Эффективные методические практики организации процесса обучения на уроках русского языка и литературы. Конспект
Оценка 4.8

Эффективные методические практики организации процесса обучения на уроках русского языка и литературы. Конспект

Оценка 4.8
doc
02.11.2022
Эффективные методические практики организации процесса  обучения на уроках русского языка и литературы. Конспект
конспект Эффективные методики.doc

 

 

Мастер-класс.

 

 Тема: «Эффективные методические практики организации процесса
 обучения на уроках русского языка и литературы»

 

Ход.

Тема. СЛАЙД 1.

Уважаемые коллеги! В основе обучения лежит большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я использую в своей практике. Это

СЛАЙД 3.

- технология критического мышления (прием Кроссенс)

- технология «Интеллект-карты».

СЛАЙД 4.  Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.

- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.

Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Кроссенс придумали: художник и философ Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

СЛАЙД 5. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

СЛАЙД 6. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

СЛАЙД 7. Примеры кроссенса на уроках русского языка.

СЛАЙД 8. Примеры кроссенса на уроках литературы

 

Применять кроссенс можно: СЛАЙД 9.

Ø при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;

Ø при закреплении и обобщении изученного материала;

Ø творческое домашнее задание.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

 

 

2. (СЛАЙД 10) Следующая технология, с которой я хотела бы вас познакомить - Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

      Использование этого метода способствует: обучению, концентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.          

 

Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.

 

 С помощью интеллект-карты, обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.

Схема построения интеллект – карты:

(СЛАЙД 11)

1.     В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

(СЛАЙД 12)

2.     Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

3.     На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

(СЛАЙД 13)

4.     Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.

Сейчас я вам покажу несколько интеллект – карт, которые я применяю на своих уроках.

 

Примеры интеллект – карт на уроках русского языка (СЛАЙДЫ 14).

Примеры интеллект – карт на уроках литературы (СЛАЙДЫ 15).

 

 

Технология интеллект-карта можно использовать на различных формах урока: (СЛАЙД 16)

·      изучение нового материала

·      закрепление материала

·      обобщение материала

·      написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы

·      подготовка проекта, презентации

·      конспектирование

Главное достоинство метода - его универсальность.  Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

 

Интеллект – карты можно создавать в программе POWER POINT.

 

 

(СЛАЙД 17) Спасибо за внимание!


Мастер-класс. Тема: « Эффективные методические практики организации процесса обучения на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс. Тема: « Эффективные методические практики организации процесса обучения на уроках русского языка и литературы»

СЛАЙД 7. Примеры кроссенса на уроках русского языка

СЛАЙД 7. Примеры кроссенса на уроках русского языка

На каждой линии записывается одно ключевое слово

На каждой линии записывается одно ключевое слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022