Дымковская игрушка

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Познакомить детей, показать красоту, своеобразие, неповторимость дымковской игрушки. 2. Активно вовлекать учащихся в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушки. 3. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, развивая чувство прекрасного, от соприкосновения с декоративно -прикладной игрушкой. 4. Развивать эстетический вкус и творчество детей на примере изготовления народной игрушки как подлинника, как правило, маленького шедевра. 5. Развивать графические навыки в изображении элементов геометрического узора по народным мотивам, умение писать кистью пользуясь разными приемами. Развивать навыки пространственного расположения узора. Оборудование: Репродукции картин в альбоме “Русская народная игрушка”, Богуславская Н. “Русская глиняная игрушка”, рисунки. Материалы: Альбомный лист, гуашь, кисточка, баночка для воды, трафарет дымковской барыни.
Иконка файла материала Дымковская игрушка.doc
Цели урока: Дымковская игрушка 1. Познакомить детей, показать красоту, своеобразие, неповторимость дымковской  игрушки. 2. Активно вовлекать учащихся в непрерывную традицию народного творчества путем  непосредственного участия в создании игрушки. 3. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, развивая чувство  прекрасного, от соприкосновения с декоративно ­прикладной игрушкой. 4. Развивать эстетический вкус и творчество детей на примере изготовления народной  игрушки как подлинника, как правило, маленького шедевра. 5. Развивать графические навыки в изображении элементов геометрического узора по  народным мотивам, умение писать кистью пользуясь разными приемами. Развивать  навыки пространственного расположения узора. Оборудование: Репродукции картин в альбоме “Русская народная игрушка”, Богуславская Н. “Русская  глиняная игрушка”, рисунки. Материалы: Альбомный лист, гуашь, кисточка, баночка для воды, трафарет дымковской барыни. Ход урока 1. Оргмомент. – Здравствуйте, ребята. 2. Сообщение темы и цели урока. Сегодня, ребята, мы познакомимся с одним из жанров народного творчества – Дымковской  игрушкой. Мы увидим ее красоту, своеобразие, неповторимость. Узнаем, чем отличается  дымковская игрушка от других глиняных игрушек. Увидим, что дымковская игрушка – это  народное творчество, малая бытовая скульптура. 3. Беседа. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же –  глиняная игрушка, своеобразная и в чем­то загадочная область народного творчества.  Глиняная игрушка вызывает немало вопросов. Всегда ли она была игрушкой или когда­то  глиняные фигурки, свистульки, погремушки играли какую – то иную роль в жизни людей?  Фигурки мужчин и женщин, коней и всадников, птиц и зверей повторяются из века в век, из  одной местности в другую. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены во 2  тысячелетии до н. э. Это глиняные топорики, погремушки. В более поздних века веках  обнаружены фигурки коньков, птиц, баранов. Игрушки вылеплены вручную из комочков  глины, обожжены. На некоторых видны следы окраски и росписи. Игрушки старой Москвы  вылеплены из той же красной глины, что и посуда. Многие игрушки сплошные, но есть и  пустотелые, с отверстиями для свиста или с помещенными внутри камешками, как в  погремушках. Вылепленные игрушки просушивали, а затем одни закаливали до темно –  бурого цвета, а другие покрывали слоем белой глины с примесью извести. Красную, серую  или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая ввязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через  несколько дней обжигали. В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица,  всадник, олень. Почему же именно эти несколько сюжетов прошли сквозь века и  тысячелетия? Ответ ведет в глубины истории. В глубокой древности глиняная игрушка была  не только забавой, но еще воплощала образы языческих верований. Женская фигура  воплощала Мать сыру землю, Великую богиню – Природу, кони и олени – великое Светило,  дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы – стихию воздуха, связывающие небо и  землю. В этих представлениях отражалась наивная вера крестьянина в добро и зло. Со  временем культовый смысл фигурок утрачивался, они становились предметом забавы,  игрушкой, обретали более реальное содержание, превращаясь в барынь, нянек, кур и  петушков. Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской  слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. О них немало написано. Они широко  представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы  нашей страны. Город Киров стоит на большой реке Вятке и тогда тоже именовался Вяткой. В этой Вятке  очень любили свистульки. Тут даже был особый праздник, которого не было больше нигде и  который так и назывался “Свистунья”. Необыкновенный был праздник. Весь город по три дня гулял. С музыкой, с качелями и каруселями, с пляской и песнями. И главное, с непрерывным  заливистым свистом, который летал и перекатывался над городом три дня и три ночи.  Праздник и начинался с того, что каждая семья шла на городскую площадь в специальные  торговые ряды, где продавали дымковские свистульки да игрушки, да разные сладости:  леденцы, маковки, пряники, пирожки, орехи. Дымково – это городская слобода, т. е. его часть. Но только лежит она отдельно, за  широкой рекой, как раз напротив центра города. На вид слобода – обыкновенная деревня –  больших домов нет. Главным занятием жителей в прежние времена была рыбная ловля. А  еще лепили из глины свистульки и игрушки. Глины здесь много. Но свистульками делали  только небольших уточек и коней, а кони были и двуглавые и трехглавые. То есть самые, что  ни на есть сказочные. И кони с всадниками. Каждому в семье покупался свой конек или своя  уточка – и пошло: кто кого пересвистит, у кого свист красивей, у кого задорней получится. Маленький мальчонка стоит, щеки надувает. Рядом тоже самое делают его сестра, мать,  отец, бабушка и даже старый престарый дед. Смешно всем стало, весело! Так смешно и  весело, что ноги сами приплясывать начали. Вся площадь, все улицы Вятки полны  развеселых, приплясывающих, хохочущих, разнаряженных людей. Все в ликующем свисте. В тех же рядах обязательно покупали и дымковских барынь, нянь и индючков, похожих на  Жар – птицу. Носили их по улицам в руках для большего украшения праздника. А зимой этих  кукол и индючков ставили в окна между стеклами. Во все окна ставили – и это была  несказонная красота. Потому что в Кирове тоже очень снежно, сугробы до самых окон  доходят – а в окнах – сквозь любую пургу, сквозь любую непогоду ярко светятся, улыбаются, зовут удивительные игрушки. Дымковские игрушки ведь необыкновенно нарядны. Няня с ребенком на руках, например, может быть в ярко синем платье с пелериной и  пышными оборками. По подолу оранжевые и алые круги. На голове волнистая шляпа с алыми  перьями. Дите – все в кружевах. И, кроме того, на няне ярко горит золото: на шляпе, на  груди, на нижних оборках, в ушах большие золотые серьги. А какая она величавая и статная! Какое округлое и румяное у нее лицо! Как приветливо и добро она улыбается! Но свистульки, куклы и индючки были в Дымкове только началом, теперь же там лепят все: даже целые  сценки, в которых по 10 и 20 фигурок. Лепят избы, карусели, качели, пастухов со стадом. Все изобразят в игрушке, что есть в жизни. Но только веселое. Грустного ничего нет. А старейшая игрушечница – Зоя Васильевна Пенкина даже вылепила Пушкинскую “Сказку о  царе Салтане”, в которой восемьдесят отдельных сцен и фигурок. Их все можно двигать –составлять сказку, как тебе захочется. Рост этих фигурок чаще с детскую или женскую  ладонь. Даже опытные старые мастерицы, бывает, лепят свои игрушки целыми месяцами,  переделывают. Прячут их надолго в шкафы. Снова вынимают и снова лепят, лепят… А, сделав основное, бьются над украшениями: над разными оборками, воланами, накладными цветами. А потом обжиг в печах. Потом побелка. Роспись у них только по беленому. И только красками, разведенными на яичных желтках. Темперой называются – особо яркие и блестящие краски. А в узорах в основном круги. И,  кроме того, накаждую фигурку во многих местах наклеиваются тонюсенькие медные  листочки – ПОТАЛЬ. Т. е. они раззолачиваются. И становятся самыми нарядными среди всех  игрушек, самыми яркими, самыми веселыми. Дымковские мастерицы немного волшебницы.  Ведь тот же индюк, например, всегда был обыкновенным и не очень – то симпатичным,  слишком ворчливым. А попал к ним – превратился в настоящую Жар – птицу, а кот – в  гармониста. У индюка теперь огромный и необыкновенный хвост горит, как многоцветное  солнышко! А какая богатая корона на голове! Какие дивные накладные цветы на крыльях! И  знаете, сколько девушек мечтает стать игрушечницами? В Кирове даже есть теперь такая  школа. Но многие учатся, учатся – и сил не жалеют, и времени, а все не получаются у них  игрушки – не живые, не веселые выходят. Вот значит, как все сложно, как трудно. Особый  талант должен быть дан человеку. 4. Закрепление материала. А сейчас, ребята, поиграем, отдохнем. На доске висит плакат: Дымковская игрушка. (Что я узнал на уроке) На плакате несколько закрытых ячеек с ответами на вопросы. 1. Название дымковской игрушки произошло от Дымковской слободы, которую так  назвали из­за дымка при обжиге глины. 2. Жанр – прикладное искусство(игрушки). 3. Материал – глина. 4. Узор – круги, овалы, точки, полосы, клетка. 5. Игрушки перед росписью отбеливали мелом, разведенным на молоке. 6. Темпера – краски на яичных желтках. 7. Поталь – тончайшие медные листочки под золото. Задаются вопросы. По мере ответа детей ячейки открываются. 5. Проведем небольшую самостоятельную работу: каждый из вас проведет маленькое  исследование. Словом или словосочетанием вы должны раскрыть понятие о дымковской игрушке. На шаблоне дымковской барыни вам даны вопросы. В течение 2–3 минут вы должны ответить на них. Вопросы: 1. Материал. 2. Узоры. 3. Краски. (Ответы детей)6. Практическая работа. – Ребята, отгадайте загадку. “Зонтик грибком,  Руки крендельком,  Ходит девица – красавица По улице пешком.  Что это за игрушка?” (Дымковская барыня) А сейчас проведем практическую работу. Сегодня вы будете мастерами по росписи  дымковской игрушки. Не забывайте, что каждый мастер составляет свой узор, ни у кого не  срисовывает. Это очень ценно. У вас, у каждого на столе лежит вот такой (показываю)  шаблон “барыни”. Посмотрите, ребята, у ваших барынь закрашены кокошник и кофточка, а  юбка то осталась без узора. Я думаю, что ее тоже нужно украсить узором. Сейчас, сразу  кистью, используя элементы дымковской росписи, вы распишите юбку вашей барыни. Вы  тоже, как и мастер, придумайте каждый свой узор. Все элементы вы уже знаете, как их  расположить – тоже знаете. Постарайтесь, составить такой узор, чтобы юбка вашей барыни  казалась легкой, воздушной и чтобы она всем понравилась. Можно приступать к работе. 7. Итог урока. – Молодцы! Вы все сегодня справились с работой. Очень красивые получились юбки у ваших  барынь. Эти узоры могут помочь вам украсить работы на уроках труда. – Давайте, исследуем некоторые работы и выясним, действительно ли они похожи на  дымковские. – Ребята, какими способами и методами мы пользовались, изучая дымковскую игрушку? 1. Рассказ. 2. Самостоятельная работа. 3. Практическая работа. – Для чего мы изучали дымковскую игрушку? 1. Чтобы узнать о красоте, неповторимости и своеобразии дымковской игрушки. 2. Научились отличать дымковскую игрушку от других глиняных игрушек. 3. Узнать, что дымковская игрушка – это народное искусство. 4. Через дымковскую игрушку воспитывается любовь и уважение к народному  творчеству. Урок окончен. Досвидания!

Посмотрите также