Дыхательные упражнения
«Ветер»
Ну-ка, ветер, налетай,
Тучку с неба прогоняй!
Ветер так старается,
Что солнце улыбается.
Дети делают активный вдох, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на продолжительном выдохе произносят: «Ф – ф – ф…»
«Ветер»
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул.
Дети делают глубокий вдох, надувают щёки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.
Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку
Серые плыли, белые плыли
Красными лапками воду мутили.
Ходьба в приседе и проговаривание слов.
Сначала буду маленькой
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большой
До лампы дотянусь.
Проговаривают сидя, обхватив руками колени.
Мы скачем по дорожке
Меняя часто ножки
Поскакали, поскакали
А потом как аист встали
Подойдите, посмотрите
То уже не аист – птица
То лягушечка – квакушка,
Ква – ква - ква! – кричит подружкам!
Скок – скок – скок – скок
Поскакал я сколько смог!
«Волки»
«У – у – у! – сказала, ёжась, Зина, -
Ну, зимой и холодина!»
Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: «У – у – у…»
Дети стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук: «У – у – у…»
«К солнышку»
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл.
Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф – ф – ф»
«Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
«Ветерок»
Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе:
«Ф – ф –ф…»
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывёт кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
«Шарик»
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал:
Подошёл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш – ш – ш…
Руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Живот должен стать круглым. После задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «Ш». Воздух должен выходить равномерно.
«Пузыри»
Эй, мышонок, посмотри,
Звать к себе, помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Синий, красный, голубой.
Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и быстро выдохнуть.
Выбирай себе любой!
«Пчела»
Пчёлка, гуди
Легко взмахивают кистями рук.
В поле полети.
С поля лети –
Медок неси.
Ж – ж – ж…Ам!
«Пожалеем мишку»
Дети дуют на ладошку как можно дальше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струёй.
Мишка наш совсем здоров –
Даже танцевать готов.
Ну и веселье у куклы и Мишки –
Полечку пляшут без передышки.
«Осы»
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят:
«З – з – з…»
Осы к осени желтее,
Полосатее и злее.
Видно, бабушкин компот
Им покоя не даёт…
И варенье и повидло
Есть у нас, а им – обидно.
«Синьор – помидор»
И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.
«Берёзка»
Распустила волнистые косы,
Улыбнулась гостям с высоты,
Это гордость России – берёзка
В рамках северной красоты.
(Волнообразные движения рук)
(Руки вперёд, наклон с улыбкой)
(«Русский поклон»)
(Полный оборот вокруг себя)
«Клён»
Рос у клёна – маменьки
Клён – ребёнок маленький,
Маленький сыночек
Рыженький кленочек.
(Округлённые руки над головой, пружинка)
(Присесть на колени с округлёнными руками, покачиваться вправо, влево)
«Ноги и ножки»
Большие ноги шли по дороге
Топ – топ, топ – топ, топ – топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топа – топа – топа – топ,
Топа – топа – топа – топ.
(Ходят в медленном темпе, чётко опуская ногу на всю ступню)
(Бегут на носках с остановкой на последнее слово)
Ритмические игры
«Дождь частый и редкий»
Дети ударяют по ладони указательным пальцем другой руки с приговариванием ритмослогов «кап – кап» в соответствии с расположением прямых линий на схеме. Линии расположены на большом расстоянии друг от друга – удары редкие; линии рядом – удары частые.
Дождик в лужицах, смотри,
Надувает пузыри!
Пузыри и там, и тут
Словно лодочки плывут.
«Прощание с дождём»
Дождик, дождик, не грусти
Кап – кап, кап – кап!
Снова в гости приходи!
Кап – кап, кап – кап!
Говорят слова, грозя пальчиком.
Ритмично хлопают в ладоши.
Манят ручками.
Хлопают в ладоши.
«Капель»
Кап! Кап! Я – капель,
Капаю тихонько.
Кап! Кап! Целый день
Капли пляшут звонко.
Хлопают в ладоши четвертными длительностями.
Кап – кап – кап! Побыстрей
Капли побежали,
Потому что солнышко
Капли увидали.
Стучат пальчиком по ладошке восьмыми.
«Барабан»
Так играет барабан:
Трам – пам – пам!
Барабан стучит с утра:
Тра – та – та, тра – та – та!
Очень рад барабан:
Там – там, там – там!
Отстукивают на палочках и барабанах ритм 6
Четвертными, пунктирный ритм, половинными длительностями.
«Белочка»
Я весёлый зверёк –
Цок – цок – цок, цок – цок – цок!
Хлопают в ладоши перед грудью.
Я пушистый зверёк
Цок – цок – цок, цок – цок – цок!
3 хлопка у одной щеки, 3 хлопка у другой.
Я красивый зверёк –
Цок – цок – цок, цок – цок – цок!
«Тарелочки»
Очень ловкий зверёк –
Цок – цок – цок, цок – цок – цок!
Ударяют указательными пальчиками друг о друга.
Хочешь, белочка, орешков? -
Цок – цок – цок, цок – цок – цок!
Сгибают руки в локтях, ритмично сжимают и разжимают пальцы!
Хочешь беленький грибок? –
Цок – цок – цок, цок – цок – цок!
Ударяют кулачками друг о друга.
По деревьям прыгать любишь? –
Цок – цок – цок, цок – цок – цок!
Хлопают ладонями по коленям.
А охотников боишься? –
Цок – цок – цок, цок – цок – цок!
Легко встряхивают опущенными кистями.
«Лягушка»
Дети прыгают под удары бубна то медленно, то быстро.
Раз – ду – ду, два – ду – ду,
Мы играли в чехорду!
Я лягушка – попрыгушка,
Ты лягушка – поскакушка,
Мы лягушки – прыг да скок
Из болота на листок!
«Эй, ребята!»
У меня есть паровозик
Ту – ту! Чи – чи!
Он меня по рельсам возит
Ту – ту! Чи – чи!
Мы приехали!
Ду – ду, ду – ду, ду – ду – ду!
Ду – ду, ду – ду, ду – ду – ду!
Вот так дудочка дудит,
Всех ребяток веселит!
Эй, ребята, не зевать!
Будем звуки повторять.
Будем звуки повторять
Будем весело играть!
И вот так: о – О – О!
Выше, выше: и – И – И!
Ниже, ниже: у – У – У!
Маме надо отдыхать
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу
Я её не разбужу.
Тук – тук – тук – тук!
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут
Меня к мамочке ведут.
«Стой на месте»
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Раз, два, три, четыре
Все играют в этом мире.
Раз, два, три, - раз, два, три,
Ногу ты скорей согни!
Раз, два – прямо стой!
Получилось?
Ты – герой!
(Раз не смог тогда со мной)
«Во дворе растёт подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперёд, назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
(Дети садятся)
«Вот под ёлочкой»
Вот под ёлочкой зелёной
(Встали)
Скачут весело вороны:
(Прыгаем)
Кар – кар – кар! (Громко)
(Хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали,
(Повороты туловища влево – вправо)
Спать ребятам не давали:
(Наклоны туловища влево – вправо)
Кар – кар – кар! (Громко)
(Хлопки над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают
(Машут руками как крыльями)
И все вместе засыпают:
(Садятся на корточки, руки под щёку – засыпают)
«Вот летит большая птица»
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
(Движения руками, имитирующие махи крыльями)
Наконец она садится
На корягу над водой.
(Садятся на несколько секунд в глубокий присед)
«Жёлтый шар»
Кто-то утром, не спеша.
(Ходьба на месте)
Надувает жёлтый шар,
(Дети дуют и разводят руками)
А как выпустишь из рук –
(Поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг
(Поворот)
Что это за шар?
(Дети хором: «Солнце»)
«Листопад»
Под ногами листопад,
(Ходьба)
Листья жёлтые лежат,
Листья жёлтые лежат,
(Наклоны)
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок
Папа, мама и листёнок.
«Зелёная толстушка»
Здесь сидеть мне неохота
(Движения головой к левому – правому плечу, руки на пояс)
Лучше прыгну я в болото.
(Прыжки на месте)
Я – зелёная толстушка,
(Хлопок в ладоши)
Все зовут меня …лягушка.
«Игра»
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок,
Становитесь в наш венок.
(Дети становятся в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки.
(Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы – резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире!
«Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую)
«Будем прыгать, как лягушка»
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка – попрыгушка.
За прыжком – другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
(Прыжки)
«Белки»
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко.
(Прыжки на месте)
«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать!
(Прыжки на месте)
Наклонился правый бок.
(Наклоны)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки
(Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку,
(Присели на пол)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку,
(Сгибаем в колене)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли
(Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали
(Движения головой)
И все вместе дружно встали.
(Встали)
«Хлопья белые»
Хлопья белые летят,
(Лёгкий бег на месте)
Холоднее стало.
(Приседания)
Только, зимушка, ребят
(Наклоны туловища влево – вправо)
Ты не испугала.
(Прыжки на месте)
«Золотое солнышко»
- Как светит солнышко летом?
(Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладоней)
- Как светит солнышко осенью?
(Мышцы ладоней в напряжении, пальцы полусогнуты)
- Как светит солнышко зимой?
(Пальцы собираются в щепотку)
«Наши красные цветки»
Наши красные цветки
Распускают лепестки.
(Плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Качание руками влево – вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
(Присели, спрятались)
Головой качают,
(Движения головой влево – вправо)
Тихо засыпают.
«Рыжие клёны»
Все клёны стали рыжие,
(Руки подняли вверх. Покачали руками)
И не один не дразнится.
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны)
Раз всё равно все рыжие,
(Руки подняли вверх)
Кому какая разница?
(Покачали руками)
«Апельсин»
Жёлтый, круглый, ты откуда?
(Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
(Руки в стороны – на пояс)
Можешь съесть меня, но только
(Прыжки на месте)
Раздели сперва на дольки.
(Хлопки в ладоши)
Как меня ты назовёшь?
«А в лесу растёт черника»
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоды сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседание)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
(Ходьба на месте)
«А над морем – мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою.
(Дети машут руками, словно крыльями)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками)
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветерка, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)
«А сейчас мы с вами, дети»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета вниз.
(1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 – основная стойка)
«Ванька-встанька»
Ванька-встанька,
(Прыжки на месте)
Приседай-ка.
(Приседания)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой!
(Хлопки в ладоши)
«Весёлые прыжки»
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
(Прыжки на одной и двух ногах)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три – четыре –
И на месте походили.
(Ходьба на месте)
«Ветер тихо клён качает»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет;
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клён.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево)
«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает,
(Машут руками – крылышками)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте)
«Есть в лесу»
Есть в лесу три полочки:
(Хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки – ёлочки.
(Руки вверх – в стороны – вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх)
На ёлках птичьи голоса,
(Руки в стороны)
Внизу на ёлочках – роса.
(Руки – вниз, присели)
«За дровами мы идём»
За дровами мы идём
И пилу с собой несём.
(Ходьба)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить.
(Делают движения, повторяющие движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки.
(Дети делают движения, словно «колют» дрова)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём.
(Наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда.
(Дети садятся)
«Космонавт»
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны)
«Зайка»
Скок – поскок, скок – поскок,
(Прыжки)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
(Присели)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
«Землянику ищем»
Мы шли – шли – шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
(Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоняясь, надо левой рукой коснуться кончиками пальцев правой ноги, правая рука остаётся на поясе – выдох. Выпрямиться – вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги – быстро собираем её. Придётся опять наклониться.)
«Вышел зайчик»
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать.
(Ходьба на месте)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.
(Прыжки на месте)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
(Ходьба на месте)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрём и мы!
(Дети садятся)
«Вышел клоун»
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперёд…
Поклонился всем как мог.
(Поклоны)
«Дети едут на машине»
Дети едут на машине,
(Ходьба в парах, держась за плечи впередистоящего)
Смотрят на дорогу –
Слева – постовой стоит,
(Повороты туловища влево – вправо)
Справа – светофор горит.
«Головой качает слон»
Раз, два, три – вперёд наклон,
Раз, два, три – теперь назад.
(Наклоны вперёд, назад)
Головой качает слон –
Он зарядку делать рад.
(Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся)
«Гриша шёл»
Гриша шёл – шёл – шёл,
(Шагаем на месте)
Белый гриб нашёл.
(Хлопки в ладоши)
Раз – грибок,
(Наклоны вперёд)
Два – грибок,
(Наклоны вперёд)
Три – грибок,
(Наклоны вперёд)
Положил их в кузовок.
(Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движение грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными)
«Ёжик»
Ёжик топал по дорожке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте)
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте)
«Цыплята»
Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнована она.
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.
(Дети распределяются на три группы. В каждой группе – наседка и её цыплята. Выбранные считалкой три коршуна должны коснуться ладонями цыплят, после чего те выбывают из игры. Наседка защищает своих цыплят. Она не нападает на коршунов, но если при их нападении наседка, защищая своих цыплят, коснётся руками коршунов, то они выходят из игры. Три группы цыплят двигаются цепочками, держась друг за друга и зи наседку, которая возглавляет цепь. Цыплята поют)
Дружно держимся за друга,
Здесь в колонне друг – подруга!
Мы все смелые ребята
Развесёлые цыплята!
Нам не страшен хитрый коршун
С нами наша мать!
Мы идём с неё погулять,
Чудеса повидать!
(При этом наседки делают различные повороты. Если цепь разрывается, коршуны нападают. Цыплята стараются выстроиться в цепь)
«Голубой аэропланчик»
Утром стрекоза проснулась,
(Потёрли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась.
(Руки через стороны вверх, потянулись)
Раз – росой она умылась,
(Потёрли ладонями щёки)
Два – изящно покружилась,
(Покружились на месте)
Три – нагнулась и присела,
(Присели)
На четыре – полетела.
(Помахали руками вверх – вниз)
У реки остановилась,
(Лёгкий бег на месте)
Над водою закружилась
(Присели)
Голосовые игры
«Машина»
Мы в машину сядем,
Заведём мотор.
Повезёт машина нас
За большой забор.
(Дети имитируют звук «Р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса)
На машине ехали, город весь проехали,
Проезжали косогор –
У неё заглох мотор.
(Замолкают)
«Самолёт»
Полетит наш самолёт,
К облакам нас унесёт.
С ветерком там поиграет
И на землю всех вернёт.
(Дети тянут гласный «У» с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые, вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука)
«Лошадка»
На лошадке верхом
Все поскачем потом.
Звонко цокают копытца.
Не пора ль остановиться?
Тпру – у – у!
(Дети щёлкают языком, изменяя форму губ – вытягивают трубочкой, растягивают в улыбке)
«Поезд»
Поезд подаёт сигнал –
Он стоять уже устал.
Набирает поезд ход,
Свою песенку поёт.
(Дети тянут «ту – у – у - у». Дети произносят «Чух – чух» - с ускорением и замедлением темпа, произносят на выдохе «Пш – ш – ш»)
«Вежливые слова»
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б ни встретил
- Это знают дети.
Скажешь «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет» привет!»
Здравствуйте, ладошки!
Здравствуйте, сапожки!
Здравствуйте, лягушки!
Здравствуйте, кукушки!
Здравствуй, звонкий каблучок!
И малышка светлячок!
Здравствуй, поросёнок!
И маленький телёнок!
Здравствуй, шустрый ветерок,
Звонкий детский голосок!
Здравствуй, сонная ворона,
Поезд длинный у перрона!
Добрый день ручным часам,
Громким детским голосам!
Здравствуй, бурная река,
В синем небе облака!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.