Тема: «Двойная роль букв е, ё, ю, я.»
(Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская).
Цель урока: создать условия для усвоения знаний о двойной роли букв е, ё, ю, я и применения их в практической деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Предполагаемые результаты урока:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: (компоненты культурно - компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, определять роль букв е, ё, ю, я ; объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.
Ход урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности |
1. Опере-жающее домашнее задание (если есть) |
- |
- |
- |
Личностные: Метапредметные: Предметные: |
2. Мотивация |
Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть время, которое мы проведем вместе, будет интересным и полезным. Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, как вы его понимаете? (Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг. Н. В. Гоголь) Мы складываем звуки в слова, как нанизываем жемчуг на нить. Нужно говорить красиво, беречь язык, как драгоценность.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним.
Высказывают свое мнение |
Личностные: осознание себя как носителя языка, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка. Метапредметные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
|
3. Формулировка проблемы и постановка цели урока |
Определить проблему и цель урока |
- Ребята, а как называется раздел науки, изучающий звуки? (Фонетика) -Чем отличается звук от буквы? - Сколько гласных букв? Сколько гласных звуков? А почему не совпадает? -Всегда ли буквы е,ё, ю, я обозначают два звука? - Определите тему сегодняшнего урока. -Что мы будем делать на уроке? Поставьте перед собой цель. |
Отвечают на вопросы. Строят высказывания
Определяют тему и цели урока. |
Личностные: ставить цель Метапредметные: умение анализировать, самостоятельно формулировать познавательную цель Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
|
4. Уточнение цели, планирование деятельности |
Целеполагание, планирование деятельности |
Правильно ребята. А что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? |
Планируют деятельность |
Личностные: способность понимать зависимость характера речи от ситуации общения Метапредметные: управлять своей деятельностью: умение ставить цель, планировать свою деятельность в зависимости от поставленных задач; Предметные: грамматически правильно строить высказывание |
5. Откры-тие и осмы-сление новых знаний и способов их применения. |
Создать условия для усвоения знаний о двойной роли букв е, ё, ю, я |
Прочитайте данные группы слов. В каком случае е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука? Почему? Подберите 2-3 примера к каждой колонке.
(приложение 1)
-Оригинальность букв е, ё, ю, я в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.
- Давайте составим схему «Звуковая роль букв е, ё, ю, я». Как она будет выглядеть? Что нужно указать? |
Определяют место букв е, ё, ю, я
Коллективное обсуждение схемы. Составляют схему в тетрадях (взаимопроверка) |
Личностные: осознание ответственности за себя и за свои действия- готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация Предметные: освоение базовых понятий лингвистики |
6. Первичное закрепление способов применения новых знаний |
Применение знаний в практической деятельности. |
Упражнение 310 (стр.142)
Упражнение 313. Всегда ли буквы е, ё, ю, я смягчают согласный, после которого они стоят?
Распределительный диктант Задание. Распределите слова в 2 столбика: 1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, 2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня. |
Выявляют способность букв е, ё, ю, я смягчать согласный, после которого они стоят)
Правильно произносят слова, определяют лексическое значение непонятных слов по словарю
Взаимопроверка |
Личностные: допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; высказывать, аргументировать свою точку зрения, способность оценивать свою работу и работу группы; работа со словарем Предметные: уметь оперировать лингвистическими терминами |
7. Применение знаний. Определение критериев оценки деятельности. |
Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий |
Самостоятельная работа (на карточках) Приложение 2.
Верные-неверные утверждения. (Приложение 3) |
Определяют критерии оценки.
Самопроверка, самооценка |
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию Метапредметные: умение самостоятельно выполнять учебную задачу Предметные: уметь определять роль букв Е, Ё, Ю, Я
|
8. Рефлексия |
Заключительная беседа по вопросам |
-Давайте оценим свою работу на уроке.
Продолжите фразы: Я узнал(а)… Я могу… |
Оценивают свою работу на уроке. |
Личностные: самооценка на основе критерия успешности Метапредметные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, оценивают свою работу. Предметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
9. Домашнее задание |
Установка на творческое применение речеведческих знаний выполнение домашнего задания |
Составить текст «Скоро Новый год», выделить слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука |
Записывают домашнее задание |
Личностные: понимать ответственность за результат своей работы Метапредметные: творческое применение полученных знаний, самостоятельная работа Предметные: умение строить собственное высказывание в соответствии с заданием, составлять предложения, использовать выразительные средства языка |
Приложение 1
Лень |
Ехать |
Поездка |
Съезд |
Салют |
Южный |
Поют |
Вьюга |
Вперёд |
Ёжик |
Поёт |
Ружьё |
Мять |
Яков |
Приятный |
Объявит |
Приложение 2
Один раз я пош…л ( ) на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные ( ) драконы. Мне это было очень интерес …но ( ), потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко ( ) от людей и заблудился.
Я долго б…жал ( ) по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой ( ) сосны на тр…пу ( ) выскочил медведь. Я схватил л…дышку ( ), что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
( В. Драгунский)
Задания:
Приложение 3
1. Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
2. В слове ёрш буква Ё обозначает 1 звук.
3. В слове кашне буква Е смягчает предыдущий согласный.
4. В слове вьюга5 букв, 5 звуков.
5. Фонетика изучает буквы и алфавит.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.