ароапт апт чн иа ра рк авот авп пва п апп одыял алвоа алп опоа п оп полдп д пвалпо влы по лпо п оп паворпподл к пкоа еоукш мтпшу паро п п праворп аор паво арп п пррвло пар
Методика проведения физкультурных занятий на
прогулке
Консультация для воспитателей
Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно
сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма
детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игрэстафет,
спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных
движениях. Во время физкультурных занятий на прогулке происходит
постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения
чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую
работоспособность детей на протяжении всего занятия, например, медленный
бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном движении и т.д.
Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что
общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях
занятия: в вводноподготовительной во время ходьбы дети выполняют
различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками; в основной
части даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение
общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более
динамичным.
Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей
спортивным играм и упражнениям: прыжкам через скакалку, ходьбе на лыжах.
В старшей группе дети обучаются элементам баскетбола, футбола, учатся
играть в бадминтон. Кроме того, во время занятий на прогулках, дети
закрепляют основные движения, которые они разучивали на предшествующих
физкультурных занятиях.
Физкультурное занятие на прогулке состоит из трех взаимосвязанных
частей: вводноподготовительной, основной, заключительной.
Вводно – подготовительная часть призвана способствовать организации
детей, созданию у них настроенности к предстоящей физической нагрузке.
Начинается вводно – подготовительная часть с построения и ходьбы. Во
время ходьбы дети выполняют простейшие движения рук. Во время ходьбы
воспитатель следит за четким шагом, правильным движением рук,
соблюдением дистанции. Ходьба без остановки переходит в медленный бег,
который продолжается от 1 до 3 минут, в зависимости от возраста детей. На
втором – третьем круге дети выполняют упражнения (34): бегут боком
приставным шагом, высоко поднимая колени, прыгают на одной и двух ногах,
бегут спиной вперед и др. Медленный бег заканчивается ходьбой.Подготовительная часть занимает от 3 до 5 минут. В холодный период года
построение в начале занятия не проводится: по выходе из помещения дети
идут к спортивной площадке, выполняя движения для рук.
Основная часть занятия продолжается от 14 до 26 минут. В этой части
решаются задачи повышения функциональных возможностей организма детей,
развития силы, быстроты, общей выносливости. Кроме того, осуществляется
закрепление основных движений и вырабатывается умение использовать их в
игровой деятельности.
В средней группе основная часть начинается с подвижной бессюжетной игры,
затем следует короткая (в пределах 1 минуты пробежка в среднем темпе.
После этого дети осваивают спортивные упражнения или выполняют одно из
основных движений. Заканчивается эта часть сюжетной подвижной игрой.
В старшей группе основная часть начинается с освоения спортивного
упражнения и ли элементов спортивных игр. Затем – короткая пробежка в
среднем темпе (от 1 до 1,5 минуты). По окончании ее дети упражняются в
основном движении. После этого дается пробежка в среднем темпе, затем
проводится подвижная игра.
В подготовительной группе основная часть протекает так же, как и в старшей,
но воспитатель чаще использует групповой метод, которое позволяет сочетать
обучение детей педагогом и самостоятельное совершенствование детьми
приобретенных навыков.
В старшей и подготовительной группах бег может усложняться – детям
предлагается маршрут с преодолением препятствий.
При выполнении основных движений, спортивных упражнений или элементов
спортивных игр нельзя допускать спешки – нужно требовать четкости и
законченности движений.
Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой. В целях повышения
двигательной активности детей, проигравшие выходят из игры не более чем на
одно повторение. В игре не должно быть длительных остановок, перерывы
между повторениями 1520 сек.
В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу.
Продолжительность его регулируется воспитателем в зависимости от
активности детей в предшествующей подвижной игре, погодных условий и
подготовленности детей:
после игры большой подвижности
продолжительность медленного бега должна быть сокращена вдвое или он не
проводится совсем, а дети спокойно ходят по площадке. После игры средней
подвижности, особенно в холодный период года, медленный бег дается в том
же объеме, что и в начале занятия.На протяжении всего занятия дети много бегают. По скорости у
дошкольников условно можно выделить три вида бега: медленный, в среднем
темпе и быстрый.
Медленный бег является важным средством воспитания у детей
выносливости. Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно
ускорять ходьбу.
Бег в среднем темпе предъявляет более высокие требования к деятельности
важнейших систем организма. Как показали исследования, дети средней
группы способны пробежать в среднем темпе без остановки от 500 до 600
метров, а подготовительной – от 7—до 900 метров.
Быстрый бег является составной частью игр, игрэстафет, у дошкольников он
проводится на дистанции от 10 до 30 метров.
Во время занятий на воздухе необходимо уделять внимание носовому
дыханию. В то же время не стоит бояться, если в холодный период года во
время бега, игры дети дышат ртом.
Одежда и обувь детей во время занятий на воздухе должна обеспечивать
свободу движений, надежно предохранять от охлаждения и вместе с тем от
перегревания.