Эффективные методические практики организации процесса обучения на уроках русского языка и литературы. Конспект

  • doc
  • 02.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект Эффективные методики.doc

 

 

Мастер-класс.

 

 Тема: «Эффективные методические практики организации процесса
 обучения на уроках русского языка и литературы»

 

Ход.

Тема. СЛАЙД 1.

Уважаемые коллеги! В основе обучения лежит большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я использую в своей практике. Это

СЛАЙД 3.

- технология критического мышления (прием Кроссенс)

- технология «Интеллект-карты».

СЛАЙД 4.  Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.

- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.

Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Кроссенс придумали: художник и философ Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

СЛАЙД 5. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

СЛАЙД 6. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

СЛАЙД 7. Примеры кроссенса на уроках русского языка.

СЛАЙД 8. Примеры кроссенса на уроках литературы

 

Применять кроссенс можно: СЛАЙД 9.

Ø при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;

Ø при закреплении и обобщении изученного материала;

Ø творческое домашнее задание.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

 

 

2. (СЛАЙД 10) Следующая технология, с которой я хотела бы вас познакомить - Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

      Использование этого метода способствует: обучению, концентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.          

 

Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.

 

 С помощью интеллект-карты, обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.

Схема построения интеллект – карты:

(СЛАЙД 11)

1.     В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

(СЛАЙД 12)

2.     Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

3.     На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

(СЛАЙД 13)

4.     Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.

Сейчас я вам покажу несколько интеллект – карт, которые я применяю на своих уроках.

 

Примеры интеллект – карт на уроках русского языка (СЛАЙДЫ 14).

Примеры интеллект – карт на уроках литературы (СЛАЙДЫ 15).

 

 

Технология интеллект-карта можно использовать на различных формах урока: (СЛАЙД 16)

·      изучение нового материала

·      закрепление материала

·      обобщение материала

·      написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы

·      подготовка проекта, презентации

·      конспектирование

Главное достоинство метода - его универсальность.  Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

 

Интеллект – карты можно создавать в программе POWER POINT.

 

 

(СЛАЙД 17) Спасибо за внимание!