Эффективные методы изучения систем счисления в основной школе
Димитрова Ольга Иннокентьевна, учитель информатики
МАОУ «Гимназии города Юрги»
Предмет исследования – методика изучения систем счисления в основной школе.
Проблема исследования – проанализировать и изучить психолого-педагогические и методические аспекты изучения систем счисления на уроках информатики в школе.
Цель исследования – определение эффективных путей и средств в изучении систем счисления.
Задачи исследования:
1. Выявить влияет ли изучение систем счисления на развитие логического мышления и сообразительность школьников.
2. Определить, как процесс изучения систем счисления влияет на развитие интереса у школьников к предмету.
3. Раскрыть теоретические и практические основы изучения систем счисления в школе.
4. Провести практические эксперименты.
Методы исследования:
1. Наблюдение за учебной деятельностью школьников в процессе изучения систем счисления.
2. Изучение педагогической, методической литературы по исследованию данной темы.
Гипотеза исследования: эффективность изучения систем счисления зависит от:
· знания теоретического материала,
· умения использовать его на практике,
Тема «Математические основы информатики» знакомит с алгеброй логики - булевой алгеброй, названной в честь основателя английского математика Джорджа Буля. Увлекаясь философией он сделал вывод: высказываниям можно присваивать значения 1 "истина" и 0 "ложь". Алгебра логики — это раздел математики и информатики, изучающий высказывания , со стороны истинности или ложности и логических операций над ними. Алгебра логики позволяет закодировать любые утверждения, истинность или ложность которых нужно доказать. Значениям переменной в булевой алгебре соответствуют состояниям элементов микросхем компьютера или любого другого электронного устройства: сигнал присутствует (логическая "1") или сигнал отсутствует (логический "0").
На логических элементах, реализующих булевы функции, строятся логические схемы электронных устройств.
Законы булевой алгебры применяются и в программировании - при написании сложных логических условий и сложных запросов к базе данных.
Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же правилам.
Сложение. Рассмотрим сложение чисел в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел:
Нужно обратить внимание, что при сложении двух единиц происходит переполнение младшего разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания - числа 2.
Сложение многоразрядных
двоичных чисел происходит в
соответствии с таблицей сложения, с учетом возможных переносов из младших
разрядов в старшие. В качестве примера сложим в столбик двоичные числа
110 2 и 112:
Проверим правильность вычислении сложением в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем их сложим:
Теперь переведем результат двоичного сложения в десятичное число:
10012 = 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*2° = 910 .
Сравним результаты — сложение выполнено правильно.
Объясним данный пример 10012 = 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*2° = 910 с использованием программирования на языке QBASIC в программе BASCOM-AVR IDE [1](см Рис.1)
Запустим программу BASCOM-AVR IDE . Составим программу:
Config PORTD= Output {сконфигурируем все порты (ножки контроллера АТ mega) на выход}
PORTD=0 {на все порты подается напряжение}
Do {крутится в цикле}
PORTD=0 {на выход 30 подается единица 1*2°}
Waitms 100 млсек {задержка диод горит желтым светом}
PORTD=9 {на выход 1 подается единица, сумма=9 10012 = 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*2° = 910 }
Waitms 100 млсек задержка диод горит белым светом
Loop - прокрутка в цикле
End
Необходимо откомпилировать программу и сохранить файл, чтобы использовать его в работе схемы.
Рис. 1
Запустим программу Proteus 8 Professional Рис.2. Выберим контроллер ATMEGA328P,откроем файл программы (Рис.1)
Рис.2
Составим схему. Подключим к светодиоды выходам:30-желтый, 31-зеленый,32-красный, 1-белый(на схеме контроллера указана степени двойки: PD0 , PD1, PD2, PD3. По программе сумма PORTD=9. Согласно алгебры логики на подается сигнал на вход-30 загорается желтый светодиод и вход-1-загорается белый светодиод , т.к. сумма= 9
Рис. 3
Вывод : Проверить достоверность полученного результата, найти сумму выражений с последующей проверкой: Порты работают на выход : PD0, PD1, PD2… PD7
Сумма двоичного кода=9 20 =1 23 =8 10012 = 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*2° = 910
Практическое объяснение алгебры логики наиболее эффективный метод в изучении систем счисления на примере работы процессора ATMEGA328P.
Литература
1. Высоцкий Павел. Освой микроконтроллер за один день! (BASCOM AVR) С. 1-10 Электрон. Журн.2016. Режим доступа: https://docplayer.ru/71956-Osvoy-mikrokontroller-za-odin-den-bascom-avr-osvoy-mikrokontroller-za-odin-den.html
2. Сайт «Паяльник» статья «BASCOM-AVR и Arduino» [2] Режим доступа: https://cxem.net/mc/mc248.php
3. MCS electron. Онлайн помощь BASCOM-AVR Режим доступа: http://mcselec.com
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.