ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Оценка 4.7

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Оценка 4.7
docx
05.05.2023
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Эффективные приемы поддержания дисциплины.docx

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

              Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в классе, который не слушает, не слышит учителя. Дисциплинированный класс  не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который  работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения  учителя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи.          

   К. Д. Ушинский требовал, чтобы учитель ни на одну минуту не оставлял детей без дела, отмечал, что при этом условии «классная дисциплина в наших руках».

         При­чины плохой дисциплины учащихся на уроке следует искать в учителе. «Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует», - утверждал выдающийся немецкий педагог-демократ А. Дистервег. Необходимо искать различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе. Для поддержания дисциплины на уроке преподаватель должен владеть приёмами и методами организации деятельности учащихся на уроке, уметь мотивировать учащихся на изучение данной темы, в совершенстве владеть материалом, знать возрастные особенности учеников класса.

Дисциплина в младшей школе.

            Рассматривая вопрос дисциплины в младших классах, следует помнить о том, с какой аудиторией педагог работает. Это дети, которым присущи все особенности раннего возраста. Во-первых, они склонны к рассеиванию внимания, быстро устают, теряя интерес ко всему статичному и монотонному. А программа зачастую настолько насыщена, что времени на объяснение нового материала не хватает. И, уж тем более, сложно успеть преподнести скучную теорию в интересной для детей форме. Они утрачивают интерес к тому, что трудно запоминается, отвлекаются от сути занятия и заполняют освободившееся урочное время игрой, которая может быть как индивидуальной, так и коллективной. Держать дисциплину во время такой, даже неявной, игры становится сложнее.

             Существует и проблема воспитанности детей. Современные родители слишком многое разрешают своему ребенку, они прощают его за те поступки, за которые нужно наказывать. Ребёнок, чувствуя свою безнаказанность, творит всё, что пожелает. Поэтому и нам с вами приходится быть изобретательными, чтобы сохранить дисциплину в классе. Как вести себя учителю, чтобы добиться надлежащей дисциплины  на уроке?

             Молодые учителя зачастую компенсируют затраты энергии в младшей школе искренней любовью и терпением к детям. Более опытные педагоги умело используют набор коммуникационных штампов, помогающих четко устанавливать границы «дозволенного» в классе. С равной эффективностью эти подходы делают педагога лидером урока, которого дети стараются слушать и слышать. Следует помнить, что  ученики  ищут в учителе, в первую очередь, поддержку и понимание. Они все еще нуждаются в материнском тепле и лояльности к своим проступкам. Всего этого они ждут от учителя. И контакт с детьми может быть потерян, заменен на пугливое послушание, если маленькие ученики не найдут этих важных для себя качеств в лице педагога.

   Таким образом, вопрос поддержания дисциплины на занятиях является  приоритетным, служит индикатором профессиональной пригодности педагога.

Существует 3 подхода к философии дисциплины:

1. «Руки прочь» -  ученики сами научатся со временем управлять своим поведением, нужно только научить их навыкам общения, развить эмпатию.

2. «Твердая рука» - учителю нужно овладеть навыками манипулирования учениками для их же блага. Проявляется во фразах типа: «Если ты не замолчишь, я…», - называется слабое место ученика.

3. «Возьмемся за руки» - учитель понимает, что поступок это сочетание проявления внутренних особенностей  личности и внешних обстоятельств. Педагог берет на себя роль ненавязчивого лидера и подталкивает ученика к осознанному выбору, за последствия которого тот самостоятельно несет ответственность.

            При установлении контакта педагога с нарушителем дисциплины необходимо  выдерживать особый алгоритм – порядок совершения определенных действий, позволяющих вмешиваться в процесс и управлять им. Это поведение Гордон Томас определяет как компетентную коммуникацию. «Коммуникативно- компетентным является такое поведение, которое повышает возможности для последующих коммуникаций». 

Задачи взаимодействия с  нарушителем:

  1. Остановить нарушение дисциплины.
  2. Продолжить общение  на позитивном уровне.

         Зачастую для педагога это две взаимоисключающие задачи. С учеником, который пытается «сорвать урок», педагог вступает в конфликт. После этого между педагогом и учеником возникает отчуждение, препятствующее дальнейшему взаимодействию.

Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины:

1. Распознать истинную цель поступка.

2. Выбрать способ вмешаться и остановить нежелательное поведение.

3. Выбрать стратегию своего поведения, чтобы в будущем постепенно снижать количество подобных поступков учащихся.

     Поведение ребенка – это внешнее проявление достижения определенных целей. При этом существуют определенные психологические законы:

Закон первый: поведение ребенка это всегда результат его выбора.

Закон второй: общая цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к школьной жизни. Общая цель воплощается в 3-х частных целях:

- ощущать состоятельность в учебе (интеллектуальная состоятельность);

 - строить приемлемые отношения с учителями и учащимися (коммуникативная состоятельность);

 - вносить вклад в жизнь школы и класса (состоятельность в деятельности).

Закон третий:  За нарушением поведения стоят мотивы:

 - привлечение внимания («хочу быть в центре внимания класса  и получать особое внимание от учителя и учеников»);

 - власть («ты мне ничего не сделаешь, я главный в классе»);

 - месть («я проучу учителя, учеников, весь мир»);

 - избегание неудач («ничего не буду делать, у меня ничего не получится»).

Практические приемы по взаимодействию с учеником, мотив поведения которого – привлечение внимания:

             Дети придумывают различные демонстративные выходки во время урока, когда ощущают недостаток внимания.  Неадекватное дерзкое поведение обусловлено тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Чем больше внимания учителя получает нарушитель дисциплины, тем более укореняется этот вариант поведения. Позитивное подкрепление плохому поведению способствует удовлетворению потребности ребенка чувствовать себя частью учебного процесса и ощущать принадлежность к группе. Ученик попадает в центр внимания класса, получает особое внимание учителя (пусть негативное) и учащихся, и его цели достигнуты.

Прием -  минимизация внимания

 - Игнорирование – не обращайте внимания на нарушителя;

 - Контакт глазами – пристальный взгляд без осуждения;

 - Встаньте рядом – подойдите и станьте рядом без слов и контакта   глазами;

- Используйте имя ученика:  «И тогда, Вова, Петр Первый издал Указ…;

- Использование «Я - высказывания» - вместо: «Прекрати немедленно», используйте: «Катя, когда ты шепчешься, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль, пожалуйста, перестань».

Прием - прерывание паттерна

Прием останавливает нежелательное поведение тем, что нарушает ожидания подростка. Обычно нарушитель дисциплины ждет на свой проступок типичной реакции – в данном же случае ее не следует. При этом соблюдается принцип противоположной (необычной) реакции.

Выключите свет и помолчите – прием работает, когда в классе темно.

Говорите тихо

Измените голос, тон речи, ударение

Временно прекратите вести урок: «Дайте мне знать, когда будет можно говорить…» «Спасибо за тишину…»

Пример. Учитель садится рядом с нарушителем дисциплины и смотрит ему в глаза. Потом он может его спросить: «Ты хотел моего внимания. Я тебя слушаю».

Прием - отвлечение

Задавайте прямые вопросы – «Рома, какое задание ты получил?»

Попросите об одолжении – «Маша, сходи в учительскую и попроси цветной мел, собери тетради…»

Измените деятельность – если несколько учеников упорно нарушают дисциплину, попросите их освободить и передвинуть парты, спрятать книги, открыть форточку…

Прием - поощрение хорошего поведения

Не обращайте внимания на плохое поведение ученика, а поощряйте того, кто сидит рядом и ведет себя хорошо.

Используйте конкретную похвалу за ожидаемое поведение -  «Спасибо, Света, что ты нашла нужную страницу и сидишь прямо…Спасибо, Ваня, что ты не шумишь, а готовишься к диктанту…»

Хвалите разных учеников.

Пишите имена лучших учеников  за урок на доске.

Прием - пересаживание

Педагогу можно менять местами учащихся, пересаживать их и при этом продолжать вести урок.

Пример. Педагог предлагает ученику провести 5 минут на стуле размышлений. Этот стул не похож на другие, стоит в любом месте класса, отдельно от других стульев.

Если педагог диагностировал мотив нарушения поведения подростка как привлечение внимания, перечисленные приемы в конечном результате обычно способствуют угасанию нарушений дисциплины. Если же ученик не реагирует на прием педагога, отказывается выполнять его требования, или продолжает нарушать дисциплину, то его цель не внимание, а, возможно, приобретение  власти. В этом случае педагогу помогут другие практические приемы. 

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть.

  Формы проявления могут быть различными: ученики пререкаются,  дружелюбно манипулируют, тихо не слушаются, оправдываются ленью, забывчивостью, плохой памятью, дефектами слуха, зрения, внимания и пр. Отличие от других типов поведения в том, что поведение с данной мотивацией чаще всего вызывает у учителя сильный гнев, желание «встряхнуть» ученика, а ответные поступки подростка напоминают «механизм сжатой пружины» - чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Подросток ведет себя так, как будто его основной целью является вывести учителя из равновесия. Ученики, выбирающие такой тип поведения, чаще всего интересные личности, которым свойственно стремление к лидерству, честолюбие, независимость от авторитетов. Учет этих личностных особенностей подростков помогает в выборе способов нейтрализации и купирования данного типа поведения.

Прием – избегание прямой конфронтации.

Педагог, выбирая стратегию поведения по отношению к подростку, должен делать акцент на поступке, а не на личности подростка.

Педагогу необходимо:

 - контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться  от их демонстрации ученику;

 - не допускать даже малейшего проявления агрессии;

 -  избежать на время дисциплинарных мер.

            Внешне спокойный учитель контролирует ситуацию и держит власть, столь желанную для ученика,  в своих руках. Главная цель поведения педагога в данном случае не усиливать напряжение. Обсуждение поступка  необходимо отсрочить во времени, не делать этого на уроке. Спокойствие педагога, отсутствие агрессивной и эмоциональной реакции на девиантное поведение ученика не означает передачи власти. Это педагогическая стратегия, способствующая угасанию данного типа поведения. 

             Педагогу в данной ситуации достаточно сложно справиться со своим эмоциональным состоянием и проявить самообладание. Помогают психологические приемы совладения с отрицательной эмоцией: «диафрагмальное дыхание», намеренное снижение голоса, замедление темпа речи, детализирование мелочей, «якорение символом», счет про себя, задержка дыхания, мышечная работа и пр. Педагогу необходимо обучиться приемам саморегуляции психического состояния и быстрой релаксации. В противном случае неизбежно эмоциональное выгорание.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:

Прием – признание силы ученика

    Признайте силу ученика – не втягивайтесь в битву с подростком, например, скажите: «Дима, я поняла, что не могу сделать так, чтобы ты выполнял домашние задания по русскому и сдал экзамены». Внешне это может выглядеть, как сдача позиций, но это не так. Педагог не расписывается в бессилии, он констатирует факт поведения ученика, которое вредит ему. При этом педагог перекладывает ответственность за последствия выбора на него. Когда педагог поступает подобным образом, ученик чувствует, что он остается один на один со своей проблемой, бороться больше не с кем, и смысл борьбы исчезает. Подросток более не тратит силы на борьбу; его усилия могут быть направлены на решение учебных или иных проблем.

Прием – уберите зрителей

             Педагог может обратиться к возмутителю спокойствия таким образом: «Саша, мы закончим обсуждение этого вопроса на перемене». На перемене класс расходится, конфликт прерван.

Можно послать с поручением за пределы класса нескольких наиболее заинтересованных зрителей, которые дают нарушителю дисциплину постоянную обратную связь и эмоционально поддерживают его. Можно дать интересное задание этой группе учащихся и эмоционально выключить их.

Прием – озадачивание

Данный прием выступает как  противовес приему активного слушания.

В ситуации конфликта активное слушание  продляет конфронтацию. Нужно согласиться с учеником или поменять тему:

- «Вы плохо объясняете, я ничего не понимаю…»

  - «Может, ты и права. А сейчас, открой страницу пять».

Если подросток продолжает провоцировать педагога, нельзя ни в коем случае поддаваться на эту провокацию. Педагогу для того, чтобы изменить поведение ученика, придется соглашаться с его утверждениями, и продолжать напоминать про страницу учебника.

Прием – удаление

Удаление из ситуации – педагогически неоправданным считается удаление учащегося с урока в коридор, домой, или без озвучивания направления.

Возможным считается применение этого приема дифференцировано:

Удаление, не покидая класса - за шкаф, ширму, доску, отгородить партой).

Удаление в другой класс - только в класс ровесников, или старше. Прием неожиданный, практически не применяемый нашими педагогами, но очень эффективный. Подросток, лишенный привычной среды, группы заинтересованных зрителей и поддержки класса, обычно сидит в другом классе спокойно. Педагоги, которые применяли этот прием, заметили, что при временном помещении подростка (например, на 15 минут) в класс старше на один год, подросток с интересом следил за учебным процессом.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – избегание неудач:

Данный тип нарушения поведения имеет две формы выражения:

Активная форма выражается в виде нервических припадков,  истерики, слез. При этом ученик может бросать вещи, хлопать дверью, разбить что-то, отшвырнуть стул, на котором сидел и пр.

Пассивная форма выражается в откладывании дел и выполнении распоряжений «на потом», уход в болезнь. Часто пассивная форма нарушения поведения данного типа маскируется психосоматическими проявлениями – блуждающими болями неясной этиологии (жалобы на то, что «болит везде», «где-то в животе»); сверхчувствительностью кожных покровов  (чувством жжения, «мурашек») и пр.

Изменить метод объяснения или ввести новый метод

В данном случае на первое место для педагога-предметника выходит творчество в подаче материала, владение общей методической культурой.

Могут быть использованы следующие методы:

 -      яркая наглядность;

 -  использование компьютера для формирования навыков – он интересен и не надоедает детям;

 -  дозированная подача учебного материала, чаще  маленькими порциями;

 -     дополнительные специальные задания для отстающих учеников;

 -  диагностика познавательной сферы специалистами и выявление дефекта;

 -    ученическое репетиторство;

 -    репетиторство, организованное родителями;

 -    смена программы обучения и др.

Игровые приемы по поддержанию дисциплины

         Неожиданное начало урока (дети не могут успокоиться, включиться в урок, шум)

- «Через минуту  пусть каждый говорит по 1 предложению из предыдущей темы со слов: «Я знаю….».

 - «Встаньте, потянитесь, улыбнитесь соседу справа, слева, мне. Сегодня будет очень интересный урок. Тема зашифрована на доске…

Конец урока (дети устали, шум) – каждый говорит: «Сегодня на уроке я узнал…»

        «Радуга внимания» - Для его проведения понадобится простое оборудование : 7 белых альбомных листов с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели. Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа 30 сек., затем закрывают глаза и ещё 30 сек. удерживают перед собой образ листа с кругом. Если урок начинается после урока физкультуры или после большой перемены, то лучше начинать урок с этого упражнения. Также упражнение может применяться для снятия напряжения в середине урока.

         «Охотники»

        «Охотники племени Юмба» - учитель предлагает детям представить себя индейцами племени Юмба. Их основным занятием является охота. Охотники должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать всё, что происходит вокруг. Примерные слова учителя: « Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». Чтобы было интереснее, учитель может специально организовать некоторые шумы и звуки, имитирующие голоса животных, скрип деревьев. При этом устраивается  соревнование – кто лучший охотник. Самый внимательный ученик получает символический переходящий приз.

«Кто меня слышит»

            Если в классе шум, учитель тихо говорит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики слышат и поднимут руку. Этот жест привлечет внимание некоторой части учеников. Но обычно это те, которые непосредственно не принимали участия в нарушение дисциплины на уроке. Далее учитель повторяет, слегка изменяя тон и тембр голоса: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают. После этого еще некоторое количество учащихся отвлекутся от разговоров и прислушаются к учителю. Далее они также будут выполнять распоряжения учителя. Затем учитель говорит, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». В классе раздаются хлопки, которые невозможно не услышать, и они настораживают остальных. После этого учитель громко и внятно говорит: «Кто меня слышит, встаньте». Обычно после этих слов встает весь класс. Затем учитель предлагает ученикам сесть и продолжает урок.

Этот прием очень действенный, но его нельзя использовать часто.

«Ватман – соревнование». Дом из именных кирпичиков. Каждый хороший урок кирпич в дом. Кто быстрее построит? Какой Ряд? Чьих кирпичей больше?

«Стимул» - кто сегодня на уроке ответил на 5 и вел себя примерно, тому домашнее  задание не даю.

Приемы актерского мастерства

Уйти в конец класса, продолжать урок оттуда.

Неожиданно перейти на шепот или басы. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные.

Провести эстафету на скорость. Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определенного цвета или качества (или с определенной буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город и т.п.

«Дружное ЭХО»

На хлопок учителя (или ритмический узор из нескольких хлопков) класс должен ответить дружным хлопком. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу,  коленям или притопыванием.

 «Руки – ноги»

Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя. Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняем последовательность и темп хлопков.

«Делай как я»

В разгар неделового шума попробуйте четко произнести: «Все встали!» — и встать самому. Или наоборот: «Все сели!» — и сесть самому.

Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и т.д.). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.

Позитивные утверждения и действия

К таковым утверждениям и действиям  относятся:

 -  классные плакаты с шуточными заклинаниями;

 -  опора на позитивный прежний опыт ученика: «ты научился кататься на коньках, это было трудно, ты много раз падал, но ты смог», «ты научился читать, писать, плавать…и это задание у тебя обязательно получится»;

  -  декларация «я могу» перед выполнением задания.

 

Особенности использования поддержки в работе с нарушителями

Поддержка может осуществляться посредством:

 - отдельных слов (молодец, красиво, аккуратно, догадливый, умница и т.д.);

 - высказываний (я горжусь тобой, мне нравится, как ты работаешь и т.д.);

 - прикосновений (дотронуться до руки, пожать руку и т.д.);

 - совместных действий (остановиться около ребенка, мягко вести его в игру);

 - мимики и жестов (улыбка, кивок, смех, жест одобрения и т.д.).

 

Если вы преподаете в младших классах, отсутствие дисциплины на уроке может говорить о том, что дети просто устали сидеть на одном месте в одной позе. Проведите небольшую зарядку. Во время упражнений включите веселую музыку, чтобы переключить внимание малышей с предмета на упражнения. Пять минут физической разрядки вполне хватит, чтобы оставшееся до звонка время прошло в тишине и спокойствии

Разнообразьте учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия, придумайте сложные логические задачи. Стимулируйте совместное творчество. Тогда ваши уроки станут интересны ребятам, они сами будут поддерживать дисциплину, борясь с ее нарушителями.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится! Уважаемые коллеги, желаю вам успехов в вашей педагогической деятельности.


 


 

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ

Твердая рука» - учителю нужно овладеть навыками манипулирования учениками для их же блага

Твердая рука» - учителю нужно овладеть навыками манипулирования учениками для их же блага

Позитивное подкрепление плохому поведению способствует удовлетворению потребности ребенка чувствовать себя частью учебного процесса и ощущать принадлежность к группе

Позитивное подкрепление плохому поведению способствует удовлетворению потребности ребенка чувствовать себя частью учебного процесса и ощущать принадлежность к группе

Пример. Педагог предлагает ученику провести 5 минут на стуле размышлений

Пример. Педагог предлагает ученику провести 5 минут на стуле размышлений

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:

Педагоги, которые применяли этот прием, заметили, что при временном помещении подростка (например, на 15 минут) в класс старше на один год, подросток с интересом следил…

Педагоги, которые применяли этот прием, заметили, что при временном помещении подростка (например, на 15 минут) в класс старше на один год, подросток с интересом следил…

Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка

Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка

Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город и т

Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город и т

Разнообразьте учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия, придумайте сложные логические задачи

Разнообразьте учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия, придумайте сложные логические задачи

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2023