Цель: совершенствование умения находить грамматическую основу предложения; распознавать односоставные и двусоставные предложения.
Планируемые УУД:
Предметные:
• повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
• усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
• сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;
• научиться находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
• формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
• формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Метапредметные УУД:
Личностные: умение отстаивать свое мнение, понимать значение и смысл обучения, оценивать усваиваемый материал.
Регулятивные: умение ставить цели; определять задачу; умение корректировать, исправлять ошибки и находить правильное решение.
Познавательные: смысловое чтение текста с извлечением полезной информации; поиск лишнего; работа по алгоритму, схеме.
Коммуникативные: работа в парах; инициативное сотрудничество, умение слышать друг друга при поиске решения.
Урок. Двусоставные и односоставные предложения. Грамматическая основа предложения
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: совершенствование умения находить грамматическую основу предложения; распознавать
односоставные и двусоставные предложения.
Планируемые УУД:
Предметные:
повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными
сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;
научиться находить грамматическую основу предложения.
•
•
•
•
способами;
Личностные:
•
•
формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Метапредметные УУД:
Личностные: умение отстаивать свое мнение, понимать значение и смысл обучения, оценивать
усваиваемый материал.
Регулятивные: умение ставить цели; определять задачу; умение корректировать, исправлять
ошибки и находить правильное решение.
Познавательные: смысловое чтение текста с извлечением полезной информации; поиск лишнего;
работа по алгоритму, схеме.
Коммуникативные: работа в парах; инициативное сотрудничество, умение слышать друг друга
при поиске решения.
Оборудование урока: учебник под редакцией Л. М. Рыбченковой, карточки.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний.
Учитель: Итак, ребята, начинаем наш урок. И начнем мы его с орфограф. разминки. (К доске
выходят 2 человека и работают самостоятельно у доски со словами, в которых пропущены
различные орфограммы в словах)время 78 мин. , а в это время идет проверка Д/з ,а также
разминка с помощью мяча, во время которой дети задают вопросы друг другу по прошедшим темам
(это происходит очень быстро : тот, кто бросает мяч, задает вопрос, кто ловит –отвечает)
Потом все вместе начинаем проверять работу учащихся у доски
1 задание
Даны слова:
Черный,щетка,обжора,шелковый,течет,печенка,жердочка,черствый,горячо,свежо,собачонка,лягушо
нок (в данных словах пропущены орфограммы).Это задание направлено на повторение основных
орфограмм 5 класса, а также формируются регулятивные УУД
2 задание (в данных словах нужно не только вставить пропущенные буквы, но и найти лишнее
слово. Это задание направлено на формирование не только регулятивных, но и познавательных
УУД.
Перебирать, отберу, зарница, роскошный, замер, предложить, излагать и т.д (как мы видим, все
слова с черед. гл, а одно с безударной гласнойтакие задания часто встречаем в экзамен. тестах)
После проверки заданий обращаю внимание детей на закрытую сторону доски, где даны слова:
Дети, ранний, школа, утро, идти
Из данных слов составьте предложение, что получилось?
Ранним утром дети идут в школу.
Зачем?
Дети высказывают свои мысли о получении знаний (личност.УУД)Докажите, что это предложение?
Все слова связаны между собой грамматически и по смыслу и имееют законченную мысль, у них
есть грам. основа.
Хорошо. А теперь давайте посмотрим на следующие слова:
На дереве, по утрам ит.д – можно ли назвать это предложением?
Нет, так как нет здесь грамматической основы.
Давайте придумаем к этим словам грам. основы (дети придумывают предложения)
3.Постановка учебной задачи.
_Может ли предложение существовать без грамматической основы?
Нет!
Так о чем сегодня речь пойдет на уроке?
О грамматической основе.
Правильно. Тема сегодн. урока?
Грамматическая основа предложения (дети сами формулируют и записывают тему урока в
тетрадь, что соответствует требованиям ФГОС). Также вывожу детей на цель урока.
Какова цель урока?
Понимать, что такое грамматическая основа, находить ее в предложении.
Верно.
4.Открытие нового знания
Итак, давайте убедимся на практике, может ли существовать предложение без грам. Основы?
Скажите мне, какие однокоренные слова мы можем подобрать к слову «основа»?
Основной, основание и. д
Для большей убедительности давайте построим дом. (берем детские кубики, приготовленные
мною заранее). С чего начинаем строить дом?
С фундамента!
А фундамент служит дому?
Основой!
Правильно! Кто поможет мне построить дом? (выходят 2 ученика по желанию и из кубиков
строят дом).
А теперь давайте проведем эксперимент, я беру нижние кубики, т.е. основу (фундамент) и
извлекаю их! Дом рушится!
Какой делаем вывод? Может ли дом существовать без основы?
Нет!
А предложение без основы?
Нет!
На данном этапе переходим к упр. №481 учебника, в котором представлены среди обычных
предложений такие: Светает. Тишина. (это упр. выполняем у доски).
Это предложение?
Да.
Выделяем грам. основу. (дети подчеркивают необычную для них грам. основу, называют, чем она
выражена, и приходят к выводу, что гр. основа может состоять из одного члена предложения.
Переходим к смысловому чтению, читаем правило из учебника об односоставном и двусоставных
предложениях, делаем записи в тетради.
5.Первичное закрепление
Выполняем упр. из учебника, а также продолжаем работу по смысловому чтению (стр.108) о
подлежащем и сказуемом, их способах выражения.
6.Самостоятельная работа (работа в парах)
(осмысленно читают задание упр.№477 и выполняют)
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение
На доске дана фраза: «Кузатая Мряка будляла в кужевной фуфыре»обыгрываем эту фразу.Можно ли понять смысл? Это предложение? Односоставное или двусоставное? (дети отвечают на
вопросы, подчеркивают гр. основу, определяют часть речи по грам. признакам и доказывают, что
это предложение)
Творческое задание
Буквенный диктант
Задание: выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы каждого
предложения.
1.Мы охраняем лес.
2.Лена описала порядок действий и дала четкие указания ребятам.
3.Лесная ежевика царапала руку.
8. Рефлексия. Итог урока.
Отгадали? Молодцы! Давайте подведем итог нашего урока.
Что нового вы узнали?
Что вызвало затруднение? (переходим к рефлексии, каждый ребенок высказывает свои мысли и
утверждения)
9.Дом.задание: параграф№62, упр 482. Составить буквенный диктант.