«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
английский язык
8 кл
03.04.2017
В наши дни очень многие люди пытаются выучить английский язык, который является самым популярным на сегодняшний день, ведь понимают его практически в любой стране мира. Но, пытаемся ли мы освоить язык самостоятельно, либо обращаемся за помощью к специалистам, в любом случае основной проблемой, с которой мы сталкиваемся, будет сложность запоминания огромного количества незнакомых слов.
Понятно, что знание лексики является необходимым при изучении любого языка, но именно ее изучение и представляет основную проблему.
Учёными доказано, что изучая иностранный язык, даже за один раз можно запомнить до 70 слов, тогда как обычно мы не можем запомнить и 20.
Как же научиться быстро, и главное эффективно запоминать новые слова на английском? Какие существуют профессиональные методы запоминания новых английских слов? Ведь новые слова нужно не просто выучить, но и системно повторять, чтобы закрепить их не только в краткосрочной, но и в долгосрочной памяти. А это уже целая наука.
Несомненно, лучший путь изучить язык – полностью погрузиться в культуру другого народа, пожив среди тех, кто не говорит на вашем языке. Ведь именно так мы изучили свой родной язык. Но это не всегда возможно, поэтому приходится изучать язык в школе или самостоятельно.
Какой бы путь изучения языка мы не избрали, основа успеха – хороший словарный запас. В наших школах обычно принято считать, что лучший способ учить слова – многократное повторение. Я не помню, чтобы в школе что-то рассказывали о законах памяти и правилах эффективного запоминания. Несомненно, повторение необходимо, но это далеко не единственный способ, доступный тем, кто изучает английский или другие языки.
Тем не менее, существуют достаточно простые и эффективные способы, позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным. Часто мы используем эти способы эпизодически, не задумываясь, что если взять их за правило, то можно учить английские слова гораздо более результативно.
Проблема состоит в том, что ученикам сложно учить английский язык, так как трудно учить слова наизусть. Из данной проблемы вытекает цель работы: Выявление, анализ и использование эффективных способов и приёмов заучивания, запоминания английских слов.
Задачи:
• Изучить теоретический материал по данной теме (узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память», выяснить на какие виды подразделяется память человека);
• Определить какие способы и приёмы запоминания слов используют мои одноклассники и друзья в социальной сети при изучении английского языка;
• Создать брошюру с подробным описанием существующих эффективных способов и приёмов запоминания английских слов, с рекомендациями правильного и быстрого заучивания и запоминания английских слов для их дальнейшего использования в разговорной повседневной речи, в устной практике.
Методы исследования:
• Сбор информации по теме исследования;
• Описательный метод;
• Аналитический метод;
• Метод статистической обработки результатов;
Глухова В. Эффективные методы.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской
области
МКУ «Управление образования ГО «Город Лесной»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76 имени Д.Е.Васильева»
1
«Эффективные методы и приемы запоминания
английской лексики»
Исследовательский проект
Автор: Глухова Вероника,
ученица 8 «А» класса
Руководитель:
Валиева Резеда Нигматовна,
учитель английского языка,
высшей кв. категории
2015г. 2
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….стр. 2
Глава I
1.1 Изучение теоретической части вопроса...…………………………………..стр. 5
1.2 Основные способы запоминания английской лексики…………………….стр.10
Глава II Практическая часть
2.1 Ход исследования...…………………………………………………………..стр.15
2.2 Результаты исследования…………………………………………………….стр. 17
Заключение………………………………………………………………………..стр. 18
Литература…………………………………………………………………...........стр. 19
Приложение……………………………………………………………………….стр.20 3
Введение
В наши дни очень многие люди пытаются выучить английский язык, который
является самым популярным на сегодняшний день, ведь понимают его практически в
любой стране мира. Но, пытаемся ли мы освоить язык самостоятельно, либо обращаемся за
помощью к специалистам, в любом случае основной проблемой, с которой мы
сталкиваемся, будет сложность запоминания огромного количества незнакомых слов.
Понятно, что знание лексики является необходимым при изучении любого языка, но
именно ее изучение и представляет основную проблему.
Учёными доказано, что изучая иностранный язык, даже за один раз можно запомнить
до 70 слов, тогда как обычно мы не можем запомнить и 20.
Как же научиться быстро, и главное эффективно запоминать новые слова на
английском? Какие существуют профессиональные методы запоминания новых английских
слов? Ведь новые слова нужно не просто выучить, но и системно повторять, чтобы
закрепить их не только в краткосрочной, но и в долгосрочной памяти. А это уже целая
наука.
Несомненно, лучший путь изучить язык – полностью погрузиться в культуру другого
народа, пожив среди тех, кто не говорит на вашем языке. Ведь именно так мы изучили свой
родной язык. Но это не всегда возможно, поэтому приходится изучать язык в школе или
самостоятельно.
Какой бы путь изучения языка мы не избрали, основа успеха – хороший словарный
запас. В наших школах обычно принято считать, что лучший способ учить слова –
многократное повторение. Я не помню, чтобы в школе чтото рассказывали о законах
памяти и правилах эффективного запоминания. Несомненно, повторение необходимо, но
это далеко не единственный способ, доступный тем, кто изучает английский или другие
языки.
Тем не менее, существуют достаточно простые и эффективные способы,
позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным. Часто 4
мы используем эти способы эпизодически, не задумываясь, что если взять их за правило, то
можно учить английские слова гораздо более результативно.
Проблема состоит в том, что ученикам сложно учить английский язык, так как
трудно учить слова наизусть. Из данной проблемы вытекает цель работы: Выявление,
анализ и использование эффективных способов и приёмов заучивания, запоминания
английских слов.
Задачи:
Изучить теоретический материал по данной теме (узнать, как происходит процесс
запоминания слов, дать определение термину «память», выяснить на какие виды
подразделяется память человека);
Определить какие способы и приёмы запоминания слов используют мои
одноклассники и друзья в социальной сети при изучении английского языка;
Создать брошюру с подробным описанием существующих эффективных способов и
приёмов запоминания английских слов, с рекомендациями правильного и быстрого
заучивания и запоминания английских слов для их дальнейшего использования в
разговорной повседневной речи, в устной практике.
Методы исследования:
Сбор информации по теме исследования;
Описательный метод;
Аналитический метод;
Метод статистической обработки результатов; 5
Глава 1
1.1 Изучение теоретической части вопроса
Все мыслительные процессы начинаются в нашей голове.
Что такое память, как она возникает
В статье Натальи Розановой «Как улучшить память?», я нашла определение памяти,
«Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при
необходимости воспроизводить информацию». Мозг человека можно сравнить с новейшим
компьютером, которого еще не существует в реальности, так как он еще не изучен даже
наполовину. В настоящее время известны разные теории памяти. Однако так до конца и не
ясно, каким образом происходит усваивание и запоминание информации. Ученые считают,
чтобы понять, как функционирует память, нужно рассмотреть ее физиологические основы.
Как известно, человеческий мозг делится на левое и правое полушария, каждое из
которых состоит из 4 долей: • лобная; • височная; • теменная; • затылочная. В каждой из
них происходит своя запись информации, причем и сведения для записи выбираются
разные.
Правое полушарие отвечает за левую часть тела, а левое – правую. Считается, что у людей
с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей
творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное,
синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение
образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито,
прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы,
скульптуры и т. д. прекрасная зрительная или слуховая память.
Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики,
абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении
находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.
У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словеснологическая память. К
ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели (табл. 1). 6
Таблица №1
Полушария не работают отдельно друг от друга, связь между ними осуществляется
так называемым мозолистым телом – особым скоплением нервных волокон. По ним
информация поступает из одного полушария в другое со скоростью несколько тысяч
импульсов в минуту. От того, насколько хорошо развита связь между полушариями,
зависит разносторонность человека, поскольку они принимают участие в любом действии.
В обычной жизни две такие разные системы взаимодополняют друг друга.
Правое полушарие производит новое, неизвестное, оригинальное и
экстравагантное, а левое упорядочивает находки и решения, выстраивает их и
контролирует, тем самым, избегая неразберихи и путаницы. Но иногда оно подавляет
подсознание, лишая человека больших возможностей.
Точного объяснения феномену памяти в науке пока нет, как нет и единой
установленной классификации типов памяти. С точки зрения физиологии, они зависят от
того, какой орган чувств играет ведущую роль в процессе запоминания. В связи с этим
память подразделяют на: • зрительную; • слуховую; • двигательную; • тактильную.
Память различают также по принципу доминирования того или иного полушария.
В этом случае память бывает: • осознаваемой; • неосознаваемой; • словеснологической;
• эмоциональной.
Ее также можно разделить на 3 главных вида (типа), обеспечивающих весь процесс
обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями,
выполняемыми памятью:1) сенсорная (или иконическая) память; 2) кратковременная (или
рабочая) память; 3) долговременная память;
Для более наглядного восприятия их особенностей обратимся к таблице № 2. 7
Таблица №2 Виды памяти
Схема описывает процесс запоминания в самом общем виде. Итак, ультракороткая
(иконическая) память удерживает информацию в течение очень короткого времени –
нескольких миллисекунд. Если эта информация не была передана в другое хранилище, она
стирается. В противном случае она попадает в кратковременную память. Здесь она
хранится 15–30 секунд и также безвозвратно теряется в случае ненадобности. В обратном
случае информация передается в долговременную память, где она обрабатывается и
сохраняется довольно продолжительное время. Некоторые ученые полагают, что она
сохраняет информацию в течение всей жизни. Таким образом, процесс запоминания
проходит следующие этапы (табл.. № 3):
Таблица № 3 Этапы процесса запоминания информации
Кратковременная и долговременная памяти обеспечивают процесс запоминания.
Одним из первых кратковременную память начал изучать немецкий философ Герман
Эббингауз еще в XIX веке. Ставя опыты на себе, он пытался установить границы памяти:
может ли человек запомнить несколько тысяч строк. Эксперимент показал, что он забывал
выученные строки довольно быстро. Почему это происходило? Потому что информация
удалялась из мозга еще на стадии кратковременной памяти. 8
Кратковременная память – это первая ступень в формировании воспоминаний.
Здесь постоянно происходят процессы записи, перезаписи и сортировки информации. Эта
память постоянно работает, поэтому в психологии ее еще называют рабочей. В
кратковременную память попадает все, что вы пытаетесь запомнить в данный момент
времени, причем каждый последующий элемент стирает предыдущий. Рабочую память
можно сравнить с диском CDRW, информацию на который можно многократно
«перезаписывать». Продолжая аналогию, можно сказать, что долговременная память – это
диск CDR, на который информация записывается раз и навсегда. В кратковременной
памяти информация теряется практически моментально.
Мозг записывает огромные объемы информации в долговременную память, а
ненужное выкидывает. Рабочая память очень быстро освобождает место для вновь
поступающей информации, а в долговременную память записывается только важный
материал. Человек всегда хорошо запоминает то, что ему интересно. Как раз за это
отвечает долговременная память. Рабочая память зависит от внимания и концентрации.
Если вас что то отвлекло, то вы вряд ли хорошо запомните материал, так как помять
посчитает ее ненужной и выкинет.
Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть
способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки,
прикосновения и движения.
Механизм запоминания довольно сложен. Ученые экспериментально доказали, что
даже увиденные на несколько десятков миллисекунд образы запечатлеваются в памяти,
которая называется сенсорной. Но тут же, если человек пытается воспроизвести
запомненное, число образов уменьшается до 70 % от увиденного, а через 250 миллисекунд
вся информация испаряется из сенсорной памяти. Таким образом, сенсорная память не
способна удерживать объекты скольконибудь значительное время. За это отвечают
кратковременная и долговременная память.
Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой
информации. Выделяют два вида запоминания: 1.
непреднамеренное (или непроизвольное)
2. преднамеренное (или произвольное).
9
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без
использования какихлибо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек
ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует
для этого специальные приемы запоминания. Дело в том, что на запоминание слов и фраз
очень сильно влияет тип вашей личности, ваши способности, предыдущая тренированность
памяти и мотивация, то есть настрой на запоминание.
Кроме этого, важно уяснить, визуал вы, аудиал, или кинестетик. Соответственно,
нужно будет делать поправки и на эти ваши особенности — например, кинестетику лучше
запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу
желательно чаще прослушивать аудио и видео записи (даже намеренно закрыв глаза), а
визуалу — изучать фото и картинные словари, использовать цветные фломастеры и
рисовать наглядные схемы.
Типы личности
Существуют 3 таких типа:1) визуал, 2) аудиал и 3) кинестет.
Визуал человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Визуалы это те, кто видит мир через призму "картинок". Он видит мир как видео
изображения.
Аудиал тот, кто получает основную информацию через слух.
Аудиалы – это такие личности, которые слушают мир вокруг себя! Главные органы, через
которые аудиалы познают мир – это органы слуха.
В первую очередь аудиал услышит, а лишь потом почувствует и увидит. Чаще всего можно
заметить человека данного типа во время общения, он даже может позволить себе
отвернутся от собеседника, но это не будет означать, что он не слушает, а наоборот
прислушивается к каждому слову. Настоящий аудиал имеет плохую память на местность и
лица, но он хорошо распознает голос, движение и стук.
Кинестетик тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние,
осязание и др.) и с помощью движений. Кинестик (англ. kinesthetic — «кинестичный», «чувствительный к движениям») — в
психологии один из типов людей по предпочтительному (репрезентативному) способу
восприятия окружающего мира. В данном случае речь идёт в основном об осязании. Для
этих людей, в первую очередь, важны чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление.
Также они хорошо запоминают запахи, тактильные контакты, физические действия.
10
1.2 Способы и приёмы запоминания английских слов
Почему запоминание английских слов вызывает сложности?
Вопервых, новое английское слово является точной информацией, т.е. информацией,
которую нужно знать точно, на все 100%.
Попробуйте «приблизительно» или «частично» произнести английское слово! Вас
иностранцы не поймут. Поэтому очень важно английские слова запоминать точно. А
любая точная информация запоминается плохо, даже после изнурительной «зубрежки»
в памяти остается только 20%.
Зная, эту особенность памяти, наши предки 2 тысячи лет назад создали мнемотехнику
искусство запоминания. В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами,
методами, техниками и является одной из составляющих «Систем развития памяти».
Вовторых, запоминание английских слов вызывает сложности изза неправильной
организации слов. Обратите внимание, что большинство книг и словарей, направленных
на формирование словарного запаса, составлены в алфавитном порядке, т.е. английские
слова следуют в алфавитном порядке. А такой порядок удобен лишь для поиска слов,
но не для запоминания. Втретьих, запоминание английских слов вызывает сложности,
если мы запоминаем слово без контекста. Кроме того, сложности с запоминанием
связаны с многозначностью английских слов. Процитируем известного психолога
А.Н.Леонтьева («Лекции по общей психологии» 2001 г): Трудность заключается в том,
что если вы так учите словарные слова (иностранное – русское, иностранное – русское),
то языка вы знать не будете по очень простой причине: слова, в том числе и
иностранные, многозначны. Нет соответствия значений. Вчетвертых, запоминание
английских слов вызывает сложности изза неправильной последовательности
запоминания. Под «последовательностью запоминания» имеется в виду 11
последовательность запоминания составляющих английского слова. А из каких
составляющих состоит английское слово?
Возьмем, к примеру, wedding ['wedIN] – свадьба
1. wedding – это написание английского слова
2. ['wedIN] – это произношение английского слова
3. свадьба – это перевод английского слов. Мы так привыкли запоминать. Доказано,
что слова нужно запоминать в такой последовательности: перевод произношение –
написание. Запоминание английского слова в этой последовательности гарантирует
высокое качество запоминания и высокую скорость припоминания, но при
использовании определенного метода, о котором мы поговорим ниже.
В процессе работы над проектом я узнала, что существует большое количество методов
эффективного изучения иностранной лексики. Такими методами являются:
Использование тематических карточек;
Рассказы;
Написание короткого текста
; Ассоциативный метод или метод ассоциаций;
Метод карточек и иллюстрированных словарей;
Метод физического действия;
Пассивное восприятие слов;
Чтение. Читать надо активно;
Подсознание;
Разбивочносочетательный способ;
Попугай;
Песни;
Использование различных рифмовок, стихов и пословиц;
Синонимы, антонимы;
Метод толстой тетради;
Учить слова в контексте;
Аудиолингвистический метод;
Метод ключевых слов;
Картинки;
Метод использования стикеров;
Метод «карта памяти». (См. Брошюра) 12
Рассмотрим несколько приемов и методов запоминания английских слов
1. Метод ассоциаций
Morose – сердитый, мрачный Ассоциация: Сердитый мороз ущипнул меня за нос.
hungry – голодный Ассоциация: Голодный хан гриб съел.
Silly – глупый Ассоциация: Он был сильный, но глупый.
2. Использование рифмовок, стихов и пословиц.
Для запоминания правильной
артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие
стихи; пословицы
Серый mouse лезет в house
А за нею лезет cat
А зачем он в дом полез?
Кошка мышку хочет съесть.
Чтоб умел все делать сам.
3. Стикеры. На стикерах вы пишете английские названия различных предметов, которые
находятся у вас в комнате (кстати, не все стикеры для этой цели подходят, некоторые
упрямо норовят отклеиться – такие для наших целей не годятся): «шкаф», «часы», «стол»,
«календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Натыкаясь
взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать
английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не
выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете
существенно пополнить свой словарный запас. 13
4. Попугай. Этот способ годится, если вы имеете возможность общаться с носителями
английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам
слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в
ближайшие несколько минут употребить это слово сами. Если лицо собеседника не
превратилось в маску ужаса, значит, слово использовано правильно.
5. Карта памяти.
Более прогрессивный метод — карты памяти (Mind Maps) или
ассоциативные сети. Наш мозг воспринимает то, что мы читаем, и преобразует в образы,
идеи и чувства, а затем формирует связи между новой информацией и тем, что мы уже
знаем. Так происходит запоминание – новое объединяется со старым. Представьте себе
дерево. Правда же, легче увидеть большое раскидистое дерево с множеством ветвей
и листьев, чем маленькое деревце с несколькими веточками? То же самое верно и для
мозга. Когда вы соединяете новое слово или понятие с тем, что вы уже знаете, мозгу
легче это найти и вспомнить в нужный момент.
Как это сделать? Очень просто. Начертите сеть понятий. Возьмите то, что вы хотите
запомнить (слово, идея, предложение), и напишите это в центре листа. Затем проведите
от него линии во все стороны, как паутину. На конце каждой линии запишите любые
слова или даже нарисуйте картинки, которые приходят вам в голову, когда вы думаете
о слове, написанном в центре. Неважно, какими будут ассоциации, просто записывайте все,
что придумаете. Это займет всего пару минут, и теперь все слова или понятия будут
взаимосвязаны в вашем мозгу. Если вы увидите или услышите одно из них, вам будет легче
вспомнить остальные. Чтобы это работало еще лучше, проговаривайте, както или иное
слово связано с другими. Чем чаще вы это делаете, тем больше образуется связей. А чем
больше связей, тем легче вашему мозгу «увидеть» слово, которое вы захотите вспомнить.
6. Тематические карточки. Метод карточек достаточно эффективен, особенно в детском
возрасте, так как у детей очень хорошо развита зрительная и ассоциативная память. Новые
слова запоминаются проще, если написать их на небольших листах бумаги и разместить на те
поверхности, куда чаще всего падает взгляд. Такое запоминание английских слов очень
эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их
использовании используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр
памяти. Например: Тематические карточки по теме: «Семья» и «Домашние питомцы. Для
карточек можно использовать блоки листочков для записей небольшого формата. На одной 14
стороне пишите слово, на другой – перевод, транскрипцию и пример, иллюстрирующий
использование слова. Блоки карточек разных цветов можно группировать по темам, частям
речи, синонимическим рядам и т.п. Карточки складывайте стопочками (можно для удобства
перетянуть резинками) и берите с собой в общественный транспорт, на работу, в
поликлинику, в парк (как советовали интернет пользователи) куда угодно и перебирайте
при каждом удобном случае стороной с английским словом вверх, пытаясь вспомнить, что
каждое из них означает. Не можете вспомнить переворачивайте карточку и читайте перевод
и пример еще раз. Карточки с особенно трудными для запоминания словами можно
складывать в отдельную стопку и перебирать чаще обычного. Такое запоминание английских
слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и
постоянной работе с ними используется память воспроизведения, и слова попадают в
активный реестр памяти. Поэтому важно не напечатать слово, а написать его от руки.».
Flashcards (карточки) – это наиболее популярный метод заучивания слов среди интернет
пользователей.
7. Аудиолингвистический метод. Он подходит тем людям, у которых хорошо развита
слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного
усвоения английского текста. Это возможно, как через прослушивание аудиозаписей, так и
путем просмотра фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр
фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего
просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.
Прослушивание аудиозаписей хорошо тем, что таким образом язык можно учить практически
в любое время, например, по дороге на работу, на утренней пробежке и т.д.
8. Есть один прием, который вы можете использовать: сочините любую, пусть даже
нелепую историю, в которой задействованы все слова. Представьте ее в своем
воображении. Мы легко запоминаем истории, особенно странные, которые можем детально
представить. Не стесняйтесь сочетать слова забавными и несуразными способами.
Допустим, вам нужно запомнить следующие 20 слов:
shoes, piano, tree, pencil, bird, bus, books, driver, dog, pizza, flower, basketball, door,
television, spoons, chair, jump, dance, computer, stone
Вы можете сочинить из них вот такую историю: 15
There is a piano wearing shoes and sitting in a tree. The tree is strange because someone has
stuck a giant pencil through it. On the pencil, a bird is sitting and watching a bus full of people
reading books.
Even the driver is reading a book, which is bad because he isn’t paying attention to driving. So,
he hits a dog that is eating a pizza in the middle of the road and kills it. The driver digs a hole,
buries the dog in it, and then puts a flower on it.
He notices that there is a door in the dog’s grave and opens it. Inside he can see a television
with 2 spoons for antennas on top of it. Noone is watching the television because they are all
watching the chair. Why? – Because the chair is jumping and dancing and throwing stones
at the computer.
9. Метод запоминания лексики с использованием компьютерных программ. В
настоящее время данный способ является очень популярным среди активных
пользователей компьютера и считается эффективным и современным методом заучивания
новых слов. Опрошенными были отмечены такие программы как: обучающая программа
Lex, которая является лексическим тренажером, обеспечивающим изучение и запоминание
иностранных слов во время работы за компьютером. Программа периодически
активизируется и предлагает переводить слова, поддерживает транскрипцию, работу с
произвольным количеством словарей, имеет полностью настраиваемые режимы работы.
Возможно создание словарей; добавление и редактирование лексики, изменения временных
параметров работы, уровней интенсивности обучения. SelfLN обучает переводу отдельных
фраз. Repeng репетитор английского языка. Работа с программой осуществляется
посредством выбора правильного варианта перевода из нескольких предложенных. EZ M
emo Booster программа, помогающая учить и запоминать слова. В программе несколько
вариантов работы: выбрать перевод для слова, тренировка написания слов, поиск слова по
словарю. 16
Глава 2
Практическая часть
2.1 Ход исследования
Анализ результатов анкетирования.
Одна из задач моего исследования: выявить стратегии запоминания новых слов
учащимися моего класса, а так же интернет пользователями.
На первом этапе анкетирования я решила опросить своих одноклассников и
друзей на сайте «В контакте», чтобы узнать, как они заучивают лексические единицы. Для
этого я составила анкету и провела опрос. (Приложение №2).
В анкете приняли участие 25одноклассников и 100 интернетпользователей.
Проанализировав ответы, я выяснила, что только 17 одноклассников с удовольствием
изучают английский язык: 7 обучающимся он дается легко, а остальным 10 не совсем. 8
учащихся не любят учить английский язык, так как им трудно запоминать слова и писать словарные диктанты. Особую трудность у них вызывает грамматика, перевод и
необходимость запоминания новых слов.
Основными причинами, почему им нравится английский язык дети называли:
Он будет нужен при поступлении в высшие учебные заведения;
17
Просто интересно;
Ездить отдыхать заграницу и знакомиться с иностранцами;
Нравится слушать английские песни;
Хочу разговаривать на английском языке и понимать, что говорят англичане.
В основном мои одноклассники за словарный диктант получали следующие оценки: 6
человек – «5» (24%); 9 человек – «4» (36%); 6 человек – «3» (24%); 4 человека – «2» (16%).
У всех есть свои способы запоминания слов, в основном они делятся на три группы:
первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню.
Вторая – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. Третья – запоминаю
прямо на уроке – после многократного повторения за учителем, и при последующем
выполнении упражнений. Примерно так же делала и я, но существуют ли специальные
способы и приемы запоминания, разработанные учеными?
Следующим шагом в работе был ознакомление одноклассников с разными методами
эффективного изучения английской лексики.
После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов,
я предложила своим одноклассникам выбрать самый подходящий для них вариант способа
заучивания слов, который в дальнейшем они будут использовать при работе над словами.
Результаты проведённого опроса: Стикеры – 6 чел. (24%); Карта памяти 5 чел.
(20%); Подсознание 4 чел. (16%); Ассоциации – 1 чел. (4%); Заучивание – 2 чел. (8%);
Синонимы, антонимы – 1 чел. (4%); Попугай – 3 чел. (12%); Аудирование 1 чел. (4%);
Визуализация – 2 чел. (8%)
По мнению моих респондентов, следующие методы являются самыми эффективными:
метод «Стикеров», «Карта памяти» и «Подсознание
Далее мы апробировали некоторые методы. Пользуясь компьютерными программами на
уроках английского языка, учащиеся запомнили достаточно большое количество слов. То есть
это говорит о том, что при использовании современных обучающих программ запоминание
происходит лучше. Учащиеся не просто слушали и видели данные слова, они и проговорили
их. Кроме того, в некоторых программах было объяснено происхождение слова, его 18
особенности. То есть наряду с непроизвольной памятью, у учащихся включалась ещё и
произвольная память.
При опоре на слух (общение с носителем языка по SKYPE, с моим зарубежным
другом) у учащихся была задействована слуховая память. Учащиеся запомнили в основном
схожие по произношению новые слова.
После того, как учащиеся выбрали свой метод разучивания английских слов, прошло
2 месяца, и результаты у большинства учащихся улучшились. В основном за словарные
диктанты они получают следующие оценки: 12 человек «5» (48%), 7 человек «4» (28%),
6 человек «3» (24%) и никто не получил «2».
Чтобы выяснить к какому типу личности они относятся: визуалам; аудиалам или
кинестетикам, я провела тесты, с которыми нам помогла наш школьный психолог. (См.
приложение). Получилось, что у нас в классе: 15 человек – визуалы, 8 человек – аудиалы, 2
человека – кинестетики. Так как в основном, в моём классе преобладают визуалы, вот
почему для них такие методы как метод «Стикеров» и «Карта памяти» оказались более
приемлемыми и эффективными.
Таким образом, можно сделать общий вывод: при запоминании английских слов надо
задействовать все виды памяти. Также необходимо использовать элементарные приемы, а
именно записывать, проговаривать, переводить английские слова. Целесообразно
использовать современные компьютерные программы для заучивания.
Практическая значимость исследования:
Рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогут
моим одноклассникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком,
подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики;
Материал данного проекта можно использовать для разучивания английских слов,
как на уроке, так и во внеурочное время;
Предлагаемый нами материал может быть использован желающими расширить свой
словарный запас, и тем, кто хочет углублённо изучать английский язык. 19
2.2 Результаты исследования
Результатом работы стала брошюра с подробным описанием существующих способов
и приёмов запоминания английских слов, с рекомендациями правильного и быстрого
заучивания запоминания английских слов для их дальнейшего использования в разговорной
речи, в устной практике.
Опираясь на предложенные способы, я составила памятку по запоминанию слов.
Поставь перед собой цель: зачем мне нужно учить слова.
Внимательно прочитай слово несколько раз.
Выдели правила чтения, которые присутствуют в этом слове. Повтори их.
Каждый день читай слова в словаре.
Выделяй новые слова в тексте. Запоминай их.
Записывай слова в черновик для повторения.
Мысленно представляй перед собой предметы или действия, которые обозначают эти
слова.
Вспоминай место, где в последний раз видел слово (в тетради, в учебнике, на доске)
Создавай личные ассоциации для запоминания отдельных слов.
Запоминай слова, состоящие из нескольких слов.
Начинай запоминать слова с глаголов, мысленно вспоминая их спряжение.
Выписывай интернациональные слова.
Выделяй слова, вошедшие в нашу повседневную жизнь, звучание которых уже
запомнилось, добавляя к ним знание перевода.
По возможности используй обучающие программы
Заключение
Анализируя многочисленную литературу и работая над темой проекта, я поняла, насколько
она актуальна и интересна. В наши дни значимость обучения английскому языку
возрастает, и мы знаем, что многие испытывают трудности при запоминании иноязычной
лексики. В своей работе я изучила необычные способы более успешного запоминания
иностранных слов и дала рекомендации по работе с новыми словами. Интересно было
подводить итоги опроса. Учащиеся не стараются запомнить иноязычные слова, прибегая к
различным, более лёгким способам, а просто их заучивают. Существует множество 20
нетрадиционных методов заучивания, которые можно комбинировать, в зависимости от
особенностей обучаемого. Универсального метода изучения иностранных слов не
существует, многое зависит от способностей обучаемого. Тем не менее, овладеть лексикой
может каждый. Для того чтобы ускорить этот процесс, необходимо учить слова наиболее
подходящим способом, который максимально задействует все виды памяти. В ходе
проведенного мною тестирования было выявлено, что большинство моих одноклассников
испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им трудно заучивать
слова. Я пришла к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных
методов, при помощи которых мои друзья смогут быстро пополнить свой словарный запас.
После прочтения моей работы в классе большая часть одноклассников заинтересовалась
несколькими методами. Но, использовав их на практике, они выбрали подходящие для себя
способы. Это такие способы, как метод «Стикеров», «Карта памяти» и «Подсознание».
Выбор способов и приемов зависит, как я уже ранее сказала, от типа личности: 1) Визуал;
2) Аудиал или 3) Кинестет. В основном, в моём классе преобладают визуалы.
Методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот,
который подойдет именно ему. Какие бы крутые новые методы изучения английских слов
не использовали, работать надо всегда. Нет такого метода: выучил и не напрягся. Надо
трудиться, каждый раз прикладывая усилия! Просто у когото лучше развита зрительная
память ему проще учить с карточек, другой лучше воспринимает информацию на слух
естественно, аудиокурсы английского просто реальный помощник.. А есть люди, которые
могут только в языковый среде выучить английский. Главное, найти свой метод и сильно
захотеть выучить английский. А метод придет. Успех будет зависеть только от вашего
желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к
желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские
слова это учить их с удовольствием!
Литература
1. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. —АСТ прайм
Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008.
2. Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников:
Учет и коррекция. Учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:
Академия, 2002. 21
3. Гарибян С.А.. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение
эмоций. Цицеро, 1992 г
4. Дёмин Р. Н. Танец как форма философствования и мнемотехники.
//Философия — Детям.
Человек среди людей: Материалы Второй
Международной Научнопрактической конференции. 2528 мая 2006 г. М., 2006.
5. Дюкина О.В. Дневник классного руководителя средней школы. М.: Вако, 2009.
6. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2003.
7. Розанова Н.«Как улучшить память?» АСТ, 2005г.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1995
9. Энциклопедия для детей. Т.18. Ч. 2, 3. Человек. – М.: Аванта+, 2004.
10. http://ru.wikipedia.org
11.http://www.englishdistance.ru/file.php/1/EHffektivnyi_sposob_vyuchit_anglii_skii_ja
12.http://govoritpoanglijski.ru
13.http://engle.ru/forum/299731
14.http://www.youtube.com/watch?v=sTYwE4CYPE 22
Приложение № 1
Анкета для изучения отношения учащихся к предмету иностранный язык.
1. Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?
2. Труден ли английский язык для изучения?
3. Что вызывает особую трудность?
4. Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова?
5. Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши
их.
6. Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты
обычно получаешь за словарный диктант?
Приложение №2
Анкета, проведенная в своем классе и на сайте «В контакте» с целью узнать, как
запоминают английскую лексику мои одноклассники и друзья.
1. Для чего ты учишь иностранные слова?
Для себя
Для будущей профессии
Этот предмет стоит в учебном плане
Для общего развития
2. С чего ты начинаешь учить слова?
С написания
С перевода данных слов
3. Что для тебя важнее всего при запоминании слов?
Слово
Транскрипция
Перевод
4. Проговариваешь ли ты слова?
Да
Нет
Иногда
5. Записываешь ли их? 23
Да
Нет
6. Видишь ли, перед собой предмет или действие, когда заучиваешь слово?
Не всегда
Да
7. Какие слова запоминаются легче всего и почему?
Не знаю
Короткие
Интернациональные
Часто употребляемые
8. Как ты понимаешь, что слово выучено?
Знаю его значение
Запоминаю значение и написание
Вспоминаю в любой момент
9. Что ты делаешь, если чтото не получается?
Продолжаю учить
Перестаю учить
Списываю
Иду гулять, прихожу и повторяю попытку
Стараюсь найти трудности
10.
Предложи свои способы заучивания слов. Приложение №2
Результаты исследования
24 Приложение № 3
Какой способ запоминания английских слов является наиболее эффективным?
25
Игры с карточками
Рифмовки английских слов с русским
Ассоциативный метод
Стикеры с английскими словами
Карты памяти
Записывание и заучивание
Комбинирование по иллюстрациям
Переписка на иностранном языке
Аудирование, просмотр фильмов на английском языке
Песни
Чтение книг
Компьютерные обучающие программы
Переписка
Живое общение
Какой метод вы считаете неэффективным
Приложение №4
Анкета для определения типа восприятия: аудиал, визуал, кинестетик
У каждого из нас среди органов чувств есть как бы ведущий, который быстрее и чаще
остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Эта психологическая игра
поможет вам узнать, какие органы чувств скорее "откликаются" при ваших контактах с
окружающим миром.
Отвечайте на вопросы "согласен" или "не согласен".
Выпишите в столбик номера вопросов, на которые вы ответили положительно.
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4.0божаю ходить в сауну.
5. В автомашине для меня важен цвет.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату. 26
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
9. Люблю принимать массаж.
10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.
13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Часто читаю во время еды.
15. Очень часто разговариваю по телефону.
16. Склонен к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который ктото читает, чем читать самому.
18. После неудачного дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю сам с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель это для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобные туфли.
31. Очень люблю ходить в кино.
32. Узнаю когдалибо виденные лица даже через годы.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.
34. Умею слушать собеседника. 27
35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт нотой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядка.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия это захватывающее дело.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Теперь подсчитайте, в какой из следующих строк больше совпадений с вашим
числовым рядом:
Тип А 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45
Тип В 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47
Тип С 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48
Это ваш главный тип восприятия.
Тип А (видеть). Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с
образами и воображением. Например: "не видел этого", "это, конечно, проясняет все дело",
"заметил прекрасную особенность". Рисунки, образные описания, фотографии значат для
типа А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то,
что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. 28
Тип В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: "не могу
этого понять", "атмосфера в квартире невыносимая", "ее слова глубоко меня тронули",
"подарок был для меня чемто похожим на теплый дождь". Чувства и впечатления людей
этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции,
догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Тип С (слышать). "Не понимаю, что мне говоришь", "это известие для меня...", "не выношу
таких громких мелодий" вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное
значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и
недоразумения.
Как мы узнаём, что нас ктото любит?
Тип А (видеть) по тому, как на него смотрят.
Тип В (ощущать) по тому, как его касаются, ласкают.
Тип С (слышать) по тому, что ему говорят.
Приложение № 5
Мои рекомендации, направленные на улучшение запоминания английской лексики
Поставь перед собой цель: зачем мне нужно учить слова.
Внимательно прочитай слово несколько раз.
Выдели правила чтения, которые присутствуют в этом слове. Повтори их.
Каждый день читай слова в словаре.
Выделяй новые слова в тексте. Запоминай их.
Записывай слова в черновик для повторения.
Мысленно представляй перед собой предметы или действия, которые
обозначают эти слова.
Вспоминай место, где в последний раз видел слово (в тетради, в учебнике, на
доске)
Создавай личные ассоциации для запоминания отдельных слов.
Запоминай слова, состоящие из нескольких слов.
Начинай запоминать слова с глаголов, мысленно вспоминая их спряжение.
Выписывай интернациональные слова.
Выделяй слова, вошедшие в нашу повседневную жизнь, звучание которых уже
запомнилось, добавляя к ним знание перевода.
По возможности используй обучающие программы.
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
«Эффективные методы и приемы запоминания английской лексики» Исследовательский проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.