Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:
1.Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Раменской СОШ № 19, 2015.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 г. №1897.
4. Программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г.
5. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Раменская средняя общеобразовательная школа №19».
Цели изучения учебного предмета, курса
• расширение и углубление знаний учащихся,
• привитие интереса учащихся к экологическим вопросам современности,
• воспитание настойчивости, инициативы,
• формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять ее, преобразовывать, определять ее личностный смысл, публично представлять в просветительных целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Задачи изучения учебного предмета, курса
• задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социфльному партнерству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качесва окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.
Место учебного предмета в Учебном плане ОО
Количество часов в год 34 часа Количество часов в неделю 1 час
Особенности развертывания учебного материала
Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.
Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системнодеятельностных подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социальнопрактических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой. В программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видом деятельности обучаемых и соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.
Личностными результатами изучения курса «Экологическая грамотность» являются следующие умения и качества:
• оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
• позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
• выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
• демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Экологическая грамотность» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;
• объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
• представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
• рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы (выполнения проекта);
• сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
• формировать представление о экологической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться представлениям:
|
- давать определения понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»; - применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации; - устанавливать причинноследственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностям расточительного потребительства; - называть источники |
- о научной области экологии, предмете ее изучения: - о принципе предосторожности; - о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях; - об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности; - о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее; - о способах ресурсосбережения |
информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней; - приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях. |
(энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.); - о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека. |
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации |
Виды деятельности |
1 |
Экология как область научного знания. |
Презентация курса (вводное занятие) Инсценировка |
Художественное творчество |
2 |
Потребность человека в благоприятной среде жизни. |
Работа в группах |
Проблемноценностное общение |
3 |
Экологические опасности в окружающем мире. |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
4 |
Экономное использование природных ресурсов. |
Игра – соревнование |
Досуговое общение |
5 |
Ценность экономности. |
Ролевая игра «Экологический след нашего класса». |
Проблемноценностное общение |
6 |
Причины формирования сходных ценностей у разных народов. |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
7 |
Причины формирования сходных ценностей у разных народов. |
Работа в группах |
Досуговое общение |
8 |
Ограниченность природных ресурсов на планете. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
9 |
Ограниченность природных ресурсов на планете. |
Круглый стол |
Проблемноценностное общение |
10 |
Экономное потребление как проявление экологической ответственности. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
11 |
Ресурсосбережение. |
Работа в группах |
Фронтальная и индивидуальная работа |
12 |
Бережное расходование пресной воды. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
13 |
Экология и здоровье человека. |
Работа в группах |
Досуговое общение |
14 |
Экономное потребление как проявление экологической грамотности человека. |
Инсценировки |
Проблемноценностное общение |
15 |
Экологическая безопасность человека в условиях местной природы. |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
16 |
Оценка условий природы. |
Круглый стол |
Проблемноценностное общение |
17 |
Роль природы в сохранении здоровья человека. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
18 |
Роль природы в укреплении здоровья человека. |
Работа в группах |
Досуговое общение |
19 |
Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека. |
«Мозговой штурм» |
Проблемноценностное общение |
20 |
Природные ресурсы как источник удовлетворения духовных потребностей человека в красоте. |
Работа в группах |
Проблемноценностное общение |
21 |
Природные ресурсы как источник удовлетворения потребностей человека в чувственно- эмоциональном общении с живым, познании. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
22 |
Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. |
«Мозговой штурм» |
Проблемноценностное общение |
23 |
Чувство единения с природой. |
Работа в парах |
Художественное творчество |
24 |
Грамотное поведение в природной среде. |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
25 |
Ценность эстетической привлекательности природной среды. |
«Мозговой штурм» |
Проблемноценностное общение |
26 |
Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры |
Игра «Что? Где? Когда?» |
Игровая деятельность |
27 |
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. |
Круглый стол |
Досуговое общение |
28 |
Просвещение и его формы (личный пример). |
Практическое занятие |
Досуговое общение |
29 |
Просвещение и его формы (плакат). |
Урок - конкурс |
Художественное творчество |
30 |
Просвещение и его формы (буклет, листовка). |
Проекты |
Досуговое общение |
31 |
Просвещение и его формы (театр, выступления). |
Урок-конкурс |
Художественное творчество |
32 |
Правила экологически грамотного поведения в школе, дома. |
Круглый стол |
Проблемноценностное общение |
33 |
Правила экологически грамотного поведения в городской, сельской местности. |
Деловая игра |
Игровая деятельность |
34 |
Правила экологически грамотного поведения в природной среде. |
Урок-игра |
Игровая деятельность |
|
|
|
|
Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме Школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой - даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых- родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социальнотворческая и общественно полезная практика
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественнонаучная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системнодеятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования учений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.
№ |
Название раздела |
Колво часо в |
|
В том числе |
|
Контрольны х работ |
Практическ их работ (творческая работа) |
Лабораторн ых работ |
|||
1 |
Экономное потребление |
14 |
|
|
|
2 |
Экологическая безопасность в природной среде |
12 |
|
|
|
3 |
Мой вклад в экологическое просвещение |
8 |
|
|
|
Всего |
34 |
|
|
|
Экономное потребление: учусь быть взрослым (14 часов)
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условия его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережной расходование пресной води и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережение.
Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».
Урок для родителей «Учимся жить экономно».
Экологическая безопасность в природной среде. (12 часов)
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (Клеши, змеи, состояние источников питьевой воды др.).
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей к красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды на примере изучения экосистемы пруда Спасо-преображенского монастыря на территории пришкольного участка. Отсутствие следов пребывания человека в данной экосистеме как показатель его экологической культуры. Проведение экологических Акций прямого действия «Чистый берег» по очистке пришкольной территории.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум – тренинг
Ролевая ситуационная игра
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу»(1982), «Рысь возвращается»(1986), «Рысь идет по следу»(1994), режиссер А.Бабаян.
Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Мой вклад в экологическое просвещение. (8 часов)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, на пришкольном участке, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурс экологических плакатов, буклетов). Открытый просмотр кинофильмов «Дом – свидание с планетой»(2009), Франция. Режиссеры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименования разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректи рованные (фактичес кие) сроки прохождения |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме |
Экономное потребление (14 часов) |
||||
1 |
Экология как область научного знания. |
05.09 |
|
Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, |
2 |
Потребность человека в благоприятной среде жизни. |
12.09 |
|
|
3 |
Экологические опасности в окружающем мире. |
19.09 |
|
|
4 |
Экономное использование природных ресурсов. |
26.09 |
|
|
5 |
Ценность экономности. |
03.10 |
|
|
6 |
Причины формирования сходных ценностей у разных народов. |
10.10 |
|
|
7 |
Причины формирования сходных ценностей у разных народов. |
17.10 |
|
|
8 |
Ограниченность природных ресурсов на планете. |
24.10 |
|
9 |
Ограниченность природных ресурсов на планете. |
07.11 |
|
бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете. |
10 |
Экономное потребление как проявление экологической ответственности. |
14.11 |
|
|
11 |
Ресурсосбережение. |
21.11 |
|
|
12 |
Бережное расходование пресной воды. |
28.11 |
|
|
13 |
Экология и здоровье человека. |
05.12 |
|
|
14 |
Экономное потребление как проявление экологической грамотности человека. |
12.12 |
|
|
Экологическая безопасность в природной среде (12 часов) |
||||
15 |
Экологическая безопасность человека в условиях местной природы. |
19.12 |
|
Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного |
16 |
Оценка условий природы. |
26.12 |
|
|
17 |
Роль природы в сохранении здоровья человека. |
16.01 |
|
|
18 |
Роль природы в укреплении здоровья человека. |
23.01 |
|
19 |
Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека. |
30.01 |
|
самосовершенствован ия. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды. |
20 |
Природные ресурсы как источник удовлетворения духовных потребностей человека в красоте. |
06.02 |
|
|
21 |
Природные ресурсы как источник удовлетворения потребностей человека в чувственноэмоциональном общении с живым, познании. |
13.02 |
|
|
22 |
Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. |
20.02 |
|
|
23 |
Чувство единения с природой. |
27.02 |
|
|
24 |
Грамотное поведение в природной среде. |
06.03 |
|
|
25 |
Ценность эстетической привлекательности природной среды. |
13.03 |
|
26 |
Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры |
27.03 |
|
|
Мой вклад в экологическое просвещение (8 часов) |
||||
27 |
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. |
03.04 |
|
Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).
|
28 |
Просвещение и его формы (личный пример). |
10.04 |
|
|
29 |
Просвещение и его формы (плакат). |
17.04 |
|
|
30 |
Просвещение и его формы (буклет, листовка). |
24.04 |
|
|
31 |
Просвещение и его формы (театр, выступления). |
08.05 |
|
|
32 |
Правила экологически грамотного поведения в школе, дома. |
15.05 |
|
|
33 |
Правила экологически грамотного поведения в городской, сельской |
22.05 |
|
|
|
местности. |
|
|
|
34 |
Правила экологически грамотного поведения в природной среде. |
29.05 |
|
№ п/п |
Изменение календарно-тематического планирования (дата, содержание изменения, причины) |
Отметка о согласовании с администрацией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей естественно-научного цикла
от 31.08.2016 № 1 Руководитель ШМО
______________ (Рябова Е.С.)
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по ВР ______________ (Захваткина Г.В.) Дата:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.