"Дыхательная гимнастика для детей оздоровительной группы в ДОУ"

  • doc
  • 19.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дыхательная гимнастика.doc

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ГИМНАСТИКИ  И  МАССАЖА  ГОРЛА.

Предлагаю комплекс упражнений, при систематическом выполнении которого укрепляется нервно-мышечный аппарат горла, в результате чего оно станет устойчивее к холоду, инфекции, утомлению.

1. Легкое поглаживание правой рукой по направлению слева спереди назад до уха, до затылка, поворачивая голову направо, затем сменить руку и направление.

2. То же, но наиболее интенсивно и слегка  разминая пальцами мышцы шеи.

3. Легкое поглаживание горла и верхней части груди то левой, то правой рукой вверх и вниз (вверх чуть сильнее, вниз слабее).

4. Похлопывание ладонью по шее т верхней части груди (похлопывания должны быть легкими, приятными).

5. Тихо произнести звуки. А-Я, О-Е, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

6. Повторить гласные звуки совсем беззвучно, стараясь шире раскрывать не рот, а горло.

7. Полоскание рта и горла. Сначала «полоскание»  рта, затем  горла  воздухом, потом (в конце занятия) полоскание водой.

8. Наклонить голову вниз, выпрямить и отклонить назад. Несколько секунд держать прямо, потом наклонить вправо, влево, как бы положив на плечо.

9. Повернуть голову направо, потом налево, подбородком к плечу.

10. Негромко пропеть какой-нибудь мотив, произнося звук «А».

Все упражнения повторяются 6-8 раз.

Дыхание – важнейшая функция организма. Без воздуха человек может прожить несколько минут. Вдыхаемый воздух сначала попадает в нос. Там он согревается, очищается, увлажняется и поступает в легкие. Важно научиться дышать через нос исследить за правильным дыханием. Систематическое выполнение дыхательных упражнений – прекрасное закаливающее и лечебно-профилактическое средство: дыхательные мышцы приобретают достаточную силу и выносливость, нормализуется кровообращение, очищается слизистая дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от патологической микробной флоры, обеспечивается полноценный дренаж бронхов и таким образом предупреждает развитие ОРЗ, переход их в хронические.

ОСНОВНЫЕ  ПРАВИЛА  ДЛЯ  ЗДОРОВЬЯ  ОРГАНОВ  ДЫХАНИЯ.

  • занимайтесь физкультурой, спортом, дыхательной гимнастикой, пением;
  • перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение и провести влажную уборку;
  • никогда не курите и не дышите табачным дымом!

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  НОСОВОГО  ДЫХАНИЯ

  • Легкое поглаживание носа снизу вверх, вокруг глаз;
  • Постукивание средним пальцем как молоточком;
  • Сморщить нос, попытаться собрать его складочками;
  • Раздуть крылья носа, потом почти закрыть их;
  • Похлопать средним пальцем по ноздрям:
  • Похлопать пальцами по носу слева, справа, затем по лбу и щекам;
  • Потереть под носом по перегородке пальцем, поднимая слегка кончик носа;
  • Закрыть левую ноздрю, вдох-выдох, затем правую.

ИГРЫ:

1. «Пение гласных звуков»

Педагог показывает соответствующие игрушки, картинки и подражает звукам животных

( «ав-ав» - собачка, «мяу» - кошка, «ко-ко-ко» - курочка и т.д.)

Педагог показывает соответствующие игрушки, картинки и пропевает гласные звуки: укачивание куклы – а-а-а; поезд едет – у-у-у и т.д. Ребенок повторяет звуки.

Усложнение: ребенок произносит звуки сам, без помощи взрослого но по показу игрушек или картинок. Произносит звуки при помощи воображения.

2. «Узнай по запаху»

Детям предлагают понюхать несколько ароматных веществ – апельсин, лимон, яблоко, груша. Затем, с завязанными глазами, узнать предмет по запаху.

3. «Воздушный бой»

Дети делятся на подгруппы – бомбардировщики («в»), истребители («и»), орудия на земле («кх-кх»). Бомбардировщики летят, произнося «в», затем сбрасывают бомбы, взрыв «ч-ч-ч». Продолжают летать врассыпную. Появляются истребители «и», Летают за бомбардировщиками, стреляют из пулемета «тр». Орудия с земли стреляют залпами «кх-кх».

 

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ИГРЫ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шаров, выдувание мыльных пузырей, «булькание» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на ним заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки» - маленькие комочки ваты или бумаги. Просим ребенка устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть, что бы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть, что бы он плыл.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов. Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой  снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Дыхательная гимнастика не требует больших помещений, легка в исполнении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста преобретает актуальность в современной действительности. Широкую известность эта  методика получила благодаря стараниям ученика и последователя дыхательной гимнастики  А. Н. Стрельниковой Щетинина Михаила Николаевича. Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма.

Правила выполнения:

1. Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный       и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.

2. Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением.  Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

3. Делаем вдохи на «2», «4», «8», т.е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8-16 серий.

4. Не выполняйте упражнения мимоходом.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ  ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1. «Разминка»

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох- Вдох- Вдох- Вдох

Гарью пахнет ох-ох.

2. «Шаги»

Марш на месте. Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный.

Аты-баты, аты-баты,

А сегодня мы солдаты.

Оевой-правой мы шагаем,

быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Кошка»

Стоя на месте, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены.

Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха.

При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку), при выдохе – разжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

4. «Любопытная Варвара»

Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Чем же пахнет, не понять,

Нужно носиком вдыхать.

5. «Ушки»

И.п.: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

Головою покачаем-

Влево-вправо наклоняем.

Плечи мы не поднимаем,

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Сад – огород»

Стоя прямо. Смотрим вверх – вдох, смотрим вниз – выдох. Нюхаем фрукты сверху – на дереве, овощи – внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко – близко.

7. «Кошка охотится»

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть, повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками – короткий и шумный вдох, (добыча справа), тоже влево (добыча слева).

Вышла кошка на охоту –

Воробья поймать охота.

Влево – вправо приседаем –

Запах воробья вдыхаем.

8. «Погончики»

Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем,

Теперь руки вниз толкаем.

Кулачки тут разжимаем,

Воздух носиком вдыхаем.

9. «Насос»

Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, накачивать шину автомобиля. Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

10. «Обними плечи»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая – левую подмышку и наоборот. Вдох происходит, когда руки скрещиваются.

Ой, ребята, замерзаем,

Плечи дружно обнимаем.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ:

1. «Часики» И.п.:стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик – так».

2. «Трубач» И.п.: сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф».

3. «Петух» И.п.: встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку».

4. «Паровоз» И.п.: руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, вращая согнутыми руками, вдоль туловища, кисти сжаты в кулаки и приговаривать «Чух-чух-чух».

5. «Насос» И.п.: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклон вперед с произнесением  звука «с-с-с».

6. «Регулировщик» И.п. Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и

произношением звука «р-р-р».

7. «Лыжник» И.п. ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м».

8. «Гуси» И.п. о.с. Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох опустить вниз с длительным произношением звука «у-у-у».

9. «Семафор» И.п. сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звук «с-с-с».

10. «Каша кипит» И.п. сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При вдохе произношение звука «ш-ш-ш».

11. «Партизаны» И.п. Стоя, в руках палка. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – медленный выдох с произношением слова «ти-ши-на».

12. «На турнике» И.п. стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки - медленный выдох с произношением  звука «ф-ф-ф».

13. «Гуси шипят» И.п. ноги на ширине плеч, руки опущены.Наклон вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад. Медленный выдох на звук «ш-ш-ш».

14.»Ежик» И.п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох с произношением  звука «ф-ф-ф».

Выпрямить ноги – вдох.

15. «Шар лопнул» И.п. ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звук «ш-ш-ш».

16. «Дровосек» И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох со звуком «ух-х-х».

ДЫХАТЕЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО МЕТОДУ М.Л.ЛАЗАРЕВА

Программа «Здравствуй» М.Л.Лазарева разработана на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возрастав существующих рамках образовательных стандартов. Важную роль  в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

Методика дыхательной релаксации: звучит тихая, спокойная музыка (приложение на СД №1).

«Ляжем на спину, закроем глаза… Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом…кожей… Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5… На счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение…»

ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ.

Полное дыхание – дыхание йогов – самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Полное дыхание дает прекрасный эффект, оздоравливая легкие и весь организм в целом.

КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ.

1. «Ветер»

И.п. лежа, сидя, стоя. Тело расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на  3-4 сек. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

 

2. «Радуга»

И.п. стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 сек. Растягивая губы в улыбке, с произношением  звука «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, а затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука – под мышку, другая – на плечо.

3. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

И.п. сидя, стоя, тело выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую  ноздрю делать тихий продолжительный выдох  с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». То же наоборот.

4. «Воздушный шар»

И.п. лежа на спине, ноги свободно вытянуты, тело расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка – на нем лежат обе ладони. В дальнейшем это упражнение можно выполнять стоя. Медленный плавный вдох, без усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

КОМПЛЕКС  ЗВУКОВОГО  ДЫХАНИЯ

Комплекс  звукового  дыхания направлен на стимуляцию обменных процессов клетках за счет звуковой вибрации. Звуковое  дыхание может рассматриваться как вибромассаж, позволяющий улучшить многие рефлекторные и энергетические процессы  в организме. Вибрация производит энергетическую подзарядку клеток, улучшает их взаимодействие, вызывает вибрационный ответ органов и тканей на конкретный звук и является самым глубоким видом дыхательной гимнастики.

В звуковое  дыхание включены 3 серии упражнений:

1 –звуковая  вибрация тканей,

2 – звуковые диафрагмальные толчки,

3 – звуковая релаксация.

1 –звуковая  вибрация тканей

Звуки

Назначение упражнений

«В» вибрация на уровне лица

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица, гайморовых пазух. Эффект достигается при ринитах, гайморитах

«З» вибрация в области головы и шеи

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи. Эффективно при ринитах.

«Ж» вибрация в области головы и шеи

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки. Эффективно при наличии мокроты в бронхолегочном аппарате

«Н» вибрация в области головы

Используется при снятии головной боли

«М» вибрация в области грудной клетки и солнечного сплетения

Энергетическая подзарядка солнечного сплетения

«М» с напряжением

Улучшение оттока мокроты, увеличение силы дыхательных мышц

«Р» крупная вибрация тканей организма

Улучшение кровотока в организме, стимулирование обменных процессов, улучшение отхождения мокроты

2 – звуковые диафрагмальные толчки

Звуки

Назначение упражнений

«П – Б»

Стимуляция деятельности диафрагмы, улучшение дикции за счет тренировки губных мышц

«Т – Д»

Стимуляция деятельности диафрагмы, улучшение дикции за счет тренировки кончика языка

«К – Х – Г»

Стимуляция деятельности диафрагмы, улучшение дикции за счет тренировки средних и задних мышц языка

«ХА»

Стимуляция деятельности диафрагмы, улучшение дикции за счет тренировки голосовых связок, делает голос мелодичным

«А - ХА»

Тренировка диафрагмальной мышцы, голосового аппарата, эмоциональная стимуляция

3 – звуковая релаксация.

Звуки

Назначение упражнений

«Ф – Х – Ч – Ш – Щ – С»

Расслабление всех дыхательных мышц и других мышц организма

Рекомендации:

1. Для более глубокого ощущения вибрации звука ребенок может периодически закрывать  свой наружный звуковой провод, прижимая к нему козелки уха. Это можно делать как с одной стороны, так и с двух сторон.

2. При ларингитах произносятся только согласные, чтобы не травмировать связочный аппарат. (Например, только «Т», а «Д» не произносится, или только «К» - без «Г»)

3. Звуковой комплекс может выполняться ежедневно, но особенно эффективен, когда ребенок болен и находится на постельном режиме.