Мастер-класс.
Тема:
«Эффективные методические практики организации процесса
обучения на уроках русского языка и литературы»
Ход.
Тема. СЛАЙД 1.
Уважаемые коллеги! В основе обучения лежит большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я использую в своей практике. Это
СЛАЙД 3.
- технология критического мышления (прием Кроссенс)
- технология «Интеллект-карты».
СЛАЙД 4. Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.
Что
же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по
аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает
"пересечение смыслов". Кроссенс придумали: художник и философ
Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле
из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что
каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная
объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так
и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития
логического и творческого мышления.
СЛАЙД 5. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
СЛАЙД 7. Примеры кроссенса на уроках русского языка.
СЛАЙД 8. Примеры кроссенса на уроках литературы
Применять кроссенс можно: СЛАЙД 9.
Ø при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
Ø при закреплении и обобщении изученного материала;
Ø творческое домашнее задание.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
2. (СЛАЙД 10) Следующая технология, с которой я хотела бы вас познакомить - Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Использование этого метода способствует: обучению, концентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
С помощью интеллект-карты, обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.
Схема построения интеллект – карты:
(СЛАЙД 11)
1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
(СЛАЙД 12)
2. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
3. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
(СЛАЙД 13)
4. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.
Сейчас я вам покажу несколько интеллект – карт, которые я применяю на своих уроках.
Примеры интеллект – карт на уроках русского языка (СЛАЙДЫ 14).
Примеры интеллект – карт на уроках литературы (СЛАЙДЫ 15).
Технология интеллект-карта можно использовать на различных формах урока: (СЛАЙД 16)
· изучение нового материала
· закрепление материала
· обобщение материала
· написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
· подготовка проекта, презентации
· конспектирование
Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Интеллект – карты можно создавать в программе POWER POINT.
(СЛАЙД 17) Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.