Уравнения и неравенства с параметром
Приведем общие замечания о решении задач с параметром.
Уравнение (неравенство) с параметром содержит, кроме основной неизвестной, дополнительную — параметр. Процесс решения задач с параметром более сложен, чем в обычном случае. Это связано с тем, что, во-первых, часто приходится разбирать несколько случаев (в зависимости от значения параметра), во-вторых, как правило, нельзя проверить все полученные значения параметра, подставляя их в исходное уравнение. Поэтому при решении уравнений и неравенств с параметром следует особое внимание уделять эквивалентности преобразований, накладывая, если необходимо, ограничения, отсекающие посторонние решения.
Задачи с параметром можно разделить на два вида.
К первому виду относятся задачи, в которых требуется найти все значения параметра, при которых выполняются условия, сформулированные в задаче. Второй вид — это задачи, в которых необходимо найти все значения неизвестной, при которых выполняются условия задания при заданных значениях параметра. Задачи второго типа, как правило, сводятся к задачам первого типа, если в качестве параметра взять неизвестную, а неизвестной считать параметр.
В общем случае, решение любых уравнений или неравенств с параметром происходит по обычной схеме: ОДЗ, решение, проверка. В процессе решения следует выполнять равносильные преобразования.
Обычно решение задач с параметром сводится исследованию линейных и квадратных уравнений и неравенств.
Самые простые уравнения с параметром — линейные. Процесс решения таких уравнений не сложен: сначала приводим к виду Ax = B , затем рассматриваем два случая: A = 0 и A ¹ 0 .
Линейные неравенства с параметром вида Ax < B решают, рассматривая, три случая: A < 0, A = 0 и A > 0.
Пример 1. (Демо ЕГЭ2007). Найдите все значения x , которые удовлетворяют неравенству (2a -1)x2 <(a +1)x + 3a при любом значении параметра a , принадлежащем промежутку (1;2 .)
Решение. Эта задача относится ко второму типу, поэтому, считая параметр a неизвестной, а неизвестную x — параметром, приведем
2
неравенство к виду: (2x2 - x - 3)a + -( x2 - x) < 0 . Это неравенство является линейным относительно неизвестной a . Рассмотрим три случая. В каждом случае будем использовать график линейной функции f( )a = - - +- -(2x2 x 3)a ( x2 x).
1. Коэффициент при неизвестной 2x2 - x - 3 < 0. В этом случае неравенство выполняется при всех a Î (1; 2), если прямая f( )a = - - +- -(2x2 x 3)a ( x2 x) пересекает ось абсцисс в точке, расположенной не далее 1. Значит, эта ситуация описывается следующей системой неравенств: ìïïïíïïïî2fx(12)-£x0.- 3 < 0,
Решая эту систему, получаем:
ìïïíïïï((xx ++1 21))((xx-- <33))£ 00, Û - < £1 x 1,5 . î
2. Коэффициент при неизвестной 2x2 - x - 3 = 0 , т. е. x =-1 или
x = 1,5 .
Подставив x =-1 в неравенство, имеем: 0 < 0. Это неравенство не выполняется ни при каких значениях a . Значит, x =-1 — не удовлетворяет условию задачи.
Подставляя x = 1,5 в неравенство, получаем -2,25-1,5 < 0 . Это неравенство выполняется при всех значениях a . Значит, x = 1,5 — удовлетворяет условию задачи.
3. Коэффициент при неизвестной 2x2 - - >x 3 0. В этом случае неравенство выполняется при всех a Î(1;2), если прямая f( )a =(2x2 - -x 3)a + - -( x2 x) пересекает ось абсцисс в точке, рас-
положенной не ближе 1. Значит, эта ситуация описывается следующей
ìïï
системой неравенств: ïíïïïî2fx(22)- - >£x0. 3 0,
Решая эту систему, получаем:
ìïïíïï((xx ++ 1 21))((xx--23))£>00, Û 1,5 < x £ 2 . î
3
4. Объединяя полученные в каждом из трех случаев ответы, имеем: - <1 x £1,5 , x = 1,5 , 1,5 <x £ 2 , т. е. x Î -( 1;2].
Ответ: (-1;2].
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром рекомендуется проводить в два этапа: предварительный анализ, затем решение задачи.
На первом этапе выясняются все возможные случаи выполнения условий задания. Для этого рассматриваются следующие ситуации:
В ходе анализа используются: связь между знаком дискриминанта D и числом корней, расположение параболы относительно оси абсцисс.
На втором этапе происходит разбор всех случаев выполнения условий задания. Здесь используются различные свойства квадратного трехчлена: связь между знаком дискриминанта и числом корней, расположение параболы относительно оси абсцисс, теорема Виета, формулы для вычисления координат вершины параболы.
Некоторые задачи с параметром удобно решать, используя графики функций.
Сначала рассмотрим задачи на наибольшее и наименьшее значения функции. Для решения этих задач построение графика не требуется. Достаточно знать только общий вид графика соответствующей функции.
Пример 2. При каких значениях параметра a наименьшее значение функции y = + + -x2 3x |x a | меньше -2 ?
Решение. Раскрывая знак модуля, нетрудно заметить, что график данной функции состоит из частей двух парабол, "склеенных" в точке с абсциссой x = a : y = x2 + 4x -a при x ³a и y = x2 + 2x + a при x a< .
Следовательно, наименьшее значение исследуемая функция принимает или
4
при x = a (точка "склеивания"), или при x =-2 (абсцисса вершины первой параболы), или при x = -1 (абсцисса вершины второй параболы).
Мы перечислили все возможные точки, которых функция может достигать своего наименьшего значения. Поэтому достаточно выяснить, когда в данных точках функция принимает значение меньше -2 , и объединить полученные значения параметра a .
Вычислим значения функции в указанных точках, сравним с заданным числом и найдем ограничения на параметр a :
x = Þ + <- Þ + + < Þ- < <-a a2 3a 2 a2 3a 2 0 2 a 1; x = -2 Þ - 2 + -2 -a< -2 Þ-2 -a< 0 Þ Æ ; x =-1Þ- +- - <- Þ - - < ÞÆ21 a21 a0 .
Объединяя найденные значения a , получаем
Ответ: -2 < a < -1 .
1. Найдите количество целых значений параметра a , при которых
неравенство x - + +2a 2x a £15 имеет хотя бы одно решение.
2. Найдите все значения параметра a , при которых неравенство x2 + x+ |x -a | + 29 £ 0 не имеет решений.
3. Найдите все значения параметра a , при которых неравенство x2- |x -a | - |x -1| +3 ³ 0 выполняется при всех действительных значениях x .
4. Найдите все значения параметра a , при которых неравенство 2x2 + ax + 7 > 1 не имеет решений на отрезке [1;3].
Теперь рассмотрим задачи, в ходе решения которых целесообразно использовать графики функций.
Пример 3. При каких значениях параметра a уравнение x x - 6x + a -1 = 0 имеет два различных корня?
Решение. Представим уравнение в виде: x x - 6x = 1 -a . С помощью функций y = x x - 6x и y = 1 -a исходная задача сводится к следующей: при каких значениях параметра a графики функций y = 1 -a и y = x x - 6x пересекаются ровно в двух точках? Решим поставленную задачу. Для этого построим график функции y = x x - 6x . Используя определение модуля числа, имеем: если x ³ 0 , то y = x2 - 6x , если же x < 0 , то y = -x2 - 6x . Следовательно, 5
нужно построить график первой функции и взять ту часть, которая расположена над интервалом x ³ 0 . У графика второй функции следует оставить часть, расположенную над интервалом x < 0 . Искомый график — это объединение этих двух частей.
График функции y = x2 - 6x — парабола с "ветвями", направленными вверх, пересекающая ось абсцисс в точках 0 и 6 и имеющая вершину с координатами x0 = 3 , y0 = y(3) = -9 . График функции y = -x2 - 6x имеет следующие характеристики: "ветви" направлены вниз, пересекает ось абсцисс в точках 0 и 6, x0 = -3, y0 = y(-3) = 9
— координаты ее вершины.
В результате построения этих двух графиков и оставления необходимых частей, получаем следующий рисунок:
Рис. 1
Графиком функции y = 1 -a является прямая, параллельная оси ОХ. С помощью рис. 1 находим, что имеются всего две горизонтальные прямые, пересекающие график функции y = x x - 6x в двух точках: y = -9 и y = 9 . Следовательно, либо 1 -a = -9 , либо 1 -a = 9 .
Решая эти уравнения, получаем Ответ: a = 10 , a = -8.
5. Найдите все значения параметра a , при которых уравнение x x + 2a + 1 -a = 0 имеет только один корень.
6. Найдите все значения параметра a , при которых неравенство 2 |x -a |< 2ax - 2 - x2 имеет решение.
6
Рассмотрим пример выполнения задания С5 из демонстрационного варианта 2013 года.
Пример 6. Найдите все значения a , при каждом из которых наименьшее значение функции f( )x = 2ax+ |x2 - 8x + 7 | больше 1.
Решение. Пусть 1. Функция f имеет вид:
a) при x2 - 8x + 7 ³ 0 : f( )x = x2 + 2(a - 4)x + 7 , а её график есть две части параболы с ветвями, направленными вверх, и осью симметрии x = -4 a ;
б) при x2 - 8x + 7 < 0 : f( )x = - x2 + (2a + 8)x - 7 , а её график
есть часть параболы с ветвями, направленными вниз.
Все возможные виды графика функции f (x) показаны на рисунках:
2. Наименьшее значение функция f( )x может принять только в точках x = 1 или x = 7 , а если 4 -a Ï éêë1; 7ûùú – то в точке x = 4 -a .
3. Наименьшее значение функции f больше 1 тогда и только тогда, когда
ìïïïïíff(1)(7)>>11,, Û ïïïíïïïïïïïïìï1422 (4aaa>>-1,1a,) + a2 - 9 > 1 Û ï ïïïîf(4 -a) > 1 î
7
Û ïïïïïìïïîïa > 211, , Û êêêêéêêêêïïïíïïîïìïìïïíïïïaa321a2³<2--3a8,a8<a+3-,108 << 00 Û ïïíïïa >2 -148a + 1 - a2 - 9 < 0
ïïï2aêïïî ïêë
Ниже приведены задания из вариантов ЕГЭ 2010-2012 годов.
7. Найдите все значения a , при каждом из которых наименьшее значение функции f x( ) = 4ax + x2 - 8x + 7 меньше 1.
8. Найдите все значения a , при каждом из которых функция f( )x = x2 - 2 x -a2 -10x имеет хотя бы одну точку максимума.
9. Найдите все значения a , при каждом из которых наибольшее значение функции f( )x = x2 - 8 x -a - 2x на отрезке ëé-4;7ùû не принимает-
ся ни на одном из концов этого отрезка.
10. Найдите все значения a , при каждом из которых любая прямая, перпендикулярная оси ординат, имеет нечетное число общих точек с графиком функции f( )x = (2a - 3)x -(x + 3) x -a .
11. Найдите все значения a , при каждом из которых уравнение x +2 1 = a x - 3 на промежутке éë0;+¥) имеет более двух корней.
8
12. Найдите все значения a , при каждом из которых уравнение x5 - 3 = ax - 2 на промежутке (0;+¥) имеет более двух корней.
13. Найдите все значения a , при каждом из которых уравнение
1 - 2x = a - 7 x имеет более двух корней.
1. -6 £ a £ 6 . 2. a> . 3. -2 £ £a 1 . 4. -£ £a -8 .
5. a< 12( 5 -1), a> 1 . 6. a < - 2, a > 2 . 7. a< , a> .
8. - < <-6 a 2 , 2< <a 6 . 9. - < <2 a 3 . 10. a £ 0 .
11. 1 <a£ 2 . 12. 6 < <a 5 . 13. 7 £ <a 25 .
2 3 5 4 2 7
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.