Единственное и множественное число имен существительных

  • docx
  • 25.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык.docx

Русский язык

Тема: Единственное и множественное число имён существительных.

Цель: дать понятие об изменении имён существительных по числам, учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа, учить изменять существительные по числам, расширять кругозор детей, устанавливать межпредметные связи, развивать речь, наблюдательность , воспитывать бережное отношение к окружающему миру..

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имён существительных- число, изменять имена существительные по числам, использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Личностные  УУД: умение  осознавать  роль  языка  и  речи  в  жизни  людей.                                 

Познавательные  УУД: наблюдать  над  формами  имён  существительных,  употребляемых  в  одном  числе: единственном  или  множественном  и  делать  выводы,  подбирать  примеры  таких  имён  существительных.                                                                                                                                    Коммуникативные  УУД: умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  урока  и  условиями  коммуникации,  взаимодействовать  в  паре.  Регулятивные УУД:  умение  определять  и  формулировать  цель  деятельности  на  уроке  с  помощью  учителя.                                                                                                                                  

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, учебник " Русский  язык", 2 класс.

                                                                            Ход урока.

І.Организационный момент..

На уроке не зевай.

Сразу всё запоминай!

Чтоб минута не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

 

ІІ.Актуализация знаний.

1) работа по карточкам(4 человека)

Карточка №1

Вставь пропущенные буквы, подчеркни лишнее слово.

Б.агаж, пут.шествие, к.стёр, х.зяйство, л.гко, п.друга, т.л.фон.

Карточка №2

Вставь пропущенные буквы, подчеркни лишнее слово.

.кскурсия, к.мбайн, ко.лектив, мята, д.лать, б.бл.отека, д.рога, б.рег.

 

Карточка №3

Запиши в 2 столбикаа: в 1- имена собственные, во 2- имена нарицательные.

Гончар, малина, белорус, Ворскла. кобра, монгол, Керчь, киевлянин, Владислав, Карпаты, Зорька.

Карточка №4

Запиши имена существительные в два столбика: в 1-отвечающие на вопрос кто?, во 2- на вопрос что?

Туман. волк, учитель, счастье, заяц, агроном, жизнь, старость, сторож, кенгуру, свобода, автор, Наташа, игра, восток.

2) Работа с пословицей.(Слайд 2,3)

Дерево держится корнями, а человек- друзьями.

-Составьте из слов пословицу Объясните её смысл.. Найдите имена существительные. Что мы знаем о них?

3) Минутка каллиграфии. (Слайд 4)

-Послушайте стихотворение. Какой звук чаще слышится?

Всем вараны и верблюды

вишни вёдрами везут.

Волк из вишни в воскресенье

варит вкусное варенье.

-Сегодня мы повторим написание строчной буквы в. Назовие её пару по глухости-звонкости.(Слайд5)

Начинаем писать ниже верхней рабочей строки,пишу вверх петлю ,веду вниз, закругляю, дописываю овал.

              - А теперь запишем слова, начинающиеся с этой буквы.

                     воробьи, верблюд, волк, варенье

               -Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос  что? - неодушевленное).

                - На какие две группы разделим остальные слова? (птицы и звери, обозначают один предмет, два предмета и более предметов).

                - Что мы можем сказать о предметах первой группы? (обозначают один предмет).

                 - Что мы можем сказать о предметах второй группы? (обозначают два и более предмета).

ІV.Сформулируйте тему урока.(Слайд 6)

5. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.(Слайд 7)

   ВОЛК

   ВОРОНА

   ВЫДРА

- Что общего у этих слов?  (им.сущ-ные, одушевл., обозн. один предмет).

- Какие из перечисленных животных вам неизвестны?

ВЫДРА- животное, занесенное в Красную книгу.(Слайд 8)

- Каких животных заносят в Красную книгу?

- Почему?

- Изменить слова так, чтобы они обозначали два или более предмета.

- Какое число употребляют для обозначения одного предмета?

- Двух или более предметов?

- Какой можем сделать вывод?

ВЫВОД:  для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе;

                  для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

- Проверим по учебнику, правильный ли сделан вывод   стр61

    6.  ПЕРВИЧНОЕ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ПОЛУЧЕННЫХ  ЗНАНИЙ.

 ИГРА  «Один - много».(Слайд 9)

           Весло, окно, весна, снег, рукав,

               «Много - один».(Слайд 10)

            Льды, воробьи, листья, деревья, крылья, ножницы.

   - Работа по учебнику.

                    стр. 61, упр. 105

1 вариант – выписать слова в ед.числе.

2 вариант – выписать слова во мн. числе.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

ВЫВОД - Как определить в каком числе стоит слово?

ФИЗМИНУТКА.  

 - Если слово стоит в ед. числе – хлопок над головой, если слово стоит во мн. числе, то присесть.

   Цветы, мосты, яблоко, окно, столы, тетради, рука.

      7. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ СЛОВА.

 -Отгадайте загадки.(Слайд 11)

 - Записать отгадки в ед.числе и во мн.числе.

                   Зверька узнали мы с тобой,

                   По двум таким приметам:

                   Он в шубке серенькой зимой,

                   А в рыжей шубке летом.

                   Шевелились у цветка

                   Все четыре лепестка.

                   Я сорвать его хотел,

                   Он вспорхнул и улетел.

                   Какая птица в лесу обитает,

                   Всем своё имя называет.

Белка – белки,

бабочка – бабочки,

кукушка – кукушка.

 8. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

                    (по парам)

Изменить число им. сущ., вставить пропущенные буквы. подобрать подходящие по смыслу им. сущ., поставить в нужное число.

 

                    


за.ц

м.ведь

сн.гирь

л.сята

                       неуклюжий

                       красногрудые

                       рыжие

                       трусливый


 

 

   - Какие это слова?  (словарные) (Слайд 12,13)

   Дополнительно: составить предложение с любым словом или словосочетанием.

   - В каком числе употребляются им. сущ., обозначающие один предмет?

                    - два или более предмета?

    - Какие животные были даны для задания первой группе?                                                       

                                                              (дикие)

        - Занесены ли эти животные в Красную книгу?

    - Надо ли их охранять? Почему?

 

 

 

  9.  РЕФЛЕКСИЯ.(слайд 14)

      - Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые в ед.числе?

                                                                            употребляемые во мн.числе?

Оценивание. - В каком настроении вы заканчиваете урок?

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ ЛНР " Кировская СОШ №2 "

Тема: Единственное и
 множественное 
число имён
 существительныхУрок русского языка
2 класс

Подготовила: Трубникова Т.Н.

 аним_мальчик1.gif