Экологическая грамотность
Оценка 4.6

Экологическая грамотность

Оценка 4.6
pdf
28.07.2020
Экологическая грамотность
РП - Экологическая грамотность.pdf

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:

1.Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Раменской СОШ № 19, 2015.

2.                 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 г. №1897. 

4.                 Программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. 

5.                 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Раменская средняя общеобразовательная школа №19».

 

Цели изучения учебного предмета, курса

       расширение и углубление знаний учащихся,

       привитие    интереса     учащихся   к        экологическим    вопросам современности, 

       воспитание настойчивости, инициативы,

       формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять ее, преобразовывать, определять ее личностный смысл, публично представлять в просветительных целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.

Задачи изучения учебного предмета, курса

       задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социфльному партнерству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качесва окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Место учебного предмета в Учебном плане ОО

 

Количество часов в год          34 часа Количество часов в неделю       1 час

 

          Особенности развертывания учебного материала 

   Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.

   Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системнодеятельностных подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социальнопрактических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой. В программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видом деятельности обучаемых и соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.          РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностными результатами изучения курса «Экологическая грамотность» являются следующие умения и качества:

              оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

              позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

              выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному          потребительскому        ресурсопользованию, вредным привычкам;

              демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Экологическая грамотность» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

 

Регулятивные УУД: 

              самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;

              объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

              представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

              рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

              выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

              составлять (индивидуально или в группе) план решения

проблемы (выполнения проекта);

              сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

Познавательные УУД:

              формировать представление о экологической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

              проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

              осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

              использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

              анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 

Коммуникативные УУД:

              самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в

группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

              в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

              учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

              понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы);

              уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 

Предметные результаты:

 

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться представлениям:

 

-                     давать определения понятиям

«экологический риск»,

«экологическая безопасность»;   - применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

-                     устанавливать причинноследственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностям расточительного потребительства;

-                     называть источники

-                     о научной области экологии, предмете ее изучения:

-                     о принципе предосторожности;   - о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

-                     об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;   - о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней,  устранение ее;

-                     о способах ресурсосбережения

информации,  из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;   - приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

(энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

  - о роли природы в сохранении и укреплении          здоровья          человека, удовлетворении          материальных запросов и духовных потребностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

Виды деятельности

1

Экология как область научного знания.

Презентация курса (вводное занятие)

Инсценировка

Художественное творчество

2

Потребность человека в благоприятной среде жизни.

Работа в группах

Проблемноценностное общение

3

Экологические опасности в окружающем мире. 

Практическое занятие

Фронтальная и индивидуальная работа

4

Экономное использование природных ресурсов.

Игра – соревнование

Досуговое общение

5

Ценность экономности.

Ролевая игра

«Экологический след нашего класса».

Проблемноценностное общение

Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

Игра – соревнование

Игровая деятельность 

Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

Работа в группах

Досуговое общение

Ограниченность природных ресурсов на планете.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

9

Ограниченность природных ресурсов на планете.

Круглый стол

Проблемноценностное общение

10 

Экономное потребление как проявление экологической ответственности.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

11

Ресурсосбережение.

Работа в группах

Фронтальная и индивидуальная работа

12

Бережное расходование пресной воды.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

 

13 

Экология и здоровье человека.

Работа в группах

Досуговое общение

14 

Экономное потребление как проявление экологической грамотности человека.

Инсценировки

Проблемноценностное общение

15

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы.

Практическое занятие

Фронтальная и индивидуальная работа

16

Оценка условий природы.

Круглый стол

Проблемноценностное общение

17 

Роль природы в сохранении здоровья человека.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

18 

Роль природы в укреплении здоровья человека.

Работа в группах

Досуговое общение

19

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека.

«Мозговой штурм»

Проблемноценностное общение

20

Природные ресурсы как источник удовлетворения духовных потребностей человека в красоте.

Работа в группах

Проблемноценностное общение

21

Природные ресурсы как источник удовлетворения потребностей человека в чувственно-

эмоциональном общении с живым, познании.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

22 

Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов.

«Мозговой штурм»

Проблемноценностное общение

23 

Чувство единения с природой.

Работа в парах

Художественное творчество

24

Грамотное поведение в природной среде.

Игра – соревнование

Игровая деятельность

25

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

«Мозговой штурм»

Проблемноценностное общение

26 

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры

Игра «Что? Где? Когда?»

Игровая деятельность 

27

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека.

Круглый стол

Досуговое общение

28 

Просвещение и его формы (личный пример).

Практическое занятие

Досуговое общение

29

Просвещение и его формы (плакат).

Урок - конкурс

Художественное творчество

30

Просвещение и его формы (буклет, листовка).

Проекты

Досуговое общение

31 

Просвещение и его формы (театр, выступления).

Урок-конкурс

Художественное творчество

32 

Правила экологически грамотного поведения в школе, дома.

Круглый стол

Проблемноценностное общение

33

Правила экологически грамотного поведения в городской, сельской местности.

Деловая игра

Игровая деятельность

34

Правила экологически грамотного поведения в природной среде.

Урок-игра

Игровая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме Школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой - даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых- родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

   Виды учебной деятельности:  научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социальнотворческая и общественно полезная практика

   Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.

  В рамках программы реализуется социально-проблемная естественнонаучная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системнодеятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования учений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Название раздела

Колво

часо в

 

В том числе

 

Контрольны

х работ

Практическ их работ

(творческая работа)

Лабораторн ых работ

1

Экономное потребление

14

 

 

 

2

Экологическая безопасность в природной среде

12

 

 

 

3

Мой вклад в экологическое просвещение

8

 

 

 

Всего

34

 

 

 

 

Экономное потребление: учусь быть взрослым (14 часов)

  Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условия его здоровья и долголетия.

  Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережной расходование пресной води и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.

  Формы организации внеурочной деятельности:

  Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).

  Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережение.

Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».

  Урок для родителей «Учимся жить экономно». 

  Экологическая безопасность в природной среде. (12 часов)

  Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (Клеши, змеи, состояние источников питьевой воды др.).

  Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей к красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды на примере  изучения экосистемы пруда Спасо-преображенского монастыря на территории пришкольного участка. Отсутствие следов пребывания человека в данной экосистеме как показатель его экологической культуры. Проведение  экологических Акций прямого действия «Чистый берег» по очистке пришкольной территории.

  Формы организации внеурочной деятельности:

  Психологический практикум – тренинг

  Ролевая ситуационная игра

  Практикум, демонстрационные опыты.

  Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу»(1982), «Рысь возвращается»(1986), «Рысь идет по следу»(1994), режиссер А.Бабаян.

   Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.

 

 Мой вклад в экологическое просвещение. (8 часов)

  Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, на пришкольном участке, в городской, сельской, природной среде. 

Формы организации внеурочной деятельности:

Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурс экологических плакатов, буклетов).  Открытый просмотр кинофильмов «Дом – свидание с планетой»(2009), Франция. Режиссеры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректи рованные (фактичес кие) сроки прохождения

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Экономное потребление (14 часов)

1

Экология как область научного знания.

05.09

 

Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных

ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения,

2

Потребность человека в благоприятной среде жизни.

12.09

 

3

Экологические опасности в окружающем мире. 

19.09

 

4

Экономное использование природных ресурсов.

26.09

 

5

Ценность экономности.

03.10

 

Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

10.10

 

Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

17.10

 

Ограниченность природных ресурсов на планете.

24.10

 

 

9

Ограниченность природных ресурсов на планете.

07.11

 

бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья.

Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете.

10  

Экономное потребление как проявление экологической ответственности.

14.11

 

11

Ресурсосбережение.

21.11

 

12

Бережное расходование пресной воды.

28.11

 

13 

Экология и здоровье человека.

05.12

 

14  

Экономное потребление как проявление экологической грамотности человека.

12.12

 

Экологическая безопасность в природной среде (12 часов)

15

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы.

19.12

 

Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного

16

Оценка условий природы.

26.12

 

17 

Роль природы в сохранении здоровья человека.

16.01

 

18  

Роль природы в укреплении здоровья человека.

23.01

 

 

19

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека.

30.01

 

самосовершенствован ия. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды.

20

Природные ресурсы как источник удовлетворения духовных потребностей человека в красоте.

06.02

 

21

Природные ресурсы как источник удовлетворения потребностей человека в чувственноэмоциональном общении с живым, познании.

13.02

 

22 

Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов.

20.02

 

23 

Чувство единения с природой.

27.02

 

24

Грамотное поведение в природной среде.

06.03

 

25

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

13.03

 

 

26 

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры

27.03

 

 

Мой вклад в экологическое просвещение (8 часов)

27

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека.

03.04

 

Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28  

Просвещение и его формы (личный пример).

10.04

 

29

Просвещение и его формы (плакат).

17.04

 

30

Просвещение и его формы (буклет, листовка).

24.04

 

31  

Просвещение и его формы (театр, выступления).

08.05

 

32  

Правила экологически грамотного поведения в школе, дома.

15.05

 

33

Правила экологически грамотного поведения в городской, сельской

22.05

 

 

местности.

 

 

 

 

 

 

 

34

Правила экологически грамотного поведения в природной среде.

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист согласования изменений в календарно-тематическом планировании

п/п

Изменение календарно-тематического планирования 

(дата, содержание изменения, причины)

Отметка о согласовании с администрацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ

   

 

 

     

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания 

ШМО учителей естественно-научного цикла

от 31.08.2016 № 1 Руководитель ШМО 

______________ (Рябова Е.С.)

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по ВР ______________ (Захваткина Г.В.) Дата:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перечень нормативных документов, на основе которых составлена

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перечень нормативных документов, на основе которых составлена

Задачи изучения учебного предмета, курса • задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со…

Задачи изучения учебного предмета, курса • задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со…

I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Познавательные УУД: • формировать представление о экологической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством…

Познавательные УУД: • формировать представление о экологической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством…

- давать определения понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»; - применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации; - устанавливать причинноследственные связи…

- давать определения понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»; - применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации; - устанавливать причинноследственные связи…

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Ценность экономности. Ролевая игра «Экологический след нашего класса»

Ценность экономности. Ролевая игра «Экологический след нашего класса»

Роль природы в сохранении здоровья человека

Роль природы в сохранении здоровья человека

Просвещение и его формы (личный пример)

Просвещение и его формы (личный пример)

Виды учебной деятельности : научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социальнотворческая и общественно полезная практика

Виды учебной деятельности : научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социальнотворческая и общественно полезная практика

Экономное потребление 14 2

Экономное потребление 14 2

Экологическая безопасность в природной среде

Экологическая безопасность в природной среде

Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурс экологических плакатов, буклетов)

Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурс экологических плакатов, буклетов)

Наименования разделов и тем

Наименования разделов и тем

Ограниченность природных ресурсов на планете

Ограниченность природных ресурсов на планете

Оценка условий природы. 26

Оценка условий природы. 26

Природные ресурсы как источник удовлетворения духовных потребностей человека в красоте

Природные ресурсы как источник удовлетворения духовных потребностей человека в красоте

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека

Лист согласования изменений в календарно-тематическом планировании № п/п

Лист согласования изменений в календарно-тематическом планировании № п/п

V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ

V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2020