«Эффективные методы и приёмы формирования базовых учебных действий на уроках ПТО по направлению ПМОП»
Составитель:
Учитель профессионально-трудового обучения М.С.Гринцова
Богородск 2022г.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Богородская школа № 8»
Через активную организацию жизни в школе ученик придет к умению войти в жизнь. Л.С. Выготский
ЗАДАЧИ:
• формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
• овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
• развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих:
познавательной
регулятивной
коммуникативной
личностной
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем
обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Краткая характеристика БУД
Методы формирования базовых учебных действий
Методы | Формируемые БУД |
Создание проблемной ситуации | общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы. |
Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение. | логические универсальные действия. |
| общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия. |
Знакомство с новым материалом, тестирование, презентация и др. | логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия. |
Приемы формирования базовых учебных действий
№ | Название приема | Содержание деятельности | Виды формируемых БУД |
1. | Ситуационная задача (изобретательская, исследовательская ) | Самостоятельное выполнение системы заданий к тексту (проблемного, личностно-ориентированного содержания). | Анализ, оценка, синтез, контроль, прогнозирование, целеполагание, смысловое чтение |
3. | Взаимоопрос | Ученики опрашивают друг друга по базовым (опорным) листам. | Оценка, контроль, построение способов и условий действия речевого высказывания, рефлексия |
4. | Опрос по цепочке | Монологический ответ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога несколько раз до окончания ответа. | Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, построение речевого высказывания |
6. | Повторяем с контролем | Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. | Построение речевого высказывания, контроль, структурирование знаний, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, постановка и формулирование проблемы |
7 | Лови ошибку | Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. | Оценка, контроль, коррекция, волевая саморегуляция |
Разберём некоторые из них.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию базовых учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемная ситуация создается разными приемами.
Приемы и проблемные вопросы, которые я применяю на уроках такие как:
проблемное изложение
поисковая беседа
решение проблемных задач
игровая деятельность
самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность.
Большое внимание уделяется обобщающим урокам. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений. То есть на этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: задания связанные с описанием работ, определение по карточкам. Так же используются и письменные проверочные работы, в которых используются разнообразные задания: тесты с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), деформированный текст (найти в тексте ошибки , исправить их) найти соответствие, закончить предложение, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение задач и др.
Активно на уроках использую презентации. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.
Формирование коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий возможно проследить при использовании таких методов и приёмов как:
Расставь по порядку (учащиеся восстанавливают правильную последовательность (порядок) действий, операций и т.д.)
Опрос по «цепочке» (волшебная палочка): волшебная палочка передается в классе в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу. Например передающий называет любой инвентарь или инструмент, а другой на 2 больше и т.д.
Деловые игры (в том числе ролевые) — достаточно популярный метод. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Дискуссия (коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений)
Так же использую на уроках информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
мультимедийные средства и интернет
На уроках я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с важностью формирования коммуникативных базовых учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Важной формой организации обучения, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к различным видам работ. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы. Наблюдения дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии, формируются личностные, регулятивные и познавательные БУД.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.