«ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ».

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 02.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта и формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Иконка файла материала «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ».docx

Бакушкина Наталья Александровна

старший воспитатель

МАДОУ  г. Мурманска  № 26

 

«ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ».

Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня родители демонстрируют две полярные позиции по отношению к детскому саду.

Первая, когда современные родители в большинстве своем люди образованные, осведомленные и, знающие, как им надо воспитывать своих детей. Такие родители не хотят прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, они ведь и так все знают.

Другая позиция заключается в полной отстраненности от воспитания детей, когда родители считают, если ребенок посещает детский сад, то там его пусть и воспитывают, развивают, обучают специалисты, которым за это платят деньги.

В этой связи перед коллективом ДОО стоит непростая задача по обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей.

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта и  формирование личностных качеств ребенка.

Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека.

Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОО или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Таким образом, из выше изложенного мы определили цель взаимодействия ДОО и семьи.

Цель:

установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Для достижения поставленной цели, наметили следующие задачи:

1.     Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2.     Обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании ребенка.

3.     Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности.

4.     Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:

  • Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и взаимодополнения.

  • Индивидуальный подход к каждой семье.

Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

  • Организация совместной деятельности взрослых и детей

Любое, даже самое небольшое мероприятие необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж воспитателя и учреждения в целом.

• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность мы условно разделили на 4 блока:

- информационно-аналитический

- наглядно-информационный

- познавательный

- досуговый

Для решения поставленных задач мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны, потребностей, интересов и запросов самих родителей. Планируя ту или иную форму взаимодействия, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости.

В этой связи, необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей.

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Соблюдение выше обозначенных условий, ответственного взаимодействия способствует целостному развитию личности ребенка.

Поэтому одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, а именно в различные социальные инициативы.

Обеспечить поддержку социальной инициативы участников образовательных отношений позволяют такие формы работы как акции и проекты.

АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.

Основная цель акций:

привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.

Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок

приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно общается со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса.

Особенности организации акций в ДОО

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию

(листовки, плакаты, памятки).

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

Алгоритм проведения акций:

цель (каждая акция имеет свою цель);

задачи (выполняются общие и конкретные);

объект (на что направлено – птицы, деревья…);

участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

этапы:

1. Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);

2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.

Важным условием и успехом акции является мотивация осознанного отношения к делу и действиям.

Организация различных акций в детском саду является важным и значимым событием в жизни детей и взрослых.

Приятно осознавать, что с каждым последующим мероприятием, количество желающих принять участие в акции, становится всё больше и больше.

Проектная деятельность широко используется в образовательной работе с детьми. На наш взгляд, метод проектов содержит более глубокий развивающий и образовательный потенциал.

Наша задача обеспечить с помощью метода проектов максимальное проявление заинтересованности родителей в совместной деятельности с детьми и педагогическим коллективом.

Мы учимся доверять и предоставлять инициативу не только детям, но и родителям. Важным условием для этого будет проявление уважения и доверия к ним, понимание насущных потребностей и разных возможностей.

Конечно, пока инициатив больше у детского сада, чем у семьи, но потенциально родители готовы стать более инициативными.

И наша задача создать им для этого условия. Мы считаем, что проектная деятельность подходит для этого наилучшим образом.

Родители имеют равное с детьми и педагогами право вносить идеи, касающиеся тематики, содержания проектов, видов деятельности. Также воспитатель не является единственным источником знаний, обеспечивающим содержание образовательной деятельности в рамках проекта. Родители играют значительную роль в обеспечении ресурсов развития темы и воплощения идей.

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы.

         Проекты делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрировать способности.

В основном это краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы: «Мой домашний любимец», «Путешествие капельки», «Космос далёкий и близкий», «В гостях у эколят».

 

 

 

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом. Поэтому для детского развития необходимы коллективные проекты, которые выполняются всем коллективом. Это Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель: «Динозавры! Где вы?», «Ореховая сказка», «Хочу быть здоровым», «Театр – это интересно», «Малахитовая шкатулка».

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры и общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности. А если ещё этот проект реализован с привлечением дополнительных средств (гранта), то он становится символом гордости детей, родителей и сотрудников. Это в основном долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время.

Реализованные проекты: «Мини-музей в детском саду»;  «Знакомьтесь: саамский уголок в детском саду»; «Мы – помним! Мы – гордимся!»; «Экологическая тропа в детском саду»; «Гордимся краем мы родным!» являются историей конкретных детей, педагогов и родителей и служат лишь примером эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.

Такой подход, как организация творческих мастерских,  позволяет обеспечить высокое качество и позитивный эффект, основанный на активности всех участников образовательных отношений, и родителей в том числе. Мы намеренно делаем акцент на участии родителей в совместных творческих начинаниях своих детей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась новая система в работе с родителями, а использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты в развитии личности ребенка,  его позитивной социализации.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования взаимодействия в

ДОО с семьями важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Именно такой неформальный, творческий подход к взаимодействию с семьями, делает родителей помощниками, союзниками, единомышленниками, а жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.

 

Таким образом, нетрадиционные, креативные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «cемья – ребенок – детский сад» являясь эффективным механизмом реализации ФГОС дошкольного образования.