Консультирование – эффективный способ решения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении. 14.11.2009г. ТОИПКРО.
Алайцева В.А., педагог-психолог высшей квалификационной категории
Ход семинарского занятия
1. Знакомство, ведущий: «Я еду - шаг в сторону - Я рядом - шаг в сторону – я заяц - в сторону -я (любое имя)-в сторону- человек с этим именем торопиться стать на освободившееся место и все сначала».
Работа в круге. Каждый продолжает предложение «Конфликт в образовательном учреждении может быть…, в связи с этим консультировать приходиться… от занятия ожидаю…»
Когда речь идет о конфликтах, приходят разные мысли, например сделать диагностику при помощи теста Томаса или Розенцвейга, узнать способ выхода из конфликта. Или какова реакция на фрустрацию – агрессивная, обвинительная или выраженная дезадаптация по инфантильному типу и т.д. Можно конечно взять и Кэттела, или если не уверен в умственной полноценности – Векслера и узнать показатель социального интеллекта и сделать заключение об адекватности и происхождении конфликта, исходя из полученных результатов. Но это работа со следствием, а чтобы выявить причину нужно прибегнуть к консультированию и провести его так, чтобы клиенту было понятно почему его ребенок так ведет себя и что он делает неверно и какие пути решения проблемы. Для проведения консультирования нужны многие знания. Сегодня мы будет детально разбираться с моделью и этапами консультирования, а также какие знания можно использовать в работе с семейной системой.
I. Технология ведения консультативной беседы
Кочюнас считает, что целью психологического консультирования является появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь – появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта.
Следует отметить, что в зависимости от сферы интересов разные отечественные психологи по-разному выбирают исходную точку отсчета в психологическом консультировании. Так, Алешина Юлия Евгеньевна социальный психолог, делает акцент на анализе и преобразовании межличностных отношений клиента, его установок на межличностные отношения. А Н.Н. Обозов (1993) за исходную точку работы с клиентом берет личностное тестирование. И то и другое может привести к желаемому результату.
Психологическое консультирование может быть сферой практического применения достижений как социальной, так и общей или, скажем, возрастной психологии.
Психологическое консультирование ориентированно на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция – на решение внутренних проблем клиента. Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, для решения индивидуальных и семейных проблем. Ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.
Рассмотрим некоторые принципы организации диалога с клиентом в рамках психологического консультирования по модели Алешиной Ю.Е.:
1) Ограничение речи консультанта в диалоге. Прежде всего нужно позволять клиенту меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1 – 2 минуты, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.
2) Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Для этого рекомендуется:
а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом;
б)максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент;
в) следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.
3) Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:
a) Вербальный (словесный) контакт – через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага- реакцию.
b) Невербальный (несловесный) контакт – через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Относительно контакта глаз следует сказать, что не следует навязывать взгляд в глаза клиенту, но, тем не менее, необходимо смотреть на клиента, а не в сторону. Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Надо стараться не выдавать растерянность и смятение. Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала, оказывающего психологическое воздействие, уже само по себе приносит терапевтический эффект. Поза тела не должна быть напряженной (сидит на краешке стула, руки с напряжением сжимают ручки кресла, непривычность и неестественность позы) или закрытой (традиционно закрытость позы связывают со скрещенными руками или ногами). Поза консультанта влияет на позу клиента. Если клиент слишком закрыт или напряжен, консультант может попробовать косвенно повлиять на него, расслабившись и заняв подчеркнуто более удобную позу. После соответствующей смены позы у клиента, изменится и его эмоциональное состояние. Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Громкость голоса можно регулировать в зависимости от стоящих перед консультантом задач. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Консультант может несколько охладить возбужденного клиента, начав говорить медленнее и тише. Клиент постарается автоматически подладиться, нормализовав, таким образом, свое состояние. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. С точки зрения Ю.Е. Алешиной консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность добавить к тому, что сказано, поправить, уточнить. С помощью паузы можно избежать ситуации, когда клиент и консультант начинают бороться друг с другом за право вставить слово, что-то сказать. Начинающим психологам-консультантам рекомендуется поэкспериментировать с тем, что значит пауза для них, наблюдая за секундной стрелкой часов, состоянием своим и клиента во время пауз.
Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы.
Длительность данного этапа 5 – 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут – 1 час 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:
a) Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.
b) Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».
c) После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.
d) После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.
Как пишет Кочюнас Р.-А. Б., клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования.
Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
Длительность данного этапа 25 – 35 минут при средней продолжительности консультативной беседы 45 минут – 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:
1. Формирование консультативных гипотез.
2. Проверка консультативных гипотез.
Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез»:
a) Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать это свое желание. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».
b) Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
c) Структурирование беседы. Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
В экспериментальной психологии приято выделять две составляющие гипотезы – зависимую переменную и независимую переменную. Зависимая переменная отчетливо представлена в психологическом консультировании - это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его в психологическую консультацию. Однако, психологу-консультанту необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему. Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется консультанту на то, что ее дочь семнадцати лет «совсем отбилась от рук», психологическая проблема может быть сформулирована как девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм социализации) поведение дочери этой женщины. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную – то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания, например, о девиантном поведении. Вот пример консультативной гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей». Под девиантным поведением здесь понимается поведение, отклоняющееся от социально нормативно заданного, – отказ работать, учиться, хулиганские выходки и так далее.
На втором подэтапе провести проверку предполагаемой гипотезы (через акцентуирование на противоречиях, уточнение постановкой вопроса «правильно ли я понял вас…», и.т.д).
Этап 3. Оказание воздействия
Продолжительность данного этапа – 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы – 45 минут – 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа:
1. Коррекция установок клиента.
2. Коррекция поведения клиента.
Деятельность психолога консультанта на первом подэтапе «Коррекция установок клиента»
Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так далее) ® Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях ® Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.
Например, женщина хочет помочь своей дочери найти достойное место в жизни. Она волнуется из-за того, что судьба дочери может сложиться печально. Она хочет, чтобы дочь больше времени проводила дома, более осмысленно относилась к своей жизни, начала серьезно учиться, оставила компанию друзей с отклоняющимся поведением. Таковы чувства этой женщины, потребности, цели. Возможно, она их не осознает или не вполне осознает. Подчас ей хочется просто отомстить дочери за свои страдания, и она забывает про более глубокую эмоциональную подоплеку своего поведения и своих страданий, забывает про свои цели. Она зачастую просто увлечена процессом «домашней войны». Бывает, что родители в такой ситуации настолько взволнованы и напряжены, что постоянно, на протяжении нескольких лет совершают одни и те же повторяющиеся действия, которые не только не приводят к желаемым результатам, а даже, наоборот, ведут процесс социализации ребенка в обратном направлении. Они плохо осознают свои цели, смысл своих действий, их последствия для себя и окружающих. И вот, первым этапом помощи этим людям будет реконструкция в их сознании элементов представленной выше цепочки. Первым элементом цепочки представлений, которую мы должны воссоздать в сознании клиентки в данном случае, будут ее эмоции, ее тревога, ее цели, ее потребности. Мы должны помочь ей осознать, что ее действия вызваны тревогой за судьбу дочери, что ее целью является нормальная судьба дочери – ее здоровье, ее образование, ее успешная социализация в обществе, высокий уровень развития ее личности, нормальная семья в будущем и так далее. Это будет первый элемент цепочки.
Перейдем теперь ко второму элементу цепочки, воссоздаваемому в сознании клиентки – средства, которые она использует для того, чтобы помогать своей дочери. Каждый вечер эта женщина разыскивает свою дочь по ночным клубам, со скандалом привозит ее домой, где скандал продолжается. Если дочь задержалась дома, эта женщина каждые 15 минут заглядывает в комнату дочери – что дочь делает? Регулярны проверки карманов, обзванивание подруг, попытки не выпускать дочь из дому, которые еще ни разу не увенчались успехом. Водила дочь к экстрасенсу, пыталась поставить на учет в милиции. Желательно собрать максимально полный список средств, с помощью которых родитель пытается или пытался спасать своего ребенка. Собрать это необходимо, прежде всего, для того, чтобы родитель осознал, что он, по сути, делает на протяжении последних нескольких месяцев или нескольких лет. То есть, вслед за целями и лежащими в основе их эмоциональными переживаниями, клиенту необходимо осознать и свои реальные действия, соотнести их со своими целями. Эти реальные действия и будут вторым элементом цепочки.
И, наконец, третий элемент выстраиваемой цепочки – результаты. Добилась ли мама за последние несколько лет желаемого? Улучшилось ли поведение дочери? – Нет, оно даже ухудшилось. Так много активности, но эта активность не привела к желаемому, наоборот, еще более отдалила его. Дочь прореагировала на активность матери усилением девиантного поведения, что только усугубило проблемы ее матери, а нашего клиента. До прихода в консультацию мать могла этого не осознавать, она вся в плену текущих задач – что сделать, чтобы дочь сегодня вечером не ушла из дома, где ее реальнее сегодня ночью найти, откуда взять денег на такси, наконец, найти дочь, чтобы высказать ей всю свою обиду, а главное – как плохо теперь сложится ее, дочери, жизнь. Мы ставим клиента перед этим фактом – вот чего он хочет, желает, вот чего он делает, а вот к чему это реально приводит.
Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? – Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.
Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку событий психолог-консультант может использовать разные средства, приемы. Перечислим некоторые из них:
1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, то есть подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.
2. Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение.
3. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленных психологических защит, а его поведение наносит вред окружающим.
4. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.
5. Анализ эмоциональной переживаний происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.
6. Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.
Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных способов поведения. Переход собственно к коррекции поведения знаменует собой начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.
Второй подэтап третьего этапа представляет собой разработку плана конкретного позитивного реагирования клиента. Он предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.
Этап 4. Завершение консультативной беседы.
Продолжительность этапа – 5 – 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы – 45 минут – 1 час 10 минут. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:
1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что то, что повторено в конце беседы, запоминается лучше.
2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами.
Практическая часть
Работа над случаями из собственной жизни, в тройках. Супервизорство.
Техника «Забота о себе»
Упражнение «Сундучок ресурсов» Набор средств при депрессиях (нарисовать сундучок для упаковки ресурсов что положить):
· Физическая нагрузка (утренняя гимнастика, физическая работа, занятия танцами, сексом, сауна, бассейн, пикник и др.)
· Музыка (конкретно какая)
· Природа (лесная прогулка, дача, горы, яблоневый сад)
· Запахи (конкретно какие? Масла)
· Якорные записи (стикеры, поддерживающие надписи - «умничка , солнышко, улыбнись, оставь уныние»)
· Еда
· Духовная пища концерты
· Имена
· Выражения лиц близких нам людей.
Работа по обсуждению в круге или в парах – по желанию – на круг.
II. Формирующее поведение
Родители или люди их заменяющие, это архитекторы наших судеб. Основное время закладки фундамента судьбы коротко – от рождения до 6-летнего возраста. Имеет значение, конечно, и случайности в течение жизни, однако краеугольные камни характера закладываются рано и в соответствии с психологическими законами, циркулирующими в семье. Влияние родителей на потомство вносит существенный вклад в предрасположение на психологическом уровне к развитию зависимости.
Существует 4 типа родительского воспитания, которые способствуют формированию всякого рода отклонений в поведении и даже вызывающее личностную деформацию детей: критикующий, сверхопекающий, отстраненный. Они транслируют контролирующее поведение, и как следствие – личность имеет низкую самооценку в той или иной мере.
Требовательные родители не учат своих детей делать выбор. Родители сами принимают решения за детей. Это ведет к тому, что дети не имеют возможности делать свои собственные ошибки и теряют возможность извлекать мудрость из своих ошибок. Жить с требовательными родителями все равно что жить в тюрьме. Родителю всегда принадлежит последнее слово. В тюремных условиях трудно убедить узников, что надзиратели любят их.
Взрослые люди из таких семей могут неосознанно тянуться к тем, кто их обижает, отсюда повторяемость проблем в нескольких браках. Если первый муж был алкоголик, то и второй может быть алкоголик. У детей требовательных родителей могут случаться самые разнообразные трудности , среди которых ранняя нежелательная беременность, наркотики, угрозы и попытки самоубийства, столкновения с законом, тюрьма. Дети требовательных родителей вынуждены лгать так часто, что привыкают ко лжи и теряют связь с реальностью.
Язык отражает стиль воспитания. Вот часто звучащие фразы в подобных семьях. Они произносятся требовательным тоном, не терпящим никаких возражений:
· Делай это сейчас же
· Убери свою комнату немедленно.
· Потому, что я так сказала,
· Это мое правило. Вот почему.
· Быстренько убирайся отсюда и делай то, что тебе говорят.
· Прекрати!
· Я сказала делай, значит делай.
Истоки диктаторского, тиранического стиля родителей находятся в том, что сами родители в глубине души крайне неуверенные люди, боящиеся если не всего, то многого. И чтобы ощущать, что жизнь идет как надо, чтобы добыть себе чувство безопасности, они испытывают потребность управлять и контролировать жизнь своих детей. Часто у родителей самих было трудное детство.
Критикующий родитель - чтобы узнать насколько критикующими были родители нужно задать два вопроса: -что говорила мама, когда хотела вас покритиковать? – что говорила мама, когда хотела вас подборить, похвалить, поддержать?
В дисфункциональных семьях соотношение порицания и похвалы составляет не менее 10:1. Выровнять бы это соотношение или даже достичь 1:10.
Классический тип критикующего родителя – это требовательный родитель в крайней степени выраженности, требовательный экстремист. В любом поведении критикующий родитель найдет недостаток, на который можно указать, что можно покритиковать, негативно оценить. Стиль критицизма может быть как явным «Ты хоть что-нибудь можешь сделать толково или у тебя руки не оттуда растут?», так и скрытым «Ты такая замечательная, красавица, умница, но характер у тебя…не завидую тому, кто на тебе жениться». Скептицизм родителей, ерничание пораждает в ребенке способность к тем же умениям и снижает самооценку. За фасадом уверенных в себе, твердо знающих, что нужно делать детям и вообще другим людям, родителей скрываются недовольные собой люди, которые в детсяве безуспешно пытались добиться похвалы и любви своих родителей, но так и остались недооцененными и недолюбленными. Всю жизнь критикующие стремились и все еще стремяться к совершенству любой ценой (это называется перфекционизм от англ.сл.перфект – совершенство, безупречность) даже за счет благополучия своих детей. «Мне так хотелось, чтобы дочь окончила школу с медалью. Моя мама была бы довольна». Мамы уже не было в живых. Власть родителей над детьми продолжается и после смерти. Дети критикующих родителей могут быть злобными, негодующими, бояться рисковать в деле, чтобы не попасть в ситуацию проигрыша.
Часто звучащие фразы в подобных семьях:
· О чем ты думала, когда это делала?
· Я не могу поверить, что это сделала ты.
· Ты выглядишь ужасно.
· Ну и что ты думаешь о своем поведении?
· Ты – папуля номер два. Ты точно такая же, как он.
Внешняя, показная самоуверенность родителей сочетается с тем, что они мало прояаляют эмоций в отношении детей. Любви, сочувствия нет. Это продиктовано страхом близости. Этому они не научились у своих родителей.
Сверхопекающие родители. Из рассказа метери 21-летнего наркомана. «Я живу не для себя, а для них (имеется в виду муж и сын). Утром перед работой у меня уже квартира вычищена пылесосом. Мясо приготовлено. А пока они повстают с постели, я им даже зубную пасту на щеточки повыдавливаю и разложу».
Сверхопекающие родители считают, что без их помощи дети не выживут. То обстоятельство, что дети взрослые, как-то не замечается. Правда заключается в том, что 20-30 летние мужчины в таких семьях без маминой опеки действительно не выживут или…бросят пить, употреблять героин и начнут заботиться сами о себе. Не только лишения в детстве толкают родителей на сверхопеку. Некоторые сами получали в детстве особую заботу, ни в чем не нуждались. Правда они нуждались в том, чтобы научиться самостоятельно принимать решения, развить социальные навыки преодоления трудностей. В классическом виде СВ.ОП.РО. всем своим поведением выражает следующий девиз и внушает детям «Ты не можешь сделать что-либо без моей помощи». Они не дают детям возможности стать зрелыми, ответственными взрослыми.
Язык этих родителей таит в себе скрытый, неявный разрушительный смысл. Не сразу заметишь, что их фразы ранят ребенка. Типичные высказывания:
· Ты бы лучше позволил мне помочь тебе.
· О, это не твои трудности.
· Это наше с отцом дело – беспокоится о тебе.
· И ты думаешь, что уже готов приступить к этому делу?
· Ты бы лучше ничего не предпринимал, не спросив предварительно меня.
Подобными внушениями сверхопекающие родители убеждают своих детей в том, что они не знают, как о себе позаботиться. Родители буквально выталкивют детей из процесса принятия решения. Если же этот механизм у детей простаивает, то он не развивается, ржавеет, разрушается. На самом деле, родители бояться выпустить из-под контроля ребенка, а дети боятся самой жизни.
Отстраненные родители - в классическом виде отстраненный родитель недоступен для своих детей. Он либо слишком занят, либо очень устал, либо постоянно болен. Лично он не занимается своим ребенком. Это может быть: бабушка, воспитательница, няня, репетиторы и прочие люди. Многие родители как будто бояться тех взаимоотношений, где требуется забота о других. Впрочем, о себе эти родители тоже не умеют заботиться.
Для этих родителей любовь – трудное дело, поскольку их воспитание прошло в атмосфере нелюбви или недостаточной любви. Возможно родители их и любили, но не умели выразить любовь так, чтобы дети в ней не сомневались. Главное что было и остается в жизни это эмоциональная дистанция. Эмоциональные потребности не удовлетворяются теперь уже у ребенка этого родителя. Поведение отстраненного родителя выражает следующее кредо: «Ты попросту не важный для меня человек». Дети начинают полагать, что то, что они думают для родителя тоже неважно. И фактически не любят себя.
Язык отстраненных родителей изобилует примерно следующими фразами:
· Я слишком занята. Может быть, позже.
· Я не могу тебе это обещать.
· Неужели не видишь, что я занят.
· Мой ребенок – моя ошибка.
· Я должна завершить работу к завтрашнему дню.
В чистом виде какого-то одного типа воспитания не бывает. Также как и одного вида адаптаций - как следствие смешанных типов воспитания.
Если человек нашел в себе мужество признать у себя характерные признаки созависимого поведения – это шаг для решения проблемы. Осознать – значит уже наполовину решить.
Ответственный родитель - Здоровый способ воспитания.
Ответственные родители формируют высокий уровень самоуважения в ребенке, любовь и принятие себя. Это достигается проявлением безусловной любви (не при наличии хорошего или требуемого поведения). Адекватная самооценка – дело семейное.
Ответственные родители говорят «мой ребенок заболел» или «он пошел в первый класс», а созависимые – «мы переболели», «мы нынче пошли в первый класс». В слове «мы» нет восприятия ребенка как другого человека, отдельного от родителя. Это неуважение к личности ребенка. Ответственные родители подбадривают ребенка в том, чтобы он сам делал выбор. Так формируется навык решения проблем. Если матери и отцы научились быть ответственными родителями (а родительству можно учиться!), то вместо демонстрации своего превосходства над детьми они показывают, как можно полагаться на самого себя. И дети верят в свою компентентность. Родители терпеливы и не очень-то озабочены своим имиджем родителя или образцовой семьи перед другими. Поддержание имиджа ведет к утрате своего собственного я. Точка отсчета должна быть внутри, а не вовне. Важна собственная уверенность. Дети ответственных родителей гораздо более терпимы к другим, чем дети созависимых родителей.
Язык ответственных родителей содержит такие фразы:
· У тебя это получилось хорошо. Покажи, как ты это делаешь.
· Ты и вправду оакзываешь мне большую помощь.
· Что ты об этом думаешь?
· Я действительно уважаю твое мнение.
· Я понимаю твое огорчение, я знаю, как ты старался.
Для формирования здоровой личности необходимы позитивные подкрепления на разных стадиях развития ребенка и принятия этой стадии развития.



Стадии развития делают с нами хитрую вещь. Если мы не завершаем в своем развитии одну стадию, то следующая стадия не наступает. Либо следующая стадия уродуется, получается плохой результат. Перескочить стадии невозможно. Но можно добрать упущенное.
Практическая часть.
- Техника «Моя семья».
Цель: знакомство с семейными правилами и ролями. Понятие о семейных стратегиях поведения. Стресс-преодолевающее поведение в семье. Изучение способов самопомощи по улучшению отношений в семье.
Оборудование: листы бумаги, ручки, ватман, маркеры.
Инструкция участникам:
«Возьмите пожалуйста, лист бумаги и нарисуйте на нем ромашку с семью лепестками. Представьте, что этот цветок – ваша семья. Напишите в сердцевине ромашки «Моя семья».
1. Посмотрите на этот замечательный цветок, подумайте о своей семье и перечислите их на первом из лепестков.
2. Подумайте о своей семье и напишите на втором лепестке, что вам нравится делать всем вместе с семьей.
3. На третьем лепестке напишите, какие правила существуют в вашей семье? Кто их придумал и строго ли они соблюдаются?
4. На четвертом лепестке напишите, как принимаются решения в вашей семье? кто имеет это делать?
5. На пятом лепестке напишите как реагируют члены вашей семьи, когда вам плохо, радостно?
6. В шестом напишете, как принято в вашей семье справляться с жизненными трудностями и стрессами. Что обычно делается для их преодоления?
7. На последнем, седьмом лепестке напишите пожелания своей семье что бы вы хотели попросить у них для себя?
Посмотрите на этот замечательный цветок, прочитайте написанное.
Какие чувства у вас возникают сейчас, когда вы думаете о своей семье?»
После завершения упражнения каждый участник группы должен рассказать о каждом из написанных пунктов. Ведущий задает уточняющие вопросы. Цель ведущего – помочь участникам осознать, в какой семье они живут, какие способы взаимодействия в семье используются. Он дает возможность почувствовать, какие ролевые позиции занимают члены семьи. После выполнения упражнения происходит обсуждение.
Упражнение «Как я могу улучшить отношения в семье»
Ведущий просит участников написать на листе бумаги, что они могут сделать для того, чтобы отношения с родителями и другими родственниками стали лучше. Затем он просит их прочитать написанное и предлагает при помощи мозгового штурма придумать методы самопомощи по улучшению отношений в семье. Все предложенные способы записываются на ватмане. Участники выбирают из них подходящие для себя.
Ведущий предлагает заняться улучшением отношений прямо сейчас на занятиях, для этого каждому нужно написать письмо тому члену своей семьи, с которым он испытывает наибольшие трудности. Письма зачитываются группе.
III. Система ценностей
Прежде чем мы начнем беседу на эту тему, сделаем следующее упражнение.
Диагностическое упражнение по расстановке ценностей.
Инструкция: Нарисуйте круг и напишите «Я», затем «мужчина», «пара», «домашний очаг», «дети», «родители», «работа», «увлечение», «все остальное». Проранжируйте и нарисуйте 10 кругов от меньшего к большему, расставьте согласно ранжированию.
Это ваша система ценностей и в зависимости от того, где, на каком круге находится мужчина в вашей жизни будут выстраиваться ваши проблемы.
Система ценностей – это важнейший вопрос в построении отношений. Мало кто задумывается о системе жизненных ценностей, а ведь это вопрос вопросов. Именно система ценностей определяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрестке и т.д. Психологическая практика показала, что если жизненные ценности установлены не в соответствии с нерешенными задачами, то человек имеет множество проблем, как бы возникающих на ровном месте. Но достаточно человеку выстроить соответствующую систему ценностей, в жизни начинают происходить удивительные изменения в лучшую сторону. При этом, нам как консультантам, необходимо помнить, что нет верных и неверных, а есть системы ценностей работающие и неработающие для реализации задач человека. Конечно, система ценностей, как и все в жизни, зависит от состояния сознания.
Одинокой женщине необходимо больше внимания уделить себе, раскрытию своей женственности с тем, чтобы как можно быстрее закончить «школу одиночества». Истинная любовь к ребенку проявляется в создании Пары, а не в сосредоточении любви и внимания на ребенке! Необходимо понять, что ребенку нужна не столько любовь непосредственно к нему, сколько любовь между родителями, наличие сильного Пространства Любви в семье. Чем оно больше, тем естественнее идет развитие ребенка – он растет как дерево, которому достаточно солнца и воды. Избыточное материнское чувство разрушает мужское начало в мальчике, и в нем могут произойти необратимые психические процессы. В мальчике подавляются мужские качества и начинают сильно развиваться женские.
Большая тема - когда жена настолько сильно раскрывает материнские чувства, что включает в пространство материнской любви и мужа – он становится еще одним «ребенком», а она для него еще одной «мамочкой». И не стесняются говорить о нем как о своем ребенке, это говорит о том, что она перестала быть женщиной.
Эта информация вам будет очень полезна для решения в консультировании множества проблем, которые возникают в конфликтных ситуациях
Практическая часть.
Упражнение «Я с другими людьми»
Выполните следующие действия:
1. Разделитесь на подгруппы из трех человек. Каждый из вас работает со списком глаголов, помещенным ниже.
2. Проведите анализ значений этих глаголов, используя инструкции, приведенные ниже.
3. Поделитесь с другими двумя членами результатами выполнения упражнения и спросите, совпадает ли их мнение с результатами.
Двадцать глаголов, приведенных ниже, описывают как иногда люди чувствуют и действуют. Подумайте о вашем собственном поведении, когда вы общаетесь с другими людьми. Каковы ваши чувства и действия? Отметьте пять глаголов, которые наилучшим образом описывают ваше поведение при взаимодействии с другими людьми.
Неохотно соглашается советует соглашается
Анализирует помогает уступает
Сотрудничает координирует критикует
Направляет не одобряет избегает
Проявляет инициативу судит ведет
Делает одолжение бросает сопротивляется
Отступает удаляется
Глаголы отражают два базовых фактора: властность (авторитетность или контроль) и общительность (близость или дружественность). В квадратах, приведенных ниже, обведите кружком 5 глаголов, которые вы использовали для описания своих действий с членами группы. Тот квадрат, в котором вы выделили 3 из 5 глаголов, указывает на вашу тенденцию взаимодействия в группе.
Высокое доминирование Низкое доминирование
Высокая
Общительность
|
Советует Координирует Направляет Проявляет инициативу Ведет |
Помогает Неохотно соглашается Сотрудничает Делает одолжение Соглашается
|
|
Анализирует Критикует Не одобряет Судит Сопротивляется |
Уступает Избегает Бросает Отступает Удаляется
|
Низкая
общительность
На 5 листах бумаги написать выбранные пять глаголов (стратегии вашего поведения). Разложить по кругу. Проходы, на каждом листе проговариваем:
· Стратегию
· Какие усилия чтобы перебраться в другую
· Что чувствую в каком квадрате, о чем это говорит (н/р «должна»)
· Что неустраивает?
За 3-4 прохода повторить ходьбу ( как хотелось бы ) – формирует новую поведенческую программу. Методика проводится несколько раз, затем даем задание – сделай это! (если сработала хорошо, нет – снова ищем где некомфортно, кому и что нужно изменить).
IV. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
Что из того, что у любви шипы:
Она цветок.
Саади
Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий.
Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка.
ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
(Карамзин)
К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:
· проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
· проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
· трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
· внутреннее («психологическое») одиночество, непонятность другими;
· стремление избежать давления, правил, норм, требований;
· испытание себя и других;
· поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
· отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
· обида на судьбу, конкретных людей;
· переживание собственной неудачливости, проблемности,
· отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
· неорганизованность;
· трудности в обучении;
· отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
· трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
· отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
· чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.
НЕПОСИЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной системе. Если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, он создает свою, детскую или подростковую систему ценностей, отличную от общепринятой. Так называемая детская преступность — прямое следствие самостоятельного построения подростками своей, делинквентной системы ценностей. Последняя отличается от других подростковых ценностных систем ярко выраженной враждебностью и презрением к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.
Ребенок в этом случае испытывает острое чувство незащищенности и тревоги, которое перерастает в презрение к родителям за то, что они бросили его, взвалив на его плечи непосильную задачу, оставив неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в подчинении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обращается за помощью не к родителям. а к другим детям и особенно к тем, кто старше его.
ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
То, что идет от сердца, до сердца и доходит.
Пиэтт
Для оказания профессиональной психологической помощи детям с девиантным поведением необходимо следующее.
· Во-первых, изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями).
· Во-вторых, корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию подростка.
· В-третьих, создать оптимальную модель отношений и способов поведения подростка.
· Оказывать психологическую поддержку, которая направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-социального статуса. Подобная психологическая поддержка может быть оказана не только профессиональными психологами, но и педагогами,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Умеешь ошибиться, умей и поправиться.
Русская народная пословица
Психологическая работа с детьми и подростками может осуществляться в различных формах: профилактической индивидуальной беседы; интервью; психологического консультирования; индивидуальной психотерапии; групповой психокоррекции.
Наиболее распространенным видом помощи подросткам с девиантным пове дением является психологическое консультирование
МЕТОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Информирование
Расширение информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.
Метафора (метод аналогий)
Благодаря этому снижается субъективная значимость проблемы, исчезает ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить напряженную атмосферу консультирования.
Установление логических взаимосвязей
Психолог вместе с ребенком устанавливают последовательность событий. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание проблемы.
Конкретное пожелание
Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Такие пожелания не должны снижать ответственность подростка. Он сам принимает решение без давления консультанта.
Парадоксальная инструкция
Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, можно предложить ему продолжать делать то, что он делает. Пусть повторит свои действия (мысли, поступки) по крайней мере, три раза...
Эмоциональное заражение
При установлении доверительных отношений психолог становится образцом для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным настроем.
Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций
Применение данного способа актуально при острых эмоциональных состояниях. Отреагнрование может выражаться в форме смеха, слез, выговарннания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, почертить, написать).
Отреагирование позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. Психолог внимательно наблюдает, сочувствует, понимает, по не присоединяется к чувствам консультируемого.
Релаксации
Нужно научить ребенка различным способам расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Релаксация может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания даются различные действия, о которых договариваются психолог и консультируемый. Это могут быть наблюдения, отслеживание результатов, опробование новых способов.
Позитивный настрой
Позитивный настрой позволяет укрепить веру ребенка в свои возможности по разрешению возникшего затруднения, он концентрирует сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.
Ролевое проигрывание
Данный способ предполагает моделирование различных, реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения.
Целеустроение
Поиском новых жизненных целей и смыслов стоит заняться, если ребенок чувствует опустошенность, у него мала ценность собственного существования, он хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и творческое воображение.
Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий
Этот способ предполагает работу но повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (вспомните, как Том Сойер смог превратить в удовольствие скучную покраску забора)). Такая работа имеет большое значение для ребенка, которому жизнь кажется скучной, все занятия — неинтересными.
СОСРЕДОТОЧЕННОЕ МЕЧТАНИЕ (методика)
Ее реализация осуществляется в несколько шагов
1. Составление проекта желаемого будущего. Для этого можно использовать: запись всех желаний без критики и ограничений в течение 10—15 минут; составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего: «путешествие» на машине времени в свое будущее; мысленное путешествие в «особенное место», где можно побеседовать с мудрецом и услышать его наставления, и т.д.
2. Определение временной сетки. Если все, что выделено на первом этапе относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближней перспективе; если цели относятся к отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.
3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4. Проверка сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность. достижимость, ясность, этичность.
5. Составление списка ресурсов для достижения цели.
6. Составление списка ограничений на пути к цели.
7. Составление пошагового плана достижения цели.
Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые выбирает психолог для оказания психологической поддержки, всегда ситуативны. Они обусловлены, прежде всего, индивидуальными характеристиками подростка и направлены на его социализацию за счет устранения причин, препятствующих разрешению актуальных жизненных задач.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ
Вместо заключения попробуем предложить некоторую последовательность шагов по изменению отклоняющегося поведения. Их реализация потребует применения рассмотренных выше правил взаимодействия и способом работы.
1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.
2. Анализ проблемы, и не рационализация ее проявлений, выявление провоцирующих источников и причин.
3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
4. Построение шагов роста; описание конкретных достижений через день, неделю, месяц...
5. Уточнение параметров желаемого результата через подробные ответы на вопросы: «Как я узнаю, что я достиг результата?», «Как другие узнают, что я достиг результата?», «Как я докажу скептику, что достиг результата?» и т.п.
6. Определение союзников – тех, кто поможет достичь поставленной цели.
7. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии «устранение рецидивов».
V. Работа с сопротивляющимся клиентом
1. Виды поведения клиентов, которые выражают сопротивление, причины:
- клиент не разговаривает со специалистом или спорит и принимает агрессивные позы – причина – боится, что сам себя обвинит, чтобы показать неудовольствие тем, что специалист вторгся в их жизнь и это мешает клиенту управлять делами семьи так, как он считает правильным;
- клиент отрицает свою вину – защитный механизм, чтобы снять ответственность;
- клиент лжет или дает неполную информацию – распространенное явление, чтобы поддерживать самоуважение, защитить свою личную жизнь, репутацию в своих кругах и скорректировать неравенство сил.
- клиент соглашается всегда и обещает выполнить, но никогда не выполняет – причина – не работать над своей проблемой (манипулятивное поведение!)
2. Как можно снизить сопротивление:
- заполняя бумаги не скрывать написанное (хорошо с подростками работает);
- необходимо проводить совместные встречи по случаю, когда он передается другому сотруднику, при этом обсуждать проблемы и сильные стороны, которые уже определены, а также следующие шаги;
- ясно выразить, что от клиента ожидается участие во всех делах по решению проблемы (передача ответственности клиенту за решение его проблем);
- не осуждать;
- выражать сочувствие к ситуации, которая сложилась у клиента. Сказанное не выражает согласия, однако выражает уважение и понимание, что помогает справиться с сопротивлением.
Завершение занятия. Упражнение «Я умею …»
Обратная связь.
Литература:
1. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование, учебное пособие.
2. Москаленко Валентина. Зависимость: семейная болезнь, М.ПЕРСЭ, 2004
3. Ирина Кузнецова, Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении, Ярославский государственный педагогический университет.
4. Анатолий Некрасов, Материнская любовь, АСТ Астрель, 200
5. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей, Москва «Знание», 1992г.
6. Основы специальной психологии: Учебн.пособие для студ. Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, М 2002г.
Психологическая поддержка ребенка.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
· Опираться на сильные стороны ребенка;
· Избегать подчеркивания промахов ребенка;
· Показывать что вы удовлетворены ребенком, проявлять веру в ребенка;
· Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
· Проводить больше времени с ребенком;
· Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
· Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;
· Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
· Принимать индивидуальность ребенка;
Слова поддержки:
- зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо,
- у тебя хорошие соображения по этому поводу. Готов ли ты начать…
- это серьезный вызов, но я уверен, что готов к нему.
Слова, вызывающие разочарование:
- зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше,
- эту идею ты никогда не сможешь реализовать,
- это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.),
- высказываний (я горжусь тобой, мне нравиться как ты работаешь, я рад твой помощи
- прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять его и т.д.)
- совместных действий, (стоять рядом с ребенком, играть с ним, есть вместе с ним и др.)
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Правила работы с агрессивными детьми
1. Выяснить причину поступка, выработать другие пути достижения цели (расширять социальные модели поведения).
2. Проявлять недовольство именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом (продолжая любить).
3. Установить запрет, объясняя причины (кратко излагать свое объективное недовольство), и вводить социальные правила (в доступной форме).
4. Отметить отсутствие выгоды негативного поступка для личности ребенка (неотвратимость наказания, социальная изоляция, возвращение зла и др.).
5. Беседовать с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников).
6. В беседе использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.) и собственных чувств (тревоги, страха, желания наказать).
7. Дать возможность самому ребенку исправить ситуацию, предлагать позитивные модели поведения.
8. Исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
9. Больше проявлять эмоционального тепла (обнимать не менее четырех раз в день), чаще использовать положительную стимуляцию, позитивные формы воспитания: отмечать и радоваться успехам, достижениям ребенка.
10. Дать возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д.
11. Разработать единый системный подход родителей и педагогов к ребенку. Противоречия в убеждениях и требованиях взрослых способствуют закреплению негативного поведения у ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.