ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
На современном этапе определены основные требования к развитию индивидуальных способностей учащихся, расширению дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитию сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных дисциплин, организации курсов для обеспечения соответствия уровня образования.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.
Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка) - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и способностями, что сформировались, и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом [1].
Профориентация в современных условиях пока не достигла главной цели - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному сотруднику. Существенным препятствием развития профориентации является отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода к личности выбирающего профессию [2].
На эффективность профориентации влияет множество различных объективных и субъективных факторов. Эта система трудно поддается организации и управлению.
В настоящее время система работы по профориентации включает деятельность по следующим направлениям.
1. Профессиональное образование: включает профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии.
4. Профессиональный подбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнить связанные с ней трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства ответственности, профессиональной чести и достоинства [3].
Запланированный процент учащихся можно получить разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической и экономической точек зрения. И если этот показатель станет главной целью и самоцелью профориентации, при этом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта работа приобретет своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации и подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе со студентами и школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии [4].
В ходе обучения студентов факультета ресторанно-гостинечного бизнеса активная работа проявляется при проведении кулинарных конкурсов, мастер-классов ведущих специалистов кулинарной индустрии, участии в международных выставках, организации тематических мероприятий и экскурсий на предприятия питания.
С 2004 г. коллективом кафедр факультета ресторанно-гостиничного бизнеса проводится международный конкурс «Студенческая кухня». Задачами конкурса является популяризация правильного питания в студенческой среде, получение участниками конкурса практических навыков, а также обмен опытом в решении данной проблемы.
Преподаватели кафедры технологии и организации производства продуктов питания имени Коршуновой А.Ф. приглашают профессионалов в сфере кулинарии для регулярного проведения мастер-классов (шеф-поваров, шоколатье, бариста). Мастер-классы проводятся с целью обучения и демонстрации студентам новинок в индустрии питания.
Студенты факультета ресторанно-гостиничного бизнеса специализации «Технология продукции и организация общественного питания» ежегодно празднуют «День технолога», демонстрируя свои умения и навыки, полученные в ходе обучения, студентам других специализаций и приглашенным гостям Университета.
Правильный выбор профессии положительно влияет как на продуктивность, так и на качество работы.
Литература
1. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков // М. - Высшая школа. - 1989. - С. 271-272.
2. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников // М. - Издательство НПО «Модэк». - 2002. - С. 391-392.
3. Федоришин, Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками [Текст] / Б.А. Федоришин // М. - Просвещение. - 1987.
4. Пустовая, Е.Н. Информационно-методический и дидактический журнал «Имидж» [Текст] / Пустовая Е.Н. // N2. - Профориентация: проблемы, опыт, перспективы. - 2002.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.