«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
Оценка 4.6
Семинары
docx
обществознание
10 кл
15.11.2017
Одной из форм воспитания политической культуры молодежи является политинформация. Политинформация — самая массовая и самая мобильная, наиболее оперативная форма политической работы среди молодежи.Политинформация и является той формой работы, которая может содействовать решению указанных задач.Наибольшее распространение получили обзорные и тематические политинформации.В воспитании политической культуры учащихся важно разумное сочетание обзорных и тематических политинформаций: обзорные политинформации дают возможность держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня, тематические — способствуют более глубокому изучению той или иной общественно-политической проблемы. При любом виде политинформация должна достигать своей главной цели — научить учащихся разбираться в событиях, определять свое отношение к ним, высказывать о них свое мнение, вырабатывать умение отстаивать свои взгляды и убеждения. Эффективность воздействия политинформаций на учащихся во многом определяется четко разработанной методикой ее подготовки и проведения.
политинформация 2.docx
МБОУ « Славкинская СШ»
МО « Николаевский район» Ульяновская область
Выступление на тему :
«Эффективные приёмы и формы
политинформирования школьников: из опыта
работы"
Выполнила учитель истории и обществознания
Юдина Наталья Евгеньевна
email: olegyuin@yandex.ru, тел. 89041838511 Одной из форм воспитания политической культуры молодежи является
политинформация. Политинформация — самая массовая и самая мобильная,
наиболее оперативная форма политической работы среди молодежи.
В современных условиях, в век бурного развития массовых информационных
технических средств, увеличения объема информации, меняется целевая
установка политического воспитания молодежи. О важнейших политических
событиях, происходящих в мире, учащиеся узнают самостоятельно, слушая
радио, просматривая телепередачи, читая газеты. Однако это не исключает
необходимости проведения специальной работы по политическому
информированию учащихся. Деидеологизация учебного и воспитательного
процесса, цели и задачи которого не подчиняются интересам какой бы то ни
было партий движения, не исключает внимания к воспитанию политической
культуры молодежи, формированию ее кругозора, политической зрелости,
правильной гражданской позиции учащихся в условиях политического
плюрализма.
Политинформация и является той формой работы, которая может
содействовать решению указанных задач.
Сообщение о тех или иных фактах общественнополитической жизни является
лишь одной из задач политинформации. Другая ее наиболее важная задача
состоит в организации коллективного анализа общественнополитических
проблем, выявления личного отношения воспитанников к ним. А это, в свою
очередь, требует, чтобы на смену пассивному пересказу опубликованных
материалов пришла беседа, коллективный анализ, активный обмен мнениями,
а на смену традиционному монологу — метод диалога.
Наибольшее распространение получили обзорные и тематические
политинформации.
Обзорная политинформация — это краткое обозрение основных
политических, экономических, культурных и спортивных событий,
происшедших за определенный отрезок времени (чаще всего за неделю) в
стране и за рубежом. Для такой политинформации отбираются наиболее актуальные вопросы и значимые события общественной жизни республики,
других стран СНГ и мира.
В обзор могут включаться материалы о молодежном движении, о главных
событиях в области науки, техники, культуры и спорта. Однако следует
учитывать, что общее количество обсуждаемых вопросов должно быть
небольшим (24 вопроса).
При проведении обзорных политинформаций, охватывающих широкий круг
вопросов, можно создать постоянные рубрики, позволяющие осуществить
более целенаправленную подготовку к ним. Например, такие:
1. «По стране моей любимой» или «Страницы истории Родины».
2. «Наука вчера, сегодня, завтра».
3. «Проблемы развития национальных отношений в СНГ».
4. «Молодежь и современность», «Демократизация и молодежное Движение».
Важно, чтобы содержание политинформации не столько освещало тот или
иной факт или событие, сколько пробуждало у учащихся интерес,
потребность прочитать о нем в книге, журнале, газете.
Одним из вопросов обзорной политинформации в старших классах может
быть еженедельная пятиминутка — «Самое интересное в прессе». По
поручению коллектива поочередно каждый из учащихся, предварительно
проанализировав общественнополитические материалы, опубликованные за
минувшую неделю, знакомит учащихся с наиболее интересными из них.
Кроме обзоров газетных материалов, можно проводить обзоры по материалам
общественнополитических журналов для молодежи — «Встречи с журналами
юных». Проводятся они один раз в месяц. Принцип их подготовки тот же, что
и при обзоре газет. Важно, чтобы в этой работе участвовал каждый учащийся.
Поочередно они готовят обзоры наиболее интересных материалов
общественнополитического характера, помещенных в журналах «Юность»,
«Ровесник», «Смена» и т.д.
Одна из разновидностей обзорной политинформации — «С телетайпной
ленты». В ней каждый раз участвуют несколько учащихся. Предварительно
познакомившись с материалами газет, записав некоторые сообщения радио и
телевидения, они во время обзора кратко информируют о сути того или иного
события, факта. Тематическая политинформация посвящается отдельной наиболее актуальной
и злободневной политической проблеме.
Определение темы — важный элемент методики подготовки
политинформации. Формальный подход к выбору темы политинформации, не
учитывающий важнейшее требование— актуальность информативного
материала, то есть связь его с ведущими проблемами государства, ведет к
снижению воспитательного воздействия политинформации на учащихся.
Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного
руководителя, учителя, при которой педагог не просто предлагает учащимся
разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом
коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом
учащихся перспективная тематика политинформаций. В результате уже с
самого первого момента подготовки политинформации учащиеся поставлены
в позицию активных ее участников.
Тематическая политинформация, так же как и обзорная, может быть
организована в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по
отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии. К тематической
политинформации заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие
тему, подбирается рекомендуемая учащимся литература, готовятся
наглядные пособия, магнитофонные записи.
В воспитании политической культуры учащихся важно разумное сочетание
обзорных и тематических политинформаций: обзорные политинформации
дают возможность держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня,
тематические — способствуют более глубокому изучению той или иной
общественнополитической проблемы. При любом виде политинформация
должна достигать своей главной цели — научить учащихся разбираться в
событиях, определять свое отношение к ним, высказывать о них свое мнение,
вырабатывать умение отстаивать свои взгляды и убеждения. Эффективность
воздействия политинформаций на учащихся во многом определяется четко
разработанной методикой ее подготовки и проведения.
С целью оказания практической помощи учащимся учителю Целесообразно
руководствоваться следующим общим планом подготовки и проведения
политинформации:
I. Этап подготовки:
1. Определение темы (если необходимо), цели, вида политинформации. 2. Разработка вопросов, конкретизирующих тему.
3. Определение персональных и коллективных заданий для Учащихся с
учетом уровня развития их политической культуры.
4. Подбор литературы по теме политинформации.
5. Подготовка наглядных и технических средств.
6. Индивидуальные консультации.
7. Разработка плана проведения политинформации.
II. Этап проведения политинформации:
1. Сообщение темы, постановка цели политинформации.
2. Вступительное слово: обоснование актуальности обсуждаемой темы.
3. Сообщение учащегося по одному вопросу, за которые следуют:
• вопросы класса (группы) выступающему;
• обмен мнениями среди учащихся, дополнения сообщения с мест новыми
фактами, примерами;
• дополнение, уточнение выступлений учащихся учителем;
• постановка ведущим политинформацию перед учащимися проблемных
вопросов, позволяющих использовать, применить полученные знания в новой
ситуации;
• подведение итогов обсуждения первого вопроса учителем, формулирование
выводов, оценок.
4. Переход ко второму вопросу темы и его обсуждение в том же порядке и
т.д.
5. Работа с классом (группой) над усвоением нового политического понятия.
6. Общий итог политинформации. Политинформация обычно проводится один
раз в неделю.
Учащиеся заранее знают тему, получают рекомендации учителя и
соответственно готовятся к своим выступлениям. В этом им большую помощь
оказывает специально оборудованный постоянный стенд «Мы и политика», «В
мире политических событий», «Планета». Очень важно научить учащихся отбирать нужный материал для
политинформации. В огромном потоке поступающей информации должна
быть четкая система, а для этого необходимо познакомить учащихся с
основными критериями отбора: актуальность, значимость, оперативность,
доказательность, убедительность информации.
книгами,
журналами,
Как правило, материал для политинформации берется из периодической
печати. Поэтому нужно организовать продуманную работу учащихся с
газетами,
научить их умело использовать
соответствующие передачи радио и телевидения, своевременно сообщить им,
когда и на какую тему будут выступать политические обозреватели и
комментаторы,
какие будут демонстрироваться документальные и
хроникальные фильмы. Очень важно приучить молодежь систематически
слушать, телевизионные программы «Панорама», «Новости», «Вести», «Без
ретуши», «Момент истины», «Прессклуб», «Тема», «Человек и закон», «Мир
и молодежь», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро
звучащих сегодня в республике, странах СНГ, России, мире.
Важно, чтобы каждое сообщение учащихся было ярким и интересным. Для
этого необходимо рекомендовать им использовать плакаты, фотоиллюстрации
и рисунки из журналов и альбомов, сатирические стихотворения, куплеты,
киножурналы или учебные кинофильмы, диафильмы, слайды, а также
различные таблицы, схемы, диаграммы и прочее. При проведении
политической информации целесообразно использовать политическую карту
мира, магнитофонные записи (например, телепередач «Утро республики» и
др.), подготовленные заранее.
Политинформацию можно проводить в виде сообщения, беседы, дискуссии по
заранее отобранным и прочитанным материалам газет и журналов,
просмотренным телевизионным программам. Для каждой возрастной группы
учащихся следует использовать специфические формы и методы проведения
политинформаций. Например, для учащихся I—IV классов доступной формой
является комментированное чтение, беседа о событиях в стране, о жизни
народов СНГ, стран далекого зарубежья, о героях Великой Отечественной
войны, трудовых успехах людей по материалам детских журналов. Могут
быть использованы также и другие формы проведения: чтение и осуждение
статей газет, показ через эпидиаскоп иллюстраций, фотографий с их
пояснением, игрыпутешествия по страницам газеты и др.
Учащихся VVIII классов уже необходимо регулярно знакомить с
материалами периодической печати, радио и телепередачами, давать общие
сведения о всех странах СНГ, города, героях, об исторических, трудовых памятниках родных мест, о землякахгероях войны и труда. Наряду с
комментированным чтением в этой возрастной группе могут широко
использоваться самостоятельные выступления учащихся по определенным
вопросам темы политинформации.
Ведущую роль в подготовке и проведении политинформаций в коллективе
учащихся играет классный руководитель. Он помогает учащимся в
определении формы проведения политинформации, отборе и изучении
необходимого материала, его анализе и систематизации, выявлении узловых
вопросов, установлении связи изучаемого материала с жизнью, задачами
коллектива, в подготовке необходимых средств наглядности. Педагог
заботится о глубине раскрытия обсуждаемых вопросов, поддерживает
активность и интерес учащихся к содержанию политинформации.
Совершенствованию и повышению эффективности политической информации
поможет оформление учащимися стендов, которые могут называться по
разному: «Время, события, люди», «Мир за неделю», «Планета» и др. На
стендах выделяются рубрики, например; «Знаешь ли ты?», «Прочти, это
интересно», «С телетайпной ленты», «Твой политический словарь», «Наша
жизнь глазами карикатуриста» и др.
Успех политинформации зависит во многом от знания учащимися основных
источников получения информации. Необходимо познакомить их с этими
источниками:
1. Газетные материалы под рубрикой «Мир за неделю», «С телетайпной
ленты», «День планеты», «На зарубежные темы: вопрос ответ» и др.
2. Журналы «Новое время», «Международная жизнь», «Ровесник»,
«Собеседник».
3. Телепередачи: «Панорама», «Новости», «Вести», «Без ретуши», «Момент
истины», «Общественное мнение», «Прессклуб», «Тема», «Человек и закон»,
«Международное обозрение» и др.; радиопередачи: «Последние известия»,
«Время, события, люди», «Международные обозреватели за круглым столом»,
«Юность», «Международное положение. Вопросы и ответы», «Актуальные
проблемы международной жизни» и др.
4. Материалы видеотеки, фоно и фильмотеки, магнитофонное записи передач
радио и телевидения.
5. Сборники материалов Центрального статистического управления,
политического словаря, справочников «Страны мира», «Зарубежные
молодежные организации», «Политический словарь» и др. Типичным недостатком в проведении политинформаций является слабое
внимание к вопросам внутренней жизни региона, нашего района и конкретно
села. В оторванности от местного материала одна из причин того, что
отдельные решения правительства воспринимаются учащимися абстрактно, не
связываются с практической деятельностью людей, среди которых они живут.
Поэтому умелое увязывание анализируемых событий, фактов с тем, чем
живет сегодня родной город, район, совхоз, колхоз, учебное заведение, —
важнейшее условие эффективности политинформации.
Формализм
проявляется также и в сухом, схематичном изложении фактов без анализа
событий, в использовании непонятной учащимся политической терминологии
«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
«Эффективные приёмы и формы политинформирования школьников: из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.