Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий
Оценка 4.6

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
10.04.2019
Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий
Единый методический день на тему "Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных ехнологий " методические рекомендации по применению в процессе обучения приемов, методов и технологий интерактивного обучения. В рекомендациях содержатся общие рекомендации, примеры. дан перечень интерактивных технологий; примерная структура интерактивного урока. работа предназначена для учреждений СПО
Буклет.docx
КГБ ПОУ «Комсомольский – на –Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В. В.Орехова» Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий 23.11.2018 г. Комсомольск –на ­Амуре Интерактивное обучение – обучение, построенное на  основе интерактивных  методов, приемов, технологий с целью создания комфортных условий  обучения, при которых обучающийся  чувствует свою успешность, свое  интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам  образовательный процесс активное взаимодействие всех участников образовательного процесса преподаватель  ­  обучающийся            обучающийся  ­ обучающийся                                 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ  ­= ОБУЧАЮЩИЙСЯ Основные составляющие  интерактивного обучения 1 Интерактивные упражнения и задания (обучающиеся не только и не  столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый); 2 Интерактивные методы : От англ. (inter ­ “между”; act – “действие”).  Таким образом, дословный перевод обозначает, что интерактивные  методы – это методы, позволяющие учится взаимодействовать между  собой;  3 Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и   развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию,  взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для  каждого участника задач 4 Обучающийся максимально приближен к условиям учебного материала, включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, переживает состояние успеха и мотивирует свое поведение В рамках урока интерактивную модель можно внедрить при помощи следующих интерактивных технологий: 1 Технология  работы в группах постоянного и сменного состава (работы в  небольших группах – по 2,3,4 человека; «Лицом к  лицу», «Один ­ вдвоем  ­ все вместе»), ); 2 Технология «Карусель»; 3 Игровые технологии; 4 ИКТ – технологии; 5 Технология моделирования ( метод проектов); 6 Технология полноценного сотрудничества; 7 Технология «Социологический опрос»; 8 Технология «Групповой рассказ»; 9 Технология «Брейн­ринг»; 10  Технологи «Аквариум»; 11 Технология «Аукцион»; 12  Технология « Броуновское движение»; 13  Технология развития критического мышления»; 14  Технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию» Интерактивные технологии предполагают: Диалоговое общение; Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения; Развитие критического мышления; Развитие умения решать проблемы; Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения,  восприятия; Формирование личностных качеств обучающихся К  методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки  1. Творческие задания. Разработка проекта  знаний: 2. Лекции с проблемным изложением,  при которых моделируется проблемная для  обучающихся ситуация, и предполагается, что они найдут новый способ  ее решения, поскольку используя ему известный, решить ситуацию   обучающийся  не может 3.Эвристическая беседа, при которой преподаватель не сообщает   обучающимся готовые знания, а правильно поставленными вопросами  позволяет им на основе уже имеющихся умений и знаний подойти к новым  понятиям. 4.Урок­конференция. 5. Использование общественных ресурсов.  5.1. Приглашение специалиста.  5.2. Экскурсии.  6. Социальные проекты.  6.1. Соревнования.  6.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.  7. Разминки (различного рода).  8. Изучение и  закрепление нового информационного ма­териала.  8.1. Интерактивная лекция.  8.2. Ученик в роли учителя.  8.3. Работа с наглядным пособием.  8.4. Каждый учит каждого.  9. Работа с документами (а также в ней).  9.1. Составление документов.  9.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.  10. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а так­ же).  10.1 ПОПС – формула.  10.2. Проектный метод.  10.3 Шкала мнений.  10.4. Дискуссия.  10.5. Дебаты. 9.6. Симпозиум.  11. Разрешение проблем   11.1. Мозговой штурм.  11.2. Дерево решений. Принципы работы с методами и приемами интерактивного обучения: ­ занятие ­ общая работа; ­ все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта,  места работы; ­ каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу; ­ нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только  идея). Педагог должен обладать следующими умениями: ­ организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно  воспринималось обучаемым как собственная инициатива; ­ целенаправленно организовывать для обучающихся учебные ситуации,  побуждающие их к интеграции усилий; ­ создавать учебную атмосферу в группе и дозировать свою помощь  обучающимся. Основные правила организации интерактивного обучения. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все  участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие  включить всех участников в процесс обсуждения. Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке  участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие,  психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное  участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть  много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников ­ 25 человек. Только при  этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно  быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко  пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых  должен быть создан физический комфорт. Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об  этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара  на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности.  Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора Организация интерактивного обучения включает: ­ нахождение проблемной формулировки темы занятия; ­ организацию учебного пространства, располагающего к диалогу; ­ формирование мотивационной готовности обучающихся и педагога в  процессе обучения; ­ выработку и принятие правил учебного сотрудничества для обучающихся и   педагога; ­ использование "поддерживающих" приемов общения: доброжелательные  интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.; ­ оптимизацию системы оценки процесса и результата совместной  деятельности; ­ развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Этапы Цель Мотивация сконцентрировать внимание  обучающихся на теме урока  и вызвать интерес к обсуждению  темы Объявление  темы и ожи­  даемых  учебных  результатов обеспечить понимание  обучающимися  содержания их  деятельности, того что они  должны достичь на уроке и чего  от них ждет преподаватель Подача не­  обходимой  Дать обучающимся  достаточно  информации для того, чтобы на ее Приемы, методы  рекомендации краткий рассказ  преподавателя  • беседа  • демонстрация  наглядного материала  • несложная интерактивная технология ( «мозговой  штурм» , « микрофон»,  «ледокол», другие.) назвать тему урока или  попросить кого ­ то из  обучающихся  прочитать  ее;  • если название темы  включает новые слова или  проблемные вопросы,  обратить внимание  обучающихся на это;  • попросить обучающихся  озвучить ожидаемые  результаты за текстом  учебника или по вопросам  преподавателя,записанным на доске(вопросы записаны предварительно),  объяснить необходимые  понятия, способы  действий, другое, если это  новые термины.  • напомнить  обучающимся, что в конце  урока вы будете проверять насколько они достигли  запланированных  результатов, а также  объяснить, как вы будете  оценивать их достижения Мини ­ лекция;  • чтение текста учебника; информации основе они могли выполнить  практические задания  в минимально короткое время. Интерак­  тивное  упражне­ ние усвоение учебного материала,  достижение результатов урока Рефлексия обобщение достигнутых  результатов Итоги уточнить содержание сделанного,  подбить итоги полученных  знаний, установить связь между  тем, что известно и тем, что  нужно будет изучить в будущем • ознакомление  с раздаточным  материалом;  • изучение материала  с помощью технических  способов обучения или  другой наглядностью;  • использование ИКТ. инструктирование   обучающихся  перед  выполнением задания,  правила выполнения,  последовательность  действий, время  выполнения.  • объединение в группы;  • выполнение задания, при  котором  преподаватель   выступает как  организатор, помощник,  ведущий дискуссии,  старается дать больше  возможностей для  самостоятельной работы  и взаимного обучения;  • презентация результатов  выполнения задания индивидуальная работа;  • работа в парах или  в группах;  • дискуссия;  • устный рассказ;  • письменный отчёт; • коллективное  обсуждение На первой стадии:  • используют открытые  вопросы( Что? Как?  Почему?)  • выражают эмоции;  • настаивать на  описательном, а не на оценочном характере  комментариев;  • говорить про сделанное,  а не про то, что можно  было сделать;  На второй стадии:  • Спрашивайте про  причины ( Почему? Как?  Кто?)  • вникните в ответы  ( Почему этого нет? Что  было бы, если?)  • ищите альтернативные  теории (А можно ли  сделать по другому?)  • подберите примеры;  • приведите мысли  независимых экспертов; На третьей стадии:  • настаивайте, чтобы   обучающиеся взяли на себя обязательства для  дальнейших действий. ПРИЛОЖЕНИЕ АКВАРИУМ. Данная технология  заключается в том, что несколько   обучающихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают  и анализируют.  Цель: предоставить обучающимся возможность свободного включения в   обсуждение проблемы и выхода из него.  Этапы проведения  1. Обучающиеся вместе с  преподавателем образуют два круга: внешний  (наблюдатели) и внутренний (активные участники).  2. Члены внутреннего круга активно участвуют в обсуждении предложенного  преподавателем вопроса. Остальные обучающиеся наблюдают, и выступают  тогда, когда чья­либо версия их заинтересовала; они дополняют, задают  вопросы, конкретизируют. При этом «наблюдатель» должен встать рядом  с активным участником, который привлек его своей версией.  3. После обсуждения одной проблемы (вопроса) учащиеся меняются местами  (те, кто стоял за пределами круга, садятся в круг). Желательно, чтобы все  учащиеся побывали в кругу. Технология «Театр» чем­то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько у обучающихся  разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Задача актеров передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать на  чем они основывались, чем руководствовались. Технология «Социологический опрос» предполагает движение  обучающихся по всей аудитории с целью сбора информации по предложенной  теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов­заданий.  Преподаватель  помогает формулировать вопросы и ответыэ Технология «Незаконченное предложение».  Обучающимся  предлагается  прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми  словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются  весьма неопределенно, поэтому у  обучающихся практически неограниченные  возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы. Технология «Групповой рассказ» реализуется двумя способами. Во время  первого способа, каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже  начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с  незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Второй способ хорошо подходит для отработки темы .Преподаватель  задает вопросы в  определенном порядке, каждый участник процесса пишет ответ, складывает  лист бумаги так, чтобы никто его не видел и передает соседу. Движение  происходит по кругу. Таким образом, в конце получаются сразу несколько  неожиданных рассказов. Технология «Брейн­ринг» очень хорошо подходит для уроков­ обобщения  изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть  абсолютно разнообразным, и охватывать  различные разделы. Данная  технология требует серьезной подготовительной работы, которая включает в  себя: выбор темы, составление задания, создание презентации, продумывание  вопросов на внимание, заготовка бланков ответов, дипломов. В начале игры  происходит выбор жюри, разбиение обучающихся на команды. Каждый раунд  длится 3 минуты, после чего, ответы сдаются в жюри в письменном виде.  Правильность ответов проверяется и обсуждается после каждого раунда, а  затем задается серия вопросов на внимание, что тоже приносит  дополнительные очки командам. АУКЦИОН. Задается тема. Преподаватель  объявляет «аукцион». Пятёрку  получает тот  обучающийся, кто последним назовёт термин (имя, событие,  географическое название и т.п.), связанный с данной темой. Некоторые рекомендации. 1. Игра должна проводиться в высоком темпе. Вспомните, как проводятся  настоящие торги. Очень много зависит от ведущего – преподавателя. Речь  должна быстрой, отрывистой. Не забудьте о счёте, как об одном из главных  атрибутов аукциона.  2. Очень важны быстрые, лаконичные комментарии   преподавателя­”аукциониста”. Один  обучающийся знает этот термин, другие  забыли. И короткий, в несколько слов, комментарий  преподавателя будет как нельзя кстати. Если ответ неправильный, отвергайте его быстро, не  углубляйтесь в объяснения.  3. Вовсе не обязательно поощрять выигравшего отличной оценкой.  Согласитесь, элемент случайности здесь неизбежен.  4. Не забудьте об атрибутах. Игра должна быть игрой.  5. Не затевайте эту игру, если Вы сами плохо владеете материалом. В  то же  время,  преподаватель  еще раз подчеркнёт в глазах  обучающихся  свой  профессионализм, если блестяще справится с “аукционом”.  6. «Аукцион» наиболее применим не просто на уроках повторения  и закрепления материала, а при обобщении или повторении больших тем.  БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Данный метод предполагает движение   обучающихся  по всей аудитории  с целью сбора информации по  предложенной теме.  Интерактивные приемы. БУМЕРАНГ.  Интерактивный прием работы с  информацией, помогающий  рассмотреть эту информацию углубленно и с разных позиций, способствует  развитию сознания обучающихся, умению взаимодействовать, сотрудничать.  Реализация: 1. каждая группа получает 1 вопрос по теме урока; 2. пишут на  листе 5 минут основные положения ответа; 3. лист передают другой группе,  которая дополняет, уточняет ответ, записывает свои комментарии и вопросы;  4. работа заканчивается, когда группа получает назад свой лист с   комментариями, уточнениями, вопросами; 5. группа комментирует  дополнения, отвечает на вопросы, если таковые имеются; ПРИЕМ “ГОРЯЧИЙ СТУЛ”  Обучающиеся при изучении нового материала готовят по 2­3 вопроса (на пункт параграфа и т.д.). Один из обучающихся  садится на «горячий» стул перед  группой  и отвечает на подготовленные  одногруппниками  вопросы. Можно предложить одноклассникам оценить  ответы сидящего на “горячем” стуле, а отвечавшему  обучающемуся –  выбрать самый интересный для него вопрос. ЗАДАЙ ВОПРОС.  Во время самостоятельной работы над текстом   обучающиеся получают задание составить вопросы. К примеру, задать  вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…»,  «Почему…» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их  составление. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать  вопрос,  обучающийся  должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он  делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги,  отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая  обучающимся  ответить на них.  Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Оценка за  красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учеб­  нику ответ. СОРБОНКА.  Данный прием педагогической техники уже давно известен  педагогам. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата,  а на другой – ответ.  Обучающийся  перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант «сорбонки» поможет  сделать процесс запоминания более привлекательным и разнообразным.  Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины,  наглядные объекты и т. д

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день Совершенствование учебного – воспитательного процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий

Единый методический день      Совершенствование учебного – воспитательного  процесса через активное внедрение новых интерактивных технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019
Посмотрите также: