как: физическая, техническая и теоретическая подготовленность. Но самое важное в подготовке настоящего футболиста - это его координационная подготовка. А совершенствование координации происходит в течение многих лет. И очень важной основой на начальном этапе обучения является развитие координационных способностей.
Общая координационная подготовка – сложные в координационном плане упражнения, сочетающие способности и движения.
Специальная координационная подготовка – это система применения сложных упражнений, связанных с выполнением освоенных технических умений и навыков игры футбола. Ее степень меняется с расширением двигательного навыка и с ростом опыта игрока: чем богаче навык, чем больше игрок освоит всевозможных комбинаций, тем легче он будет ориентироваться в игровой ситуации.
З. Витковски в своих исследованиях рекомендуют для развития координационных способностей в каждом тренировочном занятии отводить от 15 до 45 минут на общие и специальные упражнения, способствующие улучшению разных координационных движений. Эти упражнения рекомендуется использовать в конце подготовительной или в начале основной части занятия после разминки.
Для эффективного развития координационных способностей, по данным ряда авторов, необходимо использовать ведение мяча и обводку фишек, жонглирование, короткие и средние передачи мяча, игру головой, удары в ворота ногой, а также следует увеличить количество времени на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом.
Для развития координационных способностей следует придерживаться следующих рекомендаций:
1) постоянно повышать уровень сложности упражнений (от шага до бега с препятствием);
2) менять время выполнения упражнений (задать временные рамки выполнение упражнения);
3) упражнения должны содержать элементы новизны, необычности (добавление сопротивления, работа в парах, с инвентарем);
4) задания должны включать организацию по самоконтролю и самооценке различных параметров движений (скорость-отрезок времени, выносливость – продолжительность , сила- количество раз);
5) объединять отдельные элементы двигательных умений в различные комбинации и доводить их до автоматизма (цикличность упражнений многократное повторение);
6) необходимо применять для развития пространственной ориентации разные прыжки, удары на точность, игровые упражнения с несколькими мячами, групповые и командные упражнения (зрительное распределение на несколько объектов).
При работе с начинающими футболистами можно использовать следующие методические приёмы:
1) использование разных исходных положений;
2) ограничение пространства;
3) выполнение заученных движений в неизвестных сочетаниях;
4) совершенствование технических действий в состоянии утомления;
5) воздействие на анализаторы путём введения дополнительных звуковых, световых, зрительных сигналов;
7) прогнозирование элемента действия;
8) зеркальное выполнение упражнений.
В образовательном учреждении в спортивную секцию не проводится профессиональный отбор. Чаще всего на тренировки приходят дети, которые увлечены футболом, но при этом, как правило, у них не развиты координационные способности. И поэтому первоочередной задачей на занятиях становится развитие специальной и общей координационной способности.
Обобщая вышеизложенные подходы к классификации координационных способностей, можно заключить, что большинством авторов выделяются следующие их виды:
1. Кинестетическая чувствительность, под которой специалисты понимают способность к точной дифференцировке силовых, временных и пространственных параметров движения [85, 151, 156 и др.].
2. Способность к быстрому реагированию, которая является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний и погрешности в ее функционировании приводят к запаздыванию управляющих влияний и рассогласованию между актом координации и конкретной динамической ситуацией, на которую он был направлен [186].
3. Способность к точному воспроизведению заданного ритма двигательного действия и адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями.
4. Способность к равновесию, проявляющаяся в быстром решении двигательных задач на ограниченной опоре или в положении неустойчивого динамического равновесия.
5. Способность к ориентировке, проявляющаяся в точном определении и изменении положения тела в пространственном и временном поле [210].
6. Способность к переключению, проявляющаяся в рациональном согласовании разнонаправленных движений при решении двигательной задачи в соответствии с заданной программой действия или изменяющейся в ходе ее реализации ситуацией.
В реальной тренировочной и соревновательной деятельности эти координационные способности проявляются в сложном взаимодействии между собой. В.Н. Платонов, М.М. Булатова [187] отмечают, что в конкретных ситуациях одни координационные способности играют ведущую роль, другие – вспомогательную, при этом возможно мгновенное изменение роли различных способностей в связи с изменившимися внешними условиями. Это проявляется особенно ярко в футболе
Роль специфических координационных способностей в технической подготовке спортсменов давно признана специалистами как ведущая, однако большинство авторов в своих исследованиях дают лишь общие рекомендации по вопросам выбора принципов, средств и методов развития общих и специальных координационных способностей, хотя и определяют их большую важность для футболистов любого возраста.
Н. М. Люкшинов и Ю. Ф. Курамшин [1] рекомендуют следующие принципы, которых необходимо придерживаться при выборе физических упражнений для развития координационных способностей:
1) исходить из конкретного вида спорта;
2) постоянно повышать сложность упражнений;
3) варьировать время выполнения упражнений;
4) упражнения должны содержать элементы новизны, необычности;
5) включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений;
6) объединять освоенные двигательные умения в различные комбинации и доводить их до автоматизма.
По данным В. И. Ляха [2], для развития способности у футболистов к пространственной ориентации необходимо применять разные прыжки в определенные зоны, удары на точность, игровые упражнения с несколькими мячами и участниками, групповые и командные спортивно-игровые упражнения технического и тактического характера.
По сведениям А. П. Золотарева [3], для эффективного развития координационных способностей необходимо с 10 до 12 лет использовать ведение мяча и обводку фишек, жонглирование, короткие и средние передачи мяча, игру головой, удары в ворота ногой, а также следует увеличить количество времени (до 30% общего объема времени практических занятий, отводимого на техническую подготовку) на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом.
Фриха Мохамед бен Хабиб [4] рекомендует увеличивать объем упражнений, направленных на развитие координационных способностей, до 30% от общего тренировочного времени. Такой объем рекомендуется сохранять до 14 лет и постепенно увеличивать сложность упражнений. В футболе большое внимание следует уделять таким способностям, как кинестетическая дифференцировка (чувство мяча), пространственно-зрительная ориентация, переключение двигательной деятельности, реакция.
В группу технико-тактических упражнений автор отнес разные квадраты 5x2, 7x2, 4x2, 3x1 м с одним и двумя мячами, с ограниченным числом касаний; игры в футбол в 3, 4 ворота; игры в футбол 2, 3 мячами; игру в футбол с мячом для регби; игры с персональной опекой на маленькой площадке; ведение мяча на ограниченном пространстве; игру в футбол с ограниченным количеством касаний или с обязательным выходом всех игроков на чужую половину поля при взятии ворот.
И. В. Аверьянов и А. В. Шамонин указывают на эффективность применяемых средств технической подготовки игроков, которая во многом зависит от методов обучения.
1.4. Методы, используемые для развития координационных способностей в учебно-тренировочных процессах.
Для развития общих и специфических для избранного вида спорта координационных способностей многие авторы рекомендуют следующие методы [5]:
1) метод стандартно-повторного упражнения (применять при разучивании новых или в координационном отношении сложных двигательных действий);
2) метод вариативного (переменного) упражнения является главным методом в развитии координационных способностей спортсмена;
3) игровой метод открывает перед занимающимися широкие перспективы проявлять самостоятельность, инициативу, находчивость, решительность и настойчивость;
4) соревновательный метод используется в контрольных, товарищеских и календарных играх. В форме соревнований проводятся также отдельные упражнения (например: Кто точнее поразит цель, Кто быстрее выполнит ведение мяча на заданном отрезке).
З. Витковски [6] отмечает, что для развития координационных способностей необходимо применять следующие методические приёмы:
1) использование необычных исходных положений;
2) ограничение пространства при выполнении упражнений;
3) выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях;
4) усложнение упражнений дополнительными средствами;
5) совершенствование технических действий в состоянии значительного утомления;
6) смену способов выполнения технических приёмов;
7) варьирование параметров двигательных действий;
8) воздействие на анализаторы путём введения дополнительных звуковых, световых, зрительных сигналов или их ограничение;
9) формирование рабочей установки;
10) вычленение элемента действия;
11) использование дополнительных ориентиров;
12) зеркальное выполнение упражнений.
Г. С. Лалаков [7] в тренировочном процессе при подготовке юных футболистов использовал нагрузки малого объема с различной продолжительностью выполнения серий упражнений, нагрузки среднего объема применял с продолжительностью серии, равной 3-4 и 45 минутам, а вот нагрузки большого объема - с длительностью серии, равной 3-4 минутам. Упражнение может выполняться от 4 до 6 секунд (бег на 30 м) до 15-20 минут и более (игровые упражнения). Рекомендуется использовать серии упражнений деятельностью от 34 минут, до 4-5 и 5-6 минут с применением упражнений неспецифического характера, с низкой координационной сложностью. Серии упражнений с длительностью, равной 4, 6 и 8 минутам, можно рекомендовать для развития специальных физических качеств, а также для совершенствования технико-тактического мастерства футболистов.
W. Ljach [8] определил следующие параметры физической нагрузки, которых должны придерживаться тренеры, давая упражнения футболистам на развитие специфических координационных способностей.
Так, возрасту 11-12 лет соответствует нагрузка, в которой число повторений варьируется от 4 до 40 раз в серии, число серий - 1-6, время выполнения упражнения составляет от нескольких секунд до нескольких минут, время отдыха - от нескольких секунд до полного восстановления, отдых может быть как активный, так и пассивный, интенсивность может быть от низкой до субмаксимальной.
При этом, автор рекомендует учитывать два основных правила:
1) если мы пытаемся научить спортсмена новому, достаточно сложному в координационном отношении элементу техники, то применяем большое число повторений выполнения данного элемента в относительно стандартных условиях;
2) когда футболист овладеет техническим приемом на уровне, приближенном к образцовому, он начинает менять его при изменении способа выполнения и в изменяющихся условиях. Причем, при выполнении таких упражнений число повторений обычно составляет 412 раз, а число серий - от 1 до 3.
В. И. Лях и З. Витковски [9] рекомендуют в каждом тренировочном занятии отводить от 15 до 45 минут на общие и специальные координационные упражнения, способствующие улучшению разных координационных способностей. Координационные упражнения рекомендуется использовать в конце подготовительной или начале основной части занятия, после разминки. Авторы убеждены, что координационные тренировки наиболее целесообразно проводить систематически в течение подготовительного, соревновательного и переходного периодов, а на одном учебно-тренировочном занятии необходимо развивать целенаправленно не более одной-двух специфических координационных способностей.
Не менее важным критерием является координационная сложность нагрузок. Так, ещё в 1995 г. В. И. Лях [10] предложил примерное соотношение упражнений разной координационной сложности в тренировке спортсменов в игровых видов спорта, в возрасте 10-12 лет упражнения низкой координационной сложности должны составлять 30-40%, упражнения средней координационной сложности - 35-45%, а упражнения высокой координационной сложности - 10-20% от времени, отводимого на развитие координационных способностей.
Ю. В. Кольвах [11] дифференцировал признаки сложности упражнений в футболе и шкалу оценки технической сложности тренировочного упражнения.
Автор определил 9 признаков, которые позволяют классифицировать средства для развития координационных способностей на простые и сложные. Так, к простым упражнениям относятся задания, в которых принимают участие футболисты в уменьшенных составах, скорость выполнения заданий невысока, нет ограничения касаний мяча и степень утомления незначительная. Официальные контрольные игры определяются 10 баллами сложности, а двусторонние игры, игровые упражнения по правилам соревнований в двух составах оцениваются по 9 баллам сложности. Автор рекомендует разделить весь состав специализированных средств тренировки на 3 уровня сложности. К низкому уровню сложности относятся упражнения, отмеченные 1-4 баллами, к среднему - 5-7 баллов, а к высокому - 8-10 баллов.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что тренировки, направленные на развитие специфических координационных способностей, должны проводиться на каждом тренировочном занятии, вне зависимости от периода тренировки и этапа подготовки.
Комплексы упражнений для развития специфических координационных способностей рекомендуется применять после предварительной разминки (5-7 минут) в подготовительной или в начале основной части занятия. Диапазон времени, отводимого на развитие специфических координационных способностей, составляет примерно 30 минут.
В течение одного занятия целенаправленно развивать не более одной-двух специфических координационных способностей.
Рациональным для разучивания новых координационных способностей является метод стандартно-повторного выполнения упражнения, метод вариативного выполнения упражнения относят к главным методам развития координационных способностей, однако впоследствии не менее эффективным являются игровой и соревновательный методы.
Таким образом, определены наиболее важные принципы подбора средств по развитию координационных способностей, предложенные Н. М. Люкшиновым и Ю. Ф. Курамшиным [12], а также средства, методы, методические приемы и параметры физической нагрузки, используемые при развитии специфических координационных способностей.
По определению А. А. Новикова [13], дифференцированный подход необходим для оптимизации процессов обучения, воспитания и профессионального отбора.
В спорте дифференцированный подход является методом объединения спортсменов в учебно-тренировочные группы с учетом их спортивно-важных качеств и разработки для каждой группы определенных способов тренировки, адекватных их типическим особенностям.
И. П. Ратов [14] приходит к выводу, что индивидуализация подготовки спортсменов более полно раскрывает их способности, способствует более быстрому спортивному обучению и росту спортивных результатов. В практической деятельности тренеры используют индивидуальную подготовку спортсменов, как правило, на основе учета анатомо-морфоло-гических и психологических особенностей спортсменов, уровня их физической и технической подготовленности, не уделяя внимания типологическим особенностям проявления свойств нервной системы.
Таким образом, дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса представляется одной из форм управления подготовкой футболистов, в основе которой лежит учет особенностей конкретных спортсменов при планировании нагрузки.
Анализ литературных источников позволяет выявить и обобщить критерии, по которым занимающиеся при выполнении физических упражнений делятся на подгруппы:
- по типу телосложения - Л. Г. Забелина (2004), И. М. Батталов (2006), М. М. Чернецов (2010), Е. П. Писаренкова (2010), А. А. Гурьев (2010);
- по уровню физической подготовленности - М. М. Чернецов (2011);
- по уровню технической подготовленности - М. Р. Григорьян (2009), Ю. В. Кольвах (2006);
- по уровню функциональной подготовленности - А. И. Шамардин (2000), Н. В. Ткачен-ко (2008), А. А. Шамардин (2009), А. М. Кондаков (2010);
- с учетом психических качеств - А. Ю. Сырников (2001), Е. Ф. Брагинский (2001);
- по игровому амплуа - Ю. В. Лубкин (2004), В. Цянь (2006) и А. А. Шамардин (2009);
- по биоэнергетическим типам - В. С. Кожевников (2011); и некоторые другие показатели.
В то же время недостаточно научных исследований в области футбола, в которых при дифференциации тренировочных заданий использовался бы такой критерий, как «сила-слабость» нервной системы по процессу возбуждения.
Типологические свойства оказывают существенное влияние на успешность овладения двигательными навыками в спорте: лица, обладающие слабой нервной системой, более чувствительны и способны с самого начала работать с большой интенсивностью. В условиях переключения с работы на отдых преимущество имеют лица с более сильной нервной системой. Лица со средней нервной системой в условиях напряженной работы проявляют себя как лица с сильной нервной системой. Лица, обладающие слабой нервной системой по процессу возбуждения, более активно проводят первую часть занятия, а у лиц со средней нервной системой отмечается равномерность проведения тренировочного занятия с некоторым увеличением активности в заключительной части занятия.
Формирование индивидуального стиля деятельности у спортсменов должно происходить целенаправленно с учетом их индивидуальных особенностей. Большую роль в выборе стиля деятельности играют типологические особенности проявления свойств нервной системы. В исследованиях было доказано, что спортсмены атакующего стиля обладают сильной нервной системой, а защитного стиля – слабой.
В. А. Коровин [22] подчеркивает, что лица с противоположными свойствами нервной системы могут достигнуть одинакового успеха в спорте за счет преимуществ тех или других качественных особенностей спортивной деятельности.
Таким образом, в ходе теоретического анализа и обобщения литературных источников подтверждена эффективность применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе спортсменов, имеющих разные типологические свойства нервной системы.
Дифференцированный подход повышает эффективность занятий, оптимизирует процесс обучения и является одним из наиболее эффективных способов использования скрытых резервов организма человека.
Представленные выше данные позволяют лишь предположить, что, по всей вероятности, эффективнее развивать специфические координационные способности отдельно у футболистов, обладающих сильной и слабой нервной системой. Уточнение этого предположения открывает новую возможность совершенствования методики развития специфических координационных способностей у футболистов на учебно-тренировочных занятиях за счет индивидуализации средств их развития.
Для развития координационных способностей юных футболистов лет необходимо использовать:
1) Наглядные методы: показ упражнений на схеме, макете, кинограмме, просмотр учебных и официальных соревнований.
2) Словесные методы: рассказ, объяснение, указание, замечание, убеждение, беседа, лекция, доклад.
3) Практические методы: метод вариативного упражнения (первоначальное разучивание приемов в целом или по частям), метод многократного повторения, переменный, интервальный, игровой и соревновательный методы. Большое место в процессе обучения координационным способностям занимают показ и объяснение тренера. Показ помогает получить точное представление об упражнении. К показу предъявляется ряд требований. Демонстрируемый прием должен быть ясно виден всем занимающимся, поэтому тренер выбирает наиболее удобное место по отношению к группе или команде. Показывать прием нужно неторопливо, четко и выразительно, сосредоточивая внимание обучаемых на наиболее важных элементах. Например, при показе удара по мячу с разбега необходимо четко выделить момент постановки опорной ноги по отношению к мячу, оттенить характер движения бьющей ноги в голеностопном и коленном суставах. Даже самый четкий показ не всегда позволяет учащимся сразу уловить главное. Поэтому показ обязательно должен сопровождаться объяснением или предшествовать ему.
По окончании занятия с помощью объяснений закрепляют в памяти занимающихся наиболее важные моменты.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют метод многократного повторения, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений.
Метод многократного повторения движений или действий включает следующие приемы: 1) показ тренером того или иного действия (например, остановка мяча и т. п.); 2) попытки футболиста воспроизвести показанные действия с исправлением на ходу возможных ошибок по указанию тренера; 3) повторение футболистом усвоенного действия вплоть до образования соответствующего автоматического навыка; 4) усложнение действия, введение в него новых элементов (например, тактические комбинации и т. п.).
Методы обучения и тренировки должны: 1) соответствовать целям и задачам тренировки, индивидуальным и возрастным особенностям юных футболистов;
2) обеспечивать активность футболистов на занятиях, сознательное и прочное усвоение ими знаний, умений и навыков игры;
3) способствовать систематичности и последовательности тренировки и обучения, вести футболистов от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от более простого к сложному;
Игровой метод широко используется в процессе физического воспитания юных футболистов, как метод организации двигательной деятельности в форме подвижной или спортивной игры. Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, сплоченности коллектива, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.п.
Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях.
Этот метод используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забьет мячей в ворота, кто попадет в перекладину с определенного места и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (товарищеские матчи, областные, всероссийские соревнования).
Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления уровня развития координационных способностей юных футболистов, а также физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств.
1. Асович И.М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями их игровой деятельности /на примере футбола/: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.,1968. – 25 с.
2. Бернштейн Н.А. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности». – М.: Медицина, 1966. – 349с.
3. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений : избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн ; под ред. В. П. Зинченко. – 2-е изд. - М. : Изд-во Москов. психолого-социального ин-та ; Воронеж: Модек, 2004. – 688 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
5. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Просвещение, 1965. – 145 с.
6. Годик М.А. Исследование факторной структуры скоростных двигательных способностей: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1966. – 19 с.
7. Гужаловский А.А. Структура двигательной подготовленности школьников// Теория и практика физической культуры. – 1974. - № 5. – С. 37-38.
8. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития// Теория и практика физической культуры. – 1977. - № 7. – С.37-39.
9. Жданов Л.Н. Развитие быстроты движений у детей школьного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1970. – 21с.
10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) – М.: ФиС, 1966. – 132 с.
11. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей // Психомоторика: Сб. статей. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976. – С. 4-22.
12. Казарян Ф.Г. Исследование возрастных изменений силы различных групп мышц у мальчиков школьного возраста и ее развития у юных легкоатлетов. – М., 1965.
13. Лях, В. И. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболиста / В. И. Лях, З. Витковский, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 8. – С. 51–54.
14. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В. И. Лях. – М. : Изд-во АТС, 1998. - 272 с.
15. Лях, В. И. Управление и контроль процессом тренировки координационных способностей в спортивных играх / В. И. Лях // Человек в мире спорта : новые идеи, технологии, перспективы : тезисы докладов Междунар. конгресса, Москва 24-28 мая 1998 года. - М., 1998. – Т. 1. - С. 232-233.
16. Коновалов Г.Е. Исследование индивидуальных различий в развитии физических качеств быстроты и общей выносливости у детей 8-9 лет // Теория и практика физической культуры. – 1972. – № 9. – С.47-78.
17. Лях В.И. Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой системы управления движениями // Теория и практика физической культуры. – 1979. - № 5. – С.51-53.
18. Курамшин, Ю. Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств : метод.рекомендации / Ю. Ф. Курамшин ; ГДОИФК. – Л. : [б. и.], 1980. – 31 с.
19. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов вузов, осуществляющих образоват. Деятельность по направлению 521900 «Физ. культура» и спец. 022300 – «Физ. культура и спорт» / Ю. Ф. Курамшин. – М. : Сов.спорт, 2003. – 464 с.
20. Маркосян А.А. Возрастная физиология и вопросы педагогики //Советская педагогика. – 1965. - № 5.
21. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977.
22. Матвеев Л.П., Молчиниколов К.Г. О закономерностях начальной спортивной специализации // Теория и практика физической культуры. – 1979. - №1. – С.32-36
23. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1968. – 197 с.
24. Анохин, П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии / П. К. Анохин // Вопросы психологии. – 1955. - № 6. – С. 38.
25. Аршавская, Э. И. Физиология физкультуры : о биологических основах физического воспитания в различные возрастные периоды / Э. И. Аршавская, В. Д. Розанова. - М. : Знание, 1968. – 79 с.
26. Платонов В.Н. Срочная и долговременная адаптация спортсменов в процессе тренировки // Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам: Сб. статей. – Киев, 1984. – С.10-29.
27. Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: ФиС, 1959. -127 с.
28. Филиппович В.И. Развитие двигательной функции детей в процессе физического воспитания // Советская педагогика. – 1967. - № 3. – С.23-30.
29. Филиппович В.И., Туревский И.М. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. – 1977. - №4. – С.39-41.
30. Халло В.Н., Алабин В.Г. Влияние разносторонней тренировки на темпы прироста физических качеств юных легкоатлетов // Программно-методические основы подготовки спортивных резервов: Тезисы докладов 10-ой научно-практической конференции: Сб. тезисов. – М., 1985. – С.145.
31. Шпокас А.А., Филин В.П., Янкаускас И.М. Некоторые вопросы отбора и прогнозирования способностей юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. – 1977. – № 3. – С.40-42.
32. Яблоновский И.М. Проблема возрастных особенностей в советской системе физического воспитания. – М., 1966.
ДОКЛАД
В основе всесторонней спортивной подготовки лежит взаимообусловленность всех двигательных способностей человека; когда развитие одной из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одной или нескольких способностей задерживает развитие остальных.
Принцип всесторонности приобретает особое значение в подростковом и юношеском возрасте, когда организм человека находится еще в стадии незавершенного формирования, и воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому одной из важных проблем теории и методики детского и юношеского спорта является изучение становления двигательной функции организма человека в возрастном аспекте.
Вопросам взаимосвязей двигательных способностей в процессе их возрастного развития посвящено небольшое количество работ (А.В. Коробков, 1958; М.А. Годик, 1966; В.П. Филин, А.А. Семкин, В.Н. Кисилев, 1974; В.И. Филиппович, И.М. Туревский, 1974, Е.П. Ильин, 1976; А.А. Гужаловский, 1974;. М.И. Семенов, 1979; Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1979; и др.).
Анализ литературных данных показывает, что вопросы взаимодействия двигательных способностей в процессе возрастного развития двигательной функции юных спортсменов нуждается в глубокой теоретической и экспериментальной разработке. Важно выявить особенности взаимосвязей развития быстроты, мышечной силы, скоростно-силовых качеств у спортсменов разного возраста для того, чтобы в максимальной мере использовать эффект положительного влияния развития одной способности на другие в возрастные периоды, характеризующиеся повышенной чувствительностью к воздействию тре6нровочных средств определенной направленности. Это обуславливает социальную, практическую и научную актуальность избранной нами темы исследования.
Анализ научно-методической литературы говорит о существовании объективного противоречия между необходимостью совершенствования методики физической подготовки юных футболистов в период становления двигательной функции человека, с одной стороны, и недостаточностью знаний об особенностях взаимодействия различных качественных проявлений в процессе их возрастного развития, с другой.
С учетом этого проблема исследования определена следующим образом: В какой степени развитие двигательных способностей оказывают влияние друг на друга в процессе их возрастного развития?
Объектом исследования является развитие двигательных способностей юных спортсменов в процессе занятий футболом.
В качестве предмета исследования выделены возрастные особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Гипотеза исследования: исходя из понимания целостности организма и его двигательной функции, мы предположили, что физиологические и психологические механизмы развития и проявления двигательных способностей имеют наряду с частными и общие компоненты, что определяет возможности их взаимовлияния друг на друга в процессе возрастного развития.
Для достижения цели исследования решался ряд задач:
1. Изучить состояние проблемы на основе анализа научно-методической литературы.
2. Измерить и оценить уровень развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
3. Выявить особенности взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Решение задач исследования осуществлялось с помощью следующих методов: 1) анализ и обобщение научно-методической литературы; 2) педагогическое тестирование; 3) методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась СОШ № 59 г. Чебоксары.
В экспериментальном исследовании приняли участие 52 учащихся СОШ № 59, систематически занимающихся футболом. Из них в возрасте 9-10 лет – 12 человек, 11-12 лет – 24 человека, 13-14 лет – 16 человек.
Результаты исследования, представленные в таблицах 1-3, свидетельствуют о том, что в изучаемом нами возрасте наблюдаются существенные положительные взаимосвязи показателей скорости бега с результатами в прыжке в длину с места (r = 0,65 в 9-10 лет, r = 0,57 в 11-12 лет, r = 0,60 в 13-14 лет).
Таблица 1
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-10 лет,
Х ± õ, n = 12
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Х |
0,65 |
0,59 |
0,73 |
0,72 |
0,43 |
|
|
Х |
0,66 |
0,71 |
0,55 |
0,35 |
|
|
|
|
Х |
0,81 |
0,44 |
|
|
|
|
|
Х |
0,40 |
|
|
|
|
|
|
Х |
Примечание: P < 0,05 при r =0,576; P < 0,01 при r =0,708
Таблица 2
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 11-12 лет,
Х ± õ, n = 24
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Бег 15 м, с |
Х |
0,57 |
0,49 |
0,43 |
0,42 |
0,21 |
2. Прыжок в длину, см |
|
Х |
0,46 |
0,51 |
0,47 |
0,19 |
3. Челночный бег 3 х 5 м, с |
|
|
|
Х |
0,62 |
0,12 |
4. Беговая ловкость, усл. ед. |
|
|
|
|
Х |
0,09 |
5. Наклон вперед, см |
|
|
|
|
|
Х |
Примечание: P < 0,05 при r =0,404; P < 0,01 при r =0,515
Таблица 3
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 13-14 лет,
Х ± õ, n = 16
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Бег 15 м, с |
Х |
0,60 |
0,41 |
0,53 |
0,50 |
0,07 |
2. Прыжок в длину, см |
|
Х |
0,41 |
0,51 |
0,45 |
0,11 |
3. Челночный бег 3 х 5 м, с |
|
|
|
Х |
0,72 |
0,17 |
4. Беговая ловкость, усл. ед. |
|
|
|
|
Х |
0,34 |
5. Наклон вперед, см |
|
|
|
|
|
Х |
Примечание: P < 0,05 при r =0,497; P < 0,01 при r =0,623
Скоростные способности в 9-10 лет положительно связаны с проявлениями силы (r = 0,59), в последующем эти связи становятся менее выраженными: , r = 0,49 в 11-12 лет, r = 0,41 в 13-14 лет).
В изучаемом нами возрасте наблюдается тесная взаимосвязь показателей скоростных и координационных способностей. При этом следует отметить возрастную тенденцию к ослаблению этих связей: если в 9-10 лет эти связи проявляются на 1 % уровне значимости (r = 0,73 и r = 0,72), то в 11-12 лет – только на 5 % уровне: r = 0,43 и r = 0,42. Также на этом же уровне проявляются взаимосвязи этих двигательных способностей и в 13-14 лет: r = 0,53 и r = 0,50.
Обращает внимание отсутствие значимых корреляций между показателями гибкости и остальных двигательных способностей. Это говорит о том, что структура гибкости как двигательной способности имеет мало общего со структурами скоростных, скоростно-силовых, силовых и координационных способностей.
Скоростно-силовые и силовые способности связаны между собой в 9-10 лет (r = 0,66), 11-12 лет (r = 0,46), и в 13-14 лет и (r = 0,41). С возрастом наблюдается ослабление связей: если в 9-10 лет корреляция проявляется на 1 % уровне, в 11-12 лет – на 5 % уровне, то в 13-14 лет – только на уровне тенденции.
Координационные способности тесно связаны с уровнем развития скоростно-силовых способностей: корреляция показателей в челночном беге 3х5 м и показателей беговой ловкости с результатами в прыжке в длину с места составляет в 9-10 лет 0,71 и 0,55, в 11-12 лет – 0,51 и 0,47, в 13-14 лет – 0,51 и 0,45. С возрастом также наблюдается тенденция ослабления взаимосвязей показателей скоростно-силовых и координационных способностей.
Слабее проявляются взаимосвязи силовых и координационных способностей. Если в 9-10 лет эти связи наблюдаются на 5 % уровне значимости: r = 0,59 и r = 0,56, то в 11-12 лет – только на уровне близкой к значимой тенденции: r = 0,29 и r = 0,26. а в 13-14 лет становятся и вовсе незначимыми: r = 0,18 и r = 0,09.
Таким образом, результаты нашего исследования говорят о существенной взаимосвязи скоростных и скоростно-силовых способностей юных футболистов, которая проявляется во всех возрастных группах.
Тесно взаимосвязаны между собой показатели скоростно-силовых и силовых способностей, координационных способностей к уровнем развития скоростных и скоростно-силовых способностей. Однако эти связи с возрастом существенно ослабевают, что говорит о возрастной дифференциации этих способностей.
Показатели гибкости мало связаны с показателями остальных двигательных способностей.
Спасибо за внимание!
Слайд 1
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Выполнил: студент 3-го курса очного отделения ФФК |
Д. С. Егоров |
Научный руководитель: профессор Драндров Г. Л. |
Слайд 1
Противоречие между необходимостью совершенствования методики физической подготовки юных футболистов в период становления двигательной функции человека, с одной стороны, и недостаточностью знаний об особенностях взаимодействия различных качественных проявлений в процессе их возрастного развития, с другой.
Слайд 2
Проблема исследования: в какой степени развитие двигательных способностей оказывают влияние друг на друга в процессе их возрастного развития?
Слайд 3
Объект исследования: развитие двигательных способностей юных спортсменов в процессе занятий футболом.
Слайд 4
Предмет исследования: возрастные особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Слайд 5
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Слайд 6
Гипотеза исследования: физиологические и психологические механизмы развития и проявления двигательных способностей имеют наряду с частными и общие компоненты, что определяет возможности их взаимовлияния друг на друга в процессе возрастного развития.
Слайд 7
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы на основе анализа научно-методической литературы.
2. Измерить и оценить уровень развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
3. Выявить особенности взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Слайд 8
Методы исследования: 1) анализ и обобщение научно-методической литературы; 2) педагогическое тестирование; 3) методы математической статистики.
Слайд 9
Таблица 1
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-10 лет,
Х ± õ, n = 12
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Х |
0,65 |
0,59 |
0,73 |
0,72 |
0,43 |
|
|
Х |
0,66 |
0,71 |
0,55 |
0,35 |
|
|
|
Х |
0,59 |
0,56 |
0,32 |
|
|
|
|
Х |
0,81 |
0,44 |
|
|
|
|
|
Х |
0,40 |
|
|
|
|
|
|
Х |
Слайд 10
Таблица 2
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 11-12 лет,
Х ± õ, n = 24
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6. Бег 15 м, с |
Х |
0,57 |
0,49 |
0,43 |
0,42 |
0,21 |
7. Прыжок в длину, см |
|
Х |
0,46 |
0,51 |
0,47 |
0,19 |
8. Подтягивание, раз |
|
|
Х |
0,29 |
0,26 |
0,02 |
9. Челночный бег 3 х 5 м, с |
|
|
|
Х |
0,62 |
0,12 |
10. Беговая ловкость, усл. ед. |
|
|
|
|
Х |
0,09 |
11. Наклон вперед, см |
|
|
|
|
|
Х |
Слайд 11
Таблица 3
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 13-14 лет,
Х ± õ, n = 16
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6. Бег 15 м, с |
Х |
0,60 |
0,41 |
0,53 |
0,50 |
0,07 |
7. Прыжок в длину, см |
|
Х |
0,41 |
0,51 |
0,45 |
0,11 |
8. Подтягивание, раз |
|
|
Х |
0,18 |
0,09 |
0,19 |
9. Челночный бег 3 х 5 м, с |
|
|
|
Х |
0,72 |
0,17 |
10. Беговая ловкость, усл. ед. |
|
|
|
|
Х |
0,34 |
11. Наклон вперед, см |
|
|
|
|
|
Х |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.