Задачи:
1. Познакомить с дымковской глиняной игрушкой, технологией ее изготовления.
2. Закреплять умения обработки пластилина.
3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов.
4. Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре своего народа.
Оборудование: а) для учителя: образцы глиняных игрушек, пластилин.
б) для учащихся: набор пластилина.
Tehnologiya__8-ya_nedelya.doc
Технология
Урок № 8. Дымковские игрушки (конструирование).
(учебник с. 1719, рабочая тетрадь с. 10.)
Задачи:
1. Познакомить с дымковской глиняной игрушкой, технологией ее изготовления.
2. Закреплять умения обработки пластилина.
3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов.
4. Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре своего народа.
Оборудование: а) для учителя: образцы глиняных игрушек, пластилин.
б) для учащихся: набор пластилина.
Этапы урока
I. Актуализация
знания
Ход урока
– Чему мы учимся на уроке «Технология»? 1
– Что уже узнали на предыдущих уроках?
– С какими материалами учились работать на последнем уроке?
– Какие способы соединения деталей узнали?
– Пластилин – это материал или инструмент? Почему?
– Какие правила работы с пластилином мы уже знаем и выполняли их? 2
– Кто уже понял, с каким материалом мы будем работать сегодня? 1
Посмотрите на эту игрушку, как вы думаете, из чего она сделана?
Учитель показывает глиняную игрушку. 2
История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот
Формирование УУД и
ТООУ
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций;
2) формируем умение
выявлять сущность и
особенности объектов;
3) формируем умение на
основе анализа объектов
1 народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой),
в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных
солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который
традиционно отмечался весной.
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это
вылепленные из из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей,
лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. История дымковской
росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги,
круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении
готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный,
зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание
одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не
повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая
игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно
перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям,
отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как
связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию
ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при
температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными
белилами в дватри слоя (прежде побелку осуществляли мелом,
разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми
красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей
палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом,
что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для
росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. 2
делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме.
2 II. Открытие
нового знания
Попробуем похожую игрушку слепить из пластилина.
1. Проверка рабочих мест 3
– С чего надо начинать работу? (С организации рабочего места.) 3
– Что вы уже об этом знаете?
– Подготовьте своё рабочее место для работы с пластилином.
– Проверьте, правильно ли вы подготовились. Откройте учебник на с. 16 и
сравните своё рабочее место с рисунком. Если нужно, поправьте.
2. Исследование 3
а) Возьмите один брусок пластилина и расскажите всё о нём: каковы его
цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкостьтвёрдость,
сгибаемость, пластичность.
– Какими же свойствами обладает пластилин?
б) Учитель предлагает ученикам выполнить ряд приёмов и наблюдает за их
работой. После каждого задания подводится итог: выбирается самый
рациональный приём. Возможно, качественными окажутся все приёмы.
Или одним детям подходит один приём, другим – другой. Главное, чтобы
каждый ученик нашёл свой приём получения различных форм. 2 3
– Как отрезать кусочек пластилина от бруска? (Отпилить стекой, отделить
верёвочкой. Качественнее второй приём).
– Что делать, если пластилин очень твёрдый? (Разогреть в руках, на
батарее.)
– Как скатать большой шарик? (В руках, на столе.) 2
– Как скатать маленький шарик? (Между пальцами, на столе.)
– Как скатать палочку или колбаску? (В руках, на столе.)
Можно предложить ученикам сравнить свои действия с рисунками в
учебнике на с. 15.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение
прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
3 III. Развитие
умения
применять новое
знание
– Какие ещё формы можно сделать из пластилина?
– Что вы узнали о материале пластилине?
– К какому этапу урока теперь можем приступить? (Выполнить поделку.)
1. Практикум.
Выполнение задания на с. 1819. Можно иметь образец изделия. Анализ
образца:
Что это за изделие?
Из какого материала изготовлена лошадка?
Какого цвета каждая часть лошадки? Почему именно такого?
Из каких частейдеталей состоит игрушкалошадка?
Обращение к учебнику. Наблюдение и обсуждение приемов изготовления
деталей и сборки игрушки на с. 1819.
Какие материалы и инструменты вам понадобятся для выполнения
работы?
Изготовление игрушки с помощью учителя с опорой на инструкционную
карту.
2. Анализ работ. 4
Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало
формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать лошадку?
– Ты справился с работой или есть недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные УУД:
1) формируем
мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание
нравственного чувства,
этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое
воспитание;
4 6) эстетическое воспитание.
IV. Итог урока
Готовые работы выставляются на доску. Учитель вместе с учениками
обсуждает результат, положительно отзывается о работе детей и отмечает
аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности
детей.
— Для чего люди делают игрушки?
– Чему мы сегодня научились на уроке?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы вы оценили своё настроение после урока?
– Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока технологии
в дневнике.
ТООУ
5
Дымковские игрушки (конструирование).
Дымковские игрушки (конструирование).
Дымковские игрушки (конструирование).
Дымковские игрушки (конструирование).
Дымковские игрушки (конструирование).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.