Эффективное обучение в рамках личностно ориентированного подхода на уроках математики
Оценка 4.6

Эффективное обучение в рамках личностно ориентированного подхода на уроках математики

Оценка 4.6
docx
математика
29.04.2020
Эффективное обучение в рамках личностно ориентированного подхода на уроках математики
выступление.docx

Эффективное обучение в рамках личностно ориентированного подхода на уроках математики

Под термином “личностно-ориентированный подход в обучении” понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого обучающегося и в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося совершенствовать их.

        Но как на практике осуществить индивидуальный личностный подход к каждому обучающемуся? Как, обучая  в одном классе, всех вместе, учитывать интересы каждого? Как изловчиться развивать личность каждого  в соответствии с его природными способностями?

        Простого однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Все зависит от личности учителя, обучающегося, от среды, в которой проходит обучение.

     Не уроках математики я стараюсь пробудить у обучающихся интерес к этой науке и его поддерживать.  Для этого,  необходимо тщательно продумывать, как доступно, понятно объяснять  новый материал, как заинтересовать обучающихся, как сделать так, чтобы они не просто слушали объяснение - лекцию, а стали соучастниками открытия, доказательства, важного вывода, чтобы уже во время объяснения новой темы они почувствовали себя творцами.

                                   "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить" - эти слова немецкого педагога и математика 19 века Адольфа Дистервега надо не забывать, когда готовимся к урокам.

           Для успешного решения поставленных задач необходимо владение современными  образовательными технологиями и методиками и   эффективное применение их в практической профессиональной деятельности. Выбор и использование мною современных образовательных технологий определяется целями и задачами каждого конкретного урока, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

              Считаю, что основой эффективной практической деятельности учителя являются современные образовательные технологии. В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:

· личностно-ориентированную;

· разноуровневого обучения;

· проблемного обучения;

· тестовые технологии;

· современные компьютерные технологии;( очень редко)

· развивающие творческие способности в процессе обучения  математике;

        Применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Индивидуальную форму работы провожу чаще при контроле усвоения нового материала по карточкам. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения, что является основой личностно-ориентированной технологии и разноуровневого обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей своих учащихся, их познавательных интересов.

 С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю им организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки. Привлекаю таких учащихся для участия в интернет олимпиадах, конкурсах, проектах.

       Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении задач считаю групповую работу. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций. Мозговой штурм - самая интересная форма групповой деятельности. Во время этой работы мои ученики могут кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы, я решаю в работе с учащимися следующие задачи: обеспечить освоение учениками логической цепочки выдвижения предположений, аргументации своих предположений, доказательств выбора решений, выводов, опорных схем и конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для индивидуального самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно - познавательные компетенции.

Наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Моя цель как педагога, как учителя математики,- средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, (при возможности) решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение - полностью согласуется с целями, которые решает школа и система образования в целом.

    Когда приходишь на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис     «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность  « включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволило мне достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными и далее в учебной деятельности, формируют потребность в познании, в общении.

Конечно среди моих учащихся есть те, кто испытывает отрицательное отношение к математике, и моя главная задача исправить это. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, иногда добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке. В этом и вся проблема, что у учащихся нет возможности продолжить занятие вне школы.

       Особое место в моей методической копилке занимают тестовые технологии, которые вырабатывают у учащихся навыки ускоренного обдумывания выбора ответа, используя методы сравнения, исключения, взаимосвязей, по аналогии и т. д.     Тестирование способствует подготовке к сдаче ГИА.

        В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить обучающихся самооценки знаний. В начале года провожу входные контрольные работы, зачетные работы после изучения основных тем (глав), а  в конце—итоговые контрольные работы. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину  об изменениях в знаниях, и отследить  динамику роста качества  ЗУН. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Этап актуализации субъектного опыта

Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример:

Тема: Числовая последовательность. (алгебра 9 класс)

 Устная работа. 1.Назовите пропущенный член последовательности:

а) 1; 3; 5; *; 9; … б) –10; 10; –10; 10; *; … в) а1; …; ап – 2; *; ап; …

2.Последовательность задана формулой п-го члена, найти ее член с заданным индексом:

г) хп = 5п – 2, х5 = *  д) уп = п3п, у3 = * е) bn = (–1)n · n, b6 = *.

Последовательность задана несколькими первыми членами, задайте формулу п-го члена:

ж) 4; 8; 12; 16; … хп = *  з) 7; 7; 7; …ап = *            к) 3; 7; 11; 15; … хп = *.

Актуализация знаний. 1. Назовите первые три члена последовательности:

а) an = n/2;                     б) bn = 3n – 1;                      в) сп = п2 + 1.

2.Для последовательности, заданной первым членом и рекуррентной формулой, найдите второй и третий члены: г) x1 = 2, xп + 1 =( хn+2)/4; д) у1 = 3, уп + 1 = уп2 – 5.

 Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Задать последовательность с помощью формулы п-го члена или рекуррентной формулы.       Последовательность: а) –2; 0; 2; 4; … б) –5; 5; –5; 5; … в) 2; 2,5; 3; 3,5; 4; … г) 1; 4; 9; 16; …      д)0; 10; 20; 30; 40;…. Какие последовательности имеют одинаковый вид? Чем они похожи?

 

 Пример: (10 класс алгебра и начала мат. Анализа). «Лови ошибку!»На проверочном листе записаны свойства логарифмов с ошибками . Ваша задача рядом с ошибочным вариантом свойств записать их в правильном варианте.

Описание: Описание: логарифмы шпаргалкаОписание: Описание: логарифмы конспект

 

 

 

При изучении нового материала стараюсь “заразить” обучающихся поиском решения той или иной проблемы. Очень важно никого не обойти вниманием, опираясь на более подготовленных к логическим рассуждениям сильных обучающихся, не забывать о слабых, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Если он соучаствовал в рассмотрении новой темы, он будет по другому, по-доброму к ней относиться

Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.

Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого обучающегося.

Для успешного выполнения упражнений, необходимо ответить на некоторые вопросы. На столах лежат карточки “Составьте соответствия” (11 класс алгебра и начала мат. Анализа)

Составьте соответствия

1. Тригонометрические выражения можно преобразовывать, используя…

2. К свойствам тригонометрических функций относятся…

3. Знаки функций в четвертях зависят от…

4. “1” можно представить в виде тригонометрических выражений…

5. Формулы приведения означают : при переходе от функций углов  к функциям угла  (1 четв.)…

6. Формулы приведения означают: при переходе от функций углов

 к функциям угла  (1четв.).

7.

8.

1.

2.

3. название функции меняется (sin на cos; tg на ctg и обратно), знак полученный ф-ии зависит от знака данной функции.

4. знаки функций, четность функций…

5. свойства тригонометрических функций, основные тригонометрические тождества, формулы приведения…

6. название функции не меняется. Знак полученной ф-ии зависит от знака данной ф-ии.

7.

8. знаки x, y.

 

Закрепление изученного материала практически всегда сопровождаю заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. Если учащиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания.

Предлагаю выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.

Создание ситуации успеха

Обучение и воспитание будут способствовать развитию обучающегося в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Без ощущения успеха  пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для обучающегося ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.

Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться..”

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Помогает  избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

Показывает обучающемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Обозначает важность усилий в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

 

Этап проверки знаний

При проверке знаний учащихся, кроме перечисленных выше методов (тесты, карточки на выбор), выясняю степень усвоения материала учащимися с помощью листов взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме.

На данном этапе использую различные тестовые задания. (геометрия 9 класс)

 Работа по индивидуальным карточкам

I уровень (карточка №1)

1.      В треугольнике ΔMNK http://festival.1september.ru/articles/588585/angle.gifМКN = 150º, МN = 8, а площадь треугольника равна 20. Найдите NK.

2.      В параллелограмме один из углов равен 45º, а его стороны равны 5 см и 8 см. Найдите его площадь.

3.      В прямоугольнике диагональ равна 12 см, а угол между диагоналями 30º. Найдите площадь прямоугольника.

II уровень (карточка№2)

1.      Найдите площадь параллелограмма, если его диагонали равны 8 см и 12 см, а угол между ними равен 45º.

2.      В треугольнике МКN http://festival.1september.ru/articles/588585/angle.gifN= 150º, МN = 4 см, NК = 6 см, NЕ – биссектриса треугольника . Найдите площадь треугольников МNЕ и NКЕ.

3.      Медианы ΔABC пересекаются в точке О, http://festival.1september.ru/articles/588585/angle.gifАВС = 30º, АВ =4 см, ВС = 6 см. Найдите произведение площадей треугольников АОС, ВОС, ВОА.

Тест на определение истинности (ложности) утверждения и правильности формулировок определений

1.      В треугольнике против угла в 150° лежит большая сторона. (И)

2.      В равностороннем треугольнике внутренние углы равны между собой и каждый равен 60°.(И)

3.      Существует треугольник со сторонами: 2 см, 7 см, 3 см. (Л)

4.      Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет равные катеты. (И)

5.      Если один из углов при основании равнобедренного треугольника равен 50°, то угол, лежащий против основания, равен 90°.(Л)

6.      Если острый угол прямоугольного треугольника равен 60°, то прилежащий к нему катет равен половине гипотенузы. (И)

7.      В равностороннем треугольнике все высоты равны. (И)

8.      Сумма длин двух сторон любого треугольника меньше третьей стороны. (Л)

9.      Существует треугольник с двумя тупыми углами. (Л)

10.  В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90°.(И)

11.  Если сумма двух углов меньше 90°, то треугольник тупоугольный. (И)

 

 

Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый обучающийся, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с ними не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения.

 

 

 


 

Эффективное обучение в рамках личностно ориентированного подхода на уроках математики

Эффективное обучение в рамках личностно ориентированного подхода на уроках математики

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении задач считаю групповую работу

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении задач считаю групповую работу

Этап актуализации субъектного опыта

Этап актуализации субъектного опыта

При изучении нового материала стараюсь “заразить” обучающихся поиском решения той или иной проблемы

При изучении нового материала стараюсь “заразить” обучающихся поиском решения той или иной проблемы

Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха

Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха

В треугольнике ΔMNK МКN = 150º,

В треугольнике ΔMNK МКN = 150º,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020