Русский язык
Тема: Единственное и множественное число имён существительных.
Цель: дать понятие об изменении имён существительных по числам, учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа, учить изменять существительные по числам, расширять кругозор детей, устанавливать межпредметные связи, развивать речь, наблюдательность , воспитывать бережное отношение к окружающему миру..
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имён существительных- число, изменять имена существительные по числам, использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Личностные УУД: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Познавательные УУД: наблюдать над формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном и делать выводы, подбирать примеры таких имён существительных. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации, взаимодействовать в паре. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, учебник " Русский язык", 2 класс.
Ход урока.
І.Организационный момент..
На уроке не зевай.
Сразу всё запоминай!
Чтоб минута не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
ІІ.Актуализация знаний.
1) работа по карточкам(4 человека)
Карточка №1
Вставь пропущенные буквы, подчеркни лишнее слово.
Б.агаж, пут.шествие, к.стёр, х.зяйство, л.гко, п.друга, т.л.фон.
Карточка №2
Вставь пропущенные буквы, подчеркни лишнее слово.
.кскурсия, к.мбайн, ко.лектив, мята, д.лать, б.бл.отека, д.рога, б.рег.
Карточка №3
Запиши в 2 столбикаа: в 1- имена собственные, во 2- имена нарицательные.
Гончар, малина, белорус, Ворскла. кобра, монгол, Керчь, киевлянин, Владислав, Карпаты, Зорька.
Карточка №4
Запиши имена существительные в два столбика: в 1-отвечающие на вопрос кто?, во 2- на вопрос что?
Туман. волк, учитель, счастье, заяц, агроном, жизнь, старость, сторож, кенгуру, свобода, автор, Наташа, игра, восток.
2) Работа с пословицей.(Слайд 2,3)
Дерево держится корнями, а человек- друзьями.
-Составьте из слов пословицу Объясните её смысл.. Найдите имена существительные. Что мы знаем о них?
3) Минутка каллиграфии. (Слайд 4)
-Послушайте стихотворение. Какой звук чаще слышится?
Всем вараны и верблюды
вишни вёдрами везут.
Волк из вишни в воскресенье
варит вкусное варенье.
-Сегодня мы повторим написание строчной буквы в. Назовие её пару по глухости-звонкости.(Слайд5)
Начинаем писать ниже верхней рабочей строки,пишу вверх петлю ,веду вниз, закругляю, дописываю овал.
- А теперь запишем слова, начинающиеся с этой буквы.
воробьи, верблюд, волк, варенье
-Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос что? - неодушевленное).
- На какие две группы разделим остальные слова? (птицы и звери, обозначают один предмет, два предмета и более предметов).
- Что мы можем сказать о предметах первой группы? (обозначают один предмет).
- Что мы можем сказать о предметах второй группы? (обозначают два и более предмета).
ІV.Сформулируйте тему урока.(Слайд 6)
5. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.(Слайд 7)
ВОЛК
ВОРОНА
ВЫДРА
- Что общего у этих слов? (им.сущ-ные, одушевл., обозн. один предмет).
- Какие из перечисленных животных вам неизвестны?
ВЫДРА- животное, занесенное в Красную книгу.(Слайд 8)
- Каких животных заносят в Красную книгу?
- Почему?
- Изменить слова так, чтобы они обозначали два или более предмета.
- Какое число употребляют для обозначения одного предмета?
- Двух или более предметов?
- Какой можем сделать вывод?
ВЫВОД: для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе;
для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.
- Проверим по учебнику, правильный ли сделан вывод стр61
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
ИГРА «Один - много».(Слайд 9)
Весло, окно, весна, снег, рукав,
«Много - один».(Слайд 10)
Льды, воробьи, листья, деревья, крылья, ножницы.
- Работа по учебнику.
стр. 61, упр. 105
1 вариант – выписать слова в ед.числе.
2 вариант – выписать слова во мн. числе.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
ВЫВОД - Как определить в каком числе стоит слово?
ФИЗМИНУТКА.
- Если слово стоит в ед. числе – хлопок над головой, если слово стоит во мн. числе, то присесть.
Цветы, мосты, яблоко, окно, столы, тетради, рука.
7. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ СЛОВА.
-Отгадайте загадки.(Слайд 11)
- Записать отгадки в ед.числе и во мн.числе.
Зверька узнали мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Какая птица в лесу обитает,
Всем своё имя называет.
Белка – белки,
бабочка – бабочки,
кукушка – кукушка.
8. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
(по парам)
Изменить число им. сущ., вставить пропущенные буквы. подобрать подходящие по смыслу им. сущ., поставить в нужное число.
за.ц
м.ведь
сн.гирь
л.сята
неуклюжий
красногрудые
рыжие
трусливый
- Какие это слова? (словарные) (Слайд 12,13)
Дополнительно: составить предложение с любым словом или словосочетанием.
- В каком числе употребляются им. сущ., обозначающие один предмет?
- два или более предмета?
- Какие животные были даны для задания первой группе?
(дикие)
- Занесены ли эти животные в Красную книгу?
- Надо ли их охранять? Почему?
9. РЕФЛЕКСИЯ.(слайд 14)
- Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые в ед.числе?
употребляемые во мн.числе?
Оценивание. - В каком настроении вы заканчиваете урок?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.