ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

  • docx
  • 16.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.docx

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

В современных условиях общественного развития особое внимание уделяется потенциалу семейного воспитания, что повышает требования к выполнению родителями своих функций, и уровню их компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка. Поэтому профессионально организованный процесс взаимодействия педагогов с семьями воспитанников должен быть направлен на совместное выявление и решение проблем воспитания ребенка, через эффективные формы взаимодействия, обеспечивая конструктивный диалог воспитывающих взрослых. Потребность во взаимодействии в вопросе воспитания и образования детей сегодня испытывают и педагоги, и родители. Приоритетная роль семьи в формировании разносторонней личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. Закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Существуют определенного рода противоречие: С одной стороны проблема, предъявляемая ФГОС ДО, о необходимости создания условий для сотрудничества Организации с семьёй • оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей • укрепление их физического и психического здоровья развитии индивидуальных способностей детей • взаимодействия воспитателей с семьями воспитанников, что является одним из важнейших условий формирования личности ребенка. • С одной стороны, нельзя не отметить • низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; • многие родители считают, что воспитывать их детей должен детский сад • недостаточно высокий уровень психолого-педагогической компетентности родителей; • максимальная занятость родителей при выполнении профессиональных обязанностей • пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением • в замена «живого общения» на виртуальное -просмотр мультфильмов посредством сети Интернет • доминирование в семье материальных ценностей над духовными Разрешить данное противоречие и достичь положительных результатов в воспитании, можно при согласованности действий педагогов и родителей в условиях ДОО. Мною был сделан вывод о необходимости реализация эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников на основе партнерства и сотрудничества ü Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. ü Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. ü Мы стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. ü Мы оказываем родителям педагогическую помощь, и привлекаем семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Ориентируясь на требования «Закона об образовании РФ», задачи ФГОС ДО - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, была поставлена цель Цель - реализация партнерских отношений с семьями воспитанников на основе разнообразных и эффективных форм сотрудничества Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи: 1. отойти от формального общения и от назидательной позиции педагога, способствовать неформальным встречам родителей и педагогов 2. обеспечивать содержание работы, направленной на овладение родителями конкретными знаниями в области воспитания, принципами организации воспитательного процесса, основанными на признании за ребенком права на индивидуальность развития и уважении его интересов. 3. изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; 4. информирование родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении образовательных задач при их максимальном включении в образовательный процесс; 5. создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; 6. привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); При реализации цели и задач, мы руководствуемся следующими Принципами взаимодействия ДОУ с родителями 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не используется категоричность и требовательный тон. Общение с родителями происходит ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. 2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, стараемся чувствовать ситуацию, настроение родителей. При необходимости успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные законодательно, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Влияние педагогов на воспитание детей в семье осуществляется посредством различных форм организационно-педагогической работы с родителями. Исходя из потребностей родителей и необходимостью реализации задач дошкольного образования, были выбраны разнообразные и эффективные формы сотрудничества. Необходимо отметить, что выбор форм взаимодействия с родителями обуславливает учет этически допустимых норм совместной работы и желание (добровольность) семьи участвовать в данной работе. Мною используются следующие формы работы Традиционные формы. Родительские собрания проводится как в масштабе дошкольной образовательной организации (общие родительские собрания), так и по отдельным группам (групповые родительские собрания). На родительском собрании используются мультимедийные презентации, где размещены фото детей в деятельности, короткие видеоролики игр детей в группе, занятий, игры на прогулке, также мы делаем аудиозапись высказывания детей по разным направлениям. Родители к данной информационной форме проявляют большой интерес. Родительские конференции- родители делятся опытом семейного воспитания. Многие родители стесняются публичных выступлений. Средствами ИКТ современные родители владеют хорошо, поэтому дома, сделав презентацию, они комментируют фото и информацию о достижениях своей семьи в воспитании ребенка, не вставая с места, что создает комфортные для них условия. Беседа является наиболее распространенной формой индивидуальной работы с родителями по развитию и воспитанию детей. Беседы проводятся или утром, когда родители приводят ребенка в детский сад, или вечером – когда забирают Консультации для родителей - Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, в нашем ДОО эстетично оформлены. Содержание регулярно обновляется, что бы родительский интерес к этой информации не пропал. Работа с родительским комитетом одна из основных форм партнерства с семьей - родительский комитет- это люди выбранные самими родителями, являются нашими первыми помощниками и выразителями идей и предложений всех родителей группы. Когда жизнь в условиях самоизоляции изменила основные формы работы педагога с детьми и родителями на дистанционный режим, в этот период мы широко применяли ИКТ в работе с родителями. Помимо заочной переписки мы широко используем письменное сообщение, выраженное в краткой и лаконичной форме. «Почтовый ящик», «Телефон доверия» сбор вопросов, предложений, советов от родителей. Также нами используется такая инновационная форма работы с родителями как форма библиотерапия. Суть библиотерапии состоит в обсуждении содержания специально подобранных научно-популярных книг, посвященных проблемам семьи и семейного воспитания. В работе с родителями используются и лекционные приемы. Во время групповых дискуссий осуществляется анализ конкретных ситуаций и обмен мнениями по предложенным темам. Мы реализуем форму взаимодействия - курация случая представляет собой индивидуальное консультирование родителей по развитию ребенка, в процессе которого педагог доводит до родителей необходимую информацию, проводит разъяснительную работу, оказывает помощь в выборе методов воспитательного воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Посредством такого консультирования создаются условия для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций, обеспечивается взаимодействие по реальным событиям. Нами была организована совместная проектная деятельность на тему «Играя познаем, дружно, весело живем». Были использованы ИКТ для максимального подключения родителей в деятельность. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями: 1. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах образования; 2. Увеличилось количество заинтересованных родителей в конструктивном взаимодействии педагогов и родителей; 3. Повысили информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; 4. Созданы в ДОО условия для эффективных и разнообразных по содержанию и формам сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; 5. Увеличилось количество семей воспитанников, участвующих в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); 6. Родители стали более довольны условиями, имеющимися в ДОО для взаимодействия с семьями воспитанников. Нельзя не вспомнить слова великого педагога: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни» А.С. Макаренко. Используемая литература 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с. 2. Программа Дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой / Москва Мозаика – Синтез 2015. 3. Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.-2010.-№2.- С. 44–49.