Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
Воспитательное мероприятие:
«Береги планету!»
Исполнитель:
Жуковец Кристина Агезямовна
учитель начальных классов
Волчанск, 2020
Тематическое направление: экологическое воспитание.
Тема воспитательного мероприятия: «Береги планету!», актуальность выбранной темы заключается в том, что экологическое воспитание детей младшего школьного возраста важная составляющая процесса гармоничного развития, необходимо воспитание гуманных отношений ко всему живому на планете, элементарной экологической культуры.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 8 – 9 лет/ 2 – 3 класс
Проблема внеклассной работы с обучающими всегда была актуальна для любого учителя, так как она удачно сочетает в себе триединую функцию – обучение, воспитание и развитие личности в любом образовательном учреждении. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Данное мероприятие является комплексным обобщением элементов экологического воспитания в таких предметах как окружающий мир, литературное чтение.
Цель: воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у обучающихся за судьбу планеты Земля в целом.
2. Познакомить обучающихся с наукой экологией, с новыми экологическими понятиями, знаниями.
3. Развивать интерес к проблемам экологии.
4. Вовлекать обучающихся в природоохранную деятельность.
5. Пробуждать у обучающихся активность, отзывчивость на бедственное состояние в природе.
6. Формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
Оборудование: Мультимедиа, раздаточный материал, интерактивная доска, костюмы богатырей, клочки бумаги, 2 урны, грамоты, сладкие призы, буклет «Юный эколог», выставка рисунков, рассада.
Планируемые результаты:
· Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.
· Заложить основы природоохранного поведения.
· Благоустройство и озеленение школьной территории.
Форма проведения воспитательного мероприятия: конкурсно – игровая, данная форма наиболее интересна младшим школьникам, так как через игру дети усваивают важные экологические знания с интересом и удовольствием.
Данное мероприятие разработано с помощью технологии игрового обучения, так как экологические игры приводят учащихся к осознанию своего места и роли в окружающей среде, ставят ребенка в положение исследователя, открывателя существующих связей и закономерностей в природе, способствуют пониманию экологических проблем.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:
· подготовительный этап (обсуждение и принятие идеи, выбор тематического направления, определение целевой аудитории, постановка целей и задач мероприятия, подбор литературы, составление сценария, распределение ролей, оформление кабинета, поиск информационно-коммуникационного обеспечения, подготовка реквизитов, призов)
· основной этап (проведение мероприятия, реализация сценарного замысла)
· заключительный этап (подвести итоги, установить «обратную связь», поощрить участников)
· аналитический (анализ выполненной работы)
Список используемой литературы:
Список литературы:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение,
2011. (Стандарты второго поколения).
2. Захлебный А Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986.
3. Игнатьева Л.Е., Долгорукова Т.И. и др. День Земли. Воспитание экологической культуры. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2005.
4. Князева Е.Л. Карточки-символы «Правила поведения на природе – «девять нельзя». Журнал «География в школе», № 3, 2008.
5. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – М.: Росмэн, 1998.
6. Энциклопедия для детей «Экология», М: Аванта, 2006
Ход мероприятия.
Эту
истину знаю отроду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою…
1. Психологический настрой.
Звучит песня «Чистые пруды».
Ведущий: Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Я рада приветствовать Вас на конкурсно-игровой программе «Природа – твой дом, не смей мусорить в нём!»
2. Актуализация знаний.
Ведущий: Ребята, мы с вами много говорили о том, что нужно внимательно смотреть, кто находится рядом с вами, комфортно ли ему, может быть кому-то нужна ваша помощь. Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что окружает вас каждый день. Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе.
Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему? (ответы детей)
Все мы – жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея огромное множество достижений в области техники, науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями, у человечества появилось множество проблем. К числу самых волнуемых относятся проблемы экологии. Чтобы сохранить природу, а заодно и сохранить свои жизни, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Вот так и возникла наука экология. Это слово составлено из двух слов: «ойкос» - дом, и «логос» - наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме, и о законах, по которым мы должны жить. Предлагаю Вашему вниманию видеоролик о нашей планете Земля.
Просмотр видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=t8A7NUcR8Uc)
Ведущий: какие выводы мы можем сделать после просмотра данного видео? (природа сможет прожить без человека, а человек без природы – нет). Сейчас я попрошу всех подумать и ответить на несколько вопросов.
1. Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы)
2. А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце)
Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его еще можно сравнить и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.
3. В природе идет дождь. Где его можно встретить в нашем доме? (В нашем доме есть душ)
4. В природе – ветер, а в доме? (Вентилятор)
5. В комнате есть пол. Что является полом в природе? (Земля, почва)
6. В нашем доме бывают каменные и деревянные стены. (В природе – горы и деревья)
7. У нас горит пламя на газовой плите. (В природе огонь вырывается из вулкана)
8. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах. (У себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике)
9. В природе дикие животные. (В обычном доме – домашние)
Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца? Животных? (ответы детей)
10. Ребята, а кто построил наши дома? (Строители)
11. Кто построил природу? (Никто не строил)
12. Где чище: дома или на природе? (Дома чище)
13. Почему? (Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может)
Ведущий: Все, что есть в природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок. Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами. Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.
3. Основная часть.
Ведущий: 1 конкурс «Представление команд». Прежде чем мы начнем, я предлагаю разделиться на две команды. В этом конкурсе будет оцениваться название, которое обязательно должно быть экологическим, эмблема, представление команды. А оценивать Вас будет наше компетентное жюри (представление жюри).
После представления команд, пока жюри оценивает конкурс, выступает ученик с презентацией стихотворения.
Ученик: Ты, человек, любя
природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Ведущий: 2 конкурс «Разминка». Каждой команде будет выдан листок, с названием цветов, животных, деревьев и птиц. Но все буквы в этих словах перепутаны. Ваша задача переставить буквы в правильном порядке.
Пока жюри оценивает конкурс, звучит песня Ю. Антонова «Страна чудес», группа девочек исполняет танец, символизирующий стремление людей сделать планету чистой.
Ведущий: 3 конкурс «Экспресс – опрос». Я вижу, вы готовы к большой игре и нет смысла откладывать ее начало! Мы приступаем к основным конкурсам. Сейчас вам предстоит экспресс-опрос. Я задаю вопрос и предлагаю варианты ответа. Вы выбираете и отвечаете.
Пока жюри оценивает конкурс, мальчики поют частушки о защите живой природы.
1 ученик: Рыбок, птичек убивают
Рубят рощи, пилят лес.
Атмосферу загрязняют,
Будто в них вселился бес.
2 ученик: Нам смотреть на это больно,
Нас так тянет к красоте.
Потому участок школьный
Мы содержим в чистоте!
3 ученик: Убираем парки, скверы,
А когда мы подрастём
Мы леса вокруг посадим,
Ведь Земля – наш общий дом!
Ведущий: 4 конкурс «Жалоба». Вам выдаются листочки, на которых написан текст «жалобы» животного, ваша задача догадаться о ком идёт речь.
Пока жюри оценивает конкурс, ребята разыгрывают небольшую сценку. (Приложение 4)
Ведущий: 5 конкурс «Восстанови пословицу». На данном этапе мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы о природе. Каждой команде будет выдан конверт, в котором все пословицы перепутались, ваша задача как можно больше собрать пословиц. Дополнительные баллы получит та команда, которая не только соберёт большее количество, но и сможет объяснить смысл.
Пока жюри оценивает конкурс, ребята играют в игру «Путаница», надо распутать стихотворение, правильно вставить слова.
1.
Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на
ветке –
Весь зеленый...
крокодил (попугай)
2.
Поздно ночью не усну, –
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его... жираф (волк)
3.
Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака –
Это место называется... река (лес)
4.
То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает – сюрприз,
Дружно скажем: это... лис (ворон)
5.
У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это... киска (лев)
Ведущий: 6 конкурс «Кроссворд». Командам предлагается кроссворд на тему «Животные».
Пока жюри оценивают конкурс, командам предлагается собрать пазл с помощью интерактивной доски (домик в лесу).
(https://pazlyigra.ru/script/play.php?image=https://pazlyigra.ru/uploads/posts/2020-10/1602661179_642147.jpg)
Ведущий: 7 конкурс «Конкурс капитанов». Капитаны встают друг напротив друга, перед ними стол, на котором лежит камушек, тот, кто готов ответить на вопрос, должен быстро схватить предмет, кто схватил – тот и отвечает первый.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги нашего мероприятия, я предлагаю сыграть в игру «Мусоробол». Не секрет, что многие люди, кидая мусор в урну, не попадают в неё, тем самым загрязняя нашу планету. Сейчас мы выстроимся друг за другом, и по очереди будем кидать клочок бумаги. После, мы посчитаем количество бумажек в урне, это будет дополнительными баллами вашей команде.
Ведущий: Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью. А вам всем будет домашнее задание – изготовить скворечник.
Ученик:
Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля, и небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя, терзал за веком век
И брал всё только для себя «разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать «природную среду».
Но почему ж так поздно мы почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле приходится терпеть.
Надолго хватит нам воды, коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты – разумный человек!
Жюри объявляет победителей. Командам вручаются грамоты, сладкие призы, каждому участнику вручается буклет «Заповеди юного эколога». В конце мероприятия учащиеся поют песню Земляне «Земля в иллюминаторе». Далее, все отправляются на школьный участок, где высаживают заранее выращенные цветы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.