Эффективное обучение в рамках личностно ориентированного подхода на уроках математики
Под термином “личностно-ориентированный подход в обучении” понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого обучающегося и в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося совершенствовать их.
Но как на практике осуществить индивидуальный личностный подход к каждому обучающемуся? Как, обучая в одном классе, всех вместе, учитывать интересы каждого? Как изловчиться развивать личность каждого в соответствии с его природными способностями?
Простого однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Все зависит от личности учителя, обучающегося, от среды, в которой проходит обучение.
Не уроках математики я стараюсь пробудить у обучающихся интерес к этой науке и его поддерживать. Для этого, необходимо тщательно продумывать, как доступно, понятно объяснять новый материал, как заинтересовать обучающихся, как сделать так, чтобы они не просто слушали объяснение - лекцию, а стали соучастниками открытия, доказательства, важного вывода, чтобы уже во время объяснения новой темы они почувствовали себя творцами.
"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить" - эти слова немецкого педагога и математика 19 века Адольфа Дистервега надо не забывать, когда готовимся к урокам.
Для успешного решения поставленных задач необходимо владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности. Выбор и использование мною современных образовательных технологий определяется целями и задачами каждого конкретного урока, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
Считаю, что основой эффективной практической деятельности учителя являются современные образовательные технологии. В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:
· личностно-ориентированную;
· разноуровневого обучения;
· проблемного обучения;
· тестовые технологии;
· современные компьютерные технологии;( очень редко)
· развивающие творческие способности в процессе обучения математике;
Применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Индивидуальную форму работы провожу чаще при контроле усвоения нового материала по карточкам. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения, что является основой личностно-ориентированной технологии и разноуровневого обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей своих учащихся, их познавательных интересов.
С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю им организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки. Привлекаю таких учащихся для участия в интернет олимпиадах, конкурсах, проектах.
Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении задач считаю групповую работу. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций. Мозговой штурм - самая интересная форма групповой деятельности. Во время этой работы мои ученики могут кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы, я решаю в работе с учащимися следующие задачи: обеспечить освоение учениками логической цепочки выдвижения предположений, аргументации своих предположений, доказательств выбора решений, выводов, опорных схем и конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для индивидуального самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно - познавательные компетенции.
Наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Моя цель как педагога, как учителя математики,- средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, (при возможности) решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение - полностью согласуется с целями, которые решает школа и система образования в целом.
Когда приходишь на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность « включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволило мне достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными и далее в учебной деятельности, формируют потребность в познании, в общении.
Конечно среди моих учащихся есть те, кто испытывает отрицательное отношение к математике, и моя главная задача исправить это. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, иногда добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке. В этом и вся проблема, что у учащихся нет возможности продолжить занятие вне школы.
Особое место в моей методической копилке занимают тестовые технологии, которые вырабатывают у учащихся навыки ускоренного обдумывания выбора ответа, используя методы сравнения, исключения, взаимосвязей, по аналогии и т. д. Тестирование способствует подготовке к сдаче ГИА.
В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить обучающихся самооценки знаний. В начале года провожу входные контрольные работы, зачетные работы после изучения основных тем (глав), а в конце—итоговые контрольные работы. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, и отследить динамику роста качества ЗУН. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.
Этап актуализации субъектного опыта
Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример:
Тема: Числовая последовательность. (алгебра 9 класс)
Устная работа. 1.Назовите пропущенный член последовательности:
а) 1; 3; 5; *; 9; … б) –10; 10; –10; 10; *; … в) а1; …; ап – 2; *; ап; …
2.Последовательность задана формулой п-го члена, найти ее член с заданным индексом:
г) хп = 5п – 2, х5 = * д) уп = п3 – п, у3 = * е) bn = (–1)n · n, b6 = *.
Последовательность задана несколькими первыми членами, задайте формулу п-го члена:
ж) 4; 8; 12; 16; … хп = * з) 7; 7; 7; …ап = * к) 3; 7; 11; 15; … хп = *.
Актуализация знаний. 1. Назовите первые три члена последовательности:
а) an = n/2; б) bn = 3n – 1; в) сп = п2 + 1.
2.Для последовательности, заданной первым членом и рекуррентной формулой, найдите второй и третий члены: г) x1 = 2, xп + 1 =( хn+2)/4; д) у1 = 3, уп + 1 = уп2 – 5.
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
Задать последовательность с помощью формулы п-го члена или рекуррентной формулы. Последовательность: а) –2; 0; 2; 4; … б) –5; 5; –5; 5; … в) 2; 2,5; 3; 3,5; 4; … г) 1; 4; 9; 16; … д)0; 10; 20; 30; 40;…. Какие последовательности имеют одинаковый вид? Чем они похожи? |
|
Пример: (10 класс алгебра и начала мат. Анализа). «Лови ошибку!»На проверочном листе записаны свойства логарифмов с ошибками . Ваша задача рядом с ошибочным вариантом свойств записать их в правильном варианте.
При изучении нового материала стараюсь “заразить” обучающихся поиском решения той или иной проблемы. Очень важно никого не обойти вниманием, опираясь на более подготовленных к логическим рассуждениям сильных обучающихся, не забывать о слабых, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Если он соучаствовал в рассмотрении новой темы, он будет по другому, по-доброму к ней относиться
Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.
Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого обучающегося.
Для успешного выполнения упражнений, необходимо ответить на некоторые вопросы. На столах лежат карточки “Составьте соответствия” (11 класс алгебра и начала мат. Анализа)
Составьте соответствия
1. Тригонометрические выражения можно преобразовывать, используя… 2. К свойствам тригонометрических функций относятся… 3. Знаки функций в четвертях зависят от… 4. “1” можно представить в виде тригонометрических выражений… 5. Формулы приведения означают : при переходе от функций углов к функциям угла (1 четв.)… 6. Формулы приведения означают: при переходе от функций углов к функциям угла (1четв.). 7. 8. |
1. 2. 3. название функции меняется (sin на cos; tg на ctg и обратно), знак полученный ф-ии зависит от знака данной функции. 4. знаки функций, четность функций… 5. свойства тригонометрических функций, основные тригонометрические тождества, формулы приведения… 6. название функции не меняется. Знак полученной ф-ии зависит от знака данной ф-ии. 7. 8. знаки x, y. |
Закрепление изученного материала практически всегда сопровождаю заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. Если учащиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания.
Предлагаю выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.
Создание ситуации успеха
Обучение и воспитание будут способствовать развитию обучающегося в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
Без ощущения успеха пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для обучающегося ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.
Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха
НАЗНАЧЕНИЕ |
РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. |
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”. |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. |
“У вас обязательно получиться..” “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. |
Помогает избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. |
“Возможно, лучше всего начать с…..” “Выполняя работу, не забудьте о…..” |
Показывает обучающемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. |
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” |
Обозначает важность усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. |
“Только ты и мог бы….” “Только тебе я и могу доверить…” “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” |
Побуждает к выполнению конкретных действий. |
“Нам уже не терпится начать работу…” “Так хочется поскорее увидеть…” |
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. |
“Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…” “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”. |
Этап проверки знаний
При проверке знаний учащихся, кроме перечисленных выше методов (тесты, карточки на выбор), выясняю степень усвоения материала учащимися с помощью листов взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме.
На данном этапе использую различные тестовые задания. (геометрия 9 класс)
Работа по индивидуальным карточкам
I уровень (карточка №1)
1. В треугольнике ΔMNK МКN = 150º, МN = 8, а площадь треугольника равна 20. Найдите NK.
2. В параллелограмме один из углов равен 45º, а его стороны равны 5 см и 8 см. Найдите его площадь.
3. В прямоугольнике диагональ равна 12 см, а угол между диагоналями 30º. Найдите площадь прямоугольника.
II уровень (карточка№2)
1. Найдите площадь параллелограмма, если его диагонали равны 8 см и 12 см, а угол между ними равен 45º.
2. В треугольнике МКN N= 150º, МN = 4 см, NК = 6 см, NЕ – биссектриса треугольника . Найдите площадь треугольников МNЕ и NКЕ.
3. Медианы ΔABC пересекаются в точке О, АВС = 30º, АВ =4 см, ВС = 6 см. Найдите произведение площадей треугольников АОС, ВОС, ВОА.
Тест на определение истинности (ложности) утверждения и правильности формулировок определений
1. В треугольнике против угла в 150° лежит большая сторона. (И)
2. В равностороннем треугольнике внутренние углы равны между собой и каждый равен 60°.(И)
3. Существует треугольник со сторонами: 2 см, 7 см, 3 см. (Л)
4. Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет равные катеты. (И)
5. Если один из углов при основании равнобедренного треугольника равен 50°, то угол, лежащий против основания, равен 90°.(Л)
6. Если острый угол прямоугольного треугольника равен 60°, то прилежащий к нему катет равен половине гипотенузы. (И)
7. В равностороннем треугольнике все высоты равны. (И)
8. Сумма длин двух сторон любого треугольника меньше третьей стороны. (Л)
9. Существует треугольник с двумя тупыми углами. (Л)
10. В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90°.(И)
11. Если сумма двух углов меньше 90°, то треугольник тупоугольный. (И)
Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый обучающийся, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с ними не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.