ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.
Оценка 4.6

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

Оценка 4.6
Памятки +1
docx
обществознание
10 кл—11 кл +1
15.01.2020
ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.
Ведь это то задание ЕГЭ по обществознанию, которое принесет наибольшее число баллов. Например, если всего за весь выполненный тест ЕГЭ по обществознанию 2018 года можно получить 65 первичных балла, то сочинение может дать 6, то есть до 10-12 баллов по шкале из 100 баллов ЕГЭ. Поэтому, если Вы готовитесь сдать ЕГЭ на высокий балл, вам не избежать этого задания.
Метод. реком. по эссе.docx

Как написать эссе на высший балл

Ведь это то задание ЕГЭ по обществознанию, которое принесет наибольшее число баллов. Например, если всего за весь выполненный тест ЕГЭ по обществознанию 2018 года можно получить 65 первичных балла, то сочинение может дать 6, то есть до 10-12 баллов по шкале из 100 баллов ЕГЭ. Поэтому, если Вы готовитесь сдать ЕГЭ на высокий балл, вам не избежать этого задания.

Можно использовать, на мой взгляд, своеобразный метод, который позволит запечатлеть данное понятие в сознании учеников: написать на доске «эссе» и разложить по полочкам («побуквенно») данное слово.

Например, чаще всего получается следующая «картина»:

Э – эмоции

С – субъект

С – свобода

Е – единство

Если соединить все полученные слова, то у нас приблизительно получится: свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и целое.

1.       Основываемся на демоверсии КИМ 2018-19гг.

Действия

Материал из демоверсии КИМ 2018-19

Примечание- рекомендации

Как выглядит это задание?

 

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний  (29.1–29.5).

 

 

Ø  Внимательно прочитать темы.

Ø  Чтобы выбрать тему, по которой будете писать эссе, соотнесите каждую тему с темами разделов кодификатора.

Ø  Вспомните, что вы знаете по выбранной теме (основные понятия, термины, какие-то высказывания)

Ø  Обозначьте идею или идеи автора высказывания

Ø  Попробуйте придумать теоретические аргументы

Ø  Обоснуйте теоретические аргументы фактическими

Ø  Только после этого приступайте!!!

  Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. 

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её ( их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни ( в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

 Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

 

 

Идея - главная мысль, определяющая содержание чего-либо

 

Аргументация – это рациональное обоснование какого-либо утверждения при помощи других утверждений

 

Ошибочно выбирать тему короткую, думая, что проще будет писать эссе. На самом деле в коротком высказывании трудно увидеть правильно идею, которую автор хотел донести до вас. Наоборот, в длинном высказывании, часто идея более четко выражена и ее легче сформулировать.

 

 

29.1  Философия « Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян) 

29.2  Экономика « Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне) 

29.3  Социология, социальная психология «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)  

29.4 Политология «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)  

29.5  Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

 

Одна из самых сложных тем «философия» и «политология», более легкими считаются «право» и «экономика».

А вот тема «социология» имеет «подводные камни» и ее лучше выбирать, если на 100% уверен, что сможешь привести теоретические и фактические аргументы.

 

 

 

Как оценивают эссе эксперты?

 

Критерии оценивания задания 29

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

29.1

Раскрытие смысла высказывания

1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера ("домашней заготовкой"), не отражающими специфику предложенного высказывания.

ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

0

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1, выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

 

29.2

Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(- ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0

 

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2, выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3

Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов

1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0

29.4

Качество приводимых социальных фактов и примеров

2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом

2

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемые идею/тезис/положение/рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в

1

 

сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом

 

 

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0

 

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

1.   Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.      Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

 

Максимальный балл

6

 

Задание 29 имеет творческий характер и дает возможность выпускникам проявить свои аналитические умения и коммуникативную компетенцию.

 

Обратим внимание на то, что формулировка задания не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора высказывания. Данное требование было исключено еще в 2013 г., хотя авторы ряда некачественных пособий для подготовки к ЕГЭ до сих пор сводят мини-сочинение к выражению и аргументации отношения выпускника к мнению автора выбранного высказывания.

 

 

 

 

 

Критерий 29.2. – теоретическое содержание мини-сочинения. Теоретическое содержание мини-сочинения выпускники нередко сводят к определению ключевых понятий темы, не давая развернутых взаимосвязанных суждений теоретического характера. Различение этих двух уровней обоснования служит основой для балльной дифференциации оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчеркнем, что объяснения, теоретические положения, рассуждения, выводы должны быть связаны между собой. Эта связь может быть предъявлена разными способами, в том числе и с помощью проведения аналогий, использования метафор, ассоциативных сравнений.

Под корректностью использования в контексте данного критерия понимают отсутствие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений. Подчеркнем, что происходит не снятие балла за наличие ошибочных позиций, а добавление 1 балла по критерию 29.3 за их отсутствие.

 

Фактическая сторона ответа предполагает привлечение статистических данных; показ конкретных проявлений установленных связей и отношений; использование примеров, иллюстрирующих отдельные положения и выводы. Источниками фактических данных могут быть материалы, приведенные в учебниках, в различных СМИ и даже «случаи» из собственной жизни. Важно, чтобы фактическая составляющая находилась в органической связи с теоретической составляющей ответа, а не присутствовала, что называется сама по себе, как некий необходимый довесок к ответу.

 

 

Как  оценивают эксперты ЭССЕ

 

алгоритм действий эксперта,

Действия эксперта по оценке задания 29 условно делятся на два этапа. На первом этапе необходимо:

1.      прочитать высказывание и соотнести его с той областью знаний, в контексте которой оно приведено;

2.      выявить смысл высказывания: определить, какова основная мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть,

3.      раскрыть, на какие особенности того или иного социального явления указать;

4.      очертить круг понятий, терминов, теоретических положений, конкретизирующего и иллюстративного материала, который может использоваться в аргументирующей части.

второй этап действий эксперта.

На этом этапе необходимо ознакомиться с работой экзаменуемого и детально ее проанализировать. С этой целью следует:

1.      обратить внимание на то, насколько понят и раскрыт смысл выбранного авторского высказывания;

2.      определить качество использования обществоведческих понятий (корректность, соответствие области научных знаний, контексту проблемы) или их отсутствие;

3.      определить наличие и качество иных составляющих теоретической аргументации (теоретических положений, выводов и т.п.);

4.      определить наличие / отсутствие сущностных ошибок в теоретической аргументации;

5.      определить наличие фактической аргументации (наличие примеров, иллюстрирующих заявленные теоретические положения, суждения, выводы);

6.      определить источники фактической аргументации (факты общественной жизни, исторические факты, факты личного социального опыта, примеры из искусства и др.).

 

Решающее значение при оценивании работ придается правильному использованию обществоведческих понятий и терминов; владению полученными при изучении курса теоретическими знаниями, а также умениям выявлять идею, видеть при необходимости возможные альтернативные подходы к ее трактовке, путям ее решения.

 

 

«Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов».

0 баллов по данному критерию и за ответ в целом выставляется в следующих случаях:

Ø  смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован;

Ø  выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания;

Ø  произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфику предложенного высказывания;

Ø  раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведенного высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

 

Данные уточнения в критериях сделают проверку работ более прозрачной и позволят снять ряд конфликтных ситуаций возникающих после опубликования результатов участников экзамена, в том числе при рассмотрении апелляций.

 

 

Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений.

Сколько бы понятий ни использовал выпускник при раскрытии основной идеи, их объяснения, как и приводимые теоретические положения, должны быть корректными с точки зрения научного обществознания (без ошибок).

Условия выставления 2 и 1 балла достаточно детально прописаны в критериях. Обращаем внимание на то, что в условии на 0 баллов даны уточнения о том, при каких обстоятельствах делается вывод об отсутствии теоретического содержания мини-сочинения:

Ø  смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснен,

Ø  теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания;

Ø  приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.

 

 

Критерий 29.3. Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов.

 

По существу данным критерием оценивается логика, обоснованность рассуждений выпускника (если таковые рассуждения имеются): насколько его рассуждения, выводы последовательны и непротиворечивы, обоснованы и достоверны с точки зрения научного обществознания.

 

«Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов»

 

29.4. Качество приводимых фактов и примеров.

Уточнение формулировки задания позволило четко прописать требования к приводимым фактам/примерам

 

 

 

 

И, так подсчитаем баллы

За определение идеи автора

1 балл

За теоретический(е) аргумент(ы)

2 балла

За отсутствие теоретических ошибок и корректность применения

1 балл

За фактический(е) аргумент (ы)

2 балла

ИТОГО

6 баллов

 

 

 

 

Методические рекомендации, как написать хорошее эссе

Как написать эссе на высший балл

 

Выделяем главное из определения эссе

Эссе

Небольшой объем

 

 

Конкретная

тема

 

 

Позиция

автора

 

 

Свободное

изложение

В среднем, хорошее эссе – 1,5-2 страницы бланков письменного ответа

 

Темы эссе не выходят за рамки кофидикатора ЕГЭ (конкретно к каждому блоку)

 

Оценивается ваша личная позиция, но строго аргументированными положениями из курса

 

Нет, четкой структуры, только рекомендации

Эссе (от фр.слова – опыт, проба, попытка, набросок, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь

 

 

 

 

Разбор примера

 

С чего начинаем разбирать, выбранную тему:

Ø  Вспоминаем, что известно об авторе

Ø  Выясняем какие темы курса в этой теме затронуты

Ø  Пытаемся записать все термины и понятия, из тем, которые могут влиять на раскрытие темы эссе

29.1  Философия « Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

 

Высказывание. Что известно об авторе

Какая(ие) темы курса затронуты

Какие понятия нужно использовать

Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

Автор - советский физик, астроном, живший в XXвеке. Годы плодотворной работы приходятся на 1 пол.XX в.

 

1.       Наука. Научное познание. Разновидности наук (тема 1.11 по кодиф.)

2.       Познание. Виды знаний (тема 1.3. по кодиф)

Теория, научная теория, опыт(чувственный, рациональный), наблюдение, факт(научный), наука.

Познание(эмпирическое и рациональное), знание, понятие,суждение, умозаключение, субъект/объект познания и пр.

Это делается, когда отрабатываются темы по разделам до экзамена.

Введение

Основная часть

Заключение

Какая структура эссе?

Введение

 

КЛИШЕ

ИДЕЯ – главная мысль автора

 

 

 

 

 

 

(Идея темы)

 

Автор высказывания подразумевал…

Автор высказывания приходит к выводу, что…

Смысл данного высказывания состоит в том, что…

Автор убежден в том, что…

Все, что нам известно об окружающем мире  и человеке, является результатом нашей познавательной деятельности.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы

В условиях стремительного развития науки и техники, а также новых знаний, которые человечество получает сегодня эта тема очень актуальна.

 

СОБСТВЕННАЯ точка зрения

Я согласен с данным мнением…

Автор прав…

Я могу присоединиться к этому утверждению

Утверждая, с одной стороны я согласна, а с другой нет…

Позволю себе не согласиться

 

Закончить введение можно фразой: «Хочу привести несколько аргументов в поддержку этой позиции» и переходим к основной части

 

Клише являются связующими элементами в эссе, упрощает работу

Идея-главная мысль автора заложена в высказывании, это проще, чем проблема, которая была раньше.

Никогда не нужно пересказывать мысль автора или перефразировать, (это эксперты видят сразу) нужно четко формулировать идею-смысл.

На изложение идеи можно тратить 2-3 предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственная точка зрения не обязательна, вам не снизят и не добавят балл, но она служит связующим звеном в тексте

 

Основная часть

 

Основная часть включает теоретические и фактические аргументы

 

 

 

Все берем из изученного курса, вспоминаем, формулируем

Теоретические аргументы

 

Познание

Эссе – это творческий процесс, поэтому применяем метод ассоциаций или мозговой штурм для определения теоретических аргументов

Наука

Чувственное/ рациональное

Научное/обыденное

Способы/методы

Локк/Декарт

Субъект/объект

 

 

Знания не даны человеку в готовом виде. Они добываются с помощью чувств и мышления

Особенности

Методы

Область знаний

Виды

Функции

 

 


Научные знания являются результатом научной познавательной деятельности, которая носит объективный характер

Рассмотрим несколько подходов к…

В качестве доказательства своей позиции, хочу привести пример…

Ярким примером может служить…

Возьмем в качестве примера…

Теоретический уровень аргументов – его основой являются знания той базовой науки, к которой относится высказывание (раскрытие сущности понятий, взаимосвязей, признаков, функций, свойств  и др)

 

 

 

 

 

 

 

 

Используем клише для формулировки теоретических аргументов

 

Фактические аргументы

 

1 аргумент

2 аргумент

Первобытному человеку приходилось добывать все знания о выживании и прочее путем собственных проб и ошибок. Иначе процесс социологической и биологической эволюции занял бы меньшее количество времени

Если температура воздуха окружающей среды будет меньше 0 градусов по Цельсию, то вода станет льдом. Этот эксперимент можно проводить многократно и результат будет одинаков, вне зависимости от мнения и желания кого-либо.

 

Фактический уровень аргументов - использование примеров из курсов истории, литературы, географии и др.школьных предметов, сообщений СМИ, личного социального опыта.

 

В заключении можно привести фразу Локка: «источником всех наших знаний является чувственный опыт»

 

 

Заключение

 

Используем клише

Таким образом, можно сделать вывод…

Подводя общий итог, хотелось бы отметить…

 

Таким образом, неизбежно приходим к выводу, что знания, полученные человеком и человечеством в процессе развития, являются результатом его познавательной деятельности, а также служат опорой для рождения нового знания…

Заключение - это обобщение основных идей, подведение итога рассуждению, подтверждение правильности или неверности высказывания автора

 

 

 

 


 

Примеры и комментарии

Обратимся к конкретным примерам, чтобы рассмотреть сильные и слабые стороны отдельных экзаменационных работ.

Пример 1.

Правоведение: «Несправедливые законы не создают право» (Цицерон).

На мой взгляд, высказывание Цицерона о том, что несправедливые законы не создают право, правильное. Так как законы государства должны соответствовать интересам всего общества. Они должны признавать приоритет прав личности — это является одним из принципов правового государства. Справедливость законов определяется тем, что они направлены на каждого в. равной степени, и никто не должен выходить за рамки законов, нарушать их. Право для одного не должно становиться бесправием для другого. Законы должны соответствовать социальным нормам в обществе, в особенности правовым нормам. Таким образом, несправедливый закон не будет правом, так как не будет правом для каждого человека.

Комментарий.

Данный пример — явное свидетельство того, что школьники не делают, как правило, попыток проанализировать высказывание в историко-культурологическом контексте, заданном ссылкой на имя автора афоризма. Они также не анализируют высказывания структурно и поэтому не видят заложенных в них противоречий, условий и обоснований. Бесспорно, существенное влияние на понимание смысла могли оказать представления экзаменуемого об авторе высказывания, времени, в которое он жил, его взглядах на происхождение права.

Выпускник, выбравший для эссе данную тему, должен был прежде всего иметь собственное представление о связи закона и права и отразить ее в своей работе. Отражение этой связи по Цицерону могло передать смысл высказывания, ставшего темой эссе. Отношение к мнению Цицерона, выраженное и аргументированное, должно было стать его основной частью. Что же мы видим в работе? Смысл высказывания явно не раскрыт. Приведенные суждения свидетельствуют о частичном понимании этого смысла — эссе касается интересов всего общества, приоритета прав личности, акцентирует то, что «право для одного не должно становиться бесправием для другого». Но об этом лишь упоминается в контексте рассуждений, далеко ушедших от основных идей учения о естественном праве Цицерона. «Право устанавливается природой, а не человеческими решениями, постановлениями, писаными законами», — вот в чем основная мысль Цицерона. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справед­ливости или несправедливости.

Выпускник рассматривает справедливость законов как общеобязательность их исполнения, причем ничем не аргументирует свою точку зрения. И с этим суждением трудно согласиться. Как, впрочем, и с другим, противоречащим данному: «Несправедливый закон не будет правом, так как не будет правом для каждого человека». В работе отсутствует аргументация, отсутствуют пояснения (в частности, пояснения тех смыслов, в которых употребляется понятие «право»). Изложение несколько путаное и непоследовательное. Законы и правовые нормы представлены как нечто различное, и суждения выпускника дают основание сделать вывод: он не понимает, что законы представляют собой часть правовых норм (другую их часть составляют подзаконные акты). Утверждение «законы должны соответствовать социальным нормам в обществе» ошибочно, так как не соответствует теоретическим положениям курса о различных социальных нормах (в том числе моральных, религиозных, эстетических и т.п.).

В зависимости от степени лояльности проверяющего, за данную работу может быть выставлено 0 баллов (если проверяющий сочтет, что смысл высказывания выпускником не понят и не отражен) или 2 балла (если проверяющий сочтет, что смысл высказывания выпускником в целом отражен и в работе заявлена его позиция, при этом да­ны ее определенные пояснения).

Пример 2.

Философия: «Без многого может человек обойтись, только не без человека» {Л. Берне).

Действительно, человек без человека погибнет. Т.к. каждому обязательно нужно с кем-то общаться. Человек — социальное существо и вне общества существовать не может. Например, если отправить человека на необитаемый остров, он сначала сойдет с ума, а затем погибнет.

Ему надо обязательно общаться, т.к. из-за общения развивается речь и т.п. Иначе он станет изгоем общества.

Комментарий.

Выпускник уловил смысл высказывания, хотя и не передал его прямо. Выпускник заявил о своем отношении к позиции автора и попытался его пояснить, но эти пояснения примитивны. В ответе нет обращения к теоретическому материалу и реалиям социальной жизни. Приведенная информация по поводу человека на необитаемом острове носит иллюзорный и гипотетический характер. Выпускник демонстрирует отдельные выкладки без аргументирования собственной позиции. Тем не менее, по действующим критериям за ответ может быть, как и в предыдущем случае, в зависимости от лояльности проверяющего, выставлено либо 0, либо 2 балла.

Пример 3.

«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).

Если возникает какой-нибудь конфликт, то нужно не решать его, а понять, вследствие чего он возник. Если будет понята причина возникновения конфликта, то его решение будет незамедлительно найдено. Что и говорится в высказывании Р. Дарендорфа.

Комментарий.

Как известно, возможны истолкования текста высказывания, которые не являются «единственно верными», но имеют право на существование. В этой же работе произошла прямая подмена смысла высказывания: приписывание автору того, о чем он не говорил. Признание конфликта не означает ненужность его разрешения. Точно так же, как и представление о причинах конфликта не влечет за собой автоматическое решение вызвавшей его проблемы. Оценка ответа — 0 баллов.

В заключение предлагаем ответы на вопросы, связанные с заданием-эссе, которые приходилось слышать от выпускников и учителей.

1.                   Означает ли привязка высказывания к определенной науке то, что выход за ее пределы (в другую область знания) оценивает­ся проверяющими как ошибка экзаменующегося?

Нет, не означает. Формулирование положений и использование понятий, относящихся к иной научной области (по сравнению с указанной), бывает вполне уместным, если выпускник стремится более глубоко раскрыть тему, показать ее комплексный характер, подчеркнуть целостность проблем современного мира. Это целесообразно наряду с раскрытием темы в рамках той области знания, с которой соотнесено высказывание. Ес­ли же все рассуждения выпускника ведутся вне этой области знания, проверяющие вправе считать, что затронутая автором социальная проблема выпускником не обозначена либо обозначена неверно.

2.                   Как оцениваются работы, в которых допущены содержательные ошибки?

О содержательных ошибках речь может идти как при обращении автора эссе к теоретическому материалу, так и при его попытке проиллюстрировать собственные суждения фактами социальной жизни. В первом случае встречаются неверно приведенные положения курса или ошибочно сформулированные теоретические выводы.

К содержательным ошибкам можно отнести также искажения при обращении к социальным реалиям. Скажем, суждение о демократии, экзаменуемый пытается иллюстрировать поступками политических лидеров государств с авторитарным режимом. Или говоря о вертикальной социальной мобильности, приводит пример мобильности горизонтальной.

Ошибочное положение (теоретический материал или факт социальной жизни) не засчитывается как представленный в эссе.

3.                   Как оцениваются работы, в которых даются утверждения общего характера, не имеющие отношения к заявленной теме?

Несмотря на то, что действующая схема оценивания не включает специального указания по этому поводу, за эссе, представляющее собой информацию (факты общественной жизни или личного опыта), лежащую не в контексте задания, выставляется 0 баллов.

4.                   Как в работе должно быть отражено требование раскрыть различные аспекты идеи(смысла)?

Слово «аспекты» применительно к требованиям задания-эссе следует понимать достаточно широко. Это и возможные различные подходы к трактовке того или иного социального явления или процесса, и различные проявления социального объекта (его стороны, характеристики, свойства и т.п.), и связи различных субъектов социальных отношений, в которых раскрываются определенные свойства объекта рассмотрения. Это и причинно-следственные связи, которые применительно к определенному социальному объекту можно рассмотреть в рамках различных сфер общественной жизни, а также в их связи и взаимообусловленности.

Применительно к каждому рассматриваемому аспекту полезно сформулировать основную идею, связывающую этот аспект с общим смыслом высказывания (темой эссе), и подобрать фактический мате­риал (факты общественной жизни, личный опыт или социальные наблюдения, модели социальных ситуаций).

Какие проблемы возникают при написании эссе на ЕГЭ?

Их достаточно много:

1. Нехватка времени. 9 заданий части 2 сами по себе требуют времени, обдумывания. А написать сочинение, затем переписать его на чистовик – это серьезный труд. Далеко не все выпускники справляются с предложенным регламентом ЕГЭ по обществознанию в 4 часа. Как справиться с этой проблемой? Необходимо иметь в запасе несколько шаблонов написания эссе и массу примеров, применимых во многих темах.

2. Незнание теории, бытовой характер рассуждений. Для этого необходимо сформировать свой емкий понятийный аппарат.

3. Нехватка примеров из общественной жизни, социальной практики. Здесь можно посоветовать регулярно, 1 раз в день просматривать новости по телевидению, в интернете.

4. Неумение построить план эссе. Структура эссе может меняться, в задании не регламентируется количество слов, примеров.

5. Написание эссе, не имеющего отношения к заданной теме. Так может произойти, если Вы заучили готовое эссе, и хотите написать его на ЕГЭ (?). Бывают и такие случаи. Конечно, база заданий ЕГЭ может предоставить Вам шанс, и Вам может попасться уже написанная тема. Но, рассчитывать на это не стоит. Другое дело, что чем больше эссе при подготовке Вы напишете сами, тем больше планов и готовых примеров у Вас останется для применения на реальном ЕГЭ.

6. Поэтому, пишите эссе сами! Пишите 2-3 эссе неделю, показывайте их учителю, репетитору. Учитесь на своих ошибках.

 


 

Аргументы из литературы для написания эссе по следующей проблематике

  1. Историческая память
  2. Любовь к родине
  3. Научный прогресс и нравственные качества человека
  4. Ответственность человека за жизни окружающих
  5. Отцы и дети
  6. Роль примера.
  7. Воспитание человека
  8. Самопожертвование во имя любви к ближнему
  9. Сострадание, чуткость и милосердие
  10. Человек и власть
  11. Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
  12. Человек и история. Роль личности в истории
  13. Человек и познание
  14. Человек и природа
  15. Черствое и бездушное отношение к человеку
  16. Честь и бесчестье

Проблема

Примеры

Историческая память

А. Чехов. «Вишневый сад».

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.

Любовь к родине

Ю. Г. Оксман «Поимка поручика Сухинова».

Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

А.С.Пушкин «К Чаадаеву».

В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.

«Слово о полку Игореве».

Ярко выражена любовь автора к родной Русской земли. Его волновало будущее. Он с гордостью рассказал нам о защитнике родины. Красиво описал природу. Солнечное затмение. Именно Русская земля стала главным героем его произведения.

Стихотворения Есенина, Блока, Лермонтова

Научный прогресс и нравственные качества человека

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

Ответственность человека за жизни окружающих

Н. Толстой. «Война и мир».

Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.

А. Куприн. «Чудесный доктор».

Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей

Отцы и дети

И С. Тургенев. «Отцы и дети».

Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Девушка Настя, живя в Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет...

Роль примера. Воспитание человека

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

Самопожертвование во имя любви к ближнему

Б. Васильев «Летят мои кони».

Доктор Янсен погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.

Булгаков «Мастер и Маргарита». Самопожертвование Маргариты ради своего любимого.

Сострадание, чуткость и милосердие

Астафьев «Людочка»

В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки.

Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.

М. Шолохов «Судьба человека».

В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

В. Гюго «Отверженные».

Писатель в романе рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала пре­ступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком

Человек и власть

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Там пример справедливой власти:

"Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания.

"Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - говаривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя".

Человек и искусство. Воздействие искусства на человека

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».

Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.

Фонвизин «Недоросль».

Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны

Человек и история. Роль личности в истории

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

Одна из центральных проблем романа - роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

И. Тургенев. «Записки охотника».

Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.

Шолохов «Судьба человека»

После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

Платонов. «Котлован»

Человек и познание. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.

Шукшин «Чудик» — человек рассеянный, может показаться невоспитанным. А то, что побуждает его совершать странные поступки, — мотивы положительные, некорыстные. Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни “прав, кто умнее”? И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает Гончаров. Образ Обломова. Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

М. Горький в пьесе «На дне». Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

Ложные ценности И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Есенин. «Черный человек». Поэма «Чёрный человек» - крик погибающей души Есенина, это реквием по оставленной позади жизни. Есенин, как никто другой смог рассказать, что с человеком делает жизнь. Маяковский. «Послушайте». Внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта.

Замятин «Пещера».

(Мартина Мартиныча). Герой вступает в конфликт с самим собой, в душе его происходит раскол. Погибают Его духовные ценности. Он нарушает заповедь “Не укради”

Человек и природа

Шолохов «Тихий Дон».

Тургенев «Бежин луг». Природа совпадает с чувствами героев.

М. Булгаков. «Роковые яйца». Профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.

М. Булгаков. «Собачье сердце».

Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!

М. Пришвин. «Кладовая солнца»

Черствое и бездушное отношение к человеку

"Матрёнин двор" Солженицына.

Замкнутая модель мира в романе Е.И. Замятина «Мы».Облик и принципы Единого Государства.

Рассказчик, нумер Д - 503, и его духовная болезнь.« Сопротивление человеческой природы».

В антиутопиях, основанный на тех же предпосылках мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, дабы проследить и показать чувства человека, претерпевающего на себе законы идеального государства. Конфликт личности и тоталитарной системы становятся движущей силой любой антиутопии, позволяя опознать антиутопические черты в самых различных на первый взгляд произведениях...

Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии

Честь и бесчестье

Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством.

Н.В. Гоголь в своей комедии "Ревизор".

Чиновники уездного города по ошибке принимают Хлестакова за настоящего ревизора, всячески пытаются угодить ему, совсем не обращают внимания на его глупость.

А.П.Чехов в рассказе "Смерть чиновника". Автор показал проблему с нравственной точки зрения. Червяков, прося прощения, унижался перед генералом не по роду службы или должности (ведь это был даже не его начальник), а по своей человеческой натуре

 

 

 


О преданности и о животных - "Соленый пёс", "Каштанка", "Белый пудель".

Проблема взаимоотношения личности и коллектива. Горький "На дне"

Проблема нравственного выбора. "Мастер и Маргарита" Булгакова ; В.Быков "Сотников" ; Шолохов " Судьба человека", Кондратьев «Сашка»

Военная тема.

Я ,например, всегда в привожу "Разгром",

"Повесть о настоящем человеке" героиз, отвага...

"А зори здесь тихие"

"Завтра была война"

"В списках не значится"

http://briefly. ru/fadeev/razgro m/

http://briefly. ru/kondratev/sash ka/

http://briefly. ru/bykov/sotnikov/

 

Темы эссе, часто используемые в КИМах

Темы эссе по философии

1. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину» (Н. Пирогов).
2. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).
3. «Все было встарь, все повторится снова» (О. Мандельштам).
4. «Созидается общество началами нравственными» (Ф. Достоевский).
5. «Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер).
6. «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна» (Т. Карлейль).
7. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).
8. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Белинский).
9. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. Ницше).
10. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В.Соловьёв).
11. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Дж. Локк).
12. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах).
13. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы).
14. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни» (Н. Бердяев).
15. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» (Валери).
16. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. Бердяев).
17. «Искусство должно учить добродетели и ненавидеть порок» (ДДидро)
18. «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.Рубакин).
19. «Познание и жизнь неотделимы» (Л.Фейхтвангер).
20. «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).
21. «Без борьбы нет прогресса» (Ф.Дуглас).
22. «Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом» (Б.Шоу).
23. «Естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех» (Т.Гоббс).
24. «Живые всегда, и всё более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядка» (О.Конт).
25. «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К.Маркс, Ф.Энгельс).
26. «Многие знают многое, но никто не знает всего» (Античный аудизм).
27. «Мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение» (У.Теккерей).
28. «Здравый смысл мы находим лишь у тех, кто с нами согласен» (ФЛарошфуко).
29. «Человек-нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В.Шукшин).
30. «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мёртвые и ничтожные одна без другой» (В..Белинский).
31. «Нужно много учиться, чтобы немногое знать» (Ш.Монтескье).
32. «Все наши теории-это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (ВАмбарцумян).
33. «Знание-орудие, а не цель» (Л.Толстой).

Темы по социальной психологии. Социологии.
1. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю).
2. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К.Гельвеций).
3. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее» (Б. Шоу).
4. «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу).
5. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф. Ларошфуко).
6. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В, Белинский).
7. «Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая» (Б. Паскаль).
8. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Белинский).
9. «Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери).
10. «Сознание своей личности уже непременно предполагает и сознание о ее неприкосновенности и о ее нравах» (Н. Добролюбов).
11. «Способность краснеть — самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств» (Ч. Дарвин).
12.«Познаваем лишь мир явлений; вещи же в себе познанием не достигаются, они неуловимы» (И. Кант).
13.«Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица» (А. Эйнштейн).
14.«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить» (В. Шекспир).
15. «Убеждение — это не начало, а венец всякого познания» (И. В. Гете).
16.«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы,
увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).
17. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В. Соловьев).
18.«Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Дж. Локк).
19.«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах). 20.«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы).
21. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни» (Н. Бердяев). 22.«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. Бердяев).
23.«Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний» (Ж.-Ж. Руссо).
24.«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици). 25.«Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет» (Э.Фромм).
26.«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Годвин).
27. «Личность—это человек как носитель сознания» (К.Платонов).
28. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Асмолов).
29. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л.Берне).
30. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться — иногда в очень значительных пределах» (Ю.Лотман).
31. «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (И.В.Гёте).
32. «Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то, выходящему за пределы физического удовлетворения. Различаются люди именно тем, в какие идеалы они верят» (Э.Фромм).
33. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г.Ананьев).
1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски» (А. Солженицын).
2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются» (Саллюстий).
3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).
4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым...» (А. Чехов).
5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами» (Л. Толстой).
6. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции).
7. «Древний обычай имеет силу закона» (В. Максим).
8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).
9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).
10.«Для других мы создаем правила, для себя — исключения» (Ш.Лемель).
11.«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон). 12.«Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф.Рузвельт).
13.«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Вольфром).
14.«Соглашения предотвращают конфликты» (X. Маккей).
15.«Семья более священна, чем государство» (Пий XI).
16.«Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия» (Н. Бердяев).
17.«Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин).
18.«Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран). 19.«Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).
20.«Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н. Гоголь).
21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность» (В. Ключевский).
22.«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).
23.«Даже в процветающем обществе неравное положение людей остаётся непреходящим явлением» (Р. Дарендорф).
24.«Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд). 25.«Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Бауэр).
26.«Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов).
27.«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон).
28.«Семья — основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчёл» (Г. К. Честертон).
29. «Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия» (И.Кант).
30. «Важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость» (И.И.Кондрашин).
31. «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П.Блау).
32. «Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» (Анвари).
33. «Кто стремится занять почётное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу» (Ф.Бэкон).

Темы эссе по экономике
1. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).
2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей» (П. Сир).
6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).
7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж.Дроз).
8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).
9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).
10.«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).
11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).
12.«Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).
13.«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру» (Пириандр).
14.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).
15.«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).
16.«Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).
17.«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» (П.Буаст).
18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого»
(С. Джонсон).
19.«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
20.«Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).
21. «Наилучшая экономическая система — это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).
22.«Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).
23.«О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман).
24.«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).
25. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Хейне).
26. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э.Севрус).
27. «Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы» (Анн Роббер Жан Тюрго).
28. «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность»» (Д.Кеннеди).
29. «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция» (Л.Эрхард).
30. «Реальная ценность - это вовсе не та ценность, которой обладает сам по себе твой товар или услуга, а ценность, которой он наделен в сознании клиента» (Б.Бишоп).
31. «Если хочешь добиться успеха в бизнесе, то постарайся понять, что происходит в головах у людей и заставляет поступать так, а не иначе» (Б.Бишоп).
32. «Не сидите сложа руки в ожидании того светлого момента, когда наш бизнес начнет приносить вам прибыль. Он сам по себе этого не сделает, его нужно заставить» (Д.Риз).
33. «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А.Маршалл)

Темы эссе по политологии
1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В.Ключевский).
2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).
3. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи» (П. Сир).
4. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
5. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).
6. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон I).
7. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)
8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов» (К.Победоносцев).
9. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).
10. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж.Актон).
11. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить» (Изборник, 1076г.).
12.«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин).

13.«Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).
14.«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола» (В. Короленко).
15.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).
16.«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).
17. «Человек по природе своей есть существо политическое». (Аристотель )
18.«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл).

19.«Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).
20.«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).
21. «Политика — это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).
22.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо).

23.«Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).
24.«Лучшее лекарство от болезней демократии—больше демократии» (А. Смит).

25.«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
26. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).
27. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш.Монтескье).
28. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).
29. «Силой удерживается правительство, установленное силой» (П.Гольбах).
30. «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б.Спиноза).
31. «Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.Кант).
32. «Демократия всегда есть распутье.., система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны» (П.И.Новгородцев).
33. «Сущность демократии - не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство» (Сократ).

 

Темы эссе по праву
1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев).
2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).
3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы» (Ф. Глинка).
4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов» (П. Буаст).
5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).
6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению» (О. Бисмарк).
7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии» (С.Лец).
9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (Принцип римского права).
10. «3аконы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).
11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (Латинское изречение).
12.«3адуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть преступление» (Сенека).
13.«Свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш.Монтескье).
14.«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
15.«Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием» (Теренций). 16.«Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает» (А. Кененов).
17.«Самый заклятый враг права — привилегия» (М. Эбнер-Эшенбах).
18.«Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья» (Цицерон).
19.«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм).
20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).
21 .«Самое большое преступление — безнаказанность» (Б. Шоу).
22.«Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать» (Г.Державин).

23.«Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк).
24.«3адача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он — до времени — не превратился в ад» (В. Соловьев).
25. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» (Т. Карлейль).

26.«Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи» (Ч. Хьюджес).
27.«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М. Салтыков-Щедрин).
28. «Правосудие - основа государства» (Латинское юридическое изречение).
29. «Всё что человек делает для защиты самого себя, считается сделанным законно» (Изречение римского права).
30. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф.Кони).
31. «Законы - это государи над государями» (Людовик XII).
32. «Кто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и верёвкой» (М.Монтень).
33. «Дело судьи - истолковать закон, а не даровать его» (Ф.Бэкон

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ обществознание. Задание 29. Рекомендации экспертов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2020