Дымковские игрушки (конструирование).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: 1. Познакомить с дымковской глиняной игрушкой, технологией ее изготовления. 2. Закреплять умения обработки пластилина. 3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов. 4. Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре своего народа. Оборудование: а) для учителя: образцы глиняных игрушек, пластилин. б) для учащихся: набор пластилина.
Иконка файла материала Tehnologiya__8-ya_nedelya.doc
Технология Урок № 8. Дымковские игрушки (конструирование). (учебник с. 17­19, рабочая тетрадь  с. 10.) Задачи:  1. Познакомить с дымковской глиняной игрушкой, технологией ее изготовления. 2. Закреплять умения обработки пластилина.  3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов. 4. Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре своего народа. Оборудование: а) для учителя: образцы глиняных игрушек, пластилин.                            б) для учащихся: набор пластилина. Этапы урока I. Актуализация  знания Ход урока – Чему мы учимся на уроке «Технология»?    1 – Что уже узнали на предыдущих уроках?  – С какими материалами учились работать на последнем уроке?  – Какие способы соединения деталей узнали? – Пластилин – это материал или инструмент? Почему? – Какие правила работы с пластилином мы уже знаем и выполняли их? 2 – Кто уже понял, с каким материалом мы будем работать сегодня?  1 ­ Посмотрите на эту игрушку, как вы думаете, из чего она сделана? Учитель показывает глиняную игрушку.     2 История   дымковской   игрушки насчитывает   более   четырехсот   лет.   Впервые   этот Формирование УУД и ТООУ Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций; 2) формируем умение  выявлять сущность и  особенности объектов; 3) формируем умение на  основе анализа объектов  1народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной. По   форме   и   виду   дымковские   игрушки   довольно   разнообразны.   Как   правило,   это вылепленные  из  из глины,  полые внутри фигурки кавалеров  и барышень, медведей, лошадей,   пышнохвостых   индюков,   петухов,   коров   и   козлов.   История   дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги,   полоски,   волнистые   линии,   круглые   пятна,   точки   и   клетка.   В   оформлении готовой   игрушки   используются   самые   яркие,   даже   контрастные   цвета   –   красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота. Дымковская   игрушка   —   искусство   рукотворное.   Каждая   —   создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Для   её   производства   используется   местная   красная глина,   тщательно перемешанная   с   мелким речным   песком.   Фигурки   лепят   по   частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий   материал.   Следы   лепки   сглаживают   для   придания   изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре   700—800   градусов   игрушки   покрывают  темперными белилами в   два­три   слоя   (прежде   побелку   осуществляли   мелом, разведенным   на   молоке).   Раньше   игрушки   расписывали  анилиновыми красителями,   замешанными   на   яйце   с квасом,   используя   вместо   кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.   2 делать выводы. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение  слушать и понимать других; 2) формируем умение  строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме. 2II. Открытие  нового знания ­ Попробуем похожую игрушку слепить из пластилина. 1. Проверка рабочих мест      3 – С чего надо начинать работу? (С организации рабочего места.)  3 – Что вы уже об этом знаете? – Подготовьте своё рабочее место для работы с пластилином. – Проверьте, правильно ли вы подготовились. Откройте учебник на с. 16 и  сравните своё рабочее место с рисунком. Если нужно, поправьте. 2. Исследование    3 а) Возьмите один брусок пластилина и расскажите всё о нём: каковы его  цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость­твёрдость,  сгибаемость, пластичность.  – Какими же свойствами обладает пластилин? б) Учитель предлагает ученикам выполнить ряд приёмов и наблюдает за их работой. После каждого задания подводится итог: выбирается самый  рациональный приём. Возможно, качественными окажутся все приёмы.  Или одним детям подходит один приём, другим – другой. Главное, чтобы  каждый ученик нашёл свой приём получения различных форм.  2  3 – Как отрезать кусочек пластилина от бруска? (Отпилить стекой, отделить верёвочкой. Качественнее второй приём). – Что делать, если пластилин очень твёрдый? (Разогреть в руках, на  батарее.) – Как скатать большой шарик? (В руках, на столе.)                        2 – Как скатать маленький шарик? (Между пальцами, на столе.) – Как скатать палочку или колбаску? (В руках, на столе.) Можно предложить ученикам сравнить свои действия с рисунками в  учебнике на с. 15. Регулятивные УУД: 1) формируем умение  учиться высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) формируем умение  оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) формируем умение  прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) формируем умение  осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. 3III. Развитие  умения  применять новое  знание – Какие ещё формы можно сделать из пластилина? – Что вы узнали о материале пластилине? – К какому этапу урока теперь можем приступить? (Выполнить поделку.) 1. Практикум.  Выполнение задания на с. 18­19. Можно иметь образец изделия. Анализ образца: ­ Что это за изделие? ­ Из какого материала изготовлена лошадка? ­ Какого цвета каждая часть лошадки? Почему именно такого? ­ Из каких частей­деталей состоит игрушка­лошадка? Обращение к учебнику. Наблюдение и обсуждение приемов изготовления деталей и сборки игрушки на с. 18­19. ­   Какие   материалы   и   инструменты   вам   понадобятся   для   выполнения работы?  Изготовление игрушки с помощью учителя с опорой на инструкционную карту.  2. Анализ работ.   4 Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало  формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе сделать лошадку? – Ты справился с работой или есть недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей­то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Личностные УУД: 1) формируем  мотивации к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание  нравственного чувства,  этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое  воспитание; 46) эстетическое воспитание. IV. Итог урока  Готовые работы выставляются на доску. Учитель вместе с учениками  обсуждает результат, положительно отзывается о работе детей и отмечает  аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности  детей.  — Для чего люди делают игрушки? – Чему мы сегодня научились на уроке? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы вы оценили своё настроение после урока? – Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока технологии в дневнике.  ТООУ 5