АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
LVІ Международная научная конференция 26-27 февраля 2021 г.
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
ВЫПУСК 2(56)
Переяслав
___________«Актуальные вызовы современной науки» ISCIENCE.IN.UA___________ Выпуск 2(56)
УДК 001 (082)
ББК 72я43
А43
Главный редактор:
Коцур В.П., доктор исторических наук, профессор, академик Национальной академии педагогических наук Украины
Редколлегия:
Базалук О.А. |
д-р филос. наук, професор (Украина) |
Доброскок И.И. |
д-р пед. наук, профессор (Украина) |
Кабакбаев С.Ж. |
д-р физ.-мат. наук, профессор (Казахстан) |
Мусабекова Г.Т. |
д-р пед. наук, профессор (Казахстан) |
Смырнов И.Г. |
д-р геогр. наук, профессор (Украина) |
Исак О.В. |
д-р социол. наук (Молдова) |
Лю Бинцян |
д-р искусствоведения (КНР) |
Тамулет В.Н. |
д-р ист. наук (Молдова) |
Брынза С.М. |
д-р юрид. наук, профессор (Молдова) |
Мартынюк Т.В. |
д-р искусствоведения (Украина) |
Тихон А.С. |
д-р мед. наук, доцент (Молдова) |
Горащенко А.Ю. |
д-р пед. наук, доцент (Молдова) |
Алиева-Кенгерли Г.Т. |
д-р филол. наук, профессор (Азербайджан) |
Айдосов А.А. |
д-р техн. наук, профессор (Казахстан) |
Лозова Т.М. |
д-р техн. наук, профессор (Украина) |
Сидоренко О.В. |
д-р техн. наук, профессор (Украина) |
Егиазарян А.К. |
д-р пед. наук, профессор (Армения) |
Алиев З.Г. |
д-р аграрных наук, профессор, академик (Азербайджан) |
Партоев К. |
д-р с.-х. наук, профессор (Таджикистан) |
Цибулько Л.Г. |
д-р пед. наук, доцент, профессор (Украина) |
Баймухамедов М.Ф. |
д-р техн. наук, профессор (Казахстан) |
Хеладзе Н.Д. |
канд. хим. наук (Грузия) |
Таласпаева Ж.С. |
канд. филол. наук, профессор (Казахстан) |
Чернов Б.О. |
канд. пед. наук, профессор (Украина) |
Мартынюк А.К. |
канд. искусствоведения (Украина) |
Воловык Л.М. |
канд. геогр. наук (Украина) |
Ковальська К.В. |
канд. ист. наук (Украина) |
Амрахов В.Т. |
канд. экон. наук, доцент (Азербайджан) |
Мкртчян К.Г. |
канд. техн. наук, доцент (Армения) |
Стати В.А. |
канд. юрид. наук, доцент (Молдова) |
Цибулько Г.Я.
|
канд. пед. наук, доцент (Украина) |
Актуальные вызовы современной науки // Сб. научных трудов - Переяслав, 2021. - Вып. 2(56) – 151 с.
Языки издания: українська, русский, english, deutsche, español, polski, беларуская, казақша, o’zbek, limba română, кыргыз тили, Հայերեն
Сборник предназначен для научных работников и преподавателей высших учебных заведений. Может использоваться в учебном процессе, в том числе в процессе обучения аспирантов, подготовки магистров и бакалавров в целях углубленного рассмотрения соответствующих проблем. Все статьи сборника прошли рецензирование, сохраняют авторскую редакцию, всю ответственность за содержание несут авторы.
УДК 001 (082)
ББК 72я43
А43
© NGO THE INSTITUTE FOR SOCIAL TRANSFORMATION, 2021
© Коллектив авторов, 2021
Abdullayeva Maxmuda Shukrillo qizi (Toshkent, O`zbekiston)
INNOVATSION PEDAGOGIK TEXNOLOGIYALARDAN FOYDALANISH
ASOSIDA TA`LIM MUVAFFAQIYATINI TA`MINLASH YO`LLARI ................ 57
Allayarov Murat Joldasbaevich (Nukus, O’zbekiston)
BOSHLANG'ICH SINF O'QUVCHILARIGA EKOLOGIK TA'LIM-TARBIYA
BERISH TEXNOLOGIYALARINI TAKOMILLASHTIRISH PEDAGOGIK
MUAMMO SIFATIDA .................................................................................... 59
Ахмедова Барно Абдиевна (Қарши, Узбекистан)
АҲОЛИГА ТАЪЛИМ ХИЗМАТЛАРИ КЎРСАТИШНИ СИФАТИНИ
АКТ ДАН ФОЙДАЛАНИБ ОШИРИШ МЕЗОНЛАРИ ................................... 62
Ибрагимова О. М., Ибрагимова Г. М. (Ургенч, Узбекистан)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ ..................................................................... 65
Қаҳрамонова Хумора Қаҳрамоновна (Қарши, Узбекистан)
ИМИТАЦИЯЛАРГА АСОСЛАНГАН АХБОРОТЛАРНИ
МОДЕЛЛАШТИРИШНИ ТАЪЛИМ ЖАРАЁНИДА ҚЎЛЛАНИЛАДИГАН
ҚОНУНИЯТЛАРИ, ТАМОЙИЛЛАРИ, ПЕДАГОГИК ШАРТЛАРИ ............... 67
Тоқшылық Нұржазира, Мұсабекова Г. Т. (Жетісай, Қазақстан)
БОЛАШАҚ МҰҒАЛІМДЕРДІҢ КӘСІБИ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІН
ҚАЛЫПТАСТЫРУ – ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ПРОБЛЕМА ................................ 73
Ahmedov Hoshimjon, Ma’mirova Mahfuza (Tashkent, Uzbekistan)
BEHBUDIY: BOLA TARBIYASINING IKKI JIHATI ....................................... 78
Boltaboyev A., Boxodirov Muntozxon,
Yusupov Arabboy (Fergana, Uzbekistan)
TALABALARGA TA’LIM BERISHDAGI MUHIM OMILLAR VA ULARNING
QO’LLANILISHI ............................................................................................ 81
Ibragimova Xurshida, Ergashova Muxlisa (Termez, Uzbekistan)
OLIY O’QUV YURTLARIDA TALABALARNING PEDAGOGIKA FANIDAN
BILIM OLISH SAMARADORLIGINI OSHIRISHNING METODIK ASOSLARI 85
Исматов Собиржон Рахимкулович,
Шукруллаева Шоҳинабону Шербек қизи (Бухара, Узбекистан)
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ .......................................................................... 88
Қайратбек Шарбат,
Есекешова Марал Дүйсеневна (Нур-Султан, Казахстан)
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............. 91
СЕКЦИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Миноварова Мадина Муслим кизи,
Ахмедова А.Н. (Ташкент, Узбекистан)
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ......................................... 96
СЕКЦИЯ: ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Парпиев А. П., Шамсиев И. Р., Бозоров Б. Т. (Ташкент, Узбекистан)
АНАЛИЗ РАБОТЫ ОЧИСТИТЕЛЕЙ ПРИ ОЧИСТКЕ ХЛОПКА-СЫРЦА
МАШИННОГО И РУЧНОГО СБОРА........................................................... 99
___________ISCIENCE.IN.UA «Актуальные вызовы современной науки»___________
Выпуск 2(56)
FOYDALANGAN ADABIYOTLAR:
1. SH.M. Mirziyoyevning “Oliy ta’lim muassasalarida ta’lim sifatini oshirish va ularning mamlakatda amalga oshirilayotgan keng qamrovli islohohotlarda faol ishtirokini ta’minlash bo’yicha chora-tadbirlar to’g’risida “gi qarori. 2018-yil 5-iyun.
2. R. Mavlonova, O. To’rayeva, K. Xoliqberdiyev “Pedagogika” - Toshkent. ”O’qituvchi”: 2010.
3. U. Mahkamov, N. Tilabova, SH. Tilaboyeva - “Pedagogik mahorat”. O’quv qo’llanma-Toshkent: TDTU. 2003. 88-bet.
4. M. Mahkamova “Pedagogik muloqot odobi”. - Qarshi:Nasaf,2004.
Исматов Собиржон Рахимкулович,
Шукруллаева Шоҳинабону Шербек қизи
(Бухара, Узбекистан)
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы эффективных методов обучения родному языку учащихся, для которых родной язык является источником познавательной деятельности прошлых поколений, сокровищницей всех знаний, родной язык считается центральным предметом и образовательной основой всех предметов в начальной школе.
Ключевые слова: язык, родной язык, начальная школа, речь, общение, патриотическое воспитание, национальное самосознание, просвещение, процесс, основа обучения.
Annotation: This article discusses the issues of effective methods of teaching the native language of students for whom the native language is the source of cognitive activity of past generations, the treasury of all knowledge, the native language is considered the central subject and educational basis of all subjects in primary school.
Key words: language, native language, primary school, speech, communication, patriotic education, national identity, education, process, basis of education.
Язык - важное средство человеческого общения, понимания истины, способ познакомиться с ценным наследием, передаваемым из поколения в поколение и с другой стороны - это средство образования и обучения. Изучая родное слово, ребенок осваивает основы патриотического воспитания, самопознания, национального самосознания, нравственности, просвещения, красоты, профессии, труда, толерантности и многого другого.
Великий русский ученый и педагог К. Д. Ушинский называл родное слово «великой школой воспитания» и всегда старался с малых лет записывать в эту школу детей. В связи с этим великий педагог подчеркивал: «Ребенку необходимо сначала развить устную речь, чтобы в дальнейшем служить основой его письменной речи, на этой основе их учит грамматике. Потому что, изучение грамматики и орфографии требует от детей хорошо развитого мышления и способности выражать идеи».
Процесс речевого развития и изучение родного языка в раннем возрасте - два неразделимых аспекта, потому что, овладев родным языком, ребенок изучает не только слова, но и многие понятия, мысли, чувства, литературные образы, логику и философию языка, за два-три года без труда он приобретает столько знаний, что не сможет овладеть ими, хотя бы в течение следующих двадцати лет прилежной учебы.
Основная цель - развить человека, который познает ценности родного языка и учится общаться, выражать себя, обмениваться идеями и внимательно слушать других.
Особое внимание следует уделить содержанию и методам начального обучения родному языку в детском саду, поскольку в это время возникает необходимость активизировать использование слов и организовать речь. В связи с этим особое внимание следует уделить развитию приоритетных направлений детской речи, развитию вокальной культуры речи, формированию грамматической структуры речи и развитию систематической речи.
В основном, задачи речевого развития обозначены в образовательной программе детского сада, в зависимости от которой уточняется направление методической работы. Следовательно, существует потребность в выявлении методов и приемов, направленных на развитие систематической речи и в целом составляющих ее методологическую основу. Задачи речевого развития, определенные в программе, определяют спектр речевых навыков детей разных возрастных групп.
Развитие систематической речи зависит, прежде всего, от методических средств, своевременное и эффективное использование, которых становится хорошим средством развития речи в определенном возрасте. В частности, в научно-методической литературе перечислены ряды средств речевого развития, важнейшими из которых являются эффективное общение взрослого с ребенком, здоровая языковая среда, выразительная речь репетитора, различные искусства, изучение родного языка в классе и внеклассная литература. Следует отметить, что каждый из этих инструментов в определенном возрасте играет глубокую и специфическую роль в развитии речи дошкольников и становится основой развития речевого мышления. Потому что общение считается основным средством речевого развития в раннем и среднем дошкольном возрасте, и недаром великий педагог Ш.А. Амонашвили твердо признавал силу общения и называл его «главной основой образования». В дошкольном возрасте, помимо общения между детьми, изучение родного языка на уроках речи и чтении художественной литературы является основным действенным средством развития систематической речи.
Чтобы правильно обучать родному языку в процессе обучения дошкольников, необходимо использовать способы и приемы, которые дают основу для развития речи ребенка. Одним из этих методов или факторов является вовлечение ребенка в процесс общения и взаимодействия с другими,
___________ISCIENCE.IN.UA «Актуальные вызовы современной науки»___________
Выпуск 2(56)
в котором ребенок проявляет свою естественную активность в восприятии и действии. В этом случае взрослый создает для ребенка благоприятные условия, вовлекает ребенка в совместную деятельность, создает для него материальную и языковую среду. Они также создают ситуации для активации речи, общения и овладения речевыми образцами, уделяя особое внимание развитию фонетического слуха и правильному произношению звуков, мелкой моторике.
Программа воспитания, обучения и развития дошкольников - «Радуга» определяет задачи подготовки детей к грамотности. Конечным результатом является то, что к концу 7-летнего возраста и перехода в начальную школу ребенок должен уметь использовать правильные термины: буква, слог, слово; включая фонетический анализ слова, разбиение слова на слоги, определение позиции звука и т. д. Буквы в структуре слова, изменение звуков в структуре слова, начало предложения с заглавной буквы и знание буквы как письменного описания звука, обучение написанию буквы. Академик М. Лутфуллоев в своей книге «Основы начального обучения родному языку» высказал следующее мнение: «Обучение родному языку» условно связано с двумя важными этапами:
1. Период подготовки к обучению грамоте в дошкольном возрасте.
2. Период обучения грамоте.
Курс обучения грамоте охватывает первый семестр первого класса. Этот период, в свою очередь, состоит из этапов подготовки к букварю, букварный период и после букварного периода. Каждый из этих этапов имеет свои задачи: - Этап письма или подготовки:
- включение детей школьного возраста в 1-й класс и пробуждение у них интереса к учебной деятельности, включая развитие слухового восприятия, понимание сути голоса как элемента чтения слова и сущность буквы как звуковой знак для выражения (письма);
- развитие рук и пальцев;
- изучение основных элементов письма (заполнение готовых шаблонов, рисование, рисование по линиям, отслеживание линий тетради);
- развитие сложносоставной речи, увеличение словарного запаса, запоминание стихов, понимание элементов предложения, слова, слога, звука и буквы)».
Цель подготовки детей к обучению грамоте в детском саду - помочь детям научиться осознавать и различать предложения, слова, слоги и звуки, строить модели предложений и составлять предложения, состоящие из различных конструкций из слов, чтобы уметь мыслить взаимосвязанными предложениями.
При подготовке к урокам грамотности воспитатель должен использовать дидактические материалы и наглядные пособия: план-картинка-слово, 1 демонстрация, большой размер, план-картинка-слово, распределение для каждого ребенка, план слов от 3 до 10 звуков, круги желтые, зеленые, красный, курсоры, прописные и строчные буквы. Следует отметить, что в дошкольной группе желательно использовать только заглавные буквы.
Дидактические игры занимают особое место в подготовке к обучению грамоте. Устные дидактические игры организуются для усиления предыдущей темы, анализа звучания слова и определения положения звука в структуре слова и т. д. Эти игры также могут быть организованы в форме соревнований между группами.
На основании анализа данного вопроса можно сделать вывод, что для изучения родного языка в зрелом и дошкольном возрасте использование эффективных методов развития у детей основ чтения, возбуждения интереса к языку и чтению, понимания окружающей среды, базовое мировоззрение и развитие познавательных процессов у детей.
Необходимо найти решение этой проблемы и ее реализацию при разработке целевой программы для обеспечения качественного планирования процесса и интеграции всех аспектов обучения родному языку в детском саду и начальной школе.
1. Ушинкский К.Д. Первое знакомство с детским миром /Полн. собр. соч. в 11т. - М.; Л.; 1948, Т.4. - С. 20-50.
2. Ушинский К.Д. Избранные педгогические сочинения. -М.,1954. – Т.2. - 468 с.
3. Baymuradovna B. S. et al. PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE //Journal of Critical Reviews. – 2020. – Т. 7. – №. 6. – С. 492-496.
4. Бабаева Ш. Б. Роль СМИ при обучении русскому языку в национальных группах //Молодой ученый. – 2018. – №. 9. – С. 138-141.
5. Бабаева Ш. Б., Курбанова Н. Р. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ //World science. – 2016. – Т. 4. – №. 1 (5).
6. Rakhimkulovich I. S. Specific Features of the Text in the Cognitive-Pragmatic Approach //Middle European Scientific Bulletin. – 2021. – Т. 8.
7. Xoliqulovich J. R. Toponymics-a Linguistic Phenomenon in The Work of Sadriddin Aini //Middle European Scientific Bulletin. – 2021. – Т. 8.
Қайратбек Шарбат, Есекешова Марал Дүйсеневна
(Нур-Султан, Казахстан)
Аннотация. В статье актуализируется проблема организации дистанционного обучения (ДО) в условиях Отдела образования. Разработана муниципальная модель внедрения ДО, обозначена специфика ее внедрения в образовательных организациях малого города. Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.