МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
РУБРИКА:
«Эффективные педагогические практики формирования функциональной грамотности в учреждениях дополнительного образования»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ РУБРИКИ:
«Эффективные
методики развития креативного мышления у обучающихся учреждений дополнительного
образования»
Подготовила:
Пыжова Наталья Андреевна, Педагог дополнительного образования
г. Докучаевск, 2025 г.
Одним из компонентов развития функциональной грамотности является креативное мышление. Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии» творческое или креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
В педагогической практике с целью развития креативного мышления у учащихся предлагаю использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии.
В данной публикации хочется поделиться опытом работы по использованию приемов ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач) по формированию функциональной грамотности и развития креативного мышления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся на занятиях в кружках декоративно-прикладного творчества «Мозаика рукоделия» и «Кружевница» (вязание крючком).
При использовании ТРИЗ в образовательном процессе я ставлю перед собой цель научить детей не только создавать изделия, но и мыслить нестандартно, находить оригинальные решения, подходить к задаче творчески. На занятиях применяю различные методы ТРИЗ, такие как:
1. Анализ противоречий: Учу детей выявлять противоречия в процессе создания своих изделий, что позволяет им находить новые и неожиданные пути решения задач.
Вот несколько конкретных примеров анализа противоречий, которые можно использовать на уроках декоративно-прикладного творчества с детьми:
Пример 1: Изделие из вторичных материалов
Задача: Создание картины из пеноплэкса.
- Противоречие: пеноплэкс — это экструдированный пенополистирол, универсальный материал для утепления зданий и сооружений. К положительным свойствам можно отнести то, что он очень легкий и изделия для декорирования почти воздушные; материал легко использовать: режется без особых усилий острым макетным ножом, без проблем можно проделать отверстия, приклеить бумагу, покрасить, нанести шпаклевку и другие художественные материалы. Пеноплэкс долговечный, по словам экспертов его срок службы составляет около 50 лет. Не впитывает в себя влагу, различные запахи. Экологически чистый. При эксплуатации он не выделяет вредные вещества. Для работы можно использовать остатки пеноплэкса после ремонта.
Недостатки этого материала: при высоких температурах плавится и приходит в негодность, его трудно сделать эстетически привлекательным без приемов декора.
- Решение: Дети могут выявить это противоречие и предложить, например, оклеить пеноплэкс бумагой, использовать технику декупажа или обвить объёмной пряжей, лентами, декорировать лоскутами ткани в технике «Кинусайга», чтобы скрыть недостатки материала и добавить эстетическую ценность.
Ребята приняли решение сделать подарки своим близким картины-панно: Назар – букет цветов бабушке ко дню рождения, Роман – на День защитника Отечества картину отцу, Ростислав – вдохновился картинкой волка, Даша – решила участвовать во Всероссийском онлайн конкурсе «Пернатые непоседы» и изготовила картину ко Дню России «Мир Донбассу». Аня – любимую собаку овчарку, Петя – сторожевого пса-охранника для папы участника СВО. Пример фото творческого процесса и некоторых готовых работ учащихся.
Пример 2: Экологическое изделие
Задача: Изготовление поделок из природных материалов (шишек, листьев, веток).
Противоречие: Природные материалы дешевы и доступны, но они имеют нестандартные формы и размеры, что затрудняет создание симметричных и аккуратных изделий.
Решение: Дети могут придумать конструкции, которые используют асимметрию как элемент дизайна, или же разработать способы комбинирования различных элементов, чтобы достичь гармоничного результата. Например, можно использовать шишки и листья для создания новогодних композиций, которые подчеркивают естественную форму всех материалов.
Каждый из этих примеров помогает детям научиться выявлять и анализировать противоречия в процессе творчества, а также развивает их креативное и критическое мышление. Это способствует более глубокому пониманию процесса создания и формирует навыки нахождения нестандартных решений.
2. Методы создания идей: Используем такие приемы, как «изменение параметров», «взгляд со стороны», и другие, которые помогают детям генерировать множество идей и находить оптимальные решения.
Вот несколько конкретных примеров методов создания идей на занятиях вязания крючком:
1. Изменение параметров
Пример: Вязание игрушки или аксессуара. Например, ключницы (косметички), диванной подушки (игрушки).
Задача: Дети разрабатывают модель изделия в виде фигурки, например, зайца.
Изменение параметров:
Размер: Предлагаю детям попробовать связать зайца, использую разную толщину пряжи. Например, от маленького брелока до большой игрушки (диванной подушки).
Материал: Рекомендации по использованию различных видов пряжи. Тонкая пряжа – для вязания миниатюрных изделий – брелока и мелких деталей игрушки, объёмная – для создания диванной подушки, объёмной игрушки.
Цвет: Дети могут экспериментировать с цветами пряжи, создавая зайцев в необычных оттенках (розовые, зелёные, многоцветные, в одежде, обуви и т.д.). Украшать бантом, галстуками «бабочка», прической.
2. Взгляд со стороны
Пример: Создание шарфа
Задача: Дети вяжут шарф как традиционный аксессуар.
Взгляд со стороны:
Фантазируем: каким бы был шарф, если бы его носил не человек, а мультяшный персонаж или животное. Что бы дети изменили в форме, размере, дизайне или яркости цвета?
Возможность использования шарфа не только как аксессуара, но и в качестве элемента игры, например, в различных ролях (костюмы для спектакля).
3. Мозговой штурм
Пример: Вязание подставок под чашки для горячих напитков.
Задача: Дети должны создать подставки для чашек.
Мозговой штурм: Дети делятся на группы, несколько минут обговаривают, чтобы придумать как можно больше идей для оформления подставок. Каждая группа представляет свои идеи (разные формы, узоры и цвета), а затем выбирают одну, которую они будут вязать. Оформление и дизайн ребята выполняют по собственному желанию и вкусу.
4. Адаптация
Пример: Вязание сумок.
Задача: Создание оригинальных сумок из квадратов, связанных крючком.
Адаптация: Просмотр модных направлений данного аксессуара и адаптация популярных моделей сумок «под себя». Например, дети могут создать свою версию рюкзака, переосмыслив классическую форму. Они могут предложить связать рюкзак с ушками и лапками, использовать не традиционную пряжу, а, например, б/у футболки или шнуры.
Рассматриваем вместе с детьми разные варианты застежек (на молнии, кнопках, магнитах), чтобы ребята могли создать более оригинальные и практичные модели.
5. Комбинирование
Пример: Изготовление игрушек и аксессуаров.
Задача: Изготовление набора аксессуаров для куклы.
Комбинирование: Дети могут предложить комбинировать разные техники и материалы. Например:
- Вязать крючком одежду для куклы, а затем использовать вышивку для создания узоров.
- Создать одежду и дополнить её аксессуарами, изготовленными из различных материалов (например, использование резинок или кружева).
6. Рандомизация мощный инструмент для создания более справедливой и эффективно организованной образовательной среды – процесс случайного выбора или распределения элементов, чтобы избежать предвзятости и обеспечить равенство условий для всех участников. Методы рандомизации не только делают уроки более увлекательными, но и помогают учащимся расширять свои творческие горизонты и развивать навыки импровизации.
Случайный выбор узора
Задание: Связать образец узора по схеме.
Описание: Подготовьте набор заданий-карточек с различными схемами узоров (например, «филейная сетка», «резинка крючком», «косы» крючком, «объемные узоры»).
Применение: Учащиеся вытаскивают случайную карточку и должны связать образец узора, используя указанную схему. Это может побудить их попробовать техники, которые они не использовали ранее.
Совместное творчество
Задание: Украшение новогодней ёлки игрушками из б/у закаточных крышек.
Описание: Группа делится на команды по 2 человека, обсуждаются идея оформления игрушки и материалы для работы. Проектирование: на основе обсуждений, каждая группа выбирает детали для изготовления своей игрушки.
Применение: Изготовление и сборка: используя стразы, вырубки новогодних картинок, цветной картон, фоамиран учащиеся украшают крышку. Каждая группа изготавливает свое изделие, которое включает в себя все выбранные элементы. Презентация: дети украшают игрушками новогоднюю ёлочку в классе. В результате работы учащиеся с огромным удовольствием изготовили по 2-3 ёлочные игрушки для подарков своим близким.
Дети развивают креативность, навыки совместной работы и учатся применять методику ТРИЗ, создавая функциональные и красивые вещи.
3. Обратная связь и коллаборация: Важной частью занятий является работа в группах, где дети могут делиться своими идеями и решениями, что способствует развитию командной работы и совместного творчества.
Практические примеры
Одним из ярких примеров применения ТРИЗ стал наш проект по созданию экологичных изделий из вторичных материалов. Дети не только узнали о важности переработки, но и применили метод «анализ противоречий», чтобы найти решения, которые сочетали бы функциональность и эстетическую ценность.
На занятиях использую приёмы мозгового штурма, позволяя каждому ребенку выразить свои мысли и идеи. Это помогло создать атмосферу, где каждый чувствовал себя услышанным и ценным.
Заключение Внедрение технологии ТРИЗ на занятиях декоративно-прикладного творчества, вязания крючком значительно обогатило процесс обучения, сделав его более динамичным и интересным для учащихся. Я уверена, что каждый педагог может взять на вооружение эти методы, адаптировав их под свои предметы и стиль работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.