ЕЩЕ ОДНА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
СОДЕРЖИТ В СЕБЕ РАЗДЕЛЫ ГРАММАТИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
САМЫЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СЛОВА
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА факультативах
или на уроках в качестве материала для обобщения знаний или подготовки к контрольной работе
ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА В
ФОРМАТЕ ЕГЭ
РАЗДЕЛ «ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА» ВКЛЮЧАЕТ В
СЕБЯ 20 ЗАДАНИЙ: 13 – С КРАТКИМ ОТВЕТОМ И 7
ЗАДАНИЙ - НА ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА
ОТВЕТА. ВРЕМЯ – 40 МИНУТ.
Три задания:
1. Задания базового
уровня (грамматика
В4-В10) – 7 вопросов
2. Задания
повышенного уровня
(словообразование
В11-В16) – 6 вопросов
3. Задания высокого
уровня (лексические
навыки А22-А28) – 7
вопросов
РАЗДЕЛ «ЛЕКСИКА И
ГРАММАТИКА» ПРОВЕРЯЕТ:
Знание грамматики:
владение
видовременными
формами глагола
притяжательных
местоимений,
притяжательных
прилагательных
знание порядковых и
количественных
числительных
степеней сравнения
прилагательных
употребление герундия
личных, объектных и
Знание лексики:
знание значения и
сочетаемости слов
знание фразовых
глаголов
употребление предлогов
понимание различий в
употреблении близких по
значению или по форме
слов
знание орфографии
ЗАДАНИЯ В4-В10 БАЗОВОГО
УРОВНЯ
Даётся связный отрывок
из повествовательного
или научно
популярного текста с
пропусками. На полях –
слова, которые следует
преобразовать, чтобы
они грамматически
соответствовали
содержанию текста
Стратегии выполнения:
1. бегло прочитайте рассказ,
игнорируя пропуски. Цель
– понять основное
содержание и
определение времени
повествования
2. Изучите каждое
предложение и слово
отдельно. Определите
часть речи пропущенного
слова.
3. Заполните пропуски и
снова прочитайте текст
(соответствуют ли ответы
логике и не поменялся ли
смысл)
ЗАДАНИЯ В11-В16 ПОВЫШЕННОГО
УРОВНЯ
Даётся связный отрывок из
художественного или
публицистического текста с
пропусками. На полях –
слово. Требуется заполнить
пропуски однокоренными
словами, чтобы оно
лексически и грамматически
подходило в предложение.
Стратегии выполнения:
1. Бегло прочитайте текст,
игнорируя пропуски (цель –
понять общее содержание)
2. Прочитайте первое предложение
с пропуском, обратив внимание
на то, что стоит до и после
пропуска (определить часть речи
пропущенного слова)
3. Подумайте над формой слова
(мн. или ед. число, суффикс \
префикс)
4. Произнесите слово (не режет ли
ухо?)
5. Впишите слово
6. Прочитайте весь текст(подходят
ли вписанные слова?)
ЗАДАНИЯ А22-А28 ВЫСОКОГО
УРОВНЯ
Стратегии выполнения:
1. Прочитайте рассказ,
игнорируя пропуски (цель-
понять общий смысл)
2. Прочитайте первое
предложение с пропуском и
изучите его окружение
3. Прочитайте варианты
Даётся связный отрывок из
художественного или
публицистического текста с
пропусками. После текста
даются 4 варианта ответа
для каждого пропуска.
Требуется заполнить
пропуск, выбрав правильный
ответ из 4-х предложенных.
ответов и сделайте выбор
(правильным будет то
слово, которое вы узнаёте,
а не то, которое раньше
никогда не видели)
4. Прочитайте текст (верно ли
логически и грамматически)
РАБОТА НАД ГРАММАТИКОЙ
Перед экзаменом следует
систематизировать свои
знания и восполнить
пробелы. Начать с
самого главного – с
системы времён. Нельзя
просто читать правила,
необходимо выполнять
упражнения по
каждому явлению, а
также на их сравнение.
КАК РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?
Изучайте новые слова в контексте.
Бесполезно заучивать списки слов
(вы их быстро забудете и не
сможете правильно употреблять)
Смотрите больше фильмов на
языке, слушайте диски с записями
диалогов
Подчёркивайте, выписывайте и
переводите слова, которые вам
кажутся полезными, употребляйте
их в речи
Объединяйте слова в
тематические группы
закрепляйте ваши знания с
помощью тестов и упражнений
ПРАВИЛА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Два способа словообразования:
1. Словосложение (путём
сложения основ слов)
blackboard
text-book
2. Словопроизводство (путём
прибавления к основе аффиксов
– префиксов и суффиксов)
unhappy
helpful
НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ
ПРИСТАВКИ (ПРЕФИКСЫ) И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
1. Re (снова, заново, вновь, пере)
read – reread
construct – reconstruct
2. Un, dis, de, anti, counter, contra (противоположное значение)
appear - disappear
dress – undress
formation – deformation
fascist – anti-fascist
attack – counterattack
contradict
3. A, AB, IN (IM, IL, IR), MIS, NON (ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ)
DEFINITE – INDEFINITE
MORAL – AMORAL
NORMAL – ABNORMAL
POSSIBLE – IMPOSSIBLE
REGULAR – IRREGULAR
LEGAL – ILLEGAL
UNDERSTAND – MISUNDERSTAND
INTERFERENCE – NON-INTERFERENCE
4. OVER, SUPER, ULTRA, EXTRA (СВЕРХ, ПЕРЕ, ЧРЕЗМЕРНО)
PAY – OVERPAY
HUMAN – SUPERHUMAN
SHORT – ULTRA-SHORT
ORDINARY – EXTRAORDINARY
5. PRE, FORE (ПЕРЕД)
HISTORIC – PREHISTORIC
SEE – FORESEE
6. POST (ПОСЛЕ)
REVOLUTIONARY – POST-REVOLUTIONARY
7. UNDER (НЕДОСТАТОЧНО, НЕДО-)
PAY – UNDERPAY
8.SUB (ПОД)
DIVISION – SUBDIVISION
9. EX (ЭКС)
CHAMPION – EX-CHAMPION
10. AUTO (САМО, АВТО)
BIOGRAPHY – AUTOBIOGRAPHY
11. TRANS (ЧЕРЕЗ)
ATLANTIC – TRANSATLANTIC
12. UP (ВВЕРХ)
STAIRS – UPSTAIRS
13. BI (ДВОЙНОЙ, ДВА)
LINGUAL – BILINGUAL
14. MULTI (МНОГО)
COLOURED – MULTICOLOURED
15. EN (У ГЛАГОЛА – «ДЕЛАТЬ)
DANGER – ENDANGER
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСЫ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ist, an, ian, er, or, ee, eer (профессия, политика, нация)
1.
communist
pianist
musician
teacher
director
employee
2. ism (учение, теория, качество)
heroism
marxism
3. ment, ade (результат действия)
agreement
blockade
4. HOOD, SHIP, CY, ACY (СОСТОЯНИЕ)
CHILDHOOD
FRIENDSHIP
ACCURACY
INFANCY
5. AGE, ING, ENCE, ANCE, ION, TION, ITION, ATION, SION, AL
(ДЕЙСТВИЕ, СОСТОЯНИЕ)
MARRIAGE
LIVING
VILLAGE
PERFORMANCE
DIFFERENCE
COLLECTION
DECISION
6. DOM, NESS, TY (КАЧЕСТВО, СОСТОЯНИЕ)
FREEDOM
HAPPINESS
ACTIVITY
7. ERY (МЕСТО, ЗАНЯТИЕ, СОСТОЯНИЕ)
BAKERY
COOKERY
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСЫ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1. ese, ish (национальность, слабая степень качества)
Chenese
Scottish
childish
2. ive, ent, ant (наличие качества)
active
different
observant
3. ic, al, ful, ous, y (качество, свойство)
beautiful
easy
basic
famous
central
4. able, ible (способность что-то делать)
changeable
reasonable
5. ARY, ORY (КАЧЕСТВО, СВОЙСТВО)
ELEMENTARY
ILLUSORY
6. LESS (ОТСУТСТВИЕ ЧЕГО-ЛИБО)
ENDLESS
WINDLESS
7. COMPOUND ADJECTIVES
BLUE-EYED
WELL-KNOWN
GOOD-LOOKING
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ
ate, en, fy, ify, ize, ise
recognize
activate
shorten
purify
simplify
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСЫ НАРЕЧИЙ
1. ly
badly
firstly
2. wards, ward (направление)
backward
afterwards
СУФФИКСЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
1. teen (от 13-19)
thirteen
2. ty (десятки)
forty
3. th (порядковые)
fourth
WORD-BUILDING (TEST)
1. Определите, к какой части речи относятся
данные слова и переведите их:
beautiful, artist, heartless, act, fruitless, daily
2. Определите префикс, его значение,
переведите слова:
reason, hope, care, desire, boy, form, nature
4. Назовите глаголы, от которых образованы
существительные:
protection, movement, investigation, definition
coauthor, disarm, unkind, prewar, ultra-short
3. Образуйте прилагательные, переведите
слова:
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
1. Видовременные личные формы глаголов (неумение
определить время действия)
2. Основные формы глаголов (путают 2 и 3 формы,
неумение образовать страдательный залог)
3. Использование вместо Present Perfect – Present or Past
Simple
4. Употребление суффиксов: er, ly, ness, ency, ion, ation,
able, ive и префиксов: dis, in.
5. Образование однокоренных слов
6. Заполнение пропуска опорным словом без изменения его
7. Употребление несуществующих слов
8. Неправильное написание слов
УПРАЖНЕНИЯ
1 Rewrite correctly. Change the words or
phrases in bold:
1. My dad is often getting up late on Saturday mornings.
2. Are you speaking any other languages apart from
3. It’s the first time I’m ever having a party at home.
4. Needs Melanie any help painting her new flat?
5. Actually, I think Darren does works quite hard
English?
sometimes.
2. CHOOSE THE CORRECT ANSWER:
1. MY BROTHER AND I …….. SWIMMING ALMOST EVERY DAY
LAST SUMMER.
A) WENT
B) HAD BEEN GOING
C) WERE GOING
D) HAD GONE
2. JACK ……… CHESS BEFORE, SO I SHOWED HIM WHAT TO
DO.
A) HADN’T BEEN PLAYING
B) DIDN’T PLAY
C) WASN’T PLAYING
D) HADN’T PLAYED
3. I WANTED TO SAY GOODBYE TO JERRY, BUT HE …….
A) WAS ALREADY LEFT
B) ALREADY LEFT
C) HAD ALREADY BEEN LEAVING
D) HAD ALREADY LEFT
3. REWRITE THE SENTENCES USING
THE WORD GIVEN:
1. SOMEONE HAS SCRATCHED MY CAR ON THE DOOR! BEEN
MY CAR ………………………………………………….. ON THE
DOOR!
2. TOMMY IS HAVING AN OPERATION RIGHT NOW. BEING
TOMMY ………………………………………… RIGHT NOW.
3. SHAKESPEARE PROBABLY WROTE THIS PLAY IN 1587.
WRITTEN
THIS PLAY ………………………………………. SHAKESPEARE
IN 1587.
4. MY MUM TOLD ME TO GO TO MEGAGROCERS. SENT
I ………………………………………………… MY MUM.
5. THE GOVERNMENT IS CONSIDERING A NEW LAW TO BAN
SMOKING FOLLOWING NEW RESEARCH. CONSIDERED
A NEW LAW TO BAN SMOKING …………………………………
FOLLOWING NEW RESEARCH.
4. COMPLETE USING THE CORRECT FORM
OF THE WORDS IN BOLD:
WEATHER CONTROL
FORECASTS MIGHT WARN ………….. ABOUT THREATS WE
POSED BY THE WEATHER, BUT IMAGINE IF WE ………… CAN
TAKE CONTROL OF THE WEATHER AND PREVENT DANGEROUS
WEATHER CONDITIONS IN THE …………. PLACE. ONE
CONTROLLING THE WEATHER MAY BE THE …………. BIG
TECHNOLOGICAL CHALLENGE WE FACE. FOR A LONG TIME,
SCIENTISTS HAVE DREAMED OF ………… ARTIFICIAL CLOUDS
CREATE
IN ORDER ……….. RAIN TO AREAS HIT BY DROUGHT, BUT
BRING
ITS MUCH HARDER …………… THAN THEY EXPECTED. DO
5. WRITE ONE WORD IN EACH GAP:
A LUCKY FIND
WHEN I WAS YOUNG, WE ALWAYS HAD TO DO (1)…
A LOT OF THINGS THAT OTHER KIDS HAD. WE LIVED
(2)… MY DAD’S WAGE, WHICH WASN’T MUCH, BUT
WE MANAGED TO GET (3) … . IF WE NEEDED
ANYTHING, WE WOULD (4) … UP FOR IT, BUT
THERE WAS NEVER VERY MUCH FOR LUXURIES.
THEN, ONE DAY, I WAS HELPING MY MUM CLEAN
OUT MY GREAT-AUNT’S ATTIC AFTER SHE DIED
WHEN WE CAME (5) … MY GREAT-AUNT’S WILL!
(1-WITHOUT, 2 – BY, 3 – ON, 4 – SAVE, 5 – ACROSS)
6. CHOOSE THE CORRECT ANSWER:
IF THIS THEORY ABOUT PARALLEL UNIVERSES (1)… CORRECT, IT
(2)… THAT WE’RE LIVING IN MORE THAN ONE UNIVERSE AT THE
SAME TIME. BUT IF THAT (3) … TRUE – IF I WAS DOING DIFFERENT
THINGS IN DIFFERENT UNIVERSES – (4) … ABOUT IT. AND IF I (5)
… ABOUT IT, HOW COULD IT BE ME DOING THESE THINGS? IF I
(6) … THE LOTTERY LAST YEAR IN A PARALLEL UNIVERSE AND
DECIDED TO SAIL ROUND THE WORLD, HOW IS THAT’S ME? IT
DOESN’T MAKE SENSE!
1. A) WILL BE B) IS C) WOULD HAVE BEEN D) HAS BEEN
2. A) HAS MEANT B) MEANT C) HAD MEANT D) MEANS
3. A) WILL BE B) WAS BEING C) WERE D) HAS BEEN
4. A) I’D KNOW B) I’LL KNOW C) I HAVE KNOWN D) I KNOW
5. A) WOULDN’T KNOW B) DON’T KNOW C) WON’T KNOW D)
DIDN’T
KNOW
6. A) HAD WON B) WAS WINNING C) HAVE WON D)WIN
(1 – B, 2 – D, 3 – C, 4 – A, 5 – D, 6 – A)
7. CIRCLE THE CORRECT WORD:
1. THESE DAYS, MANY PARENTS FIND IT DIFFICULT TO
ASSIST\SUPPORT A LARGE FAMILY.
2. FORGETTING TO THANK US FOR DINNER IS
USUAL\TYPICAL OF GEORGE.
3. MY GRANDMA DOESN’T HAVE ANY CLOSE\NEAR
FAMILY HER OWN AGE LEFT.
4. IN ANCIENT\OLD TIMES, PEOPLE HAD A VERY
DIFFERENT VIEW OF THE WORLD.
5. WHO WAS BLAME\FAULT FOR THE ARGUMENT?
6. DON’T YOU KNOW IT’S KIND\POLITE TO CLOSE YOUR
MOUTH WHEN YOU ARE EATING?
7. NATHAN’S PARENTS WERE VERY ENJOYED\PLEASED
WHEN THEY SAW HIM IN THE SCHOOL PLAY.
8. I HAVE A VERY GOOD CONNECTION\RELATIONSHIP
WITH MY MOTHER.
8. COMPLETE THE SENTENCES BY
CHANGING THE FORM OF THE WORD:
1. MY BEST FRIEND HAS A GREAT ……………. (PERSON)
AND EVERYONE LIKES HER.
2. JENNY SEEMED …………… (WILLING) TO TALK ABOUT
HER ARGUMENT WITH NANCY, BUT I EVENTUALLY GOT
THE FACTS.
3. AS I WAITED FOR KELLY TO ARRIVE AT THE CINEMA, I
BIT MY NAILS …………….. (NERVE).
4. IN THE PAST, CHILDREN WERE EXPECTED TO BE VERY
…………… (OBEY).
5. TOM KNEW THAT BEING CHOSEN AS CLASS PRESIDENT
WAS A REAL …………….. (ACHIEVE).
6. KEVIN’S SO SENSITIVE THAT YOU HAVE TO BE VERY
…………….. (CARE) WHAT YOU SAY TO HIM.
(PERSONALITY, UNWILLING, NERVOUSLY, OBEDIENT,
ACHIEVEMENT, CAREFUL)
9. MATCH TO MAKE SENTENCES:
1. THEY ACCUSED ME …………. A) FOR SHOPLIFTING.
2. OUR NEXT-DOOR NEIGHBOUR B) SHE’S GUILTY.
WAS ARRESTED …………
3. SHE DENIED …………. C) OF SHOPLIFTING.
4. I DOUBT WHETHER …………. D) OF SOMEONE
SHOPLIFTING.
5. SHE SAYS SHE WAS MADE …. E) STEALING THE
CLOTHES.
6. I CAUGHT A GLIMPSE …….. F) TO STEAL
SOMETHING
FROM THE SHOP.
(1 – C, 2 – A, 3 – E, 4 – B, 5 – F, 6 – D)
10. WRITE A MODAL OR SEMI-MODAL IN
EACH GAP TO REPLACE THE PHRASE IN
BRACKETS:
1. BRUCE ………….. (IS ABLE TO) FINISH MOST CROSSWORDS IN
UNDER TEN MINUTES.
2. I …………….. (HAD THE OPPORTUNITY TO GO) TO OXFORD
BUT I DECIDED TO GO TO A MORE MODERN UNIVERSITY.
3. WE …………… (WERE MADE TO) APOLOGISE TO THE POLICE
FOR WASTING THEIR TIME.
4. THAT …………. (ALMOST DEFINITELY WASN’T) THE LAST CAN
OF SODA IN THE FRIDGE. I BOUGHT LOADS THIS MORNING!
5. …………… (WERE YOU OBLIGED TO) TALK ABOUT TWO
PHOTOGRAPHS DURING THE INTERVIEW?
6. CHILDREN ………….. (ARE NOR ALLOWED TO) BE LEFT
UNATTENDED.
(1 – CAN, 2 – COULD HAVE GONE, 3 – HAD TO, 4 –
CAN’T\COULDN’T HAVE BEEN, 5 – DID YOU HAVE TO, 6 – MUSTN’T)
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Для тренировки в употреблении видовременных
форм глагола использовать связные тексты (они
помогают понять характер обозначенных в них
действий и время)
2. Если в предложении не употреблено наречие
времени, то соответствующая видовременная
форма глагола обусловлена контекстом
3. Как можно больше давать учащимся
тренировочные упражнения, в которых
сопоставляются разные формы глагола